Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Механизмы формирования личности

Поиск
Деятельность как один из механизмов формирования личности менеджера

Понятие о деятельности ее целях и этапах. Понятие о деятельности введено и обосновано отечественными психологами С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым. Деятельность - это регулируемая сознанием психическая и двигательная активность человека, вызванная социально значимыми мотивами и регулируемая осознаваемой целью.

Таким образом, не всякая активность человека может быть названа деятельностью. Труд, учеба, занятия спортом, общественная работа относится к разным видам деятельности.

Каков бы ни был уровень осознанности деятельности, сознование цели всегда остается необходимым ее признаком. В тех случаях когда этот признак отсутствует нет и деятельности, можно лишь говорить о поведении. В отличие от деятельности поведение управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Оно выражается лишь в аффектах и влечении индивида и поэтому часто носит эгоистический характер Однако импульсивность поведения не означает его бессознательности. Человек при этом осознает и регулирует свое поведение.

Независимо от вида деятельности ее компонентный состав, как правило, одинаков. Помимо мотивационного, выделяют перцептивный компонент, связанный с ощущениями и восприятиями; мнемический, связанный с запоминанием и воспроизведением информации; мыслительный, связанный с решением возникающих по ходу деятельности задач; имажетивный, связанный с воображением, с придумыванием нового; двигательный, связанный с движениями.

Деятельность осуществляется в несколько этапов: подготовка, исполнение плана и оценка достигнутого.

Подготовительный этап заключается в постановке цели и задач, в создании ориентировочной основы, т.е. в выяснении условий, в которых будет осуществляться деятельность (ситуация, средства достижения цели), в разработке плана достижения цели и выборе способов ее достижения. Сюда же входят создание условий для успешного осуществления деятельности, психологическая настройка менеджера на работу. Большой объем работы, выполняемый на этом этапе, является одной из особенностей деятельности менеджера.

Исполнительный этап связан с практической реализацией намеченного, контролем за действиями подчиненных, за своим поведением, с преодолением трудностей, возникающих по ходу работы, корректировкой плана в связи с изменениями ситуации. Этот этап характеризуется психической напряженностью руководителя, обусловливаемой постоянным распределением и переключением внимания.

Оценочно-корректировочный этап связан с оценкой достигнутого, с выявлением причин неудач и с внесением коррекции в план деятельности при ее повторном исполнении. Этот этап деятельности требует от менеджера тщательного анализа проведенного дня, обобщения отдельных разрозненных фактов, поиска ответа на возникающие вопросы в научно-методической литературе.

Структура деятельности. Цель, на которую направлена деятельность, является, как правило, более или менее отдаленной. Поэтому достижение ее складывается и последовательного решения человеком ряда частных задач, встающих перед ним по мере движения к этой цели.

Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение конкретной задачи называют действием.

Действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира называют предметными действиями. Любое предметное действие складывается из определенных движений, связанных в пространстве и времени. Эти движения получили название операций.

Таким образом, деятельность человека состоит из определенных действий, а каждое действие из определенных операций.

Кроме предметных действий в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение, коммуникацию.

К средствам коммуникации относятся выразительные движения (мимика, пантомимика), смысловые жесты и, наконец, речевые движения. В этих движениях участвуют не только мышцы рук и ног, но и мышцы корпуса, лица, гортани, голосовых связок и др.

Таким образом, выполнение предметного действия заключается в осуществлении определенной системы движений. Она зависит от цели действия, свойств предмета, на который эти действия направленный, и условий действия.

Различие объектов обусловливает разную структуру движений и мышечной деятельности. Исследования отечественных физиологов Н.А. Бернштейна, П.К.Анохина показали, что работа мышц управляется не только непосредственной задачей движения, но всегда и условиями в которых оно осуществляется.

Само выполнение движения непрерывно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи, каналом этой связи служат органы чувств, а источниками информации – определенные воспринимаемые признаки предметов и движений, которые играх роль ориентиров действий. Такую форму обратной связи П.К. Анохин назвал обратной афферентацией.

