Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О. И. Соколова, С. А. Станиславская, С. М. Федюнина

Поиск

О.И.Соколова, С.А.Станиславская, С.М.Федюнина

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ

И ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Учебное пособие

для студентов гуманитарных и экономических специальностей

всех форм обучения,

а также для студентов дополнительной квалификации

«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

 

 

Саратов 2004


ВВЕДЕНИЕ

 

Литературный язык – основная разновидность национального языка. В цивилизованных странах он объединяет большинство населения и обслуживает высокие сферы общества: политику, суд, делопроизводство, СМИ, науку, религию. На нем осуществляется все образование. Это язык искусства слова и повседневного общения. Таким образом, литературный язык внутренне дифференцирован и существует в ряде функциональных стилей: научном, официально-деловом, публицистическом, художественном и разговорном. Знание стилистических средств языка и умение применять их в речевой деятельности в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения определяют языковую компетентность личности.

Для успешного овладения специальностью, выбранной студентом в вузе, необходимо обратиться к научному и деловому стилям. Данное пособие предназначено для студентов гуманитарных и экономических специальностей всех форм обучения. Издание ориентировано на использование его в рамках курсов «Русский язык и культура речи», «Стилистика русского языка» (для студентов специальности «Переводчики в сфере профессиональной коммуникации»), а также представляет несомненный интерес для аспирантов и широкого круга научных работников.

Пособие состоит из двух частей. Первая часть предлагаемого издания посвящена изучению научного стиля. Вначале рассматриваются основные стилевые признаки, принципы рубрикации научных текстов, способы оформления библиографии и выделения цитат. Предложенные задания на закрепление полученных знаний (анализ научных текстов, рубрикация текстов, оформление библиографии и выделение цитат) являются подготовкой к практическому изучению разных жанров научного стиля: тезисов, конспектов, реферата, аннотации, рецензии. Далее даются планы и образцы составления подобных текстов. Теоретический материал сопровождается практическими заданиями и приложением, в котором содержатся тексты, тематически близкие студентам гуманитарных и экономических специальностей.

Во второй части издания изложены общие правила составления деловых бумаг, приведены современные образцы различного рода документов, используемых в условиях учебно-деловой коммуникации, а также упражнения на закрепление теоретического материала.

 

I. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

Цель научного стиля как одного из функциональных разновидностей литературного языка – фиксировать результаты познания окружающего мира в виде объективной научной информации, доказывать ее истинность, новизну и ценность. Жанры научного стиля (т.е. определенные модели текста) – статьи, доклады, лекции, учебники, монографии, рефераты, аннотации, конспекты, тезисы – предназначены для адресата, подготовленного к восприятию научной информации. Основными стилеобразующими признаками являются такие качества, как точность, логичность, отвлеченность, обобщенность, объективность.

Точность достигается тщательным подбором слов (в прямом значении), использованием специальной лексики, терминов, повтором ключевых слов.

Логичность научного текста достигается прежде всего последовательностью изложения. Все части текста жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно: выводы вытекают из фактов. Логическая связь осуществляется с помощью подчинительных конструкций (условно- и причинно-следственных: если…, то…; поскольку…, то…), повторяющихся существительных: Если ледниковый лед равномерно распределить по земной поверхности, то он покроет ее слоем толщиной в 60 метров. Самый толстый слой льда обнаружен в Антарктиде – свыше 5000 метров; в замене ключевых слов местоимениями: Графит представляет собой темно-серые кристаллы со слабым металлическим блеском. Он имеет слоистую решетку; а также с помощью указательных местоимений: Наше время называли веком бензина, веком химии, атомным веком, космическим веком. Все эти определения верны, но еще не дают полной картины. На последовательность речи указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Нередки конструкции гипотетичности со словами пусть, предположим, допустим – тогда, в таком случае и т.п. Логически ясными являются высказывания с последовательно присоединяемыми существительными в родительном падеже: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома (Капица).

