Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Краткая История развития психологии↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Психология Учебное пособие
Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич
Тула, 2012
ББК 88.4 я 73 Ш95
Автор:
Ю.Н.Шувалов - кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом, спортивно-оздоровительного экспедиционного туризма и физической культуры ТФ Российской международной академии туризма
Рецензенты:
Аксёнов В.П. – кандидат педагогический наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин ТГПУ им. Л.Н. Толстого; Макаров В.М. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления персоналом, спортивно-оздоровительного экспедиционного туризма и физической культуры ТФ Российской международной академии туризма.
Шувалов Ю.Н. Ш 16 Психология – Учеб. пособие / Ю.Н.Шувалов; Тульский филиал Российской международной академии туризма. -– Тула: Папирус, 2012. – 114с.
Пособие предназначено для студентов, которые проходят дисциплину «Психология» В пособии содержится теоретический материал определенный государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования от 14.04.2005г.
Введение Психология как наука и ее роль в формировании личности менеджера. Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Геология изучает состав, строение и историю Земли, геодезия – ее форму и размеры и т.д. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Пони мание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку. Трудность в том, что явления, изучаемые психологией, издавна являлись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Наблюдая различные явления, человек имеет свое собственное восприятие. Постепенно сложились представления о различных разрядах явлений, которые стали именоваться психическими. Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, к душевной жизни (псюхе – душа). Эти явления группируются под названиями «восприятие», «память», «мышление», «воля» и др.; в совокупности образуя то, что именуется «психикой», т.е. внутренним миром человека. Люди, наблюдая других людей, всегда по их поступкам, поведению усматривали мотивы, которыми руководствуется человек, его реакциями на те или иные события, особенности характера. Поэтому задолго до того как психические процессы, свойства и состояния человека стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. Это знание закреплялось, передавалось из поколения в поколение в языке, народном творчестве, произведениях искусств. Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт. Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучную психологию. Предметом же научного изучения в психологии являются конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно. Научная психология не ограничивается только описанием психологического факта, каким бы интересным он не был, но и старается объяснить его. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются явления этого ряда. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Так, например, возникновение некоторых психологических фактов наблюдается с необходимостью всякий раз, когда для этого имеются соответствующие условия, т.е. закономерно. Закономерный характер имеет, например, факт относительного постоянства восприятия. Например, страница книги воспринимается как белая и при ярком солнечном освещении и в сумерках, хотя характеристика лучей, отбрасываемых бумагой, будет весьма различной. Специальные исследования показали, что постоянство восприятия не дано человеку изначально от рождения. Оно формируется постепенно по строгим законам. Если бы не было такого постоянства, то при малейшем изменении условий у человека происходило радикальное изменение картины видимого мира, и он находился бы постоянно в положении первооткрывателя. Знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, посредством которых закономерность может проявляться. Поэтому в задачи психологии входит установление механизмов психической деятельности. Поскольку механизмы психической деятельности представляют работу конкретных анатомо-физиологических аппаратов, осуществляющих тот или иной психический процесс, то природу и действие этих механизмов психология выясняет в тесном содружестве с физиологией, биофизикой, биохимией и другими науками. Таким образом, подытоживая, можно сказать, что психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики, т.е. внутренний - субъективный мир человека. Объектом изучения психологии является прежде всего человек, его поведение, общение, деятельность, психические механизмы отражения действительности, его переживания и связанные с ними состояния. Человек является не только и не сколько биологическим существом, сколько социальным, он живет и развивается в обществе. Поэтому психология изучает как отдельного человека (как индивида и как личность), так и группы людей и общества в целом. На современном этапе психология выступает к роли системообразующего фактора методов познания. Одним из основных психологических понятий является сознание, как правило, все психические явления находят отражение в сознании человека, осознаются как реально существующие, хотя в действительности могут и не быть связанными с реально существующими в природе объектами, в данный момент не воздействующими на органы чувств. В этом проявляется внутренний характер психических явлений. Субъективный же характер внутреннего мира человека состоит в том, что у к5аждого человека имеется свое собственное восприятие окружающего мира и самого себя (глубина пони мания вещей, эмоциональная окраска того или иного события). Это не значит, конечно, что вследствие этого человек не может адекватно воспринимать действительность. Отечественная психология стоит на точке зрения, что психика является свойством мозга, Такую связь психический явлений с работой головного мозга показал И.