Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема «Реализация концепции Международной Организации Труда «Достойный труд» в Российской Федерации» (2 час.)
Вопросы для обсуждения:
В докладах необходимо проанализировать доступные источники информации, такие как статистические данные, результаты эмпирических исследований, сообщения, статьи, книги, а также осуществить свой собственный анализ и оценку (провести анкетирование, экспертный опрос, интервью).
Необходимо найти и проанализировать (по возможности) данные по РФ за период 2000 – 2012 гг. По каждой теме необходимо провести обзор существующих точек зрения, ведущихся на разных уровнях дискуссий, а также политических и экономических мер, предпринимаемых с целью решения существующих проблем. Важно точно указать все используемые источники информации.
Доклад будет оцениваться по трем критериям – качество собранной информации, включая наличие собственного исследования; убедительность речи, свобода изложения материала; качество презентации, иллюстративность слайдов.
Темы докладов
Тема 1. Статус в занятости/трудовые контракты
Цель 1 – оценить, в какой степени работники защищены на своих текущих рабочих местах от увольнения, а также выявить существующие в этой сфере тенденции (изменение доли занятых полный рабочий день по бессрочным трудовым контрактам и т.д.). Также необходимо провести анализ типов нестандартной занятости, в т.ч.:
· Временная занятость/с фиксированной продолжительностью контракта
· Сезонная занятость
· Занятость в агентствах временного найма
· Разделенные рабочие места
· Самозанятость, в том числе специфический анализ нестандартной самозанятости и ее развития с целью идентифицировать вынужденную самозанятость тех работников, у которых нет иного выбора (например, женщины по причине необходимости сочетать рабочие и семейные обязанности, или иммигранты, которые не могут найти оплачиваемую работу).
· Неполная занятость (как форма трудового контракта, в том числе добровольная и вынужденная неполная занятость).
Какова динамика занятости по различным формам трудовых контрактов? Каким экономическим тенденциям она соответствует? Есть ли специфические категории работников, на которых эти тенденции распространяются в наибольшей степени?
Цель 2– исследовать особенности занятости различных категорий работников, в т.ч.
· Определенные группы риска (мигранты, национальные этнические меньшинства, работники с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем, неквалифицированные работники).
· Ситуация с занятостью в неформальной экономике, ее возможное влияние на условия труда и занятости в формальном секторе,
· Средняя продолжительность занятости.
· Уровень занятости в целом и отдельных категорий (например, выявление уровня занятости женщин с детьми в возрасте до шести лет с целью оценки того, какое влияние на демографическую ситуацию могут оказать некоторые тенденции на рынке труда, в т.ч. возможная отсрочка первого материнства, снижение рождаемости и т.д.)
Тема 2. Тенденции в оплате труда
Цель – проанализировать основные тенденции в оплате труда по следующим аспектам:
· Тенденции в реальной заработной плате, в т.ч. распределение заработной платы по секторам экономики, отраслям, типам собственности (иностранная, государственная, общественных организаций и т.д.), регионам, полу, возрасту, типам трудовых контрактов, работникам (мигранты, местные жители, и т.д.). Динамика доходов домохозяйств, в т.ч. с двумя работающими, доля таких домохозяйств в их общей численности, а также доля домохозяйств с одним из родителей. Задолженность по заработной плате: ее объем, динамика, средний период задолженности, в т.ч. по секторам и профессиям (отраслям).
· Доля заработной платы в ВВП: динамика, в т.ч. по секторам, типам предприятий, группам работников
· Низкая заработная плата: согласно определению низкой заработной платы в стране, какова доля работников с низкой заработной платой и каково направление ее изменения? Какие категории работников преимущественно получают такую заработную плату? Относится ли проблема низких заработных плат к разряду ключевых и почему? Какие меры предпринимаются для решения этой проблемы (установленная законом минимальная заработная плата, коллективные переговоры и т.д.). Проблема работающих бедных. Какая доля низкооплачиваемых работников может быть охарактеризована как «работающие бедные»? И каковы факторы входа в «ловушку бедности»? (Хотя низкая плата - один из них, желательно выделить и другие).
