Занятие № 4. Тема производительность труда. Уровень жизни населения. Организация оплаты труда (2 час. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 4. Тема производительность труда. Уровень жизни населения. Организация оплаты труда (2 час. )



1. Производительность труда: понятие, место в системе показателей эффективности производства (деятельности). Показатели и методы измерения производительности.

2. Факторы и резервы роста производительности труда

3. Оценка результатов труда. Проблемы измерения производительности труда служащих.

4. Понятие «уровень жизни населения». Показатели, характеризующие уровень жизни. Неравенство в доходах и уровне жизни. Измерения неравенства.

5. Заработная плата, оплата труда, вознаграждение за труд. Причины различий в заработной плате.

6. Номинальная и реальная заработная плата. Минимальная заработная плата и критерии для ее определения.

7. Сущность, функции и принципы организации оплаты труда.

8. Компенсационный пакет, его формирование. Современные тенденции в сфере оплаты труда в развитых странах.

9. Контрольные вопросы

· Каковы, на Ваш взгляд, основные причины снижения производительности труда в российской экономике?

· В каких случаях рост производительности труда не является показателем повышения социально-экономической эффективности?

· В чем проявляется рост производительности труда на предприятиях? Достоинства и недостатки натурального, трудового и стоимостного способов измерения продукции при подсчете уровня производитель­ности труда?

· Назовите основные материально-технические, организационно-экономические, социально-психологические, естественно-природные и со­циально-экономические факторы роста производительности труда.

· Как выявляется влияние различных факторов на уровень производи­тельности труда?

· Какие показатели используются для международных сравнений уровня жизни населения?

· На какой основе формируются квалификационные характеристики работников и работ?

· Каковы основные показатели тарифной сетки?

· В чем заключаются основные условия применения сдельной и повременной системы оплаты труда?

· Как соотносятся оплата труда и его производительность?

· Могут ли дополнительные выплаты и льготы превышать основную заработную плату и почему?

· Проанализируйте динамику ИРЧП для разных стран в последние годы. Почему место России в мире по данному показателю в настоящее время существенно ниже, чем в 1980-е годы?

10. Задания для самостоятельной работы

· Покажите на конкретных примерах экономическое и социальное зна­чение роста производительности труда (в целом по стране или на от­дельном предприятии)

· Решите задачи

1. В плановом периоде намечено из общего количества действующего оборудования предприятия, равного 500 единицам, заменить новыми 60 станков и модернизировать 30 единиц оборудования. Производительность новых станков выше действующих на 40%, модернизированных – на 20%. Замену старых станков намечено осуществить с 1 июля, а внедрение модернизированных – с 1 октября. Расчетная численность промышленно-производственного персонала составляет 1400 человек. Рабочие составляют 85% численности промышленно-производственного персонала. В базисной численности рабочих на долю станочников приходилось 27%.

На старых станках норма выработки составляла 20 изделий за
8-часовую смену при 20 мин. подготовительно-заключительного времени, 5% от оперативного времени на отдых, 10% от оперативного времени на обслуживание рабочего места.

Найдите:

1) экономию численности работающих (Эч.р);

2) возможный рост производительности труда;

3) оперативное время на новых станках (подготовительно-заключительное время не меняется, время на обслуживание уменьшается на 3 процентных пункта, на отдых уменьшается на 2 процентных пункта).

Формула для расчета:

Эч.р = [1 – ] ´ Чр ´ d,

где М – общее количество единиц оборудования; М0 – количество единиц оборудования, не подвергающегося техническому совершенствованию; Мн – количество нового оборудования; Мм – количество модернизированного оборудования; Пн – показатель прироста производительности труда на новых станках, в долях; Тд – число месяцев действия нового или модернизированного оборудования; Тк – календарное число месяцев в плановом периоде (12); Пм – показатель прироста производительности труда на модернизированных станках, в долях; Чр – расчетная численность промышленно-производственного персонала; d – удельный вес рабочих, занятых обслуживанием оборудования, в общей численности промышленно-производственного персонала.

