Глава 4. Индивидуальное и типичное в личности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Индивидуальное и типичное в личности человека



Понятие об индивидуальности и типичности

Каждый человек как представитель биологического вида наделен одинаковыми с другими людьми свойствами. У каждого есть все психические процессы, у каждого в общих чертах одинаково строение тела, по одним и тем же законам функционирует мозг и другие физиологические системы. И в то же время все люди разные, так как у них разные особенности строения тела, разные особенности течения нервных и психических процессов, разные особенности личностных свойств. В личности, таким образом, проявляется и общее, и особенное, и единичное.

Б.Ф.Ломов выделяет семь уровней индивидуальных особенностей человека: морфологический, биохимический, физиологический, психофизиологический, психический, социально-психологический, социальный. Эти уровни изучают разные науки: морфология, биохимия, физиология, социология и психология.

Индивидуальность присуща не только всем большим художникам, писателям, артистам, но и каждому человеку. Об этом нельзя забывать тем людям, которые в своей профессии непосредственно связаны с другими людьми (врачам, педагогам, руководителям и т.п.).

Особенности человека можно разделить на два класса: присущие только данному субъекту – индивидуальные, и присущие группе людей – типические (от слова «типовой»).

Типические особенности отличают одну группу людей от другой по какому-то признаку (межгрупповые различия по каким-то особенностям). Эти различия проявляются на разных уровнях6 нейродинамическом, темпераментном и характерологическом.

Типологические особенности на нейродинамическом уровне психики

Типическое на нейродинамическом уровне проявляется в различной выраженности у разных людей свойств нервной системы – силы, подвижности, лабильности, баланса между возбуждением и торможением.

У одних людей имеется большая сила нервной системы, у других – малая. Одни люди обладают большой скоростью течения нервных процессов, быстрой сменой одного процесса другим, другие – малой скоростью и медленной сменой у одних процесс возбуждения преобладает над процессом торможения у других наоборот, у третьих они находятся в равновесии.

На основании этого выделяют группы людей с сильной или слабой нервной системой, подвижной или инертной, уравновешенной или неуравновешенной (в сторону того или иного процесса). Однако такое деление характеризует человека как представителя определенной типологической группы лишь с одной стороны (фрагментарно).

В действительности группа людей, имеющих например, сильную нервную систему, не однородна даже на нейродинамическом уровне, не говоря уже о других. Так, одна группа с сильной нервной системой имеет подвижность возбуждения и торможения, другая подвижность возбуждения и инертность торможения, третья – оба инертных процессов и т.д. Если к этому присовоку3пить различия по балансу нервных процессов, то получается довольно большое число различных сочетаний типологических особенностей на нейродинамическом уровне.

Эти сочетания создают каждый раз новую интегральную особенность человека, проявляющуюся в его способностях, мотивах, индивидуальном стиле деятельности. Например, сочетание слабой нервной системы с инертностью нервных процессов и с преобладанием торможения по внешнему балансу делает человека устойчивым к монотонной работе, а сочетание слабости нервной системы с подвижностью нервных процессов и преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу обеспечивает быстродействие.

Принцип интегральной оценки имеющихся у человека типологических особенностей проявления свойств нервной системы был сформулирован еще И.П. Павловым в его учении о типах высшей нервной деятельности.

Для выявления и измерения степени выраженности типологических особенностей разработано много аппаратурных методик. Однако использование типологических особенностей для прогнозирования возможностей человека, и частности - выраженности той или иной способности, требует учета ряда положений.

1. Нет «плохих» и «хороших» типологических особенностей. Каждая из них может выступать как с положительной, так и с отрицательной стороны, в зависимости от того, какую деятельность и в каких условиях выполняет человек. Так, например, сильная нервная система способствует психической устойчивости человека в напряженной ситуации, но не обеспечивает устойчивости к монотонной малоинтенсивной работе. Инертность нервных процессов является одним из факторов, влияющих на прочность запоминания информации, но препятствует быстрой переключаемости человека с одной ситуации на другую. Поэтому типологические особенности определяют не столько степень приспособления человека к внешней среде, сколько различные формы этого приспособления. Это значит, что высоких социальных достижений могут достичь люди с любыми типологическими особенностями. Однако это не значит, что в любом виде деятельности и в любых условиях человек добьется идеального приспособления к внешней среде и покажет высокие достижения, независимо от того, какие типологические особенности у него имеются. С определенными типологическими особенностями можно добиться высоких результатов только в определенных видах деятельности, соответствующих имеющимся у человека способностям. «Хороших» типологических особенностей на все случаи жизни нет.

