Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра менеджмента организации

Поиск

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник УМУ

________ С.Ю. Родина

«07» ноября 2012 г.

ЭКОНОМИКА ТРУДА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

080100.62 «ЭКОНОМИКА»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

«Бакалавр»

 

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

Одинцово 2012


 

ББК65.24 +74.58

Э 40

Рецензент: к.э.н., проф. А.В. Игнатьева

Составитель: доцент, к.э.н. Т.Н. Василюк

Э 40 Экономика труда: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» ( квалификация (степень) выпускника «Бакалавр») / Составитель: Т.Н. Василюк. - Одинцово: АНОО ВПО ОГИ, 2012. –59 с.  

 

 

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана ОГИ по направлению 080100.62 «Экономика» валификация (степень) выпускника «Бакалавр»). Настоящая рабочая программа учебной дисциплины содержит материалы, помогающие студентам получить углубленные представления о социально-трудовой сфере и экономических отношениях на внутреннем и внешнем рынках труда.

Дисциплина входит в базовый блок профессиональных дисциплин и является обязательной для изучения по направлению 080100.62 «Экономика».

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры менеджмента организации 18.10.2012 г. протокол №3.

Рабочая программа рекомендована в печать на заседании УМС от 7 ноября 2012 протокол №2

 

 

ББК 65.24+74.58

© АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012

© Василюк Татьяна Николаевна


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели освоения дисциплины  
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата  
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины  
4. Структура и содержание дисциплины  
5. Практические занятия и семинары 6. Образовательные технологии  
7. Самостоятельная работа обучающихся  
8.Компетентностно-ориентированные оценочные средства 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины  
   

 


 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины - сформировать у студентов комплекс знаний, умений и навыков в сфере трудового поведения, исследования и регулирования рынка труда и социально-трудовых отношений, возникающих между людьми в современных организациях.

Задачи:

– изучение системы отношений, отражающих социально-экономические интересы людей в процессе трудовой деятельности, а также основных теоретических концепций экономики труда;

– освоение теоретических основ функционирования рынка труда;

–овладение способами повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда;

– формирование у студентов навыков анализа и решения основных управленческих проблем в сфере труда и социально-трудовых отношений;

– приобретение умений в области разработки практических решений по управлению трудом на уровне различных субъектов управления;

– овладение навыками анализа и оценки важнейших экономических показателей (производительность труда, заработная плата, численность работников и др.).

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Данная дисциплина относится к профессиональному циклу в его базовой части (Б3).

Дисциплина «Экономика труда» преподается на третьем курсе в пятом семестре, когда студенты уже должны быть ознакомлены с экономической теорией, микроэкономикой, социологией. В свою очередь освоение данной дисциплины будет способствовать более успешному изучению таких связанных с ней дисциплин, как «Экономика общественного сектора», «Статистика». Также знание основ дисциплины будет востребовано при прохождении студентами производственной практики.

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

-способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).

Формируются следующие дополнительные компетенции (ПДК):

- способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПДК-2);

- владение методами проектирования организации труда на предприятии (ПДК-6);

- понимание роли и значения социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений (ПДК-7);

- способность к анализу трудовых показателей и определению путей повышения результативности труда (ПДК-8).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные категории и законы экономики труда;

- структуру трудового потенциала общества;

- базовые модели спроса на труд, предложения труда, инвестиций в человеческий капитал, функционирования рынка труда, коллективных переговоров и социального партнерства;

- экономические методы анализа и управления социально-трудовыми отношениями на уровне фирмы и рынка в целом;

- пути повышения производительности труда,

- принципы и элементы системы организации труда,

- методы изучения и мотивирования трудового поведения работников;

- способы анализа и разрешения трудовых конфликтов.

Уметь:

- оценивать состояние и перспективы развития социально-трудовых отношений, мер государственного воздействия на рынок труда;

- анализировать трудовые показатели и принимать на их основе соответствующие управленческие решения;

- рассчитывать экономический эффект от внедрения мероприятий по совершенствованию организации труда и росту его производительности;

- самостоятельно определять соответствующие теоретические предпосылки и рамки анализа при разборе реальных экономических ситуаций и проблем на рынке труда.

