Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы разработки учебных презентаций

Поиск

1. Оптимальный объем.

Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

2. Доступность.

Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения.

3. Разнообразие форм.

Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учет его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.

4. Учет особенности восприятия информации с экрана

Понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.

5. Занимательность.

Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

6. Красота и эстетичность.

Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

7. Динамичность.

Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

 

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

1.Оформление слайдов

Соблюдайте единый стиль оформления

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Для фона предпочтительны холодные тона

2.Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

3.Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

5.Содержание информации

Используйте короткие слова и предложения.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.

Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки

6.Шрифты

Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

7.Способы выделения информации

Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

8.Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие

 

Подготовка к семинарским занятиям

Семинарские занятия являются важной составной частью учебного про­цесса в вузе и проводятся главным образом по общественным наукам, в том числе и по истории. Семинары способствуют развитию познавательных спо­собностей, самостоятельности мышления и творческой активности. Основная их цель — не взаимное информирование участников, а совместный поиск. Поиск качественно нового знания, вырабатываемого в ходе обсуждения по­ставленных проблем.

Важным фактором результативности данного вида занятий является про­цесс подготовки, основной формой которого является самостоятельная рабо­та. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература со­общаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указани­ях по истории.

Традиционная форма проведения семинарского занятия подразумева­ет: выступления с ответами на вопросы семинара, доклады, дополнения, уча­стие в обсуждении затронутой проблемы.

Последовательность подготовки к семинарам:

1. Детально изучить план семинара, осмыслить содержание вопросов, вы­носимых для обсуждения; ознакомиться с методическими рекомендациями к семинару, списком предложенной литературы.

2. Внимательно прочитать текст лекции по соответствующей теме, что позволит полнее понять смысл и основное содержание вопросов, выносимых на обсуждение.

3. Найти соответствующий раздел в учебнике, ознакомиться с ним. Для полноценной подготовки к занятию чтения учебника может оказаться недос­таточно — в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы курса, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему подни­маемый вопрос рассматривается достаточно подробно и глубоко, с разных ракурсов.

4. Подобрать в библиотеке или в информационных базах Интернета мо­нографии, статьи, документы, которые рекомендованы для подготовки к за­нятию. Внимательно ознакомиться с содержанием книги или статьи, отме­тить те части текста, в которых вопросы семинара, раскрываются наиболее глубоко и подробно. Еще раз прочитать отмеченный учебный материал, вы­делить главные мысли.

5. Продумать развернутые законченные ответы на предложенные вопро­сы, опираясь на материал лекции, учебника, расширяя и дополняя его дан­ными из дополнительных источников.

6. Составить краткий письменный план-конспект ответа. Он не должен представлять собой необработанную компиляцию учебной литературы; лучше, если он будет составлен в виде кратких, легко запоминающихся тезисов, кото­рыми можно пользоваться при ответе. При выполнении записей студент дол­жен придерживаться правила: прочел — разобрался — понял — записал.

Конспекты лучше всего делать в той же тетради, в которой ведутся лекции по данному предмету.

7. Если при подготовке выступления использовалась дополнительная ли­тература, необходимо отметить выходные данные источника с указанием но­меров страниц.

8. Ввиду трудоемкости подготовку к семинару нельзя откладывать на последний день. Накануне полезно еще раз внимательно прочитать уже го­товый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное высту­пление.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо учитывать сле­дующие требования:

1. Готовиться к семинару следует по всем без исключения вопросам.

2. Ответ должен строго соответствовать поставленному вопросу,

3. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументиро­ванно. Этого можно добиться лишь при хорошем владении материалом. Вы­ступление не должно сводиться к простому чтению конспекта.

4. По каждому вопросу семинара следует быть готовым высказать собст­венную точку зрения, собственное отношение к исторической проблеме.

5. Заканчивать выступление необходимо выводом, в котором должна про­звучать главная идея выступления. Например: «Подводя итог, следует отме­тить, что...»; «Изучение данного вопроса привело к следующим выводам...».

6. Время выступления не должно превышать трех — пяти минут. Замеча­ния, возражения и дополнения следуют обычно по окончании текущего вы­ступления.

Выполнение этих требований позволит рассмотреть поставленные во­просы в полном объеме и даст возможность всем желающим высказаться по проблеме. К участию в обсуждении проблемы, затронутой в выступлении, должен стремиться каждый студент. Для этого необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать особенное в его суждениях, улавливать недостатки и возможные ошибки и, если нужно, выступить, не дожидаясь заключительного слова преподавателя. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить высказанную интерес­ную мысль.

В конце занятия преподаватель подведет итоги выступлений — выводы, сконструированные на семинаре, которые нужно обязательно отметить в своих конспектах и, если потребуется, внести в них исправления и дополне­ния. Таким образом, практическое занятие не пройдет для студентов даром, закрепление результатов занятия ведет к лучшему усвоению материала изу­ченной темы и лучшей ориентации в структуре курса истории. Вышеприве­денная процедура должна практиковаться регулярно — стабильная и прилеж­ная работа в течение семестра определяет успех на сессии.

Нетрадиционная форма проведения семинарского занятия подразу­мевает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм.

Интерактивное обучение — это обучение, при котором преподаватель и студенты находятся в режиме диалога, что возможно в форме учебных игр и ситуаций. Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным познаватель­ный процесс.

В ходе занятий, проводимых с использованием активных форм обучения, не даются готовые знания, преподаватель побуждает студентов к самостоя­тельному поиску информации. В результате повышается интерес к истории и творческая активность студентов, формируются умения и навыки практи­ческого применения полученных знаний.