М.Сеченов в своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга», вышедшим в 1861 году. Он писал, что психические явления такие же естественные явления, как и все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а являются результатом рефлекторной отражательной деятельности нервной системы. Таким образом, И.М.Сеченовым был заложен принцип детерминизма (причинной обусловленности) психической жизни человека. Психика человека имеет несколько уровней. Низший уровень психики образует подсознательное, это такая форма отражения действительности, при которой отдельные компоненты психического акта не осознаются. Например, двигательные автоматизмы, осуществляемые человеком при определенном поражении головного мозга, бред, галлюцинации, сновидения. К этим же явлениям относят реакции человека на неосознаваемые раздражители, побуждения к деятельности, в которых не осознается причина и цель (склонность к той или иной деятельности). Высший уровень психики – сознание, которое есть не что иное, как осознание бытия. Сознание может быть направленным как на внешний мир, так и на самого себя, Младенец не отделяет себя от внешнего мира, он сам для себя внешний мир. Но постепенно он становится способным выделять себя из внешнего мира, начинает понимать, что его ощущения принадлежат только ему, что то, что он переживает, не является переживанием окружающих его людей. Возникает самосознание, при котором ребенок может направлять сознание на самого себя. С его возникновением начинается познание человеком не только окружающего мира, но и внутреннего, возникает понимание сопричастности человека как «Я» к окружающей его действительности. Сознание связано как с простейшими психическими процессами (ощущения), так и с более сложными (восприятие, представления, воображение, мышление, память). Эти процесса получили название познавательных процессов, и они характеризуются различными по сложности уровнями психического отражения. Правда, в реальной жизни эти процессы в качестве самостоятельных почти не выступают. Они всегда тесно связаны друг с другом. Например, восприятие как опознание, узнавание какого-либо объекта невозможно без участия памяти и мышления. Мышление невозможно без представления, восприятия, памяти и т.д. Отражение действительности – главная, но не единственная функция сознания и психики. Другая функция – организация жизнедеятельности и деятельности человека, его поведения. Поэтому психология изучает поведенческие реакции человека, его общение, любые виды деятельности. При этом изучение этих вопросов проходит через призму возрастных, половых, типичных и индивидуальных особенностей человека (свойств нервной системы, темперамента, характера, способностей, знаний и умений, сквозь призму общественных отношений). Значительное место в психологическом изучении человека занимает вопрос о его психическом развитии, о формировании его как личности, общественного существа. Роль психологии в формировании личности менеджера. Психология как учебный предмет является одним из фундаментальных учебных дисциплин, с помощью которого формируется профессиональное мастерство менеджера. Этот учебный предмет помогает правильно определять содержание и методы управленческого процесса, адекватно воспринимать особенности отдельных работников и коллектива в целом, правильно организовывать свою деятельность и деятельность своих подопечных, учитывать свои сильные и слабые стороны, находить оптимальные пути установления взаимоотношений с людьми. Повышение роли человеческого фактора находит свое отражение в программах подготовки специалистов, работающих с людьми, в том числе и в подготовке менеджеров. Современный руководитель даже самой малой социальной группы не может продуктивно осуществлять свою деятельность без глубоких знаний в психологии. Умение хорошо разбираться в людях, знать их особенности, способности, позволяет правильно расставлять кадры, снимать конфликты, формировать положительный эмоциональный климат в группе и в конечном счете повышать производительность труда. Мозг и психика. Идеи И.М.Сеченова о рефлекторном характере психики и ее регулятивной роли в поведении человека и животных были экспериментально подтверждены трудами И.П.Павлова, который открыл закономерности реагирования мозга животных, а также человека с внешней средой. Совокупность взглядов И.П.Павлова на эти закономерности обычно называют учением о высшей нервной деятельности. Основные положения этого учения заключаются в следующем. Животным (в том числе и человеку) свойственно два вида рефлексов: безусловные, возникающие непроизвольно, если на организм действуют внешние или внутренние раздражители, и условные, которые возникают только при определенных условиях. Безусловные рефлексы являются врожденными. К ним относятся инстинкты (пищевой, болевой, оборонительный, половой и др.) Условнее рефлексы вырабатываются в процессе жизнедеятельности организма, в результате неоднократных повторений раздражителей и однотипных реакций на них. Так, например, если ребенок не раз принимал горькую пилюлю, то один только вид их будет вызывать у него горечь во рту. Это происходит потому, что возбуждение в зрительном центре мозга ребенка и во вкусовом центре следуют одно за другим, и при повторном возбуждении между этими двумя центрами в коре головного мозга образуется связь, посредством которой уже один вид лекарства вызывает у ребенка ощущение горечи. Условный рефлекс не только приобретается в жизни, но может со временем и утрачиваться, если не будет подкрепления. Поэтому И.