Отвлеченность и обобщенность научной речи достигается как особым использованием лексики (употреблением терминов, слов с отвлеченным значением: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел), так и применением специфических грамматических форм, например, возвратно-безличных форм глагола: Что требуется для нормального отдыха? или Думается, что предложенный вариант наиболее приемлемый; личных форм со значением совместной деятельности: Нальем в фарфоровую чашку 500 мл морской воды и выпарим ее на водяной бане; авторского «мы»: Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком; Сейчас мы познакомимся еще с одним механическим понятием и др. Нередко используются формулы, символы, условные обозначения, таблицы.

Объективность. Восклицательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное субъективное мнение, не принято использовать местоимение «я» и глаголы в форме 1-го лица единственного числа. В научном тексте чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что…), безличные (известно, что…), определенно-личные (рассмотрим проблему …).

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей (разновидностей).

1. Собственно научный – наиболее строгий, точный. Им пишутся статьи научных журналов, инструкции, энциклопедии, дипломы, диссертации, монографии.

2. Научно-популярный отличается от строго научного более простым изложением научных понятий. Им пишутся научные статьи в газетах, и научно-популярных журналах, научно-популярные книги. Данный подстиль используется также в публичных выступлениях по радио, телевидению на научные темы, в выступлениях специалистов перед массовой аудиторией. Литература научно-популярного жанра обычно адресована широкому кругу читателей, поэтому научное содержание в какой-то мере упрощается, снижаются точность и глубина информации. Термины могут опускаться или раскрываться описательно. Для иллюстрации основных научных положений авторы привлекают яркие образы, сравнения. Цель научно-популярных изданий – расширить круг читателей, слушателей, интересующихся определенной научной информацией.

3. Научно-учебный применяется при написании учебной литературы по разным предметам, справочников, пособий. Он близок к научно-популярному подстилю: язык учебной литературы должен быть простым, ясным, и в то же время отличаться научностью, логичностью суждений.

 

Задания

1. Найдите в данном тексте признаки научного стиля: а) слова (числительные, наречия, союзы, вводные слова, наименования единиц измерения), подчеркивающие логичность, точность изложения; б) отвлеченную лексику и термины (если они есть); в) формы глаголов, показывающие объективность изложения.

Сколько на земле льда

Почти 11 процентов всей земной суши скрыто под блестящим ледяным панцирем. Объем льда оценивается сейчас в 30 000 000 км3. Сюда входят и айсберги, и ледяные шапки Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов.

Ледники по своему объему составляют примерно 80 процентов всего льда на земле. Если ледниковый лед равномерно распределить по земной поверхности, то он покроет ее слоем толщиной в 60 метров.

Самый толстый слой льда обнаружен в Антарктиде – свыше 5000 метров. Ледники и их снежный покров обладают исключительной отражательной способностью. Если бы таким свойством обладала вся земная поверхность, то ее внешний теплообмен уменьшился бы втрое, а средняя температура на земле была бы порядка -90°.

Ныне земные льды ведут себя «агрессивно». Отмечено, что, начиная с 40-х – 50-х гг., ледники начали энергично наступать на сушу. Очевидно, предполагают ученые, период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала нашего века, заканчивается.

Используя теоретический материал и пользуясь предложенной схемой, проанализируйте научный текст, близкий вам по специальности (см. Приложение).

Схема анализа

Особенности научного стиля речи

в л е к с и к е:

а) термины;

б) однозначность слова;

в) частая повторяемость ключевых слов;

г) отсутствие образных средств;

в м о р ф о л о г и и:

а) преобладание существительных;

б) частое использование отвлеченных отглагольных существительных;

в) неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа;

г) неупотребительность восклицательных частиц и междометий;

д) использование возвратных и возвратно-безличных глаголов;

в с и н т а к с и с е:

а) прямой порядок слов (предпочтителен);

б) употребление словосочетаний сущ.+сущ. в род. п.;

в) широкое использование неопределенно-личных и безлич-

ных предложений;

г) большое количество сложных предложений;

д) наличие причастных, деепричастных оборотов, вводных

конструкций;

е) редкое использование неполных предложений.

Р У Б Р И К А Ц И Я

Рубрикация — это членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой; а также использование заголовков, нумерации и т. д. В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования.

Задание

Ц и т а ц и я

Цитата, выдержка — это текст из какого-либо произведения, дословно воспроизводимый автором в издании. Цитата обычно приводится с целью обосновать собственные утверждения или опровергнуть цитируемого автора.

