Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема лабораторного занятия: Экспериментальные методики изучения мышления умственно отсталых детей и школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание 1. Исследование уровня развития процессов обобщения и отвлечения Необходимый материал: набор карточек с изображением различных предметов, растений. Ход выполнения задания Экспериментатор раскладывает на столе один из наборов карточек (демонстрационный вариант). Объясняет испытуемым смысл задания - карточки надо сгруппировать так, чтобы в группах были родственные предметы, - например, картинки с изображением ножа, карандаша, книги, стакана, циркуля, тарелки можно разделить на две группы: 1) нож, стакан, тарелка — посуда; 2) карандаш, книга, циркуль — школьные принадлежности. После этого на столе раскладывается другой набор карточек и испытуемым предлагается выполнить аналогичное задание самостоятельно. Результаты эксперимента протоколируются, рассуждения испытуемых фиксируются. В заключение делается вывод об особенностях обобщения и отвлечения. Задание 2. Исследование уровня осмысления проблемной ситуации Необходимый материал: серия картинок с изображением какого-либо сюжета, например: «Пожар», «Наводнение» и др. На картинках должны быть изображены отдельные события: ребенок в отсутствие взрослых играет со спичками; воспламеняется какая-нибудь часть интерьера; из окна дома валит дым; едут пожарные; пожарные тушат огонь; пожарник держит на руках испуганного мальчика. Ход выполнения задания Экспериментатор раскладывает на столе картинки, нарушая последовательность развития сюжетной линии. Испытуемому предлагается разложить картинки соответственно логике развития сюжета. Деятельность учеников протоколируется. В заключение делается вывод о правильности, быстроте и глубине осмысленности выполнения предложенного задания.
Задание 3. Исследование процесса абстракции Необходимый материал: несколько общеизвестных пословиц и метафор. Ход выполнения задания Испытуемому называют пословицы и метафоры: «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Золотые руки», «Каменное сердце», «Заячья душа». Предлагается истолковать переносное значение этих пословиц и метафор. Буквальное истолкование метафоры или пословицы свидетельствует о нарушении процессов абстракции и обобщения. Делается вывод о глубине абстракции и обобщения.
Задание 4. Исследование критичности мышления Необходимый материал: заранее подготовленный небольшой рассказ с пропущенными в отдельных фразах словами, например: «Лев стал... и не мог ходить на.... Тогда он решил жить хитростью: залег в своей берлоге и притворился.... И вот другие звери стали приходить навещать больного.... А когда они приходили, он набрасывался на них и.... Пришла лисица, но в берлогу не вошла, а остановилась у.... Лев спросил у нее: «Что же ты не войдешь ко мне?» А... отвечала: «Я вижу много следов, которые ведут к твоей..., но не вижу..., которые вели бы обратно». Ход выполнения задания Испытуемому предъявляется текст рассказа. Он должен его прочитать и вставить пропущенные слова. Экспериментатор должен сделать вывод о качестве выполненной работы. Анализ вставленных испытуемым слов дает возможность определить не только степень критичности мышления испытуемого, но и выявить нарушения целенаправленности и мотивации его мышления. Оценивая результаты, следует исходить из того, что критичность мышления представляет собой умение действовать, исходя из адекватно осознаваемой цели задания, умение контролировать и исправлять свои действия.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976. 2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956. 3. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976. 4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. 5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. 6. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1966.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1966. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. Гл. 9.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА 1. Особенности мышления умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. М., 1956. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М, 1979. - Гл. 9. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1966. 2. Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1969. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. Пинский Б. И. Об особенностях использования прошлого опыта учащимися-олигофренами. \\ Специальная школа. – 1958. - Вып. 5, Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953. 3. Связь мышления умственно отсталого ребенка с другими познавательными процессами. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж И. Шиф. - М., 1965. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962. Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1956. Умственно отсталый ребенок. /Под ред. Л. С. Выготского и И. И. Данюшевского. - М., 1935. 4. Личностные нарушения мышления (критичность, целенаправленность, мотивация). Блейхер В. М. Клиническая психология. - Ташкент, 1976. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976. Намазбаева Ж. И. Развитие личности умственно отсталого школьника. - Алма-Ата, 1976. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. Гл. 9. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. - М, 1970. 5. Развитие мышления умственно отсталых школьников. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Собр. соч. - М., 1983. Т. 5. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.182 (0.007 с.) |