Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема лабораторного занятия: Особенности чувств умственно отсталых школьников

Поиск

Задание 1.

Предложите ученику рассказ с веселыми и грустными оттенками в содержании.

«В парке на скамейке сидела девочка и горько плакала. Слезы крупные, как горошины, стекали по ее лицу.

«Что случилось?» — вдруг услышала она за спиной ласковый голос. Девочка оглянулась. Перед ней стояла старушка с добрыми глазами.

«Я упала в грязь и испортила свое новое пальто»,— грустно ответила девочка.

«Не плачь,— сказала старушка,— пойдем со мной».

Старушка привела девочку к себе домой, сняла с нее пальто, напоила горячим чаем с вареньем. Девочка успокоилась, стала улыбаться и благодарить старушку. Погладив девочку, старушка сказала: «А теперь надевай пальто и иди домой».

Девочка собралась было вновь плакать, но вдруг увидела, что пальто совсем чистое и никаких следов грязи на нем нет».

Задайте ученику следующие вопросы:

а) Заметил ли ты в рассказе что-нибудь грустное? Расскажи об этом.

б) Есть ли в рассказе приятные события? Какие? Проанализируйте результаты беседы с учеником и определите его способность к дифференцированному восприятию чувств действующих в рассказе лиц.

 

Задание 2.

Предложите ученику последовательно две картинки: одну с грустным содержанием, а другую с веселым, например: «Тройка» В. Г. Перова и «Прибыл на каникулы» Ф. Решетникова.

Задайте ученику следующие вопросы:

а) Какая картина тебе больше нравится? Почему?

б) Почему другая картина тебе нравится меньше?

в) Изображены ли на какой-нибудь картине грустные события? Изображены ли на какой-либо картине приятные события?

Затем экспериментатор анализирует ответы ученика и его способность определять характер воспринятых им картин.

 

Задание 3.

Предложите ученику рассказ из школьной жизни: «На следующий день после контрольной работы по математике учитель раздавал тетради, комментируя выставленные отметки: «С контрольной работой не все справились одинаково. Часть ребят получили хорошие и отличные отметки. Но есть и такие, которые написали работу на тройку и даже на двойку».

Некоторые ребята в классе насторожились. При словах «на двойку» один вздохнул, двое ерзали за партой и беспокойно оглядывались, а кто-то сказал: «Наверное, мне два». Но были и такие, которые равнодушно смотрели на учителя или разглядывали что-то на парте, никак не реагируя на его слова.

Все шло своим чередом, когда учитель стал выдавать тетради тем ученикам, которые написали работу на хорошо и отлично. Одни, получив тетрадь, быстро открывали ее и показывали свою отметку товарищу, другие смотрели на свою отметку и широко улыбались, третьи клали тетрадь на парту, даже не заглянув в нее.

Но вот учитель взял Юрину тетрадь, недовольно нахмурился и сказал: «Ты всегда получаешь хорошие отметки, а сегодня написал работу на двойку, я тобой не доволен». Юра схватил тетрадь и, весело улыбаясь, стал всем показывать свою «двойку». Некоторые ребята улыбались, другие отворачивались и слушали, что говорил учитель про Юру».

После прочтения рассказа надо проанализировать, какие особенности чувств проявлялись у учащихся во время урока.

 

Задание 4.

Предложите школьникам рассказы-коллизии:

«Алеша ехал в трамвае и смотрел в окно. С ним рядом сидела женщина. На одной из остановок она вышла. Алеша повернулся и увидел рядом с собой на сиденье коробку конфет и кошелек с деньгами. Что, по-вашему, сделал Алеша?»

«Костя выучил все уроки и собрался идти на улицу играть в футбол. В это время раздался звонок. К Косте пришел товарищ из его класса и попросил помочь ре­шить задачу. Но на улице Костю ждали ребята. Что, по-вашему, сделал Костя?»

«Олю после уроков всегда встречала бабушка, потому что Оля жила далеко от школы. Они поехали домой в автобусе. Когда они вошли в автобус, там было одно свободное место. Что, по-вашему, сделала Оля?»

Отметьте положительные и отрицательные проявле­ния чувств учеников. Зафиксируйте, были ли ученики, не ответившие на вопросы. Если да, то в чем причина?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА РЕФЕРАТА. ЛИТЕРАТУРА

Особенности эмоций и чувств умственно отсталых школьников

Мясищев В. Н., Карсарский Б. Д. и др. Основы общей и медицинской психологии. - Л., 1968. Гл.9.

Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева и др. - М., 1981. -Гл. 16.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. - Гл. VII—VIII.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М, 1979. Гл. 14.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.195 (0.006 с.)