Основными требованиямик цитате являются уместность и точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора. Точная цитата слово в слово совпадает с источником.

Способы оформления и выделения цитаты

1. Самый распространенный способ — выделение кавычками. Например: «Основные требования к цитате — это уместность и точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора».

2. Выделение при помощи курсива или при помощи шрифта на 1–2 ступени меньшего размера, чем шрифт основного текста. Например: Основные требования к цитате — это уместность и точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора.

Задания

1. Найдите ошибки в оформлении приведенных ниже цитат. Предложите свои варианты.

1. Экологи отмечают: «Что антропогенное воздействие на климат может быть преднамеренным, то есть сознательно совершаемым, и непреднамеренным, то есть непроизвольным, связанным с человеческой деятельностью, преследующей совсем иные цели.» 2. Один из параграфов учебника «Основы компьютерной грамотности» начинается словами – Независимо от того, какова оперативная память компьютера, он не сможет выполнять большую работу без программного обучения, то есть без запрограммированных команд. 3. Говоря о поэзии Пушкина, Добролюбов писал, что «В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир». 4. Интересные наблюдения за армейской жизнью собраны в статье К.Л. Банниковой «Армия глазами антрополога», ремень в армии — не просто календарь, на котором отмечают прошедшие месяцы службы, но модель временной протяженности жизненного пути и жизненной сущности перепоясанного им тела, – пишет автор.

2. Пользуясь приложением и изложенными выше правилами оформления цитат, оформите высказывания из текстов как цитаты, делая ссылку на автора.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ССЫЛКИ И

СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИИ

Библиографическая ссылка — это краткое библиографическое описание источника. Библиографические ссылки бывают: внутритекстовые, подстрочные, затекстовые.

Библиография— это список литературы (обычно алфавитный) по исследуемому вопросу, построенный по принципам библиографического описания. Библиография обычно помещается в конце исследования.

Библиографическое описание — это набор представленных по определенным правилам сведений о книге, статье, журнале и т. п. Библиографическое описание позволяет получить более или менее полное представление об издании (кто автор, какова тема, когда выпущено издание и т. д.).

Схема полного библиографического описания источника:

1. Библиографическое описание книги, словаря, энциклопедии:

 

Автор книги (если есть 1 или 2 автора). Заглавие: Сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности (если есть). — Сведения об издании книги. — Количество страниц.

 

Например: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка: Около 57 000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1984. – 797 с.

2. Библиографическое описание статьи:

 

Автор (авторы) статьи. Заглавие статьи. — Сведения об издании статьи // Название журнала, сборника. — Год издания, номер (если издание — журнал). На каких страницах располагается статья.

 

Например: Горобец В.Г. Познание как социализация в современном вузовском образовании // Перспективы культурно-цивилизационной эволюции общества: Межвузовский научный сборник. – Саратов: «Аквариус», 2003. – С. 136-144.

Краткое библиографическое описание обычно используется при оформлении библиографии учебных и научных работ (рефератов, курсовых, дипломных работ, диссертаций). В краткое описание, в отличие от полного, не включаются следующие элементы: дополнительные сведения о заглавии, сведения об издательстве, сведения о количестве страниц.

Например: Горобец В.Г. Познание как социализация в современном вузовском образовании // Перспективы культурно-цивилизационной эволюции общества. – Саратов, 2003. – С. 136-144.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. – М., 1984

Задание

Составьте библиографическое описание (в полной и краткой форме) научной статьи на близкую вашей специальности тему, на книгу или учебник (см. Приложение).

К О Н С П Е К Т

Конспект – это краткое письменное изложение содержания текста; создается в результате систематизации или обобщения первоисточника. В конспекте должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются и аргументируются. Конспект может быть кратким или подробным, но по своему объему он не должен превышать 1/3 исходного текста. Можно сохранять без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие формулировки, более краткие и с более простой структурой, можно сокращать слова.

Различают конспект, составленный на одну тему по одному тексту (параграфа, статьи, доклада, главы книги), и тематический конспект, составленный на одну тему по нескольким источникам.

