Семинар №3. Эмоционально-волевая сфера личности и её индивидуальность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар №3. Эмоционально-волевая сфера личности и её индивидуальность



Теоретические вопросы:

1. Понятие об эмоциях, их виды и функции.

2. Чувства, виды чувств.

3. Эмоциональные состояния: аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация.

4. Способы эмоциональной регуляции и психологической защиты.

5. Понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента. Учение И.П. Павлова о ВНД.

6. Типы темперамента. Темперамент и деятельность. Темперамент и личность.

7. Понятие о характере. Типология характеров. Акцентуация характеров.

8. Формирование характера. Роль среды, наследственности, воспитания, деятельности.

9. Понятие об индивидуальности.

10. Формирование и развитие личности. Направленность личности.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Выпишите основные функции эмоций.

2. Сравните эмоции и чувства.

3. Выпишите определения эмоциональных состояний: аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация.

4. Выпишите определения свойств темперамента и заполните таблицу:

  Сензитивность Активность Реактивность Соотношение активности и реактивности Темп Пластичность/ригидность Экстраверсия/интроверсия Эмоциональная возбудимость
С                
Х                
Ф                
М                

 

 

5. Приведите примеры черт характера в следующих классификациях:

 

А) По отношению

К себе

К другим

К труду

К собственности

 

Б)

Эмоциональные

Волевые

Интеллектуальные

 

6. Выпишите определения следующих понятий: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.

 

7. Дайте определения формам направленности личности: потребности, мотивы, интересы, желания, склонности, идеал, убеждения, мировоззрение.

 

8. Дайте объяснение противоречию, звучащему в следующих примерах.

1). Когда люди встречают близкого человека на вокзале после долгой разлуки, они часто плачут, вместо того, чтобы радоваться.

2). Когда не ладятся дела и человек наталкивается на препятствие в осуществлении своей деятельности, он вместо огорчения и печали часто демонстрирует гнев, ярость, агрессию.

3). Когда человека провоцируют, обижают, задевают, он часто смеется в лицо обидчику.

4). В напряженных, экстремальных, рискованных ситуациях вместо страха люди шутят, смеются.

 

  1. Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы

Психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации?

1). Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом

она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со

стороны своего дяди-алкоголика – событие, о котором в сознательном

состоянии она не помнит.

2). Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему

работу, но забывает тута явиться.

3) Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой

патронажной сестрой.

4). Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола.

5). Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время

беременности даже и думать не хотела.

6). Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно он сам хочет

изменить ей.

7). Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей

должностью и ему кажется, что все недовольны его работой.

 

Ниже перечислены литературные и сказочные герои. Кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесен к экстравертам, а кто – к интровертам? Что общего можно обнаружить у всех интровертов и экстравертов?

Анна Каренина, Чиполлино, Родион Раскольников, Буратино, Алиса, Пьер

Безухов, Колобок, Баба-Яга, Отелло, Джульетта, Дон Кихот, Онегин, Емеля,

кот Матроскин, Снежная Королева, Настасья Филипповна, Золушка, Красная

Шапочка, Обломов, Анжелика, Остап Бендер, Паниковский, кот Бегемот,

Наташа Ростова.

 

Литература:

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003.

2. Бачинин, В.А. Психология [Текст]: энцикл. слов. / В. А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005.

4. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Горянина. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.

5. Немов, Р.С.Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. - М.: Высш. образование, 2008.

6. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

7. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учеб. для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2001.

8. Психология [Текст]: учеб. для втузов / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с.

9. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб. [и др.]: Питер, 2007.

10. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - М.: Академия, 2001.

11. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. - М.: Академия, 2009.

12. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов [Текст]: учеб. для втузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

13. Феоктистова, С.В. Психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. - М.: Академия, 2009.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.009 с.)