Владеть:

- современным инструментарием анализа и регулирования социально-трудовых отношений.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура дисциплины

Вид учебной деятельности Кол-во часов по формам обучения
  очная заочная
  Семестр - 5 Семестр - 5
аудиторные занятия (всего), в том числе:    
Лекции (в т.ч. в интерактивных формах) 18 (3)  
семинарские и практические занятия (в т.ч. в интерактивных формах) 36 (9) 8 (2)
практические занятия - -
лабораторные работы (практикум) - -
контроль самостоятельной работы   -
самостоятельная работа (всего), в том числе    
Курсовой проект - -
Подготовка к экзамену    
Контрольная работа в СДО    
Другие виды самостоятельной работы    
Вид промежуточной аттестации    
(экзамен, зачет) экзамен экзамен
Общая трудоемкость: зач. единицы    
часы    
     

Распределение часов дисциплины по темам и видам работ (очная форма обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем   Аудиторные занятия Самостоя- тельная работа, (часы)
Общая трудоемкость, часы Лекции (часы) Семинары, практичес-кие занятия (часы)
1. Предмет, содержание и задачи курса «Экономика труда». Социально-трудовые отношения        
2. Структура трудового потенциала. Современная концепция занятости        
3. Предложение труда. Особенности предложения труда в российской экономике.        
4. Спрос на труд. Особенности формирования спроса на труд в России        
5. Механизм функционирования рынка труда.   -    
6. Качество рабочей силы. Обучение и профессиональная подготовка работников.        
7. Заработная плата        
8. Мобильность на рынке труда        
9. Безработица        
10. Подготовка к контрольной работе        
11. Внутренние рынки труда. Персонал предприятия и его структура        
12. Организация труда        
13. Нормирование труда        
14. Условия, охрана и безопасность труда   -    
15. Производительность труда        
16. Уровень жизни населения. Организация оплаты труда.        
17. Профсоюзы на рынке труда        
18. Роль государства в регулировании социально-трудовых отношений. Научный семинар-конференция   -    
19. КСР        
20. Подготовка к экзамену        
21. Итого, час.        

Распределение часов дисциплины по темам и видам работ (заочная форма обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем Общая трудоемкость Аудиторные занятия Самостоя- тельная работа, (часы)
часы Лекции (часы) Семинары, практичес-кие занятия (часы)
1. Предмет, содержание и задачи курса «Экономика труда». Социально-трудовые отношения   - -  
2. Структура трудового потенциала. Современная концепция занятости        
3. Предложение труда. Особенности предложения труда в российской экономике.        
4. Спрос на труд. Особенности формирования спроса на труд в России   -    
5. Механизм функционирования рынка труда.   -    
6. Качество рабочей силы. Обучение и профессиональная подготовка работников.   0,5 - 7,5
7. Заработная плата   0,5 - 6,5
8. Мобильность на рынке труда   - 0,5 6,5
9. Безработица   - 0,5 7,5
10. Внутренние рынки труда. Персонал предприятия и его структура   - -  
11. Организация труда   0,5 - 10,5
12. Нормирование труда   -    
13. Условия, охрана и безопасность труда   - -  
14. Производительность труда   0,5   5,5
15. Уровень жизни населения. Организация оплаты труда.   -    
16. Профсоюзы на рынке труда   - -  
17. Роль государства в регулировании социально-трудовых отношений.   - -  
18. Подготовка к контрольной работе в СДО   - -  
19. Подготовка к экзамену        
20. Итого, час.        

Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса «Экономика труда». Социально-трудовые отношения (7 час.)

Цель, задачи, предмет и содержание курса «Экономика труда». Основные теории, концепции, понятия, этапы развития экономики труда. Связь экономики труда с другими науками, изучающими труд. Особенности труда как объекта исследования. Общие черты и особенности в экономическом и социологическом подходах к исследованию труда.

