Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Уровень жизни населения. Организация оплаты труда (6 час. )

Поиск

Понятие «уровень жизни населения». Показатели, характеризующие уровень жизни. Стоимость жизни, качество жизни, качество трудовой жизни. Потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет. Структура доходов и расходов населения. Неравенство в доходах и уровне жизни. Измерения неравенства.

Заработная плата, оплата труда, вознаграждение за труд. Неравенство в заработной плате: тенденции и проблемы измерения. Причины различий в заработной плате.

Номинальная и реальная заработная плата. Минимальная заработная плата и критерии для ее определения.

Сущность, функции и принципы организации оплаты труда. Составные части системы оплаты труда: нормирование труда, тарифная система, формы и системы оплаты труда. Основная и дополнительная заработная плата. Индивидуальные и групповые формы оплаты труда.

Компенсационный пакет, его формирование. Современные тенденции в сфере оплаты труда в развитых странах.

Тема 16. Профсоюзы на рынке труда (6 час.)

История развития профсоюзного движения. Причины создания профсоюзов. Цели профсоюзов: экономические и политические. Степень влияния профсоюзов.

Социальное партнерство: субъекты, функции, принципы, уровень переговоров. Трипартизм. Участие в управлении, производственная демократия. Генеральные и тарифные соглашения, коллективные договора.

Модели переговоров. Модель Хикса. Модель Ашенфельтера-Джонсона. Модель Чемберлена.

Профсоюзы и преимущества в заработной плате.

Тема 17. Роль государства в регулировании социально-трудовых отношений (14 час.)

Несовершенства рынка труда и его государственное регулирование. Цели и методы регулирования. Законодательные и институциональные особенности регулирования трудовых отношений.

Пассивная и активная политика на рынке труда. Государственные службы занятости.

Программы страхования по безработице. Программы стимулирования спроса на труд и повышения конкурентоспособности незанятого населения.

Международные трудовые нормы и стандарты. Конвенции и рекомендации МОТ. Роль МОТ в регулировании социально-трудовых отношений и развитии социального партнерства в России.

Международный опыт регулирования трудовых отношений в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

Практические занятия и семинары

На практических (семинарских) занятиях рассматриваются конкретные вопросы, связанные с организацией трудовой деятельности и функционированием рынка труда, решаются типовые задачи, анализируются различные ситуации. На практических занятиях студент углубляет профессиональные знания, овладевает необходимыми в практической деятельности навыками, учится искусству четкого изложения мыслей и аргументации. К каждому занятию студенту необходимо ответить на контрольные вопросы и выполнить задания для самостоятельной работы.

Очная форма обучения

Занятие № 1

Тема Предмет, содержание и задачи курса «Экономика труда». Социально-трудовые отношения (2 час.)

1. Цель, задачи, предмет и содержание курса «Экономика труда».

2. Особенности труда как объекта исследования.

3. Методы изучения основных проблем экономики труда.

4. Источники информации о социально-трудовой сфере.

5. Сущность, типы и виды социально-трудовых отношений.

6. Контрольные вопросы

· В чем состоят принципиальные отличия труда от других видов эконо­мических ресурсов? Каковы отличительные особенности труда как экономической категории?

· Охарактеризуйте вклад в экономическую теорию труда таких исследо­вателей, как А.Смит, Д.Рикардо, Д.Кейнс, Г.Беккер, Хикс, Маршалл.

· Каковы преимущества и недостатки каждого из известных Вам источ­ников информации о социально-трудовой сфере?

· Какие количественные методы анализа рынка труда и социально-тру­довых отношений Вам известны, и каким образом они применяются?

· Чем отличаются патернализм и партнерство как типы социально-тру­довых отношений?

7. Задания для самостоятельной работы

· На примере одной из Конвенций МОТ рассмотрите механизм регла­ментации социально-трудовых отношений.

· Проанализируйте различия между физическим трудом и информаци­онно-мыслительной деятельностью. Будут ли эти различия стираться или увеличиваться с течением времени?

Литература

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.- М.: Изд-во НОРМА, 2007.

2. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения /Под ред. Р.П. Колосовой, Г.Г. Меликьяна: Учебно-методическое пособие (практикум). – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. Введение, Глава 1. (размещен в СДО)

3. Сайт бюро МОТ в Москве - www.ilo.ru

Занятие № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.22 (0.007 с.)