П.Павлов назвал его временной нервной связью. Временные нервные связи образуются в коре головного мозга не только в результате появления раздражителя и последующего подкрепления, но и в результате пробных действий, которые приводят к достижению цели. Условно-рефлекторная деятельности коры головного мозга И.П. Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга, так как раздражители внешней среды дают организму сигналы о том, что для него имеет значение в окружающем мире. Поступающие в мозг сигналы, которые вызываются предметами и явлениями действующими на органы чувств в И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется и у животных, но у человека произошла чрезвычайна прибавка к механизмам нервной деятельности. Эта прибавка – человеческая речь. «Слово составляет вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом сигналов» - говорил И.П.Павлов. При помощи слова могут быть замещены сигналы первой сигнальной системы, образы-сигналы. Обе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии. Если сигналы второй сигнальной системы не имеют опоры в первой сигнальной системе, то они становятся непонятными. Так слово на иностранном языке, которого мы не знаем, ничего нам не говорит, так как за эти слово нет для нас конкретного содержания. Вместе с тем и одни первые сигналы не дают глубоких и полных знаний о мире. Лишь при посредстве второй сигнальной системы человек научился расширять свои сведения, обобщая отдельные факты, устанавливая важные для себя закономерности. Благодаря второй сигнальной системе люди углубляют и сохраняют свои знания. И.П.Павлов назвал мозг саморегулирующейся системой. Это значит, что мозг не просто отвечает на внешние раздражители, но контролирует и регулирует выполняемые на его указанию действия. Это возможно лишь только в том случае, если имеется информация о результативности выполняемого действия. Обратная связь в виде сигналов двигающихся органов тела в кору головного мозга о ходе их движения является четвертым звеном рефлекса. Таким образом, рефлекс представляет собой замкнутое кольцо или спираль, расширяющеюся в результате обратной информации, которая может потребовать уточнения движения органов тела. Отсутствие обратной связи исключает возможность точного реагирования организма на какие бы то ни было внешние или внутренние воздействия раздражителей. Ели человек лишается возможности ощущать положение и движение, например, совей руки, он не сможет произвести рукой точных движений. С помощью аппарата обратной связи производится сопоставление результатов действия с образцом, хранящимся в памяти. Опережающее отражение является качеством психики, свойственным не только человеку, но и животному. Оно дает возможность животному заранее готовиться, например, к зиме, а человеку – предвидеть результаты не только осуществляемых, но и намечаемых на будущее действий, поступков и даже длительной деятельности. Различие между человеком и животным здесь в том, что человек может предвидеть далеко отдаленный по времени результат. Чем разумнее человек, тем дальше он видит последствие своих поступков. Без опережающего отражения человек не мог бы организовывать и планировать свои действия. Если оно плохо развито у человека, то ему нужны постоянные подсказки и непосредственное руководство. Такие люди, как правило, лишь слепо выполняют волю других людей. Такой человек не может быть самостоятельным. Психика проявляется у человека в трех видах психических явлений: психические свойства личности, психические состояния, психические процессы. Психические свойства личности – это темперамент, характер, способности, стойкие проявления психических процессов, склонности, убеждения, знания, навыки, умения и привычки. Все эти свойства присущи человеку в течение если не всей, то большей части его жизни. Психические состояния – это менее длительные, но более сложные. Они продолжаются в течение нескольких часов, дней, недель. К ним относят состояния бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения и т.д. Психические процессы – это элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они более кратковременны – от долей секунды до десятков минут. Все три вида психических явлений тесно взаимосвязаны и могут переходить одни в другие. Свойства темперамента и психические процессы, например, предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, часто проявляясь, может стать привычкой или чертой характера. Состояние может обусловливать то или иное протекание психических процессов.
Оглавление
Психология Учебное пособие
Автор-составитель Шувалов Юрий Николаевич
Тула, 2012
ББК 88.4 я 73 Ш95
Автор:
Ю.Н.Шувалов - кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом, спортивно-оздоровительного экспедиционного туризма и физической культуры ТФ Российской международной академии туризма
Рецензенты:
Аксёнов В.П. – кандидат педагогический наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин ТГПУ им. Л.Н. Толстого; Макаров В.М. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления персоналом, спортивно-оздоровительного экспедиционного туризма и физической культуры ТФ Российской международной академии туризма.
