Природа и основные концепции организационного лидерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и основные концепции организационного лидерства



Природу лидерства раскрывают его различные теории и концепции:

1. Старейшая научная концепция: теория качеств. Ее сторонники считают, что природа лидерства объяснима через раскрытие набора качеств (черт) человека. Составлялись обширные списки лидерских качеств. Назывались: аспекты интеллекта, организаторских способностей, волевых качеств, умения внушать доверие и вести за собой, привлекая всё новых сторонников, готовность брать ответственность. Теорию критиковали: было заявлено, что списки черт характерны для успешной личности в целом, а не только для лидеров.

2. Теории харизматического лидерства. Изначально термин «харизма» носил лишь религиозный характер – дар, ниспосланный свыше во имя блага христианской церкви (и в наши дни есть так называемые харизматические секты – там люди практически беснуются на собраниях). Сегодня термин широко применяется для выделения особого типа лидерства – харизматического.

Согласно данной теории, лидер – это член группы, которого ведомые наделяют харизмой, то есть выдающимися («сверхъестественными») качествами. Важнейшие проявления:

· - Особая вера подчиненных в лидера, почитание лидера, вдохновение как факторы мотивации деятельности.

· - Харизмой обладают лишь избранные. Это не дано «обычным» лидерам. И всё ж психологи полагают, что харизму можно создать с помощью практических методик.

· - Харизматический лидер способен внушать людям новые ценности.

· - Харизматические лидеры подчеркивают благородный и героический характер трудовой деятельности.

· - Данный вид лидерства наиболее эффективен в группах со слабо структурированными задачами, при отсутствии четко установленных стратегий достижения задач.

3. Факторно-аналитическая концепция. Предлагается учитывать два блока качеств лидера:

· - Индивидуальные черты, проявляемые в кругу семьи/друзей.

· - Черты, проявляемые при руководстве.

Лидер может быть мягким в кругу близких/друзей и жестким (требовательным) с подчиненными или врагами (соперниками в борьбе за власть).

4. Ситуационная теория. Данная теория исходит из того, что главное – ситуация (конкретные обстоятельства, контекст). Лидер – это функция ситуации. Лидерские качества относительны, зависят от сферы активности (работа, семья, досуг, творчество). Эта теория несколько принижает самостоятельность лидера.

Четыре принципиальных аргумента в пользу ситуационной теории лидерства (факторы успеха лидера):

· - Если человек смог проявить лидерские достоинства в одной ситуации, он сможет это сделать и при иных обстоятельствах, в другом случае/контексте.

· - Оказавшись лидером в одной ситуации, человек приобретает определенную лидерскую славу/авторитет/популярность – это и способствует его назначению (либо избранию) на руководящую должность в дальнейшем.

· - Из-за стереотипности восприятия тот, кто проявил себя как лидер в одной ситуации, будет восприниматься как лидер универсальный.

· - Обычно лидером становится тот человек, который сам очень желает вести за собой людей, руководить ими.

5. Теория конституентов (избирателей, последователей, сторонников). Сущность теории:

· - Лидер в первую очередь реализует надежды/интересы конституентов, а не свои собственные.

· - Поведение лидера можно предвидеть благодаря анализу качеств конституентов.

· -Лидеры могут вести группу в своем направлении, вопреки ее истинным интересам. Иначе говоря, эта теория принижает независимость лидеров.

25. Практические рекомендации, учитывающие теорию конституентов (избирателей)

Если вы серьезно стремитесь к организационному лидерству (планируете для себя), полезно ответить на ряд принципиальных вопросов:

· - Кто является моими избирателями и последователями и как расширить их круг?

· - Каково их происхождение (из каких слоёв, среды) и доходы?

· - Каков уровень и тип их образования (неформальный аспект)?

· - Каковы их ожидания/интересы/опасения/мотивация?

· - Каков уровень их креативности/инициативности/ответственности/сознательности?

· - Каков их менталитет (ценности) в работе?

· - Каков уровень их воспитания/культуры? Дефекты сильны?

· - Каково их отношение к труду? Как улучшить?

· - Какова самооценка: адекватная ли? Как изменить ее?

· - Как скорректировать свой имидж для лучшего влияния на ведомых?

Что учитывать в первую очередь:

· - Черты (качества) лидера

· - Задачи, которые лидер призван решить

· - Избиратели (Конституенты) лидера

· - Механизм взаимодействия лидера и его конституентов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.006 с.)