2. Способности определяются несколькими типологическими особенностями. Каждая из типологических особенностей - это своеобразные кирпичики, от сочетания которых получается целый фасад здания, присущее ему определенное лицо. Отсюда, чем больше у человека имеется типологических особенностей, входящих в тот или иной типологический комплекс, тем в большей степени у него выражена данная способность. Например, человек, имеющий только две типологической особенности из четырех, входящих в комплекс устойчивости к монотонной работе, будет обладать меньшей устойчивостью к монотонии, чем человек, имеющий все четыре типологические особенности. Таким образом, чем шире спектр изучаемых типологических особенностей (задатков), тем более надежным будет прогноз об имеющихся у человека способностях.

3. Одна и та же типологическая особенность может входить в структуру различных способностей. Например, слабая нервная система входит в типологические комплексы «реактивности», устойчивости к монотонной работе, артистичности; у лиц со слабой нервной системой меньше тремор, больше переключаемость внимания и т.д.

4. Типологические особенности могут быть лишь дополнительным критерием прогноза достижения успеха в будущем. В определенные виды деятельности в большинстве своем подбираются лица с определенными типологическими особенностями - вследствие их влияния на способности к этому виду деятельности и на склонность к нему. Однако это лишь тенденция, которая вовсе не означает, то людям с «нетипичной» для данной деятельности типологией дорога к успеху заказана. Типологические особенности выступают лишь как фактор, облегчающий или затрудняющий овладение тем или иным видом деятельности, но не определяющим уровень достижений. Это значит, что по типологическим особенностям нельзя предсказать успех и уровень достижений в будущем. Дело в том, что успех и уровень достижений определяются, прежде всего, социальными факторами: знаниями педагогов, материальной базой, и многими другими факторами.

 

Типологические особенности на темпераментном уровне психики

Типические различия в поведении человека были замечены и описаны еще Гиппократом в IV веке до нашей эры. Слова темперамент в переводе в латинского «красис» означает надлежащее соотношение частей. Гиппократ выделил четыре типа «красиса», обусловленных различным смешением в организме жидкостей (соков)6 крови (сангвис), желчи (холе), черной желчи (меланхоле) и слизи (флегмы). Каждая жидкость, по Гиппократу, имеет свои свойства и влияет через них на поведение человека (кровь – тепло, слизь – холод, желтая желчь – сухость, черная желчь – влажность). Отсюда и название типов темперамента, как интегральной характеристики врожденных особенностей человека, которые дал римский врач Клавдий Гален (II век до н.э.): сангвинистический, холерический, меланхолический, флегматический.

Правда психологическая характеристика этих типов темперамента была небогатой, но со временем она все боле и больше расширялась. Уже сам К.Гален выделял 13 промежуточных типов темперамента, а И.П. Павлов допускал возможность наличия до 25 типов. В настоящее время стали очевидными слабые стороны такого подхода.

На сегодня о том, что такое темперамент и какие типы имеются в науке нет точного представления. Поэтому говорят об отдельных свойствах темперамента, которые характеризуют особенности психической деятельности человека, а не его физиологические процессы.

Свойства темперамента относятся к психическим свойствам, которыми один человек в своем поведении отличается от других. К ним относят (по В.С. Мерлину): тревожность, эмоциональную возбудимость, импульсивность, лабильность и ригидность.

Тревожность - это свойство, определяемое степенью беспокойства, озабоченности, эмоциональной напряженности человека в ответственной и особенно угрожающей ситуации.

Эмоциональная возбудимость - это легкость возникновения эмоциональных реакций на внешние и внутренние воздействия.

Импульсивность - это характеристика быстроты реагирования, принятие и исполнение решения.

Лабильность и ригидность - обусловливает легкость и гибкость приспособления человека к изменяющимся внешним воздействиям: ригиден тот, кто трудно приспосабливается к изменившейся ситуации, кто инертен в поведении, косен в привычках и образе мыслей; лабилен тот, кто быстро приспосабливается к новой ситуации.