Шувалов Ю.Н. Ш 16 Психология – Учеб. пособие / Ю.Н.Шувалов; Тульский филиал Российской международной академии туризма. -– Тула: Папирус, 2012. – 114с.
Пособие предназначено для студентов, которые проходят дисциплину «Психология» В пособии содержится теоретический материал определенный государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования от 14.04.2005г.
Введение Психология как наука и ее роль в формировании личности менеджера. Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Геология изучает состав, строение и историю Земли, геодезия – ее форму и размеры и т.д. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Пони мание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку. Трудность в том, что явления, изучаемые психологией, издавна являлись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Наблюдая различные явления, человек имеет свое собственное восприятие. Постепенно сложились представления о различных разрядах явлений, которые стали именоваться психическими. Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, к душевной жизни (псюхе – душа). Эти явления группируются под названиями «восприятие», «память», «мышление», «воля» и др.; в совокупности образуя то, что именуется «психикой», т.е. внутренним миром человека. Люди, наблюдая других людей, всегда по их поступкам, поведению усматривали мотивы, которыми руководствуется человек, его реакциями на те или иные события, особенности характера. Поэтому задолго до того как психические процессы, свойства и состояния человека стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. Это знание закреплялось, передавалось из поколения в поколение в языке, народном творчестве, произведениях искусств. Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт. Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучную психологию. Предметом же научного изучения в психологии являются конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно. Научная психология не ограничивается только описанием психологического факта, каким бы интересным он не был, но и старается объяснить его. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются явления этого ряда. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Так, например, возникновение некоторых психологических фактов наблюдается с необходимостью всякий раз, когда для этого имеются соответствующие условия, т.е. закономерно. Закономерный характер имеет, например, факт относительного постоянства восприятия. Например, страница книги воспринимается как белая и при ярком солнечном освещении и в сумерках, хотя характеристика лучей, отбрасываемых бумагой, будет весьма различной. Специальные исследования показали, что постоянство восприятия не дано человеку изначально от рождения. Оно формируется постепенно по строгим законам. Если бы не было такого постоянства, то при малейшем изменении условий у человека происходило радикальное изменение картины видимого мира, и он находился бы постоянно в положении первооткрывателя. Знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, посредством которых закономерность может проявляться. Поэтому в задачи психологии входит установление механизмов психической деятельности. Поскольку механизмы психической деятельности представляют работу конкретных анатомо-физиологических аппаратов, осуществляющих тот или иной психический процесс, то природу и действие этих механизмов психология выясняет в тесном содружестве с физиологией, биофизикой, биохимией и другими науками. Таким образом, подытоживая, можно сказать, что психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики, т.е. внутренний - субъективный мир человека. Объектом изучения психологии является прежде всего человек, его поведение, общение, деятельность, психические механизмы отражения действительности, его переживания и связанные с ними состояния. Человек является не только и не сколько биологическим существом, сколько социальным, он живет и развивается в обществе. Поэтому психология изучает как отдельного человека (как индивида и как личность), так и группы людей и общества в целом. На современном этапе психология выступает к роли системообразующего фактора методов познания. Одним из основных психологических понятий является сознание, как правило, все психические явления находят отражение в сознании человека, осознаются как реально существующие, хотя в действительности могут и не быть связанными с реально существующими в природе объектами, в данный момент не воздействующими на органы чувств. В этом проявляется внутренний характер психических явлений. Субъективный же характер внутреннего мира человека состоит в том, что у к5аждого человека имеется свое собственное восприятие окружающего мира и самого себя (глубина пони мания вещей, эмоциональная окраска того или иного события). Это не значит, конечно, что вследствие этого человек не может адекватно воспринимать действительность. Отечественная психология стоит на точке зрения, что психика является свойством мозга, Такую связь психический явлений с работой головного мозга показал И.М.Сеченов в своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга», вышедшим в 1861 году. Он писал, что психические явления такие же естественные явления, как и все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а являются результатом рефлекторной отражательной деятельности нервной системы. Таким образом, И.М.