Тема 10. Особенности оценки и самооценки умственно отсталых школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Особенности оценки и самооценки умственно отсталых школьников



 

Одним из важнейших факторов развития личности является формирование объективной оценки и самооценки возможностей и проявлений личности. Оценке могут подлежать люди, предметы, явления окружающей действительности. Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих отношений, действий, качеств, поступков, достижений и т. д. Самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов.

Самооценка у школьников складывается при выполнении ими различных заданий. По мере ее развития она начинает влиять на поведение: появляются различные реакции, выражающие отношение к заданию, а в ходе его выполнения и к получаемым результатам. В процессе формирования самооценки большая роль принадлежит учителю, оценивающему процесс и результаты деятельности учащегося.

У умственно отсталого школьника снижен уровень самосознания, ему присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков. В силу этого возникает неумение адекватно оценить результаты работы, проанализировать собственную деятельность. Все это ведет к своеобразию процесса формирования и проявления самооценки у умственно отсталых школьников. В ходе специальных исследований были выявлены сле­дующие особенности их самооценки на разных этапах обучения во вспомогательной школе.

В младшем возрасте отмечаются заниженная и завышенная самооценки, в среднем — наиболее адекватные, в старшем — преимущественно завышенные.

Нарушение самооценки в младшем возрасте вызывается незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др.

Завышенная самооценка в старшем возрасте часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности. Повышенная самооценка может возникать как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.

В формировании правильной самооценки определяющая роль принадлежит оценке учителем деятельности, поступков, высказываний учащихся.

В зависимости от самооценки находится уровень притязаний. У умственно отсталых в зависимости от характера дефекта можно наблюдать завышенный и заниженный уровни притязаний. Так, у олигофренов с уравновешенным протеканием процессов возбуждения и торможения можно постепенно выработать адекватный данной ситуации уровень притязаний. У умственно отсталых с проявлениями эмоциональной тупости (с текущей шизофренией, грубым недоразвитием личности) нарушена какая бы то ни было зависимость между трудностью задания и уровнем притязаний.

Нарушение уровня притязаний у умственно отсталых объясняется неумением оценить свои возможности, спланировать свою деятельность и предвидеть ее результаты.

Оценка и самооценка в структуре личности умственно отсталого школьника выступает в качестве ведущего компонента в формировании самосознания.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ

Тема семинарского занятия: Самооценка умственно отсталого школьника

1. Самооценка и развитие личности.

2. Особенности самооценки у умственно отсталых школьников.

3. Особенности уровня притязаний умственно отсталых школьников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Варенян В. А. Оценка своего положения в коллективе подростками вспомогательной школы. \\ Дефектология. – 1971. - № 4.

2. Викулова Л. В. Исследование уровня притязаний у детей-олигофренов. \\ Вопросы экспериментальной патопсихологии. - М., 1965.

3. 3ейгарник Б. В. Пути исследования эмоционально-волевой сферы психически больных. \\ Вопросы экспериментальной патопсихологии. - М., 1965.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.006 с.)