Свойства темперамента связаны со свойствами нервной системы. Например. тревожность выше у лиц со слабой нервной системой, ригидность больше у лиц с инертностью нервных процессов. Однако свойства темперамента не сводимы только к свойствам нервной системы. Дело в том, что свойства нервной системы отражают физиологические особенности протекания нервных процессов, а свойства темперамента - психологические особенности человека, и по иерархии занимают промежуточное место между свойствами характера (более высоким уровнем) и свойствами нервной системы (более низким уровнем особенностей человека).

Типологические особенности на характерологическом уровне психики

Термин «характер» введен древнегреческим ученым Теофрастом (IV –III век до н.э.) В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания свойств нервной системы и темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичное для индивида способы поведения.

Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь к жизни и общим целям люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках не одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности.

Можно наряду с другими людьми испытывать те же трудности, любить или не любить одно и тоже, но быть при этом мягким, уступчивым или жестким, нетерпимым человеком. Одинаковые по смыслу критические замечания вежливой, тактичной форме – другие грубо и бесцеременно.

До сих пор психология не располагает точными данными, какие сочетания характерных особенностей приводит к определенным типам характера, поэтому говорить о характере как системе определенных свойств в настоящее время можно только теоретически. На практике, когда говорят о злом, добром, мягком, твердом и других характерах, имеют в виду лишь одну характерную для данного человека особенность – злобность, доброту, податливость, настойчивость, упрямство и т.п.

В большинстве случаев свойства характера (которые еще называют личностными свойствами) отделяют от свойств темперамента. К свойствам характера относят волевые качества и направленность личности, включая чувства, интересы, впечатлительность и пр. При более узком понимании свойств характера к ним относят только те, которые характеризуют отношение человека к чему-либо. В связи с этим выделяют пять групп черт характера.

В первую группы входят черты, отражающие поведение человека по отношению к обществу, коллективу, к другим людям. Это коллективизм, тактичность, вежливость, чуткость, доброжелательность; к противоположным – индивидуализм, бестактность, грубость, лживость, жестокость и т.п.

Ко второй группе относят черты, отражающие поведение человека по отношению к деятельности. Это трудолюбие, настойчивость, добросовестность, инициативность и противоположные – лень, безответственность, недобросовестность, безынициативность.

К третьей группе относят черты, отражающие поведение человека по отношению к вещам. Это аккуратность или неряшливость, экономность или расточительство, щедрость или скупость и т.п.

К четвертой группе относятся черты, отражающие отношение человека к самому себе. Это самокритичность, требовательность, скромность, гордость и противоположные – самомнение, зазнайство, хвастливость, заносчивость высокомерие.

К пятой группе относятся черты, отражающие отношение человека к окружающему миру, к общественным явлениям и событиям: принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм и др.

Существенной особенностью характера является его устойчивость, иногда человек и сам не рад, что у него имеется та или иная черта, нор он не может поступить иначе, хотя и понимает, что его поведение противоречит требованиям ситуации и лишь отодвигает его от намеченной цели. Свойства характера лучше всего обнаруживаются в трудные минут жизни.

Когда говорят о сильном или слабом характере, то имеют в виду его активность в противодействии внешним обстоятельствам, Противоречивость характера обусловлена наличием у человека таких свойств, которые приводят к противоречиям в действиях и поступках. Так, источником несдержанности может быть противоречие между стремлением сблизиться с людьми и чрезмерно высоким мнением о себе.

Характер, как и темперамент, зависит от физиологических особенностей свойств нервной системы, Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности из возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.

Характер – это во многом результат самовоспитания, В характере аккумулируются привычки людей. Он проявляется в деятельности, но в ней же и формируется, если человек стремиться воспитать у себя самокритичность, то он и должен поступать самокритично, А это значит, что он непримеримо относится не только к чужим ошибкам, но и к своим, не замазывает их, не закрывает на них глаза. Как писал известный психолог П.П.Блонский: «Учиться жить можно лишь живя соответствующим образом».

Характер не дан человеку от природы, нет характера, которого нельзя было бы изменить. Ссылки на то, что «у меня такой характер, и я с собой ничего не могу поделать», психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек ответственен за все проявления своего характера и каждый человек в состоянии заняться самовоспитанием. То, что это возможно, показывает громадный опыт А.С.Макаренко.