На семинарских занятиях используются следующие активные формы обучения.

Разыгрывание ролей (ролевая игра) — имитационный игровой метод ак­тивного обучения, характеризующийся наличием задачи (проблемы), распре­делением ролей между участниками ее решения, взаимодействием между ними, оценкой результатов обсуждения и подведением итогов игры. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не со­глашаться с мнением других участников, высказывать свою точку зрения и т. д. Так, участники семинарского занятия представляют себя на месте оп­ределенного исторического деятеля и предлагают свой вариант действий в кризисный период развития страны. Например, Вы — председатель Вре­менного правительства А. Ф. Керенский. Что бы Вы предприняли в 1917 го­ду? Или, Вы — президент М. С. Горбачев. Как бы Вы боролись за сохранение политической стабильности в Советском Союзе в конце 1980-х гг.?

Анализ конкретных ситуаций — эффективный метод активизации учеб- но-познавательной деятельности, характеризующийся наличием конкретной ситуации, разработкой группой (или индивидуально) вариантов решения си­туаций, публичной защитой разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием, подведением итогов и оценкой результатов занятия.

Возможно использование ситуации-проблемы (описание реальной про­блемной ситуации; цель — найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности) и ситуации-оценки (описание ситуации, выход из ко­торой уже найден; цель — провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения).

Данный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация -» проблемная задача — * модель поисков решения —> решение.

Поставленная проблемная ситуация заставляет размышлять, развивает творческий потенциал. Например, рассмотрение возможных решений про­блемы малоземелья в условиях второй половины XIX — начала XX вв. неиз­бежно приводит к выделению ряда основных позиций: ликвидация помещичь­его землевладения, переселение крестьян на свободные земли в Сибирь и Среднюю Азию, выделение из общины фермеров, стимулирование промыш­ленного роста и переход крестьян в рабочие, интенсификация сельскохозяйст­венного производства. Анализ каждого решения позволяет представить всю сложность стоявших перед царской властью задач, понять источники противо­речий правительственной политики. Будущие специалисты учатся принимать решения, постепенно приобретают навыки научного мышления.

Семинар-дискуссия (диспут) — метод активного обучения, стимули­рующий инициативность студентов. Задача дискуссии — коллективно, с раз­ных сторон исследовать и обсудить спорные моменты. Обсуждаются, как правило, важнейшие события истории, наиболее заинтересовавшие студен­тов. Например, вопрос «Аграрная реформа П. А. Столыпина». Обсуждаются две точки зрения. Первая точка зрения: реформа удалась, все возможное бы­ло сделано для крестьян. Вторая точка зрения: реформа провалилась, хотя и имела некоторые положительные результаты. Перед началом дискуссии студенты делятся на группы, каждая из которых организует свою позицию согласно выдвинутым основным точкам зрения. В начале дискуссии должны быть установлены правила:

- выступать можно только при предоставлении слова; реплики с мест не допускаются;

- время выступления каждому участнику определено заранее; нельзя критиковать людей,

- только их идеи; цель дискуссии не в определении победителя, а в консенсусе; все

- участники должны быть вовлечены в дискуссию; каждый участник должен иметь право и возможность высказаться;

- обсуждению подлежат все позиции;

-в процессе дискуссии участники мо­гут изменить свою позицию;

- строить аргументацию необходимо с опорой на научные факты.

Результаты дискуссии подводятся после того, как все смогли высказаться. Тем, кто не принимал активное участие в дискуссии, можно предложить до­машнее задание — в письменной форме изложить свою точку зрения.

Семинар-«мозговой штурм» — является эффективным способом активи­зации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Учитывая это, предлагается разделить во времени выдвижение гипотез и их критическую оценку. Проводить эти два процесса должны разные люди.

Решением задачи в ходе семинара управляет преподаватель. Он обеспе­чивает выполнение всех правил «мозгового штурма», а именно:

1. Условие задачи формулируется перед «штурмом» в общих чертах.

2. Группа «генераторов идей» за отведенное время (20—40 мин) выдвига­ет максимальное количество гипотез. Выдвигаются любые гипотезы: фанта­стические, явно ошибочные, шутливые. Идеи должны следовать непрерывно, дополняя и развивая друг друга. Регламент на каждую идею отводится в пре­делах 2 мин, доказательств не требуется. Все идеи протоколируются. На этом этапе запрещена критика, в том числе скрытая, в виде скептических улыбок, жестов, мимики.

3. Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез. Экспертиза и отбор гипотез должны проводиться тщательным образом, оце­ниваются несерьезные и нереальные гипотезы.

4. Не решенная в процессе «штурма» задача может быть предложена тому же коллективу, но в несколько измененном виде, формулировке.

Существуют разные формы «мозгового штурма»: групповая прямая (со­вместный поиск возможных решений имеющейся задачи); групповая обрат­ная (определение недостатков в имеющейся проблеме); индивидуальная (ка­ждый участник за короткий промежуток времени должен сформулировать не менее одной оригинальной идеи). Перед началом «мозгового штурма» необ­ходимо создать у обучающихся доброжелательный настрой, добиться раско­ванности.

Данный метод целесообразно использовать при изучении кризисных пе­риодов в истории. Например, предложите варианты выхода из экономиче­ского и политического кризиса в Советской России после гражданской вой­ны? Оцените различные варианты выхода из мирового кризиса 1929— 1932 гг. в США, Германии, Швеции?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.122 (0.011 с.)