Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какое из последующих утверждений правильное.

Поиск

а) монополисты нанимают слишком много труда, потому что стоимость предельного продукта труда превышает предельные издержки на труд;

б) для монополиста предельный денежный продукт труда превышает предельные издержки на труд при максимизирующем прибыль уровне занятости;

в) монополисты платят более низкую заработную плату, чем фирмы в условиях совершенной конкуренции на рынке продукта;

г) кривая спроса на труд монополиста менее эластична, чем кривая спроса на труд фирмы в условиях совершенной конкуренции на рынке продукта.

7. Кривая предельных издержек на труд фирмы в условиях монопсонии имеет положительный наклон и расположена выше кривой предложения труда потому что:

а) фирма дискриминирует работников, выплачивая каждому заработную плату, соответствующую его альтернативным издержкам;

б) “сила” фирмы на рынке позволяет ей нанимать только высококвалифицированных работников, которым надо платить более высокую заработную плату;

в) фирма платит работникам более низкую заработную плату и поэтому предложение труда на рынке ограничено;

г) фирма должна платить более высокую заработную плату, чтобы привлечь дополнительных работников и платит эту высокую заработную плату всем нанятым работникам.

8. Инвестиции в человеческий капитал не целесообразны, когда:

а) альтернативные издержки на образование слишком высоки

б) предпочтение к настоящему очень высоко

в) чистая текущая стоимость выгод отрицательна

г) внутренняя норма отдачи от инвестиций меньше чистой текущей стоимости выгод

9. Повышение уровня безработицы может быть вызвано:

а) увеличением потока из занятых в экономически неактивное население;

б) увеличением потока из безработных в экономически неактивное население;

в) сокращением потока из экономически неактивного населения в безработные;

г) увеличением потока из безработных в занятые.

10. Установление правительством норматива по безопасности труда в условиях неполной информации о степени риска на рабочем месте приведет:

а) к повышению полезности работника;

б) к уменьшению полезности работника;

в) до некоторого порогового значения норматива - к повышению полезности работника, а выше этого значения - к уменьшению полезности работника;

г) не изменит полезность работника.

 

Промежуточная аттестация

Вопросы на знание и понимание (теоретические вопросы экзамена)

1. Цель, задачи, предмет и содержание курса «Экономика труда».

2. Особенности труда как объекта исследования. Методы изучения основных проблем экономики труда.

3. Источники информации о социально-трудовой сфере.

4. Современная концепция занятости. Классификация статуса в занятости. Экономически активное и экономически пассивное население. Трудовые ресурсы.

5. Сущность и структура рынка труда. Субъекты рынка труда.

6. Простая модель предложения труда. Резервная заработная плата.

7. Эффект дохода и эффект замещения в предложении труда. Особенности предложения труда в российской экономике.

8. Простая модель спроса на труд. Краткосрочный и долгосрочный спрос на труд. Эффект замены и эффект масштаба в спросе на труд.

9. Эластичность спроса на труд. Законы производного спроса. Спрос на взаимозаменяемые и взаимодополняемые виды труда.

10. Механизм и модели функционирования рынка труда.

11. Безработица: проблемы определения и измерения. Уровень, структура и длительность безработицы.

12. Виды и причины безработицы. Безработица и вакансии.

13. Качество рабочей силы и его показатели. Теория человеческого капитала. Модель отдачи от инвестиций в человеческий капитал.

14. Спрос на образование. Паутинообразная модель рынка труда специалистов.

15. Общий и специфический человеческий капитал. Теория образовательных сигналов на рынке труда.

16. Внутрифирменное обучение и профессиональная подготовка. Программы внутрифирменного обучения и оценка их эффективности.

17. Формы профессионального обучения рабочих и специалистов.

18. Персонал предприятия и его структура. Основные тенденции изменения структуры персонала.

19. Кадровая стратегия и кадровая политика организации.

20. Трудовая адаптация и социализация работников. Объективные и субъективные факторы адаптации. Типы, этапы и показатели успешности трудовой адаптации.

