Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Форма государства и ее элементы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого гос-ва. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма гос-ва». Форма гос-ва – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму гос устройства и политический режим. Форма гос-ва – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Элементы формы гос-ва: 1) Форма правления 2) форма гос устройства 3) гос (политический) режим 1) форма правления – способ организации и формирования верховной государственной власти; хар-ризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. Различают 2 основные группы: монархии и республики. 2) Форма гос устройства – способ территориальной организации власти; отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его составными территориальными единицами; по форме гос устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные гос-ва. Конфедерация – форма союза суверенных государств; временный союз суверенных государств, добровольно объединившихся для достижения какой-либо цели. Отсутствует общий государственный аппарат, общее законодательство. Унитарное гос-во – простое, единое, суверенное гос-во, на всей территории которого действует одна Конституция и единые органы власти. Унитарные гос-ва: централизованные (все местные органы власти подчиняются и назначаются центром) и децентрализованные (выбираются населением, имеют некоторые функции гос-ва; например, Испания). Федерация – сложное, единое, суверенное союзное гос-во, объединяющее несколько территориальных и национальных территориальных образований, обладающих самостоятельным государственно-правовым статусом и имеющих свои системы органов государственной власти и свое законодательство. По способу возникновения федерации бывают: договорные федерации, конституционные федерации, договорно-конституционные федерации. По принципу построения: территориальные федерации, национально-территориальные федерации. По хар-ру взаимоотношений между центром и субъектами федерации: симметричные федерации и асимметричные федерации. Содружество – квази конфедерация. 3) Гос (политический режим) – способы, методы осуществления государственной власти; представляет собой систему методов, способов и средств осуществления гос власти. Распространено деление на: демократические и антидемократические. Но не все авторы согласны с таким делением: например, Нерсесянц делит на: либеральные и авторитарные режимы (тоталитарные).
Форма правления ФП – это форма государства, характеризующая порядок формирования высших органов гос-ва, их компетенцию и взаимодействие. В эпоху античности понятие «ФП» трактовалось шире, включая в себя современное понятие «форма правления» и понятие «политического режима». Аристотель и Платон разделяли ФП на правильные (монархия, аристократия, демократия) и неправильные (тирания, олигархия и охлократия). Гос-ва принято делить на монархии и республики: Монархия – высшая власть принадлежит, как правило, одному лицу по праву наследства. Монархия получила легитимацию и государственный смысл от религии. Монарх – юридически безответственное лицо. Ответственность монарха перед к-лб кроме бога – отступление от общего принципа монархии, характеризующее ФП как смешанную. Неограниченная монархия – у монарха вся полнота власти, право отмены приговора и помилования, он представляет гос-во в международных отношениях, пользуется специальным титулом, содержанием от гос. казны и правом на особый церемониал. Примеры: деспотии Др. Востока (др. Египет, Китай, Персия); на Западе – абсолютизм XV-XVII вв. Деспот был верховным собственником земли и верховным жрецом, либо обожествлялся. Для абсолютизма характерны централизация и бюрократизация гос. аппарата, утилитарное отношение к религии. Сейчас – Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман. Ограниченная монархия: Первой возникла аристократическая монархия (Спарта, Др. Рим), где власть монарха ограничивалась собранием старейшин и (или) народным собранием, состоявшим из представителей привилегированных сословий. Сеньориальная (сюзерениальная) монархия – Европа, период феодальной раздробленности – «многоэтажная монархия». Полунезависимые вассалы во главе «государств-поместий» выступали как «микромонархи» по отношению к своим вассалам и подданным. Сословно-представительная монархия – возникла в результате укрепления королевской власти и консолидации сословий в 13-14 вв. Органы сословного представительства дворян, духовенства и горожан принимаю законы, подлежащие утверждению монархом. Генеральные штаты во Франции, кортесы – Испания, Парламент – Англия. В современном мире существуют 2 формы: дуалистическая и парламентская. Дуалистическая – монарх делит власть с парламентом. Законы одобряются парламентом и утверждаются монархом, он обладает правом вето, назначает и смещает правительство. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, монарх может в любой момент распустить парламент. Пример – Бруней, Бутан, Иордания, Марокко, Тонго. Парламентская – парламент независим от монарха. Он назначает правительство, которое несет перед ним ответственность. Повеление монарха приобретает юр силу при наличии согласия соответствующего министра (контрассигнация), который и берет на себя ответственность за издание этого распоряжения. У монарха церемониальные и представительские функции (формальное подписание официальных документов, принятие верительных грамот от послов иностранных гос-в и т.п.). При формировании однопартийного правительства (кабинета), оно контролирует парламент. Такая система называется министериализм. Республика – ФП, при которой высшие органы гос власти (единоличные или коллегиальные) являются выборными или назначаемыми представительными учреждениями, избранными на определенный срок. Глава гос-ва обладает в сфере личных, гражданских прав обычным юридическим статусом и несет ответственность. Срок его полномочий ограничен. Законодательная власть всегда у коллегиального органа. В историческом аспекте выделяют 2 вида: Аристократическая – власть принадлежала меньшинству, властные привилегии передавались по наследству. Венеция, Новгородская и Псковская республики. Демократическая – гос. власть у всех полноправных граждан. Афинская полисная демократия. 2 основных вида в современных гос-х: Президентская – правительство ответственно перед президентом, который его и формирует. Разделения исполнительной и законодательной властей, которые действуют по принципу сдержек и противовесов. США, Бразилия, Мексика. Парламентская – не действует принцип разделения властей в классическом виде, т.к. правительство не представляет собой независимой и самостоятельной ветви власти. Оно формируется, как правило, из числа депутатов – лидеров правящей партии или парламентской коалиции партий. Правительство функционирует, пока пользуется поддержкой парламентского большинства. Важнейшая роль главы правительства, ролт президента аналогична роли монарха в парламентской монархии. Он избирается парламентом или особым собранием выборщиков. Германия, Италия, Венгрия, Индия, Польша. Смешанные ФП: в определенных случаях это помогает устранить недостатки чистых форм. Франция – президентская и парламентская республика, Малайзия – республика и монархия. Идеократическая ФП: юридически – одна форма, фактически – другая, отклонения связаны с возникновением сильных идеологий, подчиняющих себе и формирование, и функционирование всех органов гос-ва. Возможно и чистое существование такой формы – Ватикан.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.166 (0.009 с.) |