Рекомендации по составлению конспекта

1. Соберите литературу по теме или внимательно изучите реферируемый текст.

2. Составьте подробный план с указанием страниц книги, относящихся к определенному пункту плана.

3. Делите текст конспекта на смысловые части. Сплошной текст плохо воспринимается.

4. Противоречивые мнения изложите во второй части конспекта или по ходу изложения, но как отступления от основной мысли конспекта, так, чтобы ясно было, кто не одобряет, что и почему.

5. Подумайте, удачно ли использованы цитаты, правильно ли установлена связь между собственными оборотами речи и высказываниями, взятыми из первоисточников, а также верно ли поставлены знаки препинания в цитатах.

6. При конспектировании устных сообщений старайтесь уловить опорные, ключевые слова.

7. Используя ключевые слова, составляйте предложения более простые и короткие, чем те, которые вы услышали из устного выступления.

8. Объединяйте, где это удобно, два и более предложения в одно.

9. Второстепенные детали опускайте.

10. Учитесь пользоваться сокращением слов, а для слов, часто повторяющихся, придумайте свои условные обозначения.

 

Задания

Т Е З И С Ы

Тезисы – краткая запись содержания (статьи, доклада, выступления, лекции) в виде основных положений, в которых коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу. Это могут быть выводы, обобщения, в виде цитат или собственных формулировок. В отличие от плана тезисы не просто называют тему какой-то части текста, а очень коротко излагают мысли, положения, заключенные в этой части.

При составлении тезисов прежде всего необходимо выделение главной информации и ее сжатие до основных положений, четких формулировок. Для тезисов не характерно привлечение фактического материала (примеров, иллюстраций), которые в исходном тексте приводятся для аргументации, пояснения. Каждое новое положение в тезисах является развернутым высказыванием, записывается с красной строки и нумеруется.

 

Задание

Составьте тезисы научной статьи, близкой к вашей специальности (см. Приложение)

 

А н н о т а ц и я

Аннотация – это сжатая характеристика первоисточника (статьи, книги и т.д.), в которой перечисляются основные вопросы, излагаемые в тексте, и в ряде случаев характеризуется его структура. Цель аннотации – передать суть книги или статьи, заинтересовать читателя.

Аннотация, как правило, состоит из простых предложений.

1. Указывается тема книги, статьи.

2. Перечисляются рассматриваемые вопросы (Но они

не раскрываются подробно, не приводятся аргументы, не приводится точка зрения автора).

2. Характеризуется композиция статьи, книги (данная

часть аннотации может быть опущена). Называются темы и вопросы, которым посвящены отдельные главы, перечисляется то, о чем говорится в начале, в середине, в заключение статьи.

4. Может указываться адресат.

Предполагаемый объем аннотации – 50-70 слов.

 

Т е м а

Эта статья называется…

Статья посвящена (теме, вопросу, изучению, исследованию)…

В статье рассматривается (говорится, описывается, характеризуется, излагается, дается анализ, показывается, предлагается)…

Тема статьи…

Это книга о…

Основной темой статьи является…

Автор статьи пишет (рассказывает) о…, знакомит с…, показывает…, анализирует, рассматриваемые положения (вопросы)…

К о м п о з и ц и я

Статья делится на … частей.

Книга включает … глав.

В книге имеются приложения (таблицы).

Статья начинается тем, что…, заканчивается…

В начале статьи…, затем…, далее… (говорится, речь идет о …, освещается, анализируется, подводится итог, делаются выводы)

В 1-ой главе…

В заключение…

В основной части…

А д р е с а т

Статья предназначена (рассчитана)…

Работа представляет интерес для специалистов (для широкого круга читателей)

Книга адресована студентам, аспирантам.

Перед аннотацией помещается библиографическое описание статьи, книги (см. гл. «Правила оформления библиографической ссылки и составления библиографии».

 

Задания

Р Е ф е р а т

Реферат – это изложение основного содержания текста с выделением темы, проблемы. В отличие от аннотации, отвечающей на вопрос, о чем говорится в первоисточнике, реферат отвечает на вопрос, что нового, существенного содержится в статье, книге.