 

Способности и одаренность личности

Понятие о способностях и одаренности человека. Как научное понятие «способности» введено древнегреческим философом Платоном еще в четвертом веке до нашей эры, но несмотря на это, до сих пор единой точки зрения на то6 что такое способности и как их выявить, у ученых нет. Имеющиеся многочисленные определения, сводятся к общей формуле: способности - это нечто, определяющее успешность деятельности. Такая формула позволяет понимать под ними что угодно: направленность личности, знания, свойства темперамента, свойства нервной системы и т.д. Вследствие этого понятие способности утрачивает специфичность.

Для адекватного понимания способностей психологи ограничили это «поле»:

· под способностями понимают индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны;

· под способностями разумеются не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые влияют на успешность деятельности; поэтому свойства характера не относят к способностям;

· знания, умения и навыки, т.е. опыт человека, приобретаемый в процессе жизни, не входят в структуру способностей;

· ядро способностей составляют задатки, т.е. врожденные особенности человека.

Однако даже при таких ограничениях нет полной ясности, что же такое способности. Дело в том, что задатки не сводятся к способностям, Так, например, нельзя сказать что память- это инертность нервных процессов, хотя эта типологическая особенность обусловливает память, т.е. способность мозга запечатлевать информацию.

Следовательно, способности более широкое понятие, чем задатки. Задатки, т.е. врожденные функциональные особенности, лишь помогают разделять людей по уровню проявления психических процессов, двигательных функций. Поскольку психические процессы и функции физиологических систем тоже являются врожденными, то под способностями следует понимать сочетание врожденных функциональных факторов - психических и психофизиологических функций с индивидуально-типологическими особенностями свойств нервной системы.

Таким образом, способность - это функция, обвитая различными для каждого индивида задатками, которые придают своеобразную окраску проявлениям данной функции.

Если убрать стержень - функцию, то останутся только задатки, которым не через что будет проявлять себя, т.е. способность исчезнет. То же произойдет, если представить, что у каждого индивида задатки станут одинаковыми, т.е. все люди будут одинаково способны, в этом случае понятие теряет свой смысл.

Такое понимание способностей устраняет многие противоречия в толковании этого понятия, например, что способности без деятельности не могут проявляться и формироваться. Функция проявляется не только в деятельности, но и в жизнедеятельности как более широком понятии. Поскольку функция и задатки, определяющие особенности ее проявления, врожденные, то человек от рождения по мере созревания функциональных структур становится носителем способностей и их можно определять не только в процессе деятельности, но и в любой ситуации, в которой актуализируется функция.

Наконец, поскольку врожденные функции и общие свойства нервной системы имеются и у высших животных, можно ставить вопрос о том, что способности имеются и у животных: известна зоркость орла, обоняние собаки, прыгучесть и быстрота леопарда.

Сказанное нисколько не умаляет роли деятельности в проявлении и развитии способностей. Пока нет жизнедеятельности и деятельности, способности находятся в потенции, они не проявляются и не развиваются. Но для того чтобы способности проявились у человека, нужно генетически обусловленное развитие функций и задатков. С другой стороны прогнозирование способностей не обязательно требует выполнения человеком учебной, трудовой или спортивной деятельности. Поскольку различия в функционировании у разных людей определяются задатками, достаточно использовать методы их выявления, в том числе и лабораторные тесты.

Конечно, следует иметь в виду, что при определенных условиях, например при целенаправленной многолетней тренировке, задатки изменяются. Однако эти сдвиги незначительны и не могут компенсировать врожденные различия между разными индивидами.

Под задатками следует понимать любые врожденные функциональные особенности человека (биохимические, вегетативные, двигательные, сенсорные, интеллектуальные), проявляющиеся на различных по сложности уровнях функционирования и обусловливающие различия в возможностях людей.

Долгое время понятие «одаренность» было синонимом понятия «способность». Однако «одаренность» - это не одна какая-то способность, а совокупность нескольких способностей, определяющих эффективность какой-либо деятельности.

Б.М. Теплов подчеркивал, что своеобразие понятий «одаренность» и «способность» заключается в том, что они рассматриваются сквозь призму той деятельности, успех которой обеспечивают. Поэтому писал он, нельзя говорить об одаренности вообще, можно говорить только об одаренности к какой-либо конкретной деятельности.