Таким образом, выполнение предметного действия не ограничивается осуществлением определенной системы движений. Оно необходимо включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия. Основой этого процесса является усвоение чувственных ориентиров, информирующих мозг о состоянии внешней среды, протекания в ней движений и его результатах.

Система движений (операций), из которых состоит действие, в конечном счете, управляется и регулируется его целью. Цель – это образ (модель) желаемого который представлен в мозгу человека. Именно с этой моделью желаемого сопоставляются фактические результаты движений, и идет коррекция их.

Что представляют собой эти модели, как они складываются в мозгу и функционируют пока достоверно неизвестно. Однако, что такое предварительное представление будущих действий и ожидаемые результаты имеются вполне достоверно, иначе невозможно была бы сама деятельность.

Сущностная характеристика руководства как вида деятельности. Руководство - один из основных смыслообразующих компонентов процесса деятельности любого предприятия. В структуре деятельности менеджера руководство может функционировать только в результате тесного взаимодействия с подчиненными, как в непосредственной, так и опосредованной форме. При любой форме процесс руководства обязательно предполагает наличие активного участия и руководителя и подчиненных.

На практике процесс руководства реализуется:

· в отборе, систематизации, структурировании менеджером инфор­мации и предъявлении ее работникам в процессе деятельности;

· в восприятии, осознании и овладении этой информацией и методами работы с нею работников;

· в организации рациональной, эффективной, адекватной задачам производства деятельности каждого работника по овладению системой знаний, умений и методов оперирования ими в деятельности.

Предметом деятельности менеджера выступает руководство производственной деятельностью работников в рамках того содержания, которое предопределяется задачами производства.

Руководство со стороны менеджера складывается из планирования им собственного труда и деятельности работников, организации этих видов деятельности, стимулирование активности и сознательности деятельности персонала, контроля качества работы, анализа результатов деятельности и прогнозирование дальнейших сдвигов в профессиональной деятельности работников.

Для управления этой деятельностью менеджеру необходимо, прежде всего, четко представлять ее разновидности и механизмы, ее продукты, уметь правильно формулировать цели и измерять их достижения, обеспечить как внешнюю, так и внутреннюю регуляцию деятельности.

Направленность руководства заключается в том, чтобы выявлять те необходимые условия организации работы сотрудников предприятия, соблюдение которых позволит им овладевать в органическом единстве предметной и организационной сторонами деятельности. К ним относятся:

· сознательная ориентация в целях предприятия;

· включение усвоенного содержания предшествующего действия в свои последующие действия в качестве способа достижения цели;

· соотнесение самостоятельно предпринимаемых действий по выделению существенных связей и раскрытию закономерностей с действиями по определению целей и разработки программы деятельности, включающей и действие контроля за выполнением данной программы.

В качестве важнейшего условия в данной ситуации выступает система типовых задач. Ее применение, в конечном счете, способствует целенаправленному формированию у работников умения и потребности систематически пользоваться в своем познании и житейской практике обязательным минимумом знаний и умений как инструментом для получения новых знаний и умений.

Руководящая роль менеджера в процессе деятельности состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью работников. Для этого необходимо:

· ставить обоснованные производственные задачи;

· создавать благоприятные условия для осознания этих задач работниками;

· давать четкое инструктирование им о способах предстоящей деятельности;

· оказывать сотрудникам своевременную необходимую и достаточную помощь;

· побуждать у них любознательность, чувство долга и ответственности за порученное дело.

Каждый акт руководства призван вносить определенные изменения как в сам характер деятельности работника, так и в процесс его становления как профессионала. Для этого руководитель, осуществляя свою деятельность, проводит тщательный анализ целей предприятия применительно к конкретным ситуациям работы.

Цели предприятия должны быть доведены до указания типовых задач, ради решения которых организуется сам процесс деятельности. Без определения таких задач цели предприятия оказываются недостаточно конструктивными, а их достижение затруднено, и они не поддаются контролю. Не имея четкого представления о том, для решения каких задач предназначаются те или иные знания и умения, руководитель не может определить, какую деятельность должны совершать его подопечные. Вот почему до начала работы руководитель должен не только иметь четкую программу, но и сформулировать для чего ее нужно выполнять.