Основная задача – донести до читателя идеи, проблемы, основные положения реферируемого текста. Необходимо хорошо знать материал и свободно владеть им, чтобы уметь его передать, сопоставить, связать теоретические положения, провести анализ, сделать выводы.

По полноте изложения выделяют информативные рефераты (рефераты-конспекты) и индикативные (указательные) рефераты, содержащие не все, а лишь основные положения первоисточника.

По количеству первоисточников различают монографические рефераты (написанные по одной книге, статье) и рефераты обзорные (написанные по нескольким работам на одну тему).

Основные требования к реферату:

1) объективность (точное изложение сути работы без оценки излагаемого);

2) полнота изложения;

3) единство стиля (в частности, в терминологии);

4) внутренне логичная композиция.

Рекомендуемый объем рефератов: 500 печатных знаков (1 лист) – для кратких сообщений, 1000 знаков (2 листа) – для реферата статьи, 2500 знаков (пять листов) – для реферата монографии.

Текст реферата включает следующие сведения:

1) тему, проблему, предмет, цели и содержание первичного документа;

2) методы исследования (особенно новые);

3) результаты исследования;

4) выводы автора (оценки, предположения, принятые или опровергнутые гипотезы);

5) пути практического применения результатов работы.

При необходимости приводятся сведения об авторе, его трудах, таблицы, схемы, чертежи, формулы, графики и т. п.

Реферат также включает библиографическое описание первоисточника.

Композиция реферата

1. Вступление содержит краткие сведения об авторе (возможно указание на ученую степень, место работы, степень известности, научную специализацию, общую характеристику первоисточника). Могут содержаться сведения о методах научного анализа, указания на приоритет автора.

2. Основная часть содержит описание и комментирование первоисточника. Излагаются факты, приводятся примеры, дается анализ, сопоставляются разные точки зрения на одну и ту же проблему.

3. В заключении подводятся итоги всему сказанному, обобщается материал, рассмотренный в основной части, кратко повторяются основные тезисы работы.

Вступление

Книга профессора…, сотрудника…, посвящена…

Основное направление научной деятельности автора – …

В монографии исследуются…

Работа состоит из … глав и посвящена анализу…

Автор поставил перед собой задачу проанализировать…

Особое внимание уделяется…

Реферируемая работа – первое в отечественной науке исследование, в котором…

Основная часть

В работе (книге, статье) анализируется проблема (какая?), система (чего?), роль (чего в чем?)…

Дается общая характеристика…

Обосновывается теория (тезис)…

Обобщается опыт (кого? чего?)

В следующей главе прослеживается (что?).

Выявляя (что?), авторы исследуют закономерности (чего?).

Отмечается, что…

Подчеркивается исключительно важное значение …

«…», – указывают в связи с этим авторы…

Сопоставляя (что?), авторы объясняют…

Характеризуется (сущность, механизм, значение, современный этап)…

Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными примерами…

В связи с этим он касается (выделяет)…

По мнению автора, …

Как отмечает автор, …

Далее освещаются проблемы…

Заключение

В заключение автор делает вывод о …

В итоге сделан вывод о том, что…

Работа завершается…

 

Задания

Напишите реферат научной статьи, близкой вашей специальности. Используйте предложенные выше клише (см. Приложение)

Рецензия

Рецензия — это письменный разбор научного текста (статьи, курсовой или дипломной работы, рукописи, диссертации), содержащий критическую оценку.

Текст рецензии включает в себя:

1) предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы);

2) актуальность темы курсовой или дипломной работы, диссертации, статьи, рукописи;

3) краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения;

4) общая оценка работы рецензентом;

5) недостатки, недочеты работы;

6) выводы рецензента.

Предмет анализа

В работе автора...

В рецензируемой работе...

В предмете анализа...

Актуальность темы

Работа посвящена актуальной теме...

Актуальность темы обусловлена...

Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...

Общая оценка

Оценивая работу в целом, …

Суммируя результаты отдельных глав,...

Таким образом, рассматриваемая работа…

Автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его…

Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...) …

Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты...

Работа, бесспорно, открывает...

Недостатки, недочеты

Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том…

К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...

Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...)

Существенным недостатком работы является...

Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы.

Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора.