Талант одними психологами отожествляется с одаренностью, а другими с высоким уровнем развития способностей, прежде всего специальных. Такое мнение сложилось под влиянием того, что именно в области искусства и математики обнаруживаются в раннем детстве признаки таланта. Так у Моцарта музыкальный талант обнаружился в 3 года, у Гайдна – в 4. Известный русский художник К. Брюллов поступил в Академию художеств в 9 лет. Однако отсутствие ранних склонностей и достижений еще не свидетельствует об отсутствии таланта. Одаренность писателей В.Скотта, Н.А.Гончарова, академика математики Н.Н. Лузина проявилась в относительно позднем возрасте.

Гениальность рассматривается со времен Имануила Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющим историческое значение для жизни общества, науки, искусства. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, создает новую эпоху в своей области деятельности.

Для развития одаренности, таланта, гениальности требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация, овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности.

Учитывая это, делаются попытки развести эти понятия на основе данного от природы и реализации этого данного:

· одаренность – это удачное сочетание разных способностей как потенция, как возможность;

· талант, гениальность – это высокий уровень одаренности в чем-либо.

Ряд ученых отстаивают точку зрения, что талант и гениальность обусловлены наследственностью, для доказательства приводят родословные выдающихся представителей науки и искусства. Но это скорее говорит о природной случайности, а не о наследственности, тем более, что таланты этих людей раскрывались в различных сферах.

Скорее всего талант и гениальность, являясь врожденными, не испытывают сильного влияния наследственности иначе таланты и гении рождались бы только у талантливых и гениальных людей. История показывает, что это далеко не так. Тот факт, что в роду Бахов было 26 человек с музыкальными способностями, может быть связан с воспитанием этих детей в музыкальной среде, с развитием их способностей к музыке родителями. К тому же есть меткое народное высказывание, что природа чаще всего отдыхает на детях талантливых людей.

Связь способностей со склонностью в определенном виде деятельности. Связь способностей со склонностями была поставлена еще в 1918 году, когда А.Ф. Лазурский поднял этот вопрос в своей монографии «Наука о характерах».

Склонности, отражают потребность и стремление человека к деятельности определенного типа, определенного характера, поэтому они должны учитываться при ориентации и отборе. Однако при этом возникает вопрос - насколько склонности соответствуют способностям к избираемому виду деятельности?

Изучение этого вопроса показало, что довольно часто у человека имеется склонность к тому виду деятельности, к которому у него имеются и способности. Например, если у человека имеется склонность к работе «взрывного» типа, то у него имеется и хорошо выраженные показатели быстроты; если у него есть тяга к работе в спокойном темпе, то у него имеется устойчивость к монотонии и т.д. Такое совпадение обусловлено тем, что и склонности и способности имеют общий компонент - типологические особенности проявления свойств нервной системы.

Соотношение между способностями и склонностями можно представить в виде схемы.

 

Связь нейродинамических особенностей со склонностями, способностями и эффективностью деятельности

 

Необходимо обратить внимание на отсутствие непосредственной связи между способностями и склонностями: эти связи опосредованы деятельностью. Однако не противоречит положению Н.С. Лейтеса, что способности и склонности как бы поддерживают и усиливают друг друга.

Как видно из схемы, способности, обеспечивая эффективность выбранной по склонности деятельности подкрепляют мотив выбора, способствуют перерастанию склонности, как не очень осознанного стремления выполнять определенный тип работы, в стойкий интерес, увлеченность.

Последняя повышает активность спортсмена в избранном виде деятельности, что способствует лучшему развитию способностей и качеств, ускоряет формирование навыков и приобретение знаний. Это снова повышает эффективность деятельности, приводит к большим достижениям. Получается замкнутая функциональная система с прямыми и обратными (положительными) связями.

Изложенное отношение между способностями и склонностями подтверждают точку зрения Е.Ф. Рыбалко и Н.Г. Озолина, что проявление склонностей к той или иной деятельности может служить важнейшим показателем наличия у человека определенных способностей к этой деятельности.

Приведенная выше схема отражает идеальный случай соотношения между склонностями и способностями. В реальной жизни могут наблюдаться и несоответствия между способностями и склонностями, в основном двух видов:

· при наличии склонности недостаточно выражены способности к предпочитаемой деятельности;

· при наличии способностей к какой-либо деятельности недостаточно выражена к ней склонность.