2. В результате внедрения автоматических линий на предприятии предусматривается снижение трудоемкости изделия А с 40 до 20 нормо-часов. Вследствие изменения конструкции изделия В его трудоемкость намечено увеличить с 48 до 50 нормо-часов. Рассчитайте возможное изменение численности работающих, если плановый объем производства изделия А составляет 10 тыс. штук, а изделия В – 18 тыс. штук. Годовой фонд рабочего времени 1 рабочего – 1800 часов, базисный коэффициент выполнения норм – 1,11. Указанные мероприятия по изделию А осуществляются с 1 апреля, а по изделию В – с 1 января.

Формула для расчета: Эч.р = ,

где Тп – плановая трудоемкость изделия, Тф - фактическая трудоемкость, К – количество изделий, Тд – число месяцев действия нового или модернизированного оборудования; Тк – календарное число месяцев в плановом периоде (12); Ф – фонд рабочего времени 1 рабочего, кн – коэффициент выполнения норм.

Литература

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.- М.: Изд-во НОРМА, 2007. С. 143-174, 398-415

4. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения /Под ред.Р.П.Колосовой, Г.Г.Меликьяна: Учебно-методическое пособие (практикум). – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. – Глава 14, 15, 16.

Образовательные технологии

Изучение курса "Экономика труда" предполагает использование в учебном процессе следующих основных составляющих.

1) Лекционный курс, на котором излагаются основные положения теории с учетом специфических особенностей специальности и современного развития экономики. На лекциях излагается систематизированный материал, раскрывающий сущность тем, изложенных выше.

2) Практические (семинарские) занятия, на которых закрепляются теоретические занятия, решаются задачи, проводятся тематические дискуссии по актуальным темам и деловые игры.

3) Самостоятельная работа, связанная с подготовкой к практическим занятиям, выполнением контрольных работ, написанием эссе по самостоятельно выбранным направлениям развития основных процессов и явлений в сфере труда. Здесь студент самостоятельно изучает основную и дополнительную литературу, использует приобретенные знания.

В целях реализации компетентностного подхода в процессе обучения используются такие активные и интерактивные формы проведения занятий, как обучающая проблемная лекция-беседа, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, домашние задания творческого характера.

В качестве самостоятельной работы студентам предлагается прохождение дистанционного тестирования, а также самостоятельный разбор компетентностно-ориентированных практических заданий.

На завершающем этапе обучения студенты готовят групповые проекты, которые защищают на итоговом семинаре-конференции, посвященном исследованию проблемы реализации концепции МОТ «Достойный труд» в Российской Федерации. В докладах необходимо не только провести комплексный анализ всех доступных источников информации по положению дел в РФ в исследуемой сфере, но и осуществить свой собственный анализ и оценку (провести анкетирование, экспертный опрос, интервью).

 