Упомянутые недостатки связаны не столько с..., сколько с...

Выводы

Представляется, что в целом статья... имеет важное значение...

Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени...

Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право...

 

Задание

Напишите рецензию на научную статью по вашей специальности (см. Приложение). Используйте предложенный выше план.

ПРИЛОЖЕНИЕ

К. Л. Банников

АРМИЯ ГЛАЗАМИ АНТРОПОЛОГА

К.Л. Банников

Его социальное значение

Устав в Советской Армии настолько подробно регламентировал всю гамму человеческих отношений, что не мог оставить без внимания и проблему любви. Основной закон армии гласит: “Военнослужащий обязан любить свое оружие”. Вот что по этому поводу пишет А. Левинсон: “Нам не известно более ни одного случая, когда любовь предписана к исполнению юридически обязательным образом. Устав и обряд присяги оформляет отношение военнослужащего с оружием как род брака. Отличие “невесты” не в том, что она “механическая” (такой брак по метафоре Маклюзна, заключают, например, миллионы автовладельцев), но в том, что она достается жениху не по выбору, не по его воле». <…>

Отдельно хотелось бы описать армейский фольклор. Он бывает грустный и веселый. Его универсальный (грустный) сюжет рисует душераздирающую картину: пацан уходит в солдаты, и пока он защищает покой своей невесты, она ему изменяет с “закосившим” от армии “козлом”. И все, что у него осталось в этой жизни — его верный автомат, который “никогда не изменяет”. Солдат начинает слезно и с надрывом любить свою механическую невесту, еще больше, чем настоящую, которая осталась дома и, возможно, даже его ждет. <…>

Этому грустному фольклору вторит веселый, так же связанный с социальной сексуальностью военных, обусловленной слиянием с субстанцией своих войск. В этом фольклоре сексуальность дается солдату не только потому, что он солдат вообще, а потому, что он солдат ракетных, бронетанковых, пограничных, десантных войск, стройбата или связи — где бы человек ни проходил службу, он всегда будет выделять свои войска из остальных, эксплуатируя архетипы жизненной силы. Фольклор конкретного рода войск рисует типичного ракетчика (танкиста, пограничника, десантника, стройбатовца, связиста) эдаким добрым молодцем, удачливым и находчивым в служебных и любовных делах, который соблазняет не простых женщин, а жен и любовниц военнослужащих всех прочих родов войск. Из множества шедевров армейского фольклора я могу привести в качестве показательного примера: «Скорее лев откажется от пищи, чем женщина от ласки моряка». <…>

 

 

Н.Н. Марфенин

Руководитель Центра

Теоретического анализа

ГУМАНИЗМ И ЭКОЛОГИЯ

Словосочетание «гуманизм и экология», на первый взгляд, выглядит вполне естественно и созвучно. Однако при более строгом рассмотрении этих понятий между ними не удается найти почти ничего общего. И тем не менее, главное направление современного развития человечества точнее всего выражается именно объединением идей экологии и гуманизма.

Экология возникла в середине XIX века в недрах биологической науки, которая к тому времени стала интересоваться не только классификацией всего живого и строением организмов, но и реакцией животных и растений на условия существования. Постепенно экология оформилась в самостоятельную биологическую дисциплину с несколькими основными разделами, рассматривающими особенности существования организмов, популяций и сообществ. Ни в одном из них нет и намека на приоритет гуманных отношений между видами и тем более на обеспечение благодатного существования только одного из множества видов, а именно Homo sapience.

Гуманизм как направление в культуре возник в XIV веке в Италии и распространился в Западной Европе с XV века. Вначале гуманизм проявился в форме защиты светских ценностей против притеснений со стороны аскетичной средневековой церкви. В некоторых итальянских университетах вернулись к полузабытому и отвергнутому в средневековье античному культурному и научному наследию. В «studia humanitatis» профессора и студенты занимались изучением римской и греческой истории, литературы, риторики, права и этики. Латинское понятие «humanitas» тогда означало стремление к развитию человеческого достоинства вопреки длительному принижению значения всего, что связано с человеческой жизнью. Идеал видели в гармонии между просвещенностью и активностью. Поэтому гуманизм того времени был изначально склонен к политизации и переустройству общества, что и проявилось со временем в революциях.