Первый вариант особенно часто проявляется, когда речь идет о двигательных способностях. Дело в том, что они зависят не только от процессов центральной нервной системы и типологических особенностей (задатков), но и от морфологических особенностей строения мышц и двигательных единиц, от выраженности вегетативных и биохимических процессов. В связи с этим типологические особенности могут не обеспечить проявление у данного человека способности в такой яркой форме, как морфологические, вегетативные и биохимические особенности.

Расхождение способностей и склонностей может быть обусловлено и неадекватностью представлений человека о виде деятельности. Например, девочки с подвижностью нервных процессов часто выбирают художественную гимнастику только на основании ее внешних признаков: близостью к хореографии, музыкальностью, пластичностью, эмоциональностью. Эмоциональная сторона художественной гимнастики скрывает от них "внутреннюю" характеристику этого вида спорта - постоянное выполнение одних и тех же элементов, тщательную их шлифовку. А это связано не с подвижностью нервных процессов, а с инертностью, и не случайно у членов сборной страны по этому виду спорта и по спортивной гимнастике отмечается одинаковая инертность нервных процессов.

В.Н. Мясищев отмечает, что несовпадение склонностей и способностей может быть и из-за неправильного воспитания обучающихся, из-за переоценки их возможностей, захваливания, что приводит к возникновению у них тщеславия, самоуверенности, самоуспокоенности, снижению активности на занятиях, в результате чего способности не развиваются в должной мере.

Наконец, причиной расхождения могут быть социальные мотивы выбора того или иного вида деятельности. Так, К.К. Платонов объясняет наблюдавшиеся им случаи расхождения тем, что один считал овладение летным делом своим долгом, другой видел в этом путь для проведения научных исследований и т.п. Могут влиять на выбор вида спорта мода, семейные традиции, желание не отстать от товарища.

Второй вариант расхождений способностей и склонностей, когда при наличии способностей не выражены склонности, может быть обусловлен легкостью заданий, приводящих к гарантированному успеху и к потере интереса к деятельности, а также строгими мерами и слишком большой регламентацией поведения, что вызывает протест людей и приводит к отрицательному отношению к самой деятельности. В связи с этим важно постоянно заботиться о поддержании у людей целеустремленности.

Роль деятельности в проявлении и развитии способностей. Признание врожденности способностей и одаренности не означает, что социум и деятельность человека не играют никакой роли в проявлении и развитии способностей. Они выступают как условие проявления и развития способностей и одаренности.

Способности чаще всего, а одаренность исключительно проявляют себя в деятельности, поэтому рассмотрение способностей в связи с деятельностью не только оправдано, но и необходимо, при условии, что эту связь не доводить до абсурда, т.е. считать, что вне деятельности, нет способностей. Ведь помимо деятельности есть жизнедеятельность, тоже связанная с активностью человека, требующей проявления свойств внимания, быстроты реакции и т.п. И все же вследствие своей постоянной экстремальности, разнообразии действий деятельность – наиболее адекватный способ проявления человеком своих способностей и одаренности.

Особенно следует подчеркнуть роль деятельности для созревания функций центральной нервной системы в раннем детстве.

В отличие от зарубежных психологов, многие из которых считают, что способности генетически обусловленные образования и не изменяются в течении жизни, отечественные психологи стоят на точке зрения изменяемости способностей как в сторону прогресса, так и в сторону регресса, при этом положение о развиваемости способностей не требует доказательств. Однако это положение требует доказательств.

Есть научные факты, которые свидетельствуют о том. Что деятельность развивает морфофункциональную основу способностей. В тренированном мозге усиливаются процессы синтеза специфических белков нейропептидов, которые локализуясь в различных его отделах, влияют на память и другие психические процессы. Весьма вероятно, что «обученный» мозг отличается не только увеличением объема хранящейся информации, но и большими способностями к решению новых сложных задач.

Деятельность способствует также повышению возможностей использования того, что дано нам природой, т.е. использованию резервов. Таким образом способности и одаренность являются потенциальными возможностями, которые реализуются в зависимости от того, в какую социальную срежу (благоприятную или неблагоприятную) попадает человек.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.049 с.)