Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составление логических схем.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ обучающихся по дисциплине история
Владивосток 2013
Содержание:
Пояснительная записка Цели освоения дисциплины: формирование научных представлений об основных этапах и содержании истории, развитие исторического сознания на основе современных теоретико-методологических подходов к изучению прошлого, выработка навыков использования исторического опыта в будущей профессиональной деятельности. Государственный образовательный стандарт третьего поколения предусматривает формирование в рамках курса «История» общекультурных компетенций студентов (ОК). Студенты должны продемонстрировать владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК—6); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантность к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11). В аудиторной работе используются две основные формы — лекция и практическая работа. На лекции преподаватель знакомит студентов с методологией и проблематикой курса, дает обзор основных точек зрения по наиболее спорным историческим вопросам. На практической работе студенты показывают умение анализировать события прошлого, аргументировать свою позицию. Чтобы будущие специалисты не только знали определенный набор исторических фактов и оценок, но и обладали компетенциями, сегодня больше времени и внимания уделяется самостоятельной работе. В образовательном стандарте на внеаудиторную работу отводится почти половина учебного времени студента. Основными формами самостоятельной работы студентов являются изучение учебных материалов, подготовка к аудиторным занятиям, выполнение заданий текущего контроля, написание рефератов и контрольных работ, подготовка к промежуточной аттестации.
Составитель: Шаповалова О.А. преподаватель высшей квалификационной категории Колледжа сервиса и дизайна ВГУЭС Алгоритмы выполнения самостоятельной работы 1. Как составить план. План — это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом произведении (статье). Простой план 1. Внимательно прочитай изучаемый материал. 2. Раздели его основные смысловые части и выдели в каждой главную мысль. 3. Озаглавь каждую часть (пункты плана). Сложный план 1. Внимательно прочитай изучаемый материал. 2. Раздели его на основные смысловые части и озаглавь их (пункты плана). 3. Раздели на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавь их (подпункты плана). 4. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них общее содержание изучаемого материала, не нарушена ли последовательность. Графическая форма записи сложного плана выглядит примерно так: I II 1: а); б); в) 3: а); б) III
Как составить тезисы. Тезисы — это сжато сформулированные основные положения источника (или части его). Тезисы включают не только перечень основных вопросов, но и краткое изложение основного содержания. 1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения: эта «подсказка» поможет тебе в работе. 2. Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчеркиванием). 3. Определи главную мысль каждой части (можно ее подчеркнуть). 4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте (цитату). 5. Тезисы пронумеруй — это позволит сохранить логику авторских суждений. 6. При записи отделяй строкой один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ними.
Правила конспектирования Конспект – краткое изложение содержания текста (лекции, книги). Конспект – это не набор цитат. Конспект есть самостоятельное осмысление важнейших положений, доказательств, имеющихся в тексте. Конспектирование состоит из нескольких этапов: 1. Ознакомительный этап. Текст внимательно прочитывается, при этом карандашом на полях отмечаются основные положения, аргументы, определения, которые потом включаются в конспект. 2. Составление конспекта: - названия тем писать ручкой с цветной пастой; - подзаголовки обычной пастой, подчеркивать цветной; - оставлять свободные поля (до одной трети страницы) для последующей проработки конспекта; - весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль; - в каждом абзаце выделяется главное слово, отражающее данную мысль; - каждый абзац пишется с красной строки; - между абзацами оставляется чистая строка; - в конце конспекта сделать вывод, начиная словами «итак» или «таким образом». Пишется конспект кратко, своими словами. Наиболее точные и образные, яркие формулировки включаются в конспект как цитата. 3. Завершающий этап. Текст еще раз просматривается. Конспект прочитывается и сопоставляется с текстом. Пропущенные мысли записываются кратко на полях.
Как подготовить доклад 1.Составьте план доклада. 2. Подберите необходимую литературу и иллюстративный материал (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и т. д.). 3. После чтения источников отберите нужный материал, систематизируйте его. 4. Излагайте материал своими словами, используя историческую терминологию. Делайте выводы. 5. Делай доклад по плану или тезисам, а не просто читай написанное. 6. Пользуйся иллюстративным материалом. 7. Заранее напиши тему и план доклада на доске, активизируя внимание слушателей. 8.Речь докладчика должна быть правильной, четкой, внятной, достаточно громкой и звучать убедительно.
Требования к реферату Реферат – это сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме, в котором выражается и отношение к этой информации, ее оценка. Объем реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста.
Структура реферата: - титульный лист; - план или оглавление с указанием страниц, глав, разделов; - введение; - основную часть; - заключение; - список литературы; - приложения (по необходимости).