При разработке таких программ руководитель должен оценить, какие знания и умения должен иметь конкретный сотрудник. При этом важнейшую роль играет установление последовательности действий сотрудников (технологии производства), нахождение способов поднятия мотивации работников к участию в процессе деятельности. В этом суть первой задачи руководства менеджера.

Вторая задача сводится к реализации принципа активности и самоуправления в деятельности сотрудников. Она заключается в такой организации работы, при которой руководитель с помощью программ обеспечения и организации трудовой деятельности направ­лял бы и интенсифицировал процесс активной, самостоятельной и результативной работы каждого сотрудника.

Если процесс труда построен верно, а работа подчиненных приносит запланированный и ожидаемый ими результат, если полученные знания и умения преобразуются работником лично для него значимую систему, то у него появляется стойкий интерес к тому, что он делает. А это способствует большему подъему эффективности процесса деятельности.

 

Общение как один из механизмов формирования личности менеджера

Понятие «общение» и его функции. Мастерство руководителя во многом базируется на искусстве общения. В процессе общения, этой специфической форме человеческого взаимодействия, осуществляется обмен идеями, знаниями, всем фондом духовного богатства, созданного людьми. Тем самым преодолевается ограниченность индивидуального опыта.

Общение - это профессиональная деятельность руководителя, направленная, прежде всего, на сотрудников организации, на установление контактов с конкурирующими организациями, имеющая определенные производственные цели. С помощью общения не только передается информация, но и изменяются свойства личности общающихся, устанавливаются взаимопонимание, меняются мнения и установки.

Общение характеризуется содержанием, функцией, стороной, манерой и интенсивностью.

Содержание общения. Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем:

1. Передача от человека к человеку информации.

2. Восприятие и понимание другого человека, с которым общаются. В процессе восприятия фиксируются внешний вид человека, его манера говорить, особенности поведения. В результате этого формируется представление людей друг о друге, достигается понимание состояния человека, вступившего в общение.

3. Управление групповой деятельностью сотрудников. Общение реализуется в данном случае в виде распоряжений, команд, подсказок, различных сигналов руководителя и т.п.

4. Осуществление межличностных отношений, например выяснение отношений между поссорившимися сотрудниками, ведение дружеской беседы и т.п.

Функции общения. В соответствии с содержанием общения выделяют следующие его функции:

- познавательную, которая заключается в передаче информации подчиненным;

- экспрессивную, выражающуюся в понимании переживаний и эмоционального состояния партнера по общению;

- регулятивную, заключающуюся в воздействии на подчиненных с целью изменения или сохранения их поведения, активности, состояния, отношения друг к другу;

- социального контроля, состоящую из регламентирования поведения и деятельности сотрудников с помощью групповых и социальных норм, путем использования позитивных и негативных санкций;

- социализации включающую формирование у сотрудников умения действовать в интересах организации, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность.

Стороны общения. Непосредственное межличностное общение характеризуется с двух сторон - внешней и внутренней.

Внешняя сторона общения - это реально наблюдаемое поведение общающихся, выражающееся в форме речевых или неречевых обращений. По количеству, направленности и содержанию обращений можно узнать, как происходит контактирование сотрудников организации, как часто и кто выпадает из общегруппового контакта, какая информация преобладает.

Внутренняя сторона общения скрыта от глаз наблюдателя, так как она отражает особенности субъективного восприятия человеком ситуации общения, эмоциональные реакции в связи с реальными или ожидаемыми контактами, мотивы и цели контактирования, психологический эффект общения (изменение взглядов на события, изменение мотивов, состояния и т.п.)

Манера общения имеет большое значение для воспитания сотрудников. Тон обращения (спокойный, властный, вкрадчивый и т.п.), поведение руководителя (сдержанность, беспокойство, неуверенность, скованность мимики и движений т.п.), даже расстояние между руководителем и подчиненным могут многое сказать последнему.