Сеченовым был заложен принцип детерминизма (причинной обусловленности) психической жизни человека. Психика человека имеет несколько уровней. Низший уровень психики образует подсознательное, это такая форма отражения действительности, при которой отдельные компоненты психического акта не осознаются. Например, двигательные автоматизмы, осуществляемые человеком при определенном поражении головного мозга, бред, галлюцинации, сновидения. К этим же явлениям относят реакции человека на неосознаваемые раздражители, побуждения к деятельности, в которых не осознается причина и цель (склонность к той или иной деятельности). Высший уровень психики – сознание, которое есть не что иное, как осознание бытия. Сознание может быть направленным как на внешний мир, так и на самого себя, Младенец не отделяет себя от внешнего мира, он сам для себя внешний мир. Но постепенно он становится способным выделять себя из внешнего мира, начинает понимать, что его ощущения принадлежат только ему, что то, что он переживает, не является переживанием окружающих его людей. Возникает самосознание, при котором ребенок может направлять сознание на самого себя. С его возникновением начинается познание человеком не только окружающего мира, но и внутреннего, возникает понимание сопричастности человека как «Я» к окружающей его действительности. Сознание связано как с простейшими психическими процессами (ощущения), так и с более сложными (восприятие, представления, воображение, мышление, память). Эти процесса получили название познавательных процессов, и они характеризуются различными по сложности уровнями психического отражения. Правда, в реальной жизни эти процессы в качестве самостоятельных почти не выступают. Они всегда тесно связаны друг с другом. Например, восприятие как опознание, узнавание какого-либо объекта невозможно без участия памяти и мышления. Мышление невозможно без представления, восприятия, памяти и т.д. Отражение действительности – главная, но не единственная функция сознания и психики. Другая функция – организация жизнедеятельности и деятельности человека, его поведения. Поэтому психология изучает поведенческие реакции человека, его общение, любые виды деятельности. При этом изучение этих вопросов проходит через призму возрастных, половых, типичных и индивидуальных особенностей человека (свойств нервной системы, темперамента, характера, способностей, знаний и умений, сквозь призму общественных отношений). Значительное место в психологическом изучении человека занимает вопрос о его психическом развитии, о формировании его как личности, общественного существа. Роль психологии в формировании личности менеджера. Психология как учебный предмет является одним из фундаментальных учебных дисциплин, с помощью которого формируется профессиональное мастерство менеджера. Этот учебный предмет помогает правильно определять содержание и методы управленческого процесса, адекватно воспринимать особенности отдельных работников и коллектива в целом, правильно организовывать свою деятельность и деятельность своих подопечных, учитывать свои сильные и слабые стороны, находить оптимальные пути установления взаимоотношений с людьми. Повышение роли человеческого фактора находит свое отражение в программах подготовки специалистов, работающих с людьми, в том числе и в подготовке менеджеров. Современный руководитель даже самой малой социальной группы не может продуктивно осуществлять свою деятельность без глубоких знаний в психологии. Умение хорошо разбираться в людях, знать их особенности, способности, позволяет правильно расставлять кадры, снимать конфликты, формировать положительный эмоциональный климат в группе и в конечном счете повышать производительность труда. Мозг и психика. Идеи И.М.Сеченова о рефлекторном характере психики и ее регулятивной роли в поведении человека и животных были экспериментально подтверждены трудами И.П.Павлова, который открыл закономерности реагирования мозга животных, а также человека с внешней средой. Совокупность взглядов И.П.Павлова на эти закономерности обычно называют учением о высшей нервной деятельности. Основные положения этого учения заключаются в следующем. Животным (в том числе и человеку) свойственно два вида рефлексов: безусловные, возникающие непроизвольно, если на организм действуют внешние или внутренние раздражители, и условные, которые возникают только при определенных условиях. Безусловные рефлексы являются врожденными. К ним относятся инстинкты (пищевой, болевой, оборонительный, половой и др.) Условнее рефлексы вырабатываются в процессе жизнедеятельности организма, в результате неоднократных повторений раздражителей и однотипных реакций на них. Так, например, если ребенок не раз принимал горькую пилюлю, то один только вид их будет вызывать у него горечь во рту. Это происходит потому, что возбуждение в зрительном центре мозга ребенка и во вкусовом центре следуют одно за другим, и при повторном возбуждении между этими двумя центрами в коре головного мозга образуется связь, посредством которой уже один вид лекарства вызывает у ребенка ощущение горечи. Условный рефлекс не только приобретается в жизни, но может со временем и утрачиваться, если не будет подкрепления. Поэтому И.П.Павлов назвал его временной нервной связью. Временные нервные связи образуются в коре головного мозга не только в результате появления раздражителя и последующего подкрепления, но и в результате пробных действий, которые приводят к достижению цели. Условно-рефлекторная деятельности коры головного мозга И.П. Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга, так как раздражители внешней среды дают организму сигналы о том, что для него имеет значение в окружающем мире. Поступающие в мозг сигналы, которые вызываются предметами и явлениями действующими на органы чувств в И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется и у животных, но у человека произошла чрезвычайна прибавка к механизмам нервной деятельности. Эта прибавка – человеческая речь. «Слово составляет вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом сигналов» - говорил И.П.Павлов. При помощи слова могут быть замещены сигналы первой сигнальной системы, образы-сигналы. Обе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии. Если сигналы второй сигнальной системы не имеют опоры в первой сигнальной системе, то они становятся непонятными. Так слово на иностранном языке, которого мы не знаем, ничего нам не говорит, так как за эти слово нет для нас конкретного содержания. Вместе с тем и одни первые сигналы не дают глубоких и полных знаний о мире. Лишь при посредстве второй сигнальной системы человек научился расширять свои сведения, обобщая отдельные факты, устанавливая важные для себя закономерности. Благодаря второй сигнальной системе люди углубляют и сохраняют свои знания. И.П.Павлов назвал мозг саморегулирующейся системой. Это значит, что мозг не просто отвечает на внешние раздражители, но контролирует и регулирует выполняемые на его указанию действия. Это возможно лишь только в том случае, если имеется информация о результативности выполняемого действия. Обратная связь в виде сигналов двигающихся органов тела в кору головного мозга о ходе их движения является четвертым звеном рефлекса. Таким образом, рефлекс представляет собой замкнутое кольцо или спираль, расширяющеюся в результате обратной информации, которая может потребовать уточнения движения органов тела. Отсутствие обратной связи исключает возможность точного реагирования организма на какие бы то ни было внешние или внутренние воздействия раздражителей. Ели человек лишается возможности ощущать положение и движение, например, совей руки, он не сможет произвести рукой точных движений. С помощью аппарата обратной связи производится сопоставление результатов действия с образцом, хранящимся в памяти. Опережающее отражение является качеством психики, свойственным не только человеку, но и животному. Оно дает возможность животному заранее готовиться, например, к зиме, а человеку – предвидеть результаты не только осуществляемых, но и намечаемых на будущее действий, поступков и даже длительной деятельности. Различие между человеком и животным здесь в том, что человек может предвидеть далеко отдаленный по времени результат. Чем разумнее человек, тем дальше он видит последствие своих поступков. Без опережающего отражения человек не мог бы организовывать и планировать свои действия. Если оно плохо развито у человека, то ему нужны постоянные подсказки и непосредственное руководство. Такие люди, как правило, лишь слепо выполняют волю других людей. Такой человек не может быть самостоятельным. Психика проявляется у человека в трех видах психических явлений: психические свойства личности, психические состояния, психические процессы. Психические свойства личности – это темперамент, характер, способности, стойкие проявления психических процессов, склонности, убеждения, знания, навыки, умения и привычки. Все эти свойства присущи человеку в течение если не всей, то большей части его жизни. Психические состояния – это менее длительные, но более сложные. Они продолжаются в течение нескольких часов, дней, недель. К ним относят состояния бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения и т.д. Психические процессы – это элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они более кратковременны – от долей секунды до десятков минут. Все три вида психических явлений тесно взаимосвязаны и могут переходить одни в другие. Свойства темперамента и психические процессы, например, предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, часто проявляясь, может стать привычкой или чертой характера. Состояние может обусловливать то или иное протекание психических процессов.
Глава 1. Краткая История развития психологии
Интерес к знаниям в области психологии возник давно. За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и другие. В недрах этих циливизаций зародились идеи, которые впоследствии и привили к современному научному знанию по психологии. В древние времена считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм». Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души, Душа же понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами. С помощью такого наивного представления древним все же удавалось логично объяснять многие психологические явления. Например, такие как смерть и сон. Считалось, что когда человек умирает, то его душа навсегда покидает тело, и когда он спит, она временно отсутствует, возвращаясь при пробуждении. Объяснение природы душевных явлений в древности проходила под креном о независимости души от тела и о ее внематериальном происхождении. Вслед за этим возникли попытки натурфилософского истолкования души, т.е. ее понимания как материального явления. Самые первые подобные описания и объяснения психики базировались на картине мира, которая содержала три основных начала: воду, воздух и огонь. В соответствии с ней всё существующее на Земле представлялось состоящим из этих материальных начал, причем носителем души считалось огненное начало, Сам
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.76 (0.031 с.) |