Требования к содержанию: Во введении дается обоснование значимости выбранной темы, определяется цель написания реферата, и характеризуются, использованные источники. Содержание основной части реферата должно быть логичным, аргументированным, соответствовать современному состоянию исторической науки, отражать личностную позицию автора, включать (если это необходимо) иллюстрированный материал. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, перспективы дальнейшего изучения темы.
Требования к оформлению: Реферат должен быть правильно оформлен (пронумерованы страницы, не допускаются сокращения слов, текст делится на логические части – абзацы, обязательны сноски). При цитировании следует дать точные ссылки на источники и литературу, ф. И. О. автора, название книги, место и год издания, номер тома, страницы. Ссылки помещают либо в нижней части страницы (под основным текстом), либо в конце реферата или его главы. Реферат должен быть логично и связанно, своими словами изложен. Он становится основой для устного сообщения – защиты.
Подготовка к семинарским занятиям Семинарские занятия являются важной составной частью учебного процесса в вузе и проводятся главным образом по общественным наукам, в том числе и по истории. Семинары способствуют развитию познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности. Основная их цель — не взаимное информирование участников, а совместный поиск. Поиск качественно нового знания, вырабатываемого в ходе обсуждения поставленных проблем. Важным фактором результативности данного вида занятий является процесс подготовки, основной формой которого является самостоятельная работа. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по истории. Традиционная форма проведения семинарского занятия подразумевает: выступления с ответами на вопросы семинара, доклады, дополнения, участие в обсуждении затронутой проблемы. Последовательность подготовки к семинарам: 1. Детально изучить план семинара, осмыслить содержание вопросов, выносимых для обсуждения; ознакомиться с методическими рекомендациями к семинару, списком предложенной литературы. 2. Внимательно прочитать текст лекции по соответствующей теме, что позволит полнее понять смысл и основное содержание вопросов, выносимых на обсуждение. 3. Найти соответствующий раздел в учебнике, ознакомиться с ним. Для полноценной подготовки к занятию чтения учебника может оказаться недостаточно — в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы курса, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается достаточно подробно и глубоко, с разных ракурсов. 4. Подобрать в библиотеке или в информационных базах Интернета монографии, статьи, документы, которые рекомендованы для подготовки к занятию. Внимательно ознакомиться с содержанием книги или статьи, отметить те части текста, в которых вопросы семинара, раскрываются наиболее глубоко и подробно. Еще раз прочитать отмеченный учебный материал, выделить главные мысли. 5. Продумать развернутые законченные ответы на предложенные вопросы, опираясь на материал лекции, учебника, расширяя и дополняя его данными из дополнительных источников. 6. Составить краткий письменный план-конспект ответа. Он не должен представлять собой необработанную компиляцию учебной литературы; лучше, если он будет составлен в виде кратких, легко запоминающихся тезисов, которыми можно пользоваться при ответе. При выполнении записей студент должен придерживаться правила: прочел — разобрался — понял — записал. Конспекты лучше всего делать в той же тетради, в которой ведутся лекции по данному предмету. 7. Если при подготовке выступления использовалась дополнительная литература, необходимо отметить выходные данные источника с указанием номеров страниц. 8. Ввиду трудоемкости подготовку к семинару нельзя откладывать на последний день. Накануне полезно еще раз внимательно прочитать уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление. При подготовке к семинарскому занятию необходимо учитывать следующие требования: 1. Готовиться к семинару следует по всем без исключения вопросам. 2. Ответ должен строго соответствовать поставленному вопросу, 3. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументированно. Этого можно добиться лишь при хорошем владении материалом. Выступление не должно сводиться к простому чтению конспекта. 4. По каждому вопросу семинара следует быть готовым высказать собственную точку зрения, собственное отношение к исторической проблеме. 5. Заканчивать выступление необходимо выводом, в котором должна прозвучать главная идея выступления. Например: «Подводя итог, следует отметить, что...»; «Изучение данного вопроса привело к следующим выводам...». 6. Время выступления не должно превышать трех — пяти минут. Замечания, возражения и дополнения следуют обычно по окончании текущего выступления. Выполнение этих требований позволит рассмотреть поставленные вопросы в полном объеме и даст возможность всем желающим высказаться по проблеме. К участию в обсуждении проблемы, затронутой в выступлении, должен стремиться каждый студент. Для этого необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать особенное в его суждениях, улавливать недостатки и возможные ошибки и, если нужно, выступить, не дожидаясь заключительного слова преподавателя. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить высказанную интересную мысль. В конце занятия преподаватель подведет итоги выступлений — выводы, сконструированные на семинаре, которые нужно обязательно отметить в своих конспектах и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Таким образом, практическое занятие не пройдет для студентов даром, закрепление результатов занятия ведет к лучшему усвоению материала изученной темы и лучшей ориентации в структуре курса истории. Вышеприведенная процедура должна практиковаться регулярно — стабильная и прилежная работа в течение семестра определяет успех на сессии. Нетрадиционная форма проведения семинарского занятия подразумевает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм. Интерактивное обучение — это обучение, при котором преподаватель и студенты находятся в режиме диалога, что возможно в форме учебных игр и ситуаций. Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным познавательный процесс. В ходе занятий, проводимых с использованием активных форм обучения, не даются готовые знания, преподаватель побуждает студентов к самостоятельному поиску информации. В результате повышается интерес к истории и творческая активность студентов, формируются умения и навыки практического применения полученных знаний. На семинарских занятиях используются следующие активные формы обучения. Разыгрывание ролей (ролевая игра) — имитационный игровой метод активного обучения, характеризующийся наличием задачи (проблемы), распределением ролей между участниками ее решения, взаимодействием между ними, оценкой результатов обсуждения и подведением итогов игры. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свою точку зрения и т. д. Так, участники семинарского занятия представляют себя на месте определенного исторического деятеля и предлагают свой вариант действий в кризисный период развития страны. Например, Вы — председатель Временного правительства А. Ф. Керенский. Что бы Вы предприняли в 1917 году? Или, Вы — президент М. С. Горбачев. Как бы Вы боролись за сохранение политической стабильности в Советском Союзе в конце 1980-х гг.? Анализ конкретных ситуаций — эффективный метод активизации учеб- но-познавательной деятельности, характеризующийся наличием конкретной ситуации, разработкой группой (или индивидуально) вариантов решения ситуаций, публичной защитой разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием, подведением итогов и оценкой результатов занятия. Возможно использование ситуации-проблемы (описание реальной проблемной ситуации; цель — найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности) и ситуации-оценки (описание ситуации, выход из которой уже найден; цель — провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения). Данный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация -» проблемная задача — * модель поисков решения —> решение. Поставленная проблемная ситуация заставляет размышлять, развивает творческий потенциал. Например, рассмотрение возможных решений проблемы малоземелья в условиях второй половины XIX — начала XX вв. неизбежно приводит к выделению ряда основных позиций: ликвидация помещичьего землевладения, переселение крестьян на свободные земли в Сибирь и Среднюю Азию, выделение из общины фермеров, стимулирование промышленного роста и переход крестьян в рабочие, интенсификация сельскохозяйственного производства. Анализ каждого решения позволяет представить всю сложность стоявших перед царской властью задач, понять источники противоречий правительственной политики. Будущие специалисты учатся принимать решения, постепенно приобретают навыки научного мышления. Семинар-дискуссия (диспут) — метод активного обучения, стимулирующий инициативность студентов. Задача дискуссии — коллективно, с разных сторон исследовать и обсудить спорные моменты. Обсуждаются, как правило, важнейшие события истории, наиболее заинтересовавшие студентов. Например, вопрос «Аграрная реформа П. А. Столыпина». Обсуждаются две точки зрения. Первая точка зрения: реформа удалась, все возможное было сделано для крестьян. Вторая точка зрения: реформа провалилась, хотя и имела некоторые положительные результаты. Перед началом дискуссии студенты делятся на группы, каждая из которых организует свою позицию согласно выдвинутым основным точкам зрения. В начале дискуссии должны быть установлены правила: - выступать можно только при предоставлении слова; реплики с мест не допускаются; - время выступления каждому участнику определено заранее; нельзя критиковать людей, - только их идеи; цель дискуссии не в определении победителя, а в консенсусе; все - участники должны быть вовлечены в дискуссию; каждый участник должен иметь право и возможность высказаться; - обсуждению подлежат все позиции; -в процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию; - строить аргументацию необходимо с опорой на научные факты. Результаты дискуссии подводятся после того, как все смогли высказаться. Тем, кто не принимал активное участие в дискуссии, можно предложить домашнее задание — в письменной форме изложить свою точку зрения. Семинар-«мозговой штурм» — является эффективным способом активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Учитывая это, предлагается разделить во времени выдвижение гипотез и их критическую оценку. Проводить эти два процесса должны разные люди. Решением задачи в ходе семинара управляет преподаватель. Он обеспечивает выполнение всех правил «мозгового штурма», а именно: 1. Условие задачи формулируется перед «штурмом» в общих чертах. 2. Группа «генераторов идей» за отведенное время (20—40 мин) выдвигает максимальное количество гипотез. Выдвигаются любые гипотезы: фантастические, явно ошибочные, шутливые. Идеи должны следовать непрерывно, дополняя и развивая друг друга. Регламент на каждую идею отводится в пределах 2 мин, доказательств не требуется. Все идеи протоколируются. На этом этапе запрещена критика, в том числе скрытая, в виде скептических улыбок, жестов, мимики. 3. Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез. Экспертиза и отбор гипотез должны проводиться тщательным образом, оцениваются несерьезные и нереальные гипотезы. 4. Не решенная в процессе «штурма» задача может быть предложена тому же коллективу, но в несколько измененном виде, формулировке. Существуют разные формы «мозгового штурма»: групповая прямая (совместный поиск возможных решений имеющейся задачи); групповая обратная (определение недостатков в имеющейся проблеме); индивидуальная (каждый участник за короткий промежуток времени должен сформулировать не менее одной оригинальной идеи). Перед началом «мозгового штурма» необходимо создать у обучающихся доброжелательный настрой, добиться раскованности. Данный метод целесообразно использовать при изучении кризисных периодов в истории. Например, предложите варианты выхода из экономического и политического кризиса в Советской России после гражданской войны? Оцените различные варианты выхода из мирового кризиса 1929— 1932 гг. в США, Германии, Швеции?