В зарубежной психологии выделяют четыре дистанции между общающимися: интимная, личная, социальная и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся являются ближайшими знакомыми, друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступившие в официальные контакты; публичная дистанция имеет место между чужими людьми. Изменяя расстояние, руководитель может добиваться дополнительного воздействия на сотрудника, так как этим изменяется установка на манеру общения, характер отношений между партнерами.

Имеет значение в общении и размещение партнеров. Например, общение между людьми, впервые вступившими в контакт, проходит легче и успешнее, если стулья, на которых они сидят, расставлены не в ряд, а свободно вокруг небольшого столика. Руководитель, желающий вести с подчиненным интимную беседу, должен выйти из-за своего стола, так как в кресле за этим столом подчиненные привыкли уже иметь дело с авторитетом. И наоборот, если предстоит официальный разговор, то интимная обстановка и выход начальника из-за стола только помешают этому.

Манер общения очень много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, в шутливой или серьезной манере, озлобленной или доброжелательной форме. Часто у руководителей наблюдается безапелляционная манера общения. Она проявляется в стремлении руководителя разговаривать с сотрудниками в официальном, нередко менторском тоне, жесткими, категорическими фразами.

Можно выделить также подражательную манеру общения, которая отражает механическое усвоение отдельным человеком стиля общения авторитетного для него человека, на которого он хочет быть похожим. Безликая, стандартная манера общения означает, что человек слепо следует общепринятым стандартам. Своеобразным отрицанием копирующей манеры общения является чрезмерное оригинальничание, пренебрежительность и развязность по отношению к собеседнику.

Интенсивность общения. По данным американских психологов, руководитель за рабочий день в среднем имеет больше тысячи контактов общения. Однако интенсивность общения с сотрудниками у руководителей может быть разной. Одни характеризуются малую интенсивность общения, которое к тому же носит официальный характер. У них общение связано преимущественно с передачей наиболее важной информации и с командами на начало и окончание выполнения задания. Такая манера общения подчеркивает строгость и деловитость этих руководителей.

Другие руководители имеют высокую интенсивность общения, направленную на установление деловых отношений с сотрудниками. Этих руководителей характеризует ровный, спокойный, преимущественно доброжелательный тон обращений к подчиненным. Они сами вызывают подчиненных на общение, которое у них более эмоционально, но дисциплина от этого не страдает.

Ряд руководителей просто подчиняются «стихии общения»: не они сами, а сотрудники диктуют характер общения. Такие менеджеры не добиваются своих целей, а подстраиваются под подчиненных.

Многоплановый характер общения. Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отраже­нием этих объективных взаимоотношений между членами груп­пы являются субъективные межличностные отношения, кото­рые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодейст­вия и взаимоотношения внутри группы — это углубленное из­учение различных социальных фактов, а также взаимодей­ствия людей, входящих в состав данной группы.

Итак, всякое дело предполагает объединение лю­дей. Для того чтобы что-то производить, люди должны объединить­ся. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее вклю­ченными, и не будет достигнуто между ними должное взаимо­понимание. Так, например, для того чтобы руководитель мог обучить чему-либо своих сотрудников, он должен вступить с ними в общение.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной дея­тельности.

Общение включает в себя обмен информацией между уча­стниками совместной деятельности, который может быть оха­рактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важней­ших средств общения.

Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец вы­бивает чек и отсчитывает сдачу.

Общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспри­нимает ли один из партнеров по общению другого как за­служивающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется. Таким образом, в еди­ном процессе общения можно условно выделить три стороны:

· коммуникативную (передача информации),

· интерактивную (взаимодействие),

· перцептивную (взаимовосприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение вы­ступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или общение и деятельность — это два самостоя­тельных, равноправных процесса?

В совместной деятельности человек должен по необходи­мости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т. е. устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, полу­чать должную информацию, сообщать ответную и т. д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важ­нейший ее информативный аспект, как коммуникация (обще­ние первого рода).

Но, создав предмет в про­цессе деятельности, уже включившей общение как коммуни­кацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индиви­дуальность другим людям, продолжает себя в других людях.

Произведенный предмет — это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой — средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет произведен для других людей.