Методы изучения основных проблем экономики труда. Источники информации о социально-трудовой сфере. Социологические исследования, методология и методика их проведения.

Сущность и виды социально-трудовых отношений.

Очная форма обучения

Занятие № 1

Тема Предмет, содержание и задачи курса «Экономика труда». Социально-трудовые отношения (2 час.)

1. Цель, задачи, предмет и содержание курса «Экономика труда».

2. Особенности труда как объекта исследования.

3. Методы изучения основных проблем экономики труда.

4. Источники информации о социально-трудовой сфере.

5. Сущность, типы и виды социально-трудовых отношений.

6. Контрольные вопросы

· В чем состоят принципиальные отличия труда от других видов эконо­мических ресурсов? Каковы отличительные особенности труда как экономической категории?

· Охарактеризуйте вклад в экономическую теорию труда таких исследо­вателей, как А.Смит, Д.Рикардо, Д.Кейнс, Г.Беккер, Хикс, Маршалл.

· Каковы преимущества и недостатки каждого из известных Вам источ­ников информации о социально-трудовой сфере?

· Какие количественные методы анализа рынка труда и социально-тру­довых отношений Вам известны, и каким образом они применяются?

· Чем отличаются патернализм и партнерство как типы социально-тру­довых отношений?

7. Задания для самостоятельной работы

· На примере одной из Конвенций МОТ рассмотрите механизм регла­ментации социально-трудовых отношений.

· Проанализируйте различия между физическим трудом и информаци­онно-мыслительной деятельностью. Будут ли эти различия стираться или увеличиваться с течением времени?

Литература

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.- М.: Изд-во НОРМА, 2007.

2. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения /Под ред. Р.П. Колосовой, Г.Г. Меликьяна: Учебно-методическое пособие (практикум). – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. Введение, Глава 1. (размещен в СДО)

3. Сайт бюро МОТ в Москве - www.ilo.ru

Занятие № 2

Занятие № 3

Занятие № 4

Тема Спрос на труд (2 час.)

1. Простая модель спроса на труд.

2. Краткосрочный и долгосрочный спрос на труд.

3. Эффект замены и эффект масштаба в спросе на труд.

4. Эластичность спроса на труд. Законы производного спроса. Спрос на взаимозаменяемые и взаимодополняемые виды труда.

5. Контрольные вопросы

· Предположим, что законом устанавливается обязательная оплата сверхурочных часов работы в двукратном размере. Какое влияние окажет такой закон на уровень занятости, среднее количество отработанных часов и заработки среднего работника при условии, что работники и работодатели свободны определять в контракте как ставку заработной платы, так и часы работы? Ответ проиллюстрируйте графиками.

· Какое воздействие на спрос на труд может оказать введение инвестиционных налоговых льгот в нефтедобывающих отраслях?

6. Задания для самостоятельной работы

· Разработайте мини-опросник для работодателей с целью выяснения факторов, оказывающих влияние на спрос на труд.

· Решите задачу

Анна Петровна, глава семейного предприятия, рассматривает варианты расширения производства. Она может принять на работу свою 18-летнюю племянницу или 16-летнего сына. Производительность первой 14 единиц продукции в час, а второго – только 12 единиц. Если нанять их обоих, то ограниченные производственные мощности позволят им произвести вместе только 24 единицы продукции в час. Исходя из уровня оплаты на аналогичных предприятиях, заработную плату племяннице необходимо установить в размере 400 руб. за час, а сыну – 350 руб. за час работы. Ответьте на следующие вопросы, предполагая, что Анна Петровна заинтересована только в максимизации прибыли:

а) Если цена единицы продукции 29 руб., кого наймет Анна Петровна? Объясните.

б) Предположив, что решение а) уже принято, объясните, выгодно ли нанимать второго члена семьи, если цена единицы продукции возрастет до 34 руб.