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ обучающихся по дисциплине история
Владивосток 2013
Содержание:
Пояснительная записка Цели освоения дисциплины: формирование научных представлений об основных этапах и содержании истории, развитие исторического сознания на основе современных теоретико-методологических подходов к изучению прошлого, выработка навыков использования исторического опыта в будущей профессиональной деятельности. Государственный образовательный стандарт третьего поколения предусматривает формирование в рамках курса «История» общекультурных компетенций студентов (ОК). Студенты должны продемонстрировать владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК—6); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантность к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11). В аудиторной работе используются две основные формы — лекция и практическая работа. На лекции преподаватель знакомит студентов с методологией и проблематикой курса, дает обзор основных точек зрения по наиболее спорным историческим вопросам. На практической работе студенты показывают умение анализировать события прошлого, аргументировать свою позицию. Чтобы будущие специалисты не только знали определенный набор исторических фактов и оценок, но и обладали компетенциями, сегодня больше времени и внимания уделяется самостоятельной работе. В образовательном стандарте на внеаудиторную работу отводится почти половина учебного времени студента. Основными формами самостоятельной работы студентов являются изучение учебных материалов, подготовка к аудиторным занятиям, выполнение заданий текущего контроля, написание рефератов и контрольных работ, подготовка к промежуточной аттестации.
Составитель: Шаповалова О.А. преподаватель высшей квалификационной категории Колледжа сервиса и дизайна ВГУЭС Алгоритмы выполнения самостоятельной работы 1. Как составить план. План — это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом произведении (статье). Простой план 1. Внимательно прочитай изучаемый материал. 2. Раздели его основные смысловые части и выдели в каждой главную мысль. 3. Озаглавь каждую часть (пункты плана). Сложный план 1. Внимательно прочитай изучаемый материал. 2. Раздели его на основные смысловые части и озаглавь их (пункты плана). 3. Раздели на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавь их (подпункты плана). 4. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них общее содержание изучаемого материала, не нарушена ли последовательность. Графическая форма записи сложного плана выглядит примерно так: I II 1: а); б); в) 3: а); б) III
Как составить тезисы. Тезисы — это сжато сформулированные основные положения источника (или части его). Тезисы включают не только перечень основных вопросов, но и краткое изложение основного содержания. 1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения: эта «подсказка» поможет тебе в работе. 2. Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчеркиванием). 3. Определи главную мысль каждой части (можно ее подчеркнуть). 4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте (цитату). 5. Тезисы пронумеруй — это позволит сохранить логику авторских суждений. 6. При записи отделяй строкой один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ними.
Составление логических схем. 1. Просмотрите материалы лекций, учебника и выпишите на отдельные листы заголовки разделов, а также подразделов. 2. Внимательно изучите каждый раздел, выписывая основные понятия и категории, встречающиеся в тексте. 3. Ещё раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятия-ми и категориями внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия и категории. 4. Найдите наиболее общие категории и понятия, объединяющие всё со-держание текста. Возможно, что это объединяющее понятие заключено в заголовках. 5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами по-нятия и категории с учётом взаимосвязи между ними. Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы может получиться иерархическая струк-тура («дерево»). Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы, хронологические последовательности. 6. Сверьте полученную логическую структуру, прочтите текст ещё раз, при необходимости уточните её.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.67 (0.011 с.) |