Отметим, что в капиталистическом обществе, как ранее в феодальном и рабовладельческом, в результате отчуждения результатов труда блокируется и разрушается общение как производство общего между людьми. Запечатлев в произ­веденном предмете свой труд, его создатель не может надеяться, что он тем самым продолжает себя в тех, кому предмет предназ­начен, потому что предъявляет себя другим через этот пред­мет не он сам, а его хозяин. Общение, взаимопонимание, взаи­моуважение людей, таким образом, изначально подрывается. Положение коренным образом меняется в социалистическом обществе, где отсутствует эксплуатация и подавление личности человека в угоду чьим-либо экономическим расчетам и инте­ресам и где результаты труда принадлежат тем, кто их созда­ет.

В. А. Сухомлинский писал: «Человек оставляет себя, преж­де всего, в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни... Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы ос­тавляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высо­кому и возвышенному. Чем глубже вы... сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем счастливее ваша личная жизнь».

Общение, как продолжение себя в другом, есть уже общение второго рода. Если общение первого рода (общение как ком­муникация) выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своей сторо­ны имеет совместную деятельность по производству общест­венно ценного и личностно значимого предмета.

Таким образом, деятельность — часть, сторона общения, общение — часть, сторона деятельности, но и общение, и деятель­ность образуют неразрывное единство во всех случаях.

Общение как обмен информацией. Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимо­действия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим, прежде всего, является язык, как средство общения.

Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, по­тому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т. е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой ин­формации свое поведение.

Человек, адресующий информацию другому человеку (ком­муникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осу­ществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т. е. говорить «на одном языке». Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха совместной деятельности. Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за ис­пользуемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т. д.), известны участвующим в общении лицам.

Значение слова — это содержательная сторона знака как элемен­та, опосредствующего познание окружающей действительности. Подобно тому, как орудие опосредствует трудовую деятель­ность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятель­ность и общение.

Система словесных знаков образует язык как средство су­ществования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта.

Язык как средство накопления и передачи общественного опыта возник в процессе труда и начал развиваться еще на заре доклассового общества. Для передачи друг другу значимой информации люди стали пользоваться членораздельными звуками, за которыми закреплялись определен­ные значения.

Пользоваться членораздельными звуками для общения бы­ло удобно, особенно в тех случаях, когда руки были заняты предметами и орудиями труда, а глаза обращены на них. Пе­редача мыслей посредством звуков была удобна и на значи­тельном расстоянии между общающимися.

Благодаря общению с помощью языки отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей, — про­исходит обмен мыслями, передача информации.

В общении человек постоянно учится отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, перехо­дить от образов единичных предметов к устойчивому отраже­нию их общих свойств в значении слов, в котором закрепляются существенные признаки, которые присущи целому классу предметов и тем самым относятся и к конкретному предмету, о котором идет речь. Говоря «газета», мы имеем в виду не только тот газетный лист, который держим в руках, но тем са­мым указываем, к какому классу предметов относится данный предмет, принимая во внимание его отличия от другой пе­чатной продукции и т. д.

Слова имеют определенное значение, т. е. некую отнесен­ность к предметному миру. Когда человек применяет то или иное слово, то и он, и его слушатели имеют в виду одно и тоже явление и у них не возникнут недоразумения. Сис­тема значений развивается и обогащается на протяжении всей жизни человека.

Речь - это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений слов (так называемая дакти­лология).

Различают следующие виды речи: письменная и устная речь, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалоги­ческую и монологическую.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т. е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совме­стно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обме­ниваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомо­гательных слов и междометий. Особенности этой речи в значи­тельной мере зависят от степени взаимопонимания собеседни­ков, их взаимоотношений. Большое значение имеет степень эмо­ционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удив­ленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек го­ворит не так, как в спокойном состоянии, не только употреб­ляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Монологическая речь имеет боль­шую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представ­ляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т. п.), имеющим монологический характер.

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной речи. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и вре­менем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного пись­ма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв.

Благодаря письму оказалось возможным наилучшим обра­зом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесслед­но исчезать. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей. Нередко записать что-либо — значит хорошо уяснить это и запомнить.

