![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема лабораторного занятия: Экспериментальные методики изучения мышления умственно отсталых детей и школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание 1. Исследование уровня развития процессов обобщения и отвлечения Необходимый материал: набор карточек с изображением различных предметов, растений. Ход выполнения задания Экспериментатор раскладывает на столе один из наборов карточек (демонстрационный вариант). Объясняет испытуемым смысл задания - карточки надо сгруппировать так, чтобы в группах были родственные предметы, - например, картинки с изображением ножа, карандаша, книги, стакана, циркуля, тарелки можно разделить на две группы: 1) нож, стакан, тарелка — посуда; 2) карандаш, книга, циркуль — школьные принадлежности. После этого на столе раскладывается другой набор карточек и испытуемым предлагается выполнить аналогичное задание самостоятельно. Результаты эксперимента протоколируются, рассуждения испытуемых фиксируются. В заключение делается вывод об особенностях обобщения и отвлечения. Задание 2. Исследование уровня осмысления проблемной ситуации Необходимый материал: серия картинок с изображением какого-либо сюжета, например: «Пожар», «Наводнение» и др. На картинках должны быть изображены отдельные события: ребенок в отсутствие взрослых играет со спичками; воспламеняется какая-нибудь часть интерьера; из окна дома валит дым; едут пожарные; пожарные тушат огонь; пожарник держит на руках испуганного мальчика. Ход выполнения задания Экспериментатор раскладывает на столе картинки, нарушая последовательность развития сюжетной линии. Испытуемому предлагается разложить картинки соответственно логике развития сюжета. Деятельность учеников протоколируется. В заключение делается вывод о правильности, быстроте и глубине осмысленности выполнения предложенного задания.
Задание 3. Исследование процесса абстракции Необходимый материал: несколько общеизвестных пословиц и метафор. Ход выполнения задания Испытуемому называют пословицы и метафоры: «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Золотые руки», «Каменное сердце», «Заячья душа». Предлагается истолковать переносное значение этих пословиц и метафор. Буквальное истолкование метафоры или пословицы свидетельствует о нарушении процессов абстракции и обобщения. Делается вывод о глубине абстракции и обобщения.
Задание 4. Исследование критичности мышления Необходимый материал: заранее подготовленный небольшой рассказ с пропущенными в отдельных фразах словами, например: «Лев стал... и не мог ходить на.... Тогда он решил жить хитростью: залег в своей берлоге и притворился.... И вот другие звери стали приходить навещать больного.... А когда они приходили, он набрасывался на них и.... Пришла лисица, но в берлогу не вошла, а остановилась у.... Лев спросил у нее: «Что же ты не войдешь ко мне?» А... отвечала: «Я вижу много следов, которые ведут к твоей..., но не вижу..., которые вели бы обратно». Ход выполнения задания Испытуемому предъявляется текст рассказа. Он должен его прочитать и вставить пропущенные слова. Экспериментатор должен сделать вывод о качестве выполненной работы. Анализ вставленных испытуемым слов дает возможность определить не только степень критичности мышления испытуемого, но и выявить нарушения целенаправленности и мотивации его мышления. Оценивая результаты, следует исходить из того, что критичность мышления представляет собой умение действовать, исходя из адекватно осознаваемой цели задания, умение контролировать и исправлять свои действия.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976. 2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956. 3. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976. 4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. 5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. 6. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1966.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1966. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. Гл. 9.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА 1. Особенности мышления умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. М., 1956. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М, 1979. - Гл. 9. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1966. 2. Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1969. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. Пинский Б. И. Об особенностях использования прошлого опыта учащимися-олигофренами. \\ Специальная школа. – 1958. - Вып. 5, Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953. 3. Связь мышления умственно отсталого ребенка с другими познавательными процессами. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж И. Шиф. - М., 1965. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962. Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1953. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1956. Умственно отсталый ребенок. /Под ред. Л. С. Выготского и И. И. Данюшевского. - М., 1935. 4. Личностные нарушения мышления (критичность, целенаправленность, мотивация). Блейхер В. М. Клиническая психология. - Ташкент, 1976. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Избранные психологические исследования. - М., 1956. Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976. Намазбаева Ж. И. Развитие личности умственно отсталого школьника. - Алма-Ата, 1976. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. Гл. 9. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. - М, 1970. 5. Развитие мышления умственно отсталых школьников. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. \\ Собр. соч. - М., 1983. Т. 5. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.248.61 (0.01 с.) |