Самостоятельная работа обучающихся

Очная форма обучения

Наименование раздела (темы) дисциплины Общая трудоемкость, часы Форма самостоятельной работы Сроки представ-ления работ КСР, часы
Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса «Экономика труда». Социально-трудовые отношения.     Проработка лекционного материала[1], основной литературы, ответы на вопросы к семинару №1 1 неделя -
Тема 2. Структура трудового потенциала. Современная концепция занятости.   Сбор и анализ статистических данных, проработка текста Закона о занятости, решение задач, ответы на вопросы к семинару №2 2 неделя 0,5
Тема 3. Предложение труда. Особенности предложения труда в российской экономике   Проработка основной и дополнительной литературы[2], ответы на вопросы к семинару №3, решение задач 3 неделя 0,5
Тема 4. Спрос на труд. Особенности формирования спроса на труд в России   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №4, решение задач 4 неделя 0,5
Тема 5. Механизм функционирования рынка труда   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №5 и на дополнительные контрольные вопросы, решение задач 5 неделя 0,5
Тема 6. Качество рабочей силы. Обучение и профессиональная подготовка работников.   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №6, решение задач 6 неделя 0,5
Тема 7. Заработная плата     Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №7 и на дополнительные контрольные вопросы 7 неделя 0,5
Тема 8. Мобильность на рынке труда   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №8 и на дополнительные контрольные вопросы 8 неделя 0,5
Тема 9. Безработица   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №9 и на дополнительные контрольные вопросы 9 неделя 0,5
Подготовка к контрольной работе   Повторение пройденного материала 9 неделя 0,5
Тема 10. Внутренние рынки труда. Персонал предприятия и его структура   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №10 и на дополнительные контрольные вопросы 10 неделя 0,5
Тема 11.Организация труда   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы. Подготовка группового проекта по организации трудового процесса при создании предприятия 11, 12 неделя 0,5
Тема 12. Нормирование труда.     Проработка лекционного материала, основной литературы, ответы на вопросы к семинару №13 и на дополнительные контрольные вопросы. Проведение оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса 13 неделя 0,5
Тема 13. Условия, охрана и безопасность труда   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №14 и на дополнительные контрольные вопросы 14 неделя 0,5
Тема 14. Производительность труда.     Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №15 и на дополнительные контрольные вопросы Решение задач   15 неделя 0,5
Тема 15. Уровень жизни населения. Организация оплаты труда   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №16 и на дополнительные контрольные вопросы 16 неделя 0,5
Тема 16. Профсоюзы на рынке труда     Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №17 и на дополнительные контрольные вопросы 17 неделя 0,5
Тема 17. Роль государства в регулировании социально-трудовых отношений. Научный семинар-конференция «Реализация концепции МОТ «Достойный труд» в Российской Федерации»   Подготовка групповых проектов и презентаций. Подбор источников, проведение самостоятельного исследования 18 неделя  
Экзамен   Подготовка к экзамену    
Контроль самостоятельной работы        
Итого        

Заочная форма обучения

Наименование раздела (темы) дисциплины Общая трудоемкость, часы Форма самостоятельной работы Сроки представления работ
Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса «Экономика труда». Социально-трудовые отношения   Проработка лекционного материала[3], основной литературы, ответы на контрольные вопросы К семинару № 1
Тема 2. Структура трудового потенциала. Современная концепция занятости.   Решение задач, ответы на контрольные вопросы к семинару №1 К семинару № 1
Тема 3. Предложение труда. Особенности предложения труда в российской экономике   Проработка основной и дополнительной литературы[4], ответы на вопросы к семинару №1, решение задач К семинару № 1
Тема 4. Спрос на труд. Особенности формирования спроса на труд в России   Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №2, решение задач К семинару № 2
Тема 5. Механизм функционирования рынка труда   Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №2 и на дополнительные контрольные вопросы, решение задач К семинару № 2
Тема 6. Качество рабочей силы. Обучение и профессиональная подготовка работников. 7,5 Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, решение задач К консультации перед экзаменом
Тема 7. Заработная плата   6,5 Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на дополнительные контрольные вопросы К консультации перед экзаменом
Тема 8. Мобильность на рынке труда 6,5 Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №3 и на дополнительные контрольные вопросы К семинару № 3
Тема 9. Безработица 7,5 Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №3 и на дополнительные контрольные вопросы К семинару № 3
Тема 10. Внутренние рынки труда. Персонал предприятия и его структура   Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №3 и на дополнительные контрольные вопросы К консультации перед экзаменом
Тема 11.Организация труда 10,5 Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы. К консультации перед экзаменом
Тема 12. Нормирование труда.     Проработка лекционного материала, основной литературы, ответы на вопросы к семинару № 3 и на дополнительные контрольные вопросы. К семинару № 3
Тема 13. Условия, охрана и безопасность труда   Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на дополнительные контрольные вопросы К консультации перед экзаменом
Тема 14. Производительность труда.   5,5 Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №4 и на дополнительные контрольные вопросы Решение задач   К семинару № 4
Тема 15. Уровень жизни населения. Организация оплаты труда   Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №4 и на дополнительные контрольные вопросы К семинару № 4
Тема 16. Профсоюзы на рынке труда     Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на дополнительные контрольные вопросы К консультации перед экзаменом
Тема 17. Роль государства в регулировании социально-трудовых отношений.   Проработка основной и дополнительной литературы К консультации перед экзаменом
Подготовка к контрольной работе   Повторение пройденного материала, решение задач К экзамену
Подготовка к экзамену   Повторение пройденного материала К экзамену
Итого      

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.23.156.199 (0.01 с.)