Речь своей физиологической основой имеет дея­тельность слухового и двигательного анализа­торов.В коре мозга замыкаются временные связи между раз­личными раздражениями со стороны внешнего мира и движе­ниями голосовых связок, гортани, языка и других органов, ре­гулирующих произнесение слов. Речь функционирует на основе второй сигнальной системы. Слово, по словам И. П. Павлова, это «сигнал сигналов»! Слова, сигнализируя сигналы первой сигнальной системы, всевозможные впечатления, существую­щие в виде образов мира, могут вызывать те же действия, что и непосредственные раздражители. Слова и их сочетания всег­да представляют собой результат отвлечения и обобщения, переработки в мозгу сигналов первой сигнальной системы.

Сложный процесс вербального общений основывается на дей­ствии последовательного включения обеспечивающих его ме­ханизмов:

Первым этапом является программирование речи - построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается инфор­мация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная.

Второй этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих.

Третий этап - осуществление проговаривания, реальное звучание речи.

Таким образом, развертыва­ется процесс «говорения», в ходе которого коммуникатор ко­дирует информацию, подлежащую передаче. В процессе слу­шания собеседник (реципиент) декодирует полученную ин­формацию, что, в свою очередь, представляет собой поэтап­ный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание того, что хотел сказать коммуника­тор.

Правильность понимания слушающим того, что ему бы­ло сообщено, становится для коммуникатора очевидной, лишь когда реципиент сам превращается в коммуникатора (смена коммуникативных ролей) и своим высказыванием дает знать, что он принял и понял сообщенное. В диалогическом общении коммуникативные роли попеременно меняются, в результате чего постепенно складывается взаимопонимание, оказывается возможным согласование действий и поведения общающихся, без чего было бы невозможно достичь результата в совместной деятельности.

Функционирование процессов кодирования и декодирования речевых высказываний оказывается возможным при сохраннос­ти мозговых центров и систем, обеспечивающих успешность вербального общения. Если имеют место нарушения в работе этих систем, у человека возникают различные расстройства речи — афазии.

В одних случаях оказывается невозможным по­строение фразы, но понимание речи сохраняется, в других — нарушается членораздельность речи (возникает дизартрия), хотя слова больной подбирает правильно, в третьих — утрачи­вается возможность восприятия речевого высказывания при со­хранении возможности высказаться и т. д.

Уже в середине XIX в. П. Броком и К. Вёрнике были открыты уча­стки мозга, при нарушении работы которых наблюдались рас­стройства речи. Так, П. Брока выяснил, что при поражении задней трети нижней лобной извилины левого полушария у больных появляются нарушения произношения слов. Позднее К. Вёрнике описал случаи нарушения понимания слов в ре­зультате поражения задней трети верхней височной извилины левого полушария.

Эти участки мозговой ткани были обозна­чены как «центры» моторной речи («центр Брока») и понима­ния речи («центр Вёрнике»).

Однако в дальнейшем благодаря работам, главным образом, советских психофизиологов (А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин и др.) стало оче­видным, что физиологической основой речи является не столь­ко деятельность изолированных участков мозга («центров речи), сколько сложная организация деятельности мозга как единого целого.

Таким образом, сложилось представление о динамической (т. е. не строго анатомической, а подвижной) локализации речевых функций, имеющее исключительно важное значение для коррекции расстройств речи в связи с ис­пользованием широких компенсаторных возможностей цент­ральной нервной системы.

Общение людей не может быть уподоблено передачи информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями.

В общение людей закономер­но включаются эмоции общающихся.К тому, что является со­держанием коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение, они определенным образом относятся, и это эмоциональное от­ношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.

К средствам невербальной коммуникации относят жесты, мимику, интонацию, паузы, позы, смех, слезы и т. д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации.

Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных на­циональных культурах. Болгары несогласие с собеседником «выражают» кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак со­гласия.

В разных возрастных группах для осуществления невер­бальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо передает их нередко встречающееся предупреж­дение «Я не тебе плачу, а маме!»

Существенно важное значение для усиления действия вер­бальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через пл<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.75 (0.016 с.)