· Минимальная заработная плата: отношение минимальной заработной платы к средней заработной плате в динамике, соотношение с ростом цен (динамика номинальной и реальной минимальной заработной платы), а также с чертой бедности. Как определяется минимальная заработная плата? В каких целях государство использует минимальную заработную плату?
· Неравенство в заработной плате: каковы тенденции? Неравенство в доходах (коэффициент Джини) и неравенство в заработной плате (соотношение долей верхнего и нижнего дециля). Какие категории работников выигрывают от роста дифференциации заработной платы? Какие существуют точки зрения относительно этой проблемы?
· Дискриминация в заработной плате: статистика и главная проблема (ы)
· Структура заработной платы: в т.ч. состав затрат на рабочую силу в динамике. Наиболее распространенные системы заработной платы в России (повременная заработная плата, сдельная оплата, тарифная система, оплата по результатам, льготы и т.д.).
Тема 3. Рабочее время и организация труда
Цель – во-первых, собрать информацию о рабочем времени:
· Тенденции в средней продолжительности часов работы (в т.ч. по секторам, отраслям, по полу, типам трудовых контрактов и т.д.);
· Неполное рабочее время (доля работников, в т.ч по полу, категориям, секторам);
· Ненормированное (дольше обычного) рабочее время;
· Оплаченное и неоплаченное сверхурочное время.
Во-вторых, собрать информацию относительно рабочего времени и организации труда:
· Сменная работа: происходит ли рост числа работающих посменно, и если да, то в каких секторах?
· Работа в «несоциальные часы» (выходные, вечером, ночью и т.д).
· Гибкие часы (сжатая рабочая неделя, работа по требованию, контракты «нулевых часов» и т.д.),
· Гибкое рабочее время за определенный период.
Обсуждаются ли на национальном уровне такие проблемы рабочего времени, как:
· Увеличивать или сокращать рабочее время? С какой целью? (Увеличение рабочего времени может быть объяснено нарастанием конкуренции, а уменьшение - желанием увеличить досуг или улучшить баланс между работой и семьей)
· С какой целью повышать гибкость рабочего времени? Например, с целью подстройки спроса и предложения (количественная гибкость).
· Какова доля вынужденной занятости на условиях неполного рабочего дня?
Тема 4. Рабочий ритм и напряжение (стрессы) на работе
Цель – собрать и проанализировать следующую информацию о рабочем ритме и напряжении на работе:
· Существует ли тенденция к возрастанию давления на работников?
· Является ли эта тенденция более очевидной в секторах, которые в наибольшей мере сталкиваются с конкуренцией на внешних рынках?
· Распространяется ли тенденция нарастания ритма на определенные категории работников больше, чем другие?
· Влияние возрастающего напряжения на здоровье и безопасность труда.
Тема 5. Условия и охрана труда
Цель – во-первых, выявить:
· Положительные и отрицательные тенденции в сфере условий и охраны труда;
· Традиционные и новые риски (стрессы, насилие, сексуальное преследование). Стрессы, затрагивающие менеджеров.
· Какие работники в наибольшей степени подвержены рискам, и каковы эти риски?
· Компенсации за плохие условия труда.
Во-вторых, проанализировать:
· динамику числа и доли несчастных случаев со смертельным исходом,
· динамику профессиональных заболеваний (по секторам, типам предприятий, полу, категориям работников и т.д.).
· Деятельность трудовой инспекции (Рострудинспекции)
Тема 6. Доступность обучения
Цель – провести сбор и анализ информации по следующим вопросам:
· Насколько распространено в компаниях внутрифирменное обучение? Какое обучение предоставляется вне предприятий и полностью оплачивается или субсидируется из бюджетов разных уровней (например, из средств служб занятости).
· Действительно ли обучение (во всех видах) является доступным для всех или только для определенных категорий работников? Какие категории работников остаются не охваченными программами обучения? (В том числе работающие и безработные)
· Существует ли взаимосвязь между возможностями обучения и другими условиями труда и занятости (типы трудовых контрактов, условия и безопасность труда)
Тема 7. Социальная защита трудящихся
Цель – во-первых, выяснить, каков охват мерами социальный защиты всего населения в целом, и экономически активного населения
Социальная защита включает социальные пособия/услуги/меры, нацеленные на возмещение потери первичного дохода, улучшение условий жизни и/или обеспечение достаточного минимального дохода в отношении:
· семьи (материнство, дети, супруги)
· здоровья (включая нетрудоспособность)
· поощрения занятости, защиты от безработицы
· преклонного возраста
· других функциональных целей
Во-вторых, осветить следующие аспекты:
1. до какой степени (и как) системы поддержки семей с детьми влияют на условия рынка труда и уровень участия населения в рабочей силе;
2. до какой степени, и как, пенсионный возраст (его изменение) затрагивает рынок труда и условия труда, включая охват системой здравоохранения для работников старшего и младшего возраста;
3. как недостатки системы минимальной материальной поддержки способствует распространению детского труда и снижению уровня образования.