21. Понятие рабочего времени. Причины потерь рабочего времени.

22. Организация труда на предприятии.

23. Разделение и кооперация труда: формы, направления совершенствования.

24. Рабочее место: понятие, организация, система аттестации и рационализации, организация обслуживания. Гибкие рабочие места.

25. Условия труда и факторы, их определяющие. Режимы труда и отдыха.

26. Гибкое рабочее время, его социально-экономическое значение.

27. Проектирование и рационализация организации труда: значение, формы, методы.

28. Мера труда и норма его затрат. Структура затрат рабочего времени.

29. Нормы труда и их классификация. Нормативы по труду. Возрастание роли нормирования труда.

30. Производительность труда: понятие, место в системе показателей эффективности производства (деятельности).

31. Показатели и методы измерения производительности.

32. Факторы и резервы роста производительности труда.

33. Оценка результатов труда. Проблемы измерения производительности труда служащих.

34. Уровень жизни населения – показатели и динамика.

35. Трудовое поведение и формирование отношения работников к труду. Структура мотивов трудового поведения. Функции и виды стимулов трудовой деятельности.

36. Заработная плата, оплата труда, вознаграждение за труд.

37. Неравенство в заработной плате: тенденции и проблемы измерения. Причины различий в заработной плате.

38. Номинальная и реальная заработная плата. Минимальная заработная плата и критерии для ее определения.

39. Сущность, функции и принципы организации оплаты труда. Составные части системы оплаты труда. Основная и дополнительная заработная плата. Индивидуальные и групповые формы оплаты труда.

40. Компенсационный пакет, его формирование. Современные тенденции в сфере оплаты труда в развитых странах.

41. Цели и методы государственного регулирования социально-трудовых отношений.

42. Социальное партнерство. Генеральные и тарифные соглашения, коллективные договоры.

43. Цели и степень влияния профсоюзов на трудовые отношения. Модели переговоров.

44. Международная организация труда и ее роль в регулировании социально-трудовых отношений.

Практические задания-кейсы и задачи (примеры)

1.Предположим, что вводится закон, в соответствии с которым высшее образование на уровне бакалавриата становится бесплатным, а на уровне магистратуры – платным. Покажите на графике и поясните, как в этом случае будет определяться оптимальный образовательный сигнал? В каких целях этот сигнал может применяться, и в каких случаях он не срабатывает?

2.На основании Закона о занятости населения в РФ определите крите­рии подходящей работы для выпускника вуза, проработавшего по спе­циальности один год, а затем три года нигде не работавшему. Положено ли ему пособие по безработице, и если да, то в каком размере?

3.Может ли государство ставить задачу стимулирования снижения пред­ложения труда отдельных категорий граждан? Приведите примеры це­лесообразности такой политики.

4.В последние годы в развитых странах все большая часть работников может выполнять работу, используя установленные дома компьютеры. Предположим, что почасовая заработная плата не меняется. Проана­лизируйте вероятное влияние этих изменений на участие населения в рабочей силе.

5.За сколько дней можно выполнить заказ на изготовление двух партий деталей: деталь А - 5780 единиц, при производстве которой подготовительно-заключительное время в смену составляет 12 мин., основное машинное время на изготовление одной детали 8,5 мин., вспомогательное - 3,2 мин., время технического обслуживания рабочего места - 2,5% от основного времени, время организационного обслуживания - 4,3% от оперативного времени, время на отдых и личные надобности - 10% от оперативного времени; деталь Б - 6350 единиц, при производстве которой подготовительно-заключительное время в смену составляет 14 мин., основное машинное время на изготовление одной детали 14,5 мин., вспомогательное - 5,6 мин., время технического обслуживания рабочего места - 2,5% от основного времени, время организационного обслуживания - 2,5% от оперативного времени, время на отдых и личные надобности - 10% от оперативного времени. Продолжительность смены - 8 часов, в вашем распоряжении 40 работников, каждый из которых работает на одном станке, и 15 универсальных станков, которые можно использовать в три смены.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А) основная литература:

1. Алиев И. Экономика труда. Учебник для бакалавров / И. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина.М.: -ИД Юрайт, 2012

2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.- М.: Изд-во НОРМА, 2007.

3. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения /Под ред. Р.П.Колосовой, Г.Г.Меликьяна: Учебно-методическое пособие (практикум). – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008

4. Колосова Р.П. Экономика персонала: учебник/ Р.П. Колосова, Т.Н. Василюк, М.В. Артамонова, М.В. Луданик.-М.:ИНФРА-М, 2009.

Б) дополнительная литература:

5. Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н. Экономика и социология труда: учебник. - М.: КНОРУС, 2007

6. Шлендер П.Э. Экономика трудовых ресурсов: учебное пособие для студентов вузов / П.Э. Шлендер, В.М. Маслова, Л.С. Сухова. - М.: Вузовский учебник, 2011. - 302 с.

7. Федченко А.А. Экономика труда: Практикум. – Воронеж, ВГУ, 2000 - http://window.edu.ru/resource/584/27584

8. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. / В.В. Адамчук, О.В.Ромашов, М.Е. Сорокина - М.: ЮНИТИ, 2000

9. Ерохина Р.И., Самраилова Е.К. Анализ и моделирование трудовых показателей на предприятии: Учебное пособие/ Под ред. проф. Рофе А.И. –М.: МИК, 2000

10. Завельский М.Г. Экономика и социология труда. Курс лекций.- М.: Логос, 2001

11. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. М.: Инфра-М, 2000

В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. 12 MANAGE – электронный портал о менеджменте - http://12manage.com

2. электронная библиотека = http://online.ebiblioteka.ru –

3. Бизнес-образование: лекции, видеоматериалы http://www.wikimba.ru/

4. Босс. Бизнес: Организация, стратегия, системы: Профессиональный журнал для руководителей. - Журнал http://www.bossmag.ru

5. Бюро МОТ в Москве http://www.ilo.ru

6. Деловые новости и блоги - http://slon.ru/

7. Единый архив социологических данных http://sofist.socpol.ru/

8. Институт научной информации по общественным наукам http://www.inion.ru

9. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru

10. Информационное пространство по общественным наукам http://www.socionet.ru

11. Кадровое дело журнал http://www.kdelo.ru

12. Клуб менеджеров – профессиональное бизнес-сообщество топ менеджеров и руководителей среднего звена – портал - http://www.e-xecutive.ru/

13. Международная организация труда http://www.ilo.org

14. Менеджмент в России и за рубежом. – Журнал - http://www.mevriz.ru/

15. Проблемы теории и практики управления журнал http://www.ptpu.ru

16. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru

17. Российский журнал менеджмента. - Журнал http://www.rjm.ru

18. Университетская информационная система «Россия». http://uisrussia.msu.ru – Логин для студентов ОГИ – uis@odinuni.ru пароль uis

19. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

20. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» - http://ecsocman.hse.ru/

21. Центр кадровых технологий http://www.hrsoft.ru/

22. Человек и труд журнал http://www.chelt.ru

23. ЭКО. - Журнал - http://econom.nsc.ru/eco/

24. Эксперт Журнал. http://www.expert.ru/

25. Электронная библиотека http://www.e-library.ru

 

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При проведении занятий используется специализированные аудитории, оборудованные мультимедийным оборудованием (компьютер с проектором) с выходом в Интернет.


[1] Проработка лекционного материала включает в себя работу с конспектом лекции: составление на его основе плана или тезисов ответа; или составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы.

[2] Проработка основной и дополнительной литературы включает в себя чтение текста указанного источника и/или составление плана, или конспектирование текста, или аналитическую обработку текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.).

[3] Проработка лекционного материала включает в себя работу с конспектом лекции: составление на его основе плана или тезисов ответа; или составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы.

[4] Проработка основной и дополнительной литературы включает в себя чтение текста указанного источника и/или составление плана, или конспектирование текста, или аналитическую обработку текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.81.255 (0.01 с.)