Норма права как социальная норма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Норма права как социальная норма.



 

Правовые норму служат основанием наличия у субъектов принадлежащих им прав и обязанностей и в этом смысле являются субъективным источниками субъективных прав и обязанностей. Правовые нормы имеют не только логический смысл, но и ценностное значение. Как результат интерпретации правового текста они оказывают информационно-ценностное воздействие на субъекта, но только в случае их соответствия социально значимым ценностям получают значение основания субъективные прав и обязанностей.

Социальная правило всегда есть средство социальной коммуникации, средство, которое, будучи легитимированным как положительная социальная ценность, способно управлять поведением субъектов.

Под социальными нормами, разновидностью которых являются правовые нормы, следует понимать все действующие в обществе правила должного поведения.

Объектом регулирования социальных норм является поведение субъектов, которым они адресуются, т.е. общественные отношения.

Социальные нормы делятся на общие и индивидуальные.

Одним из признаков общей социальной нормы является – неперсонофицированность, т.е. отсутствия указания на конкретного адресата.

Индивидульная социальная норма может быть адресована конкретному субъекту как для однократного регулирования его повденеия, так и для многократного ее использования.

Право и мораль: взаимосвязь и автономия.

Право и мораль тесно связаны. При этом следует различать мораль индивидуальную и мораль общественную, именуемую также нравственностью. Мораль, как и право, имеет не государственную, а социально-коммуникативную природу. Мораль представляет собой систему принципов интимного отношения человека к социальному миру с точки зрения должного. Главное отличие морали от права состоит в том, что природа морали лишена элемента притязательности, т.е. тех правомочий, которые выражают свободу действий в отошении тех других субъектов, определяющую их обязанное поведение.

Моральное отношение в этом смысле носит односторонний характер: реализующий моральную норму субъект исполняет свою моральную обязанность перед другим субъектом.

Правовая норма отличается от моральной тем, что отношения, регулируемые правовыми нормами, носят двусторонний коммуникативный характер.

Общественное сознание русского сообщества на протяжении многих веков формировалось как этикоцентристкое, т.е. такое, в котором вопросам морали, нравственности веры занимали центральное место.

Моральное сознание применительно к праву исполняет ф-цию признания соответствия или несоответствия существующего права нормам морали.

Право связано с моралью и нравственностью прежде всего через обязанность. Без морального обоснования правовой обязанности право будет неминуемо терять свои коммуникативные возможности и превратится в систему, поддерживаемую не внутренним самоопределением субъектов, а исключительно внешними принудительными мерами и соответственно утилитарными мотивами подчинения.

Правовой обычай.

 

Правовой обычай – один из наиболее древних текстуальных источников права. Под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений.

 

Таково общее правило. Для Ульпиана обычай – «молчаливое согласие народа, укоренившееся благодаря долговременной привычке». В то же время необходимо иметь в виду, что хотя норма обычая формируется практикой, и действия субъектов, их поведение, предшествуют признанию обычаев в качестве правовых, далеко не всегда требуется их многократное повторение для того, чтобы они приобрели это свойство. В основе правового обычая может находиться правовой прецедент.

 

Обычай может быть как всеобщим, так и локальным, действующим только в определённых местностях. Далеко не всякий обычай является правовым. Для непосредственного социального действия в качестве правового текста он должен иметь объективно правовое содержание (конституировать легитимные права и обязанности), а для того, чтобы получить значение государственно-признанного источника права – быть санкционированным государством (в Романо-германской правовой семье).

 

Санкционирование (признание) обычая в качестве источника права осуществляется путём ссылки на обычай как на общеобязательное правило в каком-либо нормативно-правовом акте государства, или при аналогичном его признании судебной, административной или арбитражной практикой.

 

Правовой обычай имел огромное значение в античном и средневековом обществах.

 

Например, в варварском обществе обычай определяет всю жизнь человека, всё его поведение в той или иной ситуации. У индивида просто не выбора – обычай за него определяет дальнейшие поступки, любой поступок должен соответствовать строгим предписаниям, вытекающим из принадлежности к группе. Право в варварском обществе не выделено в особую сферу жизни. Нет такой стороны, которая не регулировалась бы обычаем.

 

В настоящее время правовой обычай постепенно вытесняется (особенно в Романо-германской правовой семье)другими текстуальными источниками права, прежде всего, законом. Но поскольку государственно-правовое регулирование не может охватить все общественные отношения, подлежащие такому регулированию, обычай сохраняет своё значение в отдельных отраслях частного и, в меньшей степени, публичного права.

 

Так, ст. 5 ГК РФ признаёт в качестве источника предпринимательского права обычай делового оборота, под которым понимается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». При этом обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат «обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору».

 

Ст. 134 Кодекса торгового мореплавания устанавливает, что срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон (договором), а при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

 

Обычай – источник не только государственного, но и социального права. Последнее и существует преимущественно в форме традиций, обычаев, обыкновений.

 

 

Наиболее значимые из них или признаются правовыми по своей природе (при наличии определённых признаков – в англосаксонском праве), или санкционируются государством и становятся нормами государственного права (в Романо-германских правовых системах). При этом в англо-саксонском правовом сообществе фактически признаётся существование негосударственного, социального права, так как обычай признаётся правовым не с момента вынесения судебного вердикта, ссылающегося на него, а с того момента, когда обычай получил необходимые правовые свойства (длительность существования, добровольность исполнения, соответствие разуму и действующим законам и т.д.).

 

 

Правовые обычаи могут представлять как государственное, так и социальное право, но в любом случае их отличительной чертой является неписаный характер. Это право пользуется тем большим авторитетом, что доказано отсутствие необходимости придать ему письменную форму. Считается, что неписаные обычаи более пластичны и отвечают постоянно изменяющимся потребностям гражданского оборота.

 

 

Правовой обычай в целом можно определить как правовой текст, сложившийся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений и интерпретируемый как основание общезначимой и общеобязательной нормы поведения, имеющий предоставительно-обязывающий характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.007 с.)