Эпоха Возрождения, сменившая средневековье, «надстроила» христианскую этику и способствовала дальнейшему развитию гуманизма. Не отрицая вначале основ христианской морали, реформаторы привнесли в форме изучения античных произведений признание самоценности человеческой личности и земной жизни. Вольно или невольно, но гуманистическое течение эпохи Возрождения способствовало утверждению прав личности и, в частности, признанию права на счастливую жизнь. Гуманизм как явление оказался исторически изменяющейся системой воззрений. Зародившись в искусстве, он открыл дорогу науке, научно-технической революции, способствовал экономическому буму, просвещению, социальным преобразованиям и революциям. К его последствиям можно отнести как современные фантастические достижения науки, полностью преобразившие наш образ жизни, так и многочисленные беды, вызванные излишней самонадеянностью людей, стремящихся перекроить мир по своему разумению. В этом смысле гуманизм породил антиэкологичное мировоззрение потребительства и приоритета человеческих интересов на Земле, тем самым способствуя приближению экологического кризиса.

Именно экология в содружестве с охраной природы породили мониторинг состояния окружающей среды, экологическую экспертизу, экологическую политику, направленную на обеспечение экологической безопасности и параллельно на научные основы рационального природопользования, природоохранное законодательство, экологическое страхование. В язык вошли понятия «хорошей» и «плохой» экологии, «экологии быта», экологической журналистики, «экологии духа», экологической этики и многие другие. Столь стремительный выход экологической проблематики за пределы отведенной ей изначально весьма скромной области знаний одновременно и возвысил экологию, и дискредитировал ее. Возвысил в том смысле, что вопросы реагирования различных видов растений, животных и микроорганизмов на температуру, влажность, освещенность, концентрации минеральных солей в почве и воде и прочие факторы среды оказались решающими для сохранения человеческой цивилизации, влияя на выбор наиболее безопасного мировоззрения и устройства общества. В то же время отсутствие четких границ науки и контролируемой методологии способствует многочисленным спекуляциям и безответственным утверждениям, появившимся в избытке вокруг экологии.

Как и в случае с гуманизмом, экология открыла миру глаза на процессы, имеющие глобальное значение, и в то же время именно с этими процессами связаны самые неприятные ожидания, а возможно, и беды человечества.

Любой вид живых существ теоретически может размножиться безгранично. В реальной жизни этого не происходит, а всплески численности отдельных популяций случаются достаточно редко. Это объясняется тем, что численность любого вида сдерживается ограниченностью необходимых для его жизнедеятельности ресурсов и прежде всего пищи. Если пищи много, а конкуренция за нее между разными видами невелика, то возможно быстрое увеличение численности видов, для которых она составляет основу рациона, что приводит к трагическим последствиям. Раньше или позже все пищевые ресурсы оказываются использованными, и на смену изобилию приходят голод и мор. В каждом учебнике экологии приведены примеры таких «волн жизни».

Человечество в течение большей части своей истории также зависело от подобных обстоятельств. Засухи и проливные дожди летом, сильные морозы зимой случались достаточно часто. По данным письменных источников, в Европе за 2000 лет было более 800 лет экстремальных! С каждым связаны неурожаи, голод, а часто и эпидемии.

Однако постепенно люди все в меньшей степени зависели от природных ограничений. Они научились сами выращивать себе пищу, запасать ее, покупать в других странах и перевозить к местам лишений. Развитие сельского хозяйства позволило увеличить продуктивность угодий и получать значительно более высокие урожаи. Использование машин, удобрений, искусственного полива, селекции, химических средств защиты растений и множества других приемов снизило зависимость человечества от природных ресурсов. Человечество научилось искать новые ресурсы, т. е. брать от природы все больше и больше.

Экология тоже претерпела поразительную метаморфозу. Из частной биологической дисциплины она всего лишь за последние полвека превратилась в колоссальную по своему охвату междисциплинарную область науки — меганауку, занимающуюся изучением воздействия на живое не только естественных факторов среды, всегда существовавших в природе, но и многочисленных процессов, порожденных человеческой деятель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.159 (0.012 с.)