Формирование системы управления строительным комплексом в современных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование системы управления строительным комплексом в современных условиях



Доклад на Международной конференции
«Региональные и отраслевые проблемы инвестиционной политики»,
проводимой Международной академией инвестиций и экономики строительства совместно с Владимирским отделением 19-22 февраля 2002 г.

в г. Суздале

 

В последнее время на страницах профессиональных журналов и в научных дискуссиях отстаивается мнение, что с изменением общеэкономических условий функционирования строительства как отрасли материального производства понятие строительного комплекса исчезает. Не может быть строительного комплекса и на уровне региона, тем более инвестиционного.

Безусловно, с этим утверждением можно согласиться только в том случае, если рассматривать строительный комплекс с точки зрения «национального управления капитальным строительством», ибо демонтаж административно-командной системы, разукрупнение и приватизация строительных объединений действительно привели к вакууму на среднем уровне управления, функции которого выполняли министерства и их подразделения: главные и территориальные управления.

Понятие «строительный комплекс» как объект государственного управления в настоящее время не только не отражает сущность реальных экономических отношений, но даже становится в известной мере экономической абстракцией, если речь идет о федеральном уровне (равно как и «федеральный рынок строительства»), и поэтому появляется термин «строительная сфера».

А вот с тем, что феномен строительного комплекса в современных условиях исчезает, согласиться нельзя, ибо он сейчас обладает другим сущностным экономическим и организационным наполнением.

В Российской архитектурно-строительной энциклопедии строительный комплекс определяется как «совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующаяся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата». <…>

Основная задача регионального органа управления при разработке стратегии и тактики развития региона в современных условиях – это создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных товарных рынков, в том числе и рынка недвижимости, основанных на учете как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических).

Применительно к строительству региона это может означать:

- активное влияние на процесс формирования производственной и социальной инфраструктуры региона;

- формирование и проведение активной градостроительной политики в регионе;

- создание благоприятных условий для формирования регионального строительного комплекса, его состава и структуры как технологической, так и по формам собственности на средства производства;

- активное формирование инвестиционной политики на территории региона.

Безусловно, ряд перечисленных мер имеет общеэкономический характер, однако применительно к строительству их разработка и использование имеют первоочередную значимость для региона.

В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике, которая, как известно, включает в себя основные элементы:

- выбор источников и методов финансирования инвестиций;

- определение сроков реализации;

- выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

- создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;

- создание благоприятного инвестиционного климата.

Под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Формируется инвестиционный климат под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций. На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти. На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой.

В Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других субъектах Федерации разработана и внедрена система мер, направленных на увеличение притока инвестиций в экономику регионов и предупреждение их оттока. Это поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот), создание прозрачной процедуры осуществления инвестиционной деятельности и механизма работы с региональными инвестиционными проектами.

Особое значение для повышения эффективности инвестиционного процесса имеют законы, принятые Законодательным собранием Санкт-Петербурга:

- «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга», определяющий инструменты, которыми регион пользуется для привлечения инвестиций;

- «О внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», который предлагает условия предоставления и размер налоговых льгот для инвесторов;

- «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга», регулирующий вопросы предоставления инвесторам объектов и результатов инвестирования и определяющий сроки рассмотрения инвестиционных предложений;

- «О градостроительном планировании развития и градостроительном регулировании использования и застройки территории Санкт-Петербурга».

Кроме того, в ближайшее время предполагается приступить к разработке нового закона «Об основах градостроительства Санкт-Петербурга», в котором будут распределены полномочия между Законодательным собранием, исполнительными органами власти и местным самоуправлением. Такое законодательное закрепление распределений будет способствовать развитию градостроительства в Санкт-Петербурге как отдельного направления в политике региона. Здесь следует сказать несколько слов о стратегическом плане, который предлагает модель развития Санкт-Петербурга и подразумевает сосредоточение усилий отраслевых органов управления на реализации конкретных инвестиционных проектов в рамках определенных сообществом региона приоритетных направлений и первоочередных проектов. <…>

Наряду с развитием жилищного строительства следует отметить такие крупные проекты строительства в Санкт-Петербурге, планируемые на ближайшую перспективу, как:

- комплекс защитных сооружений с обеспечением предварительной защиты от наводнений и сквозным проездом от Ольгино в Бронку;

- восточное полукольцо кольцевой автомобильной дороги, соединяющее Таллиннское и Выборгское шоссе;

- реконструкция центра города с использованием кредита по соглашению со Всемирным банком;

- строительство сети гостиниц;

- развитие Крестовского и Каменного островов, территории

Синопской набережной, территории в районе улиц Шкапина и Розенштейна, Варшавского вокзала, Шувалово-Озерки и др.

Таким образом, налицо многофакторность процесса привлечения реальных инвестиций в Санкт-Петербургский инвестиционно-строительный комплекс (ИСК).

Как видим, положительная инвестиционная политика в Санкт-Петербурге способствует формированию нормального инвестиционного климата, и здесь созданы все предпосылки для привлечения инвестиций и обеспечения программы устойчивого развития Петербургского региона.

 

 

В.И. Зеленин (Санкт-Петербург),



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.008 с.)