Тема 8. Социальный диалог и участие в нем работников
Цель – исследовать связь между текущим состоянием социального диалога и тенденциями в условиях труда, то есть оценить воздействие социального диалога и участия в нем работников на заработную плату и другие условия труда, на занятость, производительность и социальную защиту. В особенности:
· Юридический контекст (включая свободу объединений и право на коллективные переговоры в законе и на практике; взаимосвязь между трудовым правом и коллективными переговорами; изменения в правовых рамках коллективных переговоров - если они имели место, то какова была цель этих изменений?)
· Институциональные рамки национальной системы отношений между работодателями и работниками. Постоянно действующие уполномоченные трехсторонние или двусторонние органы реализации социального диалога.
· Каково воздействие политики и директив ЕС в сфере отношений между работодателями и работниками?
· Влияет ли социальный диалог на улучшение условий труда и занятости, и если да, то каким образом (через инициированные изменения в законодательстве, через переговорный процесс на национальном, отраслевом уровнях и на уровне предприятия, через заключенные коллективные соглашения)?
Тема 9. Баланс «Работа/семья»
Цель – во-первых, собрать и проанализировать статистические данные:
· о доле работающих женщин с детьми в возрасте 0-3 лет, берущих отпуска по уходу за ребенком, и на сколько недель;
· о доле работников мужского пола, берущих такие отпуска,
· По тенденциям в частичной занятости мужчин,
· По числу часов по ведению домашнего хозяйства, потраченных мужчинами и женщинами,
· О доле детей в возрасте 0-3 лет, посещающих ясли, и в возрасте 3-6 лет, посещающих детские сады,
· По средним расходам на содержание детей домашним хозяйством.
Во-вторых, осветить следующие аспекты:
· Обсуждаются ли проблемы заботы о престарелых в связи с проблемой старения населения?
· Имеются ли случаи (и насколько они типичны) когда женщины выбирают нестабильную работу (нетипичная форма занятости или занятость с очень гибкими часами) в связи с семейными обстоятельствами, и попадают в результате этого в «группу риска» с низкой заработной платой, нестабильной занятостью и т.д.
· Какие категории работников оказываются ограниченными определенными типами контрактов или условиями труда, оказывающими прямое влияние на их семейную жизнь?
· Насколько широко ведутся дискуссии о «несоциальных часах» работы, особенно в субботу и в воскресенье, и об их влиянии на семейную жизнь?
Тема 10. Детский и принудительный труд
Цель – идентифицировать тенденции относительно фактического числа людей, занятых детским трудом, принудительным трудом, носящим отчасти характер эксплуатации, а также изменения политики в этой области. Следующие вопросы нужно рассмотреть более детально:
· Каков минимальный возраст выхода на работу в России? Действительно ли детский труд является проблемой в нашей стране? Если да, то в какой степени распространен детский труд (в терминах доли детей в школьном возрасте, не посещающих школу), каких групп населения это касается? В каких секторах работают дети, какую работу они выполняют, в каких условиях они работают, насколько эти условия безопасны?
· Является ли проблемой для нашей страны принудительный труд, связанный, в том числе, с торговлей людьми, как внутри страны, так и за рубеж? Если да, каких групп населения, секторов и областей это касается? Сколько жертв было выявлено соответствующими органами/организациями? Скольким из них была оказана помощь? Каково число рассмотренных в судах дел о принудительном труде и торговле людьми?
· Были ли случаи других форм принудительного труда в нашей стране (например, обязательная работа в сельском хозяйстве, крепостной труд, труд военнослужащих по призыву)?
|
Заочная форма обучения
Занятие № 1
|