Литература

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.- М.: Изд-во НОРМА, 2007. – С.381-398

2. Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н. Экономика и социология труда: Учебник. - М.: КНОРУС, 2007. – С. 49-111

3. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения /Под ред.Р.П.Колосовой, Г.Г.Меликьяна: Учебно-методическое пособие (практикум). – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. – Глава 3

Занятие №5

Занятие №6

Тема Качество рабочей силы. Обучение и профессиональная подготовка работников (2 час.)

1. Качество рабочей силы и его показатели. Теория человеческого капитала. Модель отдачи от инвестиций в человеческий капитал.

2. Спрос на образование. Паутинообразная модель рынка труда специалистов. Общий и специфический человеческий капитал. Теория образовательных сигналов на рынке труда.

3. Внутрифирменное обучение и профессиональная подготовка. Программы внутрифирменного обучения и оценка их эффективности.

4. Формы профессионального обучения рабочих и специалистов.

5. Контрольные вопросы

· Почему решение о получении образования можно рассматривать как инвестиции? Верно ли, что женщинам менее выгодно инвестировать в человеческий капитал, чем мужчинам?

· Правильным ли является утверждение, что экономический спад сти­мулирует рост числа желающих поступить в высшие учебные заведе­ния?

· В чем состоят принципиальные отличия человеческого капитала от материального (физического)?

· С помощью каких показателей можно оценить эффективность програм­мы внутрифирменного обучения работников?

6. Задания для самостоятельной работы

· Сравните мотивы получения высшего образования в бакалавриате и магистратуре.

· Проанализируйте, каким образом Трудовой Кодекс РФ регламентиру­ет отношения работника и работодателя по поводу внутрифирменного обучения.

· Найдите в Интернете примеры российских компаний, имеющих собственные корпоративные университеты. Расскажите о них.

· Решите задачу

Сергей Сергеевич Маслов делит свою жизнь на три периода. Если он не станет получать образование, то в период 1 будет зарабатывать 50 тыс. руб., в период 2–60 тыс. руб., в период 3–70 тыс. руб. Если же он получает образование, то в период 1 он ничего не зарабатывает, а вынужден занимать 20 тыс. руб. на оплату стоимости обучения и покупку учебников, зато в период 2 его заработок будет 100 тыс. руб., а в период 3–120 тыс. руб. (Предположим, что нельзя прожить ни больше, ни меньше трех периодов.) Если рыночная ставка процента равна 10 за период, станет ли Сергей Сергеевич занимать средства на инвестиции в человеческий капитал? Какова внутренняя норма отдачи от этих инвестиций?

Литература

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.- М.: Изд-во НОРМА, 2007.-С. 93-126, 170-174

2. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения /Под ред.Р.П.Колосовой, Г.Г.Меликьяна: Учебно-методическое пособие (практикум). – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. – Глава 5.

Занятие №9

Тема Безработица (2 час.)

1. Безработица: проблемы определения и измерения.

2. Виды и причины безработицы.

3. Безработица и вакансии. Модель Бевериджа. Теория поиска работы на рынке труда.

4. Инфляция и безработица. Тенденции и структура безработицы в переходных экономиках.

5. Контрольные вопросы

· Какие показатели Вы бы использовали для оценки эффективности государственной политики, направленной на сокращение безработицы?

· Возможна ли ситуация, при которой положение на рынке труда улучшается, а уровень безработицы растет? Что происходит в этом случае?

Литература

1.Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения /Под ред.Р.П.Колосовой, Г.Г.Меликьяна: Учебно-методическое пособие (практикум). – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. – Глава 8.

Занятие № 11

Занятие №13

Занятие №14

Занятие №15

Занятие №16

Занятие № 17

Заочная форма обучения

Занятие № 1

Занятие № 2

Образовательные технологии

Изучение курса "Экономика труда" предполагает использование в учебном процессе следующих основных составляющих.

1) Лекционный курс, на котором излагаются основные положения теории с учетом специфических особенностей специальности и современного развития экономики. На лекциях излагается систематизированный материал, раскрывающий сущность тем, изложенных выше.

2) Практические (семинарские) занятия, на которых закрепляются теоретические занятия, решаются задачи, проводятся тематические дискуссии по актуальным темам и деловые игры.

