Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема лабораторного занятия: Обследование речи умственно отсталых учащихсяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На занятии студенты исследуют речь умственно отсталого школьника и изучают данные медицинского, психолого-педагогического и логопедического обследования. (Использована методика С. Д. Забрамной). При обследовании выясняется состояние импрессивной (понимание обращенной речи) и экспрессивной (собственной речи ребенка) речи. I. Изучение импрессивной речи. 1. Обследование фонематического слуха: ¾ узнать и воспроизвести гласные и согласные звуки; ¾ удержать предложенный ряд звуков и слогов; ¾ соотнести звук с буквой; ¾ выделить звук из ряда звуков, выделить слог с заданным звуком из ряда слов; ¾ найти картинку, в название которой входит заданный звук; ¾ дописать недостающую букву в слове; ¾ определить место звука (в начале, середине, в конце слова). 2. Обследование понимания слов: ¾ часто встречающихся в разговорной речи; редко встречающихся в разговорной речи; ¾ имеющих собирательное, обобщенное значение; ¾ близких по значению. 3. Обследование понимания простых предложений: ¾ односложных конструкций; ¾ более распространенных. 4. Обследование понимания интонационного характера предложений. 5. Обследование понимания грамматических категории (род, число, падеж) происходит с помощью вопросов по картинке. 6. Обследование понимания контекстной речи (восприятие текстов): ¾ выбрать картины, соответствующие читаемому тексту; ¾ определить переносный смысл отдельных слов, простых текстов, метафор, пословиц, поговорок. II. Обследование экспрессивной речи. 1. Обследование звукопроизношения (пропуск, замена, искаженное произношение): ¾ повторить изолированные звуки (гласные, согласные); ¾ произнести звуки в слогах; ¾ произнести отдельные фразы; ¾ прочесть буквы, слоги, слова, предложения; ¾ назвать предметные картинки. 2. Обследование словаря (активного): ¾ назвать предметные картинки (что это? кто это?); ¾ продолжить перечисление предметов без зрительной опоры; ¾ назвать по картинке времена года; ¾ назвать предмет (экспериментатор называет его части); ¾ назвать сходные предметы; ¾ закончить фразу; ¾ образовать новые слова с уменьшительным суффиксом; ¾ выявить по картинкам слова, обозначающие действие; ¾ выявить (по вопросам) в словаре слова-прилагательные; ¾ подобрать слова-синонимы к данным словам; ¾ подобрать слова, противоположные по смыслу; ¾ выявить в словаре наречия (предъявляются картинки и предлагаются вопросы). 3. Обследование грамматического строя речи. Выяснение особенностей грамматических связей слов и состава предложений (простых, сложных, распространенных): ¾ употребить падежные окончания в зависимости от предлогов по картинкам (предлагаются вопросы: «Где лежит книга? Откуда взяли тетрадь? К чему подошел мальчик? Чем покрыт стол? Чего нет у мальчика?»); ¾ составить предложение по сюжетной картинке и по вопросам; ¾ составить предложение по опорным словам: пионеры, летом, отдыхать, в лагере; ¾ проанализировать предложение (Сколько слов в предложении?); ¾ составить рассказ по сюжетной картинке; ¾ пересказать прослушанный рассказ; ¾ составить рассказ по сюжетной картинке. При анализе рассказа выясняется правильность, логичность, последовательность, самостоятельность, темп, ритм, плавность речи, голосовые данные — модуляция голоса, степень громкости, выразительность. Анализируя монологическую и диалогическую речь, следует также выявить полноту, развернутость и мотивацию речи. 4. Обследование письменной речи: ¾ чтение — слоговое или слитное; ¾ письмо — списывание, изложение, сочинение, составление деловых текстов; наличие и характер ошибок; ¾ соотношение устной и письменной речи. 5. Выявление грубого нарушения речи: косноязычие, заикание, алалии, дислалии, дизартрии, дисграфии, дислексии.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ 1. Особенности развития фонематического слуха у умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста. 2. Особенности фонетической стороны речи умственно отсталых детей. 3. Особенности словарного запаса умственно отсталых детей. 4. Особенности грамматического строя речи умственно отсталых детей. 5. Особенности письменной речи умственно отсталых школьников. 6. Расстройства устной речи (заикание, косноязычие, дизартрия) у умственно отсталых детей. 7. Расстройства письменной речи (дислексия, дисграфия) у умственно отсталых детей. ЛИТЕРАТУРА: 1. Айметова С. Ш. Развитие речи учащихся в процессе трудового обучения. \\ Известия АПН РСФСР. - Вып. 137, 1965. 2. Барская Н.М. Методика изучения грамматики и правописания в 5—8 классах вспомогательной школы. - Л., 1980. 3. Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. - М., 1965. 4. Данилкина Г. И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе. - Л., 1979. 5. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1969. 6. Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы. /Под ред. В. Г. Петровой. - М., 1976. 7. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963. 8. Петрова В. Г. О развитии связной посьменной речи у умственно отсталых школьников. \\ Труды VII научной сессии по дефектологии. - М., 1975. 9. Петрова В. Г. О некоторых особенностях усвоения текста умственно отсталыми школьниками. \\ Специальная школа. Вып. 3. - М., 1958. 10. Петрова В Г. Речь умственно отсталых школьников. \\ Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ. - М., 1965. 11. Петрова В. Г. О влиянии первого воспроизведения на точность дальнейших пересказов умственно отсталых школьников. \\ Труды II научной сессии по дефектологии. - М., 1959. 12. Сумарокова В. А. Усвоение текста учащимися вспомогательной школы при различных способах чтения. \\ Труды VII научной сессии по дефектологии. - М., 1975.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.6 (0.009 с.) |