3) Самостоятельная работа, связанная с подготовкой к практическим занятиям, выполнением контрольных работ, написанием эссе по самостоятельно выбранным направлениям развития основных процессов и явлений в сфере труда. Здесь студент самостоятельно изучает основную и дополнительную литературу, использует приобретенные знания.

В целях реализации компетентностного подхода в процессе обучения используются такие активные и интерактивные формы проведения занятий, как обучающая проблемная лекция-беседа, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, домашние задания творческого характера.

В качестве самостоятельной работы студентам предлагается прохождение дистанционного тестирования, а также самостоятельный разбор компетентностно-ориентированных практических заданий.

На завершающем этапе обучения студенты готовят групповые проекты, которые защищают на итоговом семинаре-конференции, посвященном исследованию проблемы реализации концепции МОТ «Достойный труд» в Российской Федерации. В докладах необходимо не только провести комплексный анализ всех доступных источников информации по положению дел в РФ в исследуемой сфере, но и осуществить свой собственный анализ и оценку (провести анкетирование, экспертный опрос, интервью).

 

Самостоятельная работа обучающихся

Очная форма обучения

Наименование раздела (темы) дисциплины Общая трудоемкость, часы Форма самостоятельной работы Сроки представ-ления работ КСР, часы
Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса «Экономика труда». Социально-трудовые отношения.     Проработка лекционного материала[1], основной литературы, ответы на вопросы к семинару №1 1 неделя -
Тема 2. Структура трудового потенциала. Современная концепция занятости.   Сбор и анализ статистических данных, проработка текста Закона о занятости, решение задач, ответы на вопросы к семинару №2 2 неделя 0,5
Тема 3. Предложение труда. Особенности предложения труда в российской экономике   Проработка основной и дополнительной литературы[2], ответы на вопросы к семинару №3, решение задач 3 неделя 0,5
Тема 4. Спрос на труд. Особенности формирования спроса на труд в России   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №4, решение задач 4 неделя 0,5
Тема 5. Механизм функционирования рынка труда   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №5 и на дополнительные контрольные вопросы, решение задач 5 неделя 0,5
Тема 6. Качество рабочей силы. Обучение и профессиональная подготовка работников.   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №6, решение задач 6 неделя 0,5
Тема 7. Заработная плата     Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №7 и на дополнительные контрольные вопросы 7 неделя 0,5
Тема 8. Мобильность на рынке труда   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №8 и на дополнительные контрольные вопросы 8 неделя 0,5
Тема 9. Безработица   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №9 и на дополнительные контрольные вопросы 9 неделя 0,5
Подготовка к контрольной работе   Повторение пройденного материала 9 неделя 0,5
Тема 10. Внутренние рынки труда. Персонал предприятия и его структура   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №10 и на дополнительные контрольные вопросы 10 неделя 0,5
Тема 11.Организация труда   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы. Подготовка группового проекта по организации трудового процесса при создании предприятия 11, 12 неделя 0,5
Тема 12. Нормирование труда.     Проработка лекционного материала, основной литературы, ответы на вопросы к семинару №13 и на дополнительные контрольные вопросы. Проведение оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса 13 неделя 0,5
Тема 13. Условия, охрана и безопасность труда   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №14 и на дополнительные контрольные вопросы 14 неделя 0,5
Тема 14. Производительность труда.     Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №15 и на дополнительные контрольные вопросы Решение задач   15 неделя 0,5
Тема 15. Уровень жизни населения. Организация оплаты труда   Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №16 и на дополнительные контрольные вопросы 16 неделя 0,5
Тема 16. Профсоюзы на рынке труда     Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №17 и на дополнительные контрольные вопросы 17 неделя 0,5
Тема 17. Роль государства в регулировании социально-трудовых отношений. Научный семинар-конференция «Реализация концепции МОТ «Достойный труд» в Российской Федерации»   Подготовка групповых проектов и презентаций. Подбор источников, проведение самостоятельного исследования 18 неделя  
Экзамен   Подготовка к экзамену    
Контроль самостоятельной работы        
Итого        

Заочная форма обучения

Наименование раздела (темы) дисциплины Общая трудоемкость, часы Форма самостоятельной работы Сроки представления работ
Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса «Экономика труда». Социально-трудовые отношения   Проработка лекционного материала[3], основной литературы, ответы на контрольные вопросы К семинару № 1
Тема 2. Структура трудового потенциала. Современная концепция занятости.   Решение задач, ответы на контрольные вопросы к семинару №1 К семинару № 1
Тема 3. Предложение труда. Особенности предложения труда в российской экономике   Проработка основной и дополнительной литературы[4], ответы на вопросы к семинару №1, решение задач К семинару № 1
Тема 4. Спрос на труд. Особенности формирования спроса на труд в России   Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №2, решение задач К семинару № 2
Тема 5. Механизм функционирования рынка труда   Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №2 и на дополнительные контрольные вопросы, решение задач К семинару № 2
Тема 6. Качество рабочей силы. Обучение и профессиональная подготовка работников. 7,5 Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, решение задач К консультации перед экзаменом
Тема 7. Заработная плата   6,5 Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на дополнительные контрольные вопросы К консультации перед экзаменом
Тема 8. Мобильность на рынке труда 6,5 Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №3 и на дополнительные контрольные вопросы К семинару № 3
Тема 9. Безработица 7,5 Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №3 и на дополнительные контрольные вопросы К семинару № 3
Тема 10. Внутренние рынки труда. Персонал предприятия и его структура   Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №3 и на дополнительные контрольные вопросы К консультации перед экзаменом
Тема 11.Организация труда 10,5 Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы. К консультации перед экзаменом
Тема 12. Нормирование труда.     Проработка лекционного материала, основной литературы, ответы на вопросы к семинару № 3 и на дополнительные контрольные вопросы. К семинару № 3
Тема 13. Условия, охрана и безопасность труда   Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на дополнительные контрольные вопросы К консультации перед экзаменом
Тема 14. Производительность труда.   5,5 Проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №4 и на дополнительные контрольные вопросы Решение задач   К семинару № 4
Тема 15. Уровень жизни населения. Организация оплаты труда   Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы к семинару №4 и на дополнительные контрольные вопросы К семинару № 4
Тема 16. Профсоюзы на рынке труда     Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на дополнительные контрольные вопросы К консультации перед экзаменом
Тема 17. Роль государства в регулировании социально-трудовых отношений.   Проработка основной и дополнительной литературы К консультации перед экзаменом
Подготовка к контрольной работе   Повторение пройденного материала, решение задач К экзамену
Подготовка к экзамену   Повторение пройденного материала К экзамену
Итого      

 

Текущий контроль

В качестве текущего контроля и допуска к экзамену студентам необходимо пройти тестирование в СДО и ответить правильно не менее чем на половину из 50 вопросов. По каждой теме предлагается ответить на 5-6 вопросов множественного выбора, с одним правильным вариантом ответа. Студентам предоставляется 3 попытки прохождения тестирования.

Примеры тестовых заданий:

Промежуточная аттестация

Вопросы на знание и понимание (теоретические вопросы экзамена)

1. Цель, задачи, предмет и содержание курса «Экономика труда».

2. Особенности труда как объекта исследования. Методы изучения основных проблем экономики труда.

3. Источники информации о социально-трудовой сфере.

4. Современная концепция занятости. Классификация статуса в занятости. Экономически активное и экономически пассивное население. Трудовые ресурсы.

5. Сущность и структура рынка труда. Субъекты рынка труда.

6. Простая модель предложения труда. Резервная заработная плата.

7. Эффект дохода и эффект замещения в предложении труда. Особенности предложения труда в российской экономике.

8. Простая модель спроса на труд. Краткосрочный и долгосрочный спрос на труд. Эффект замены и эффект масштаба в спросе на труд.

9. Эластичность спроса на труд. Законы производного спроса. Спрос на взаимозаменяемые и взаимодополняемые виды труда.

10. Механизм и модели функционирования рынка труда.

11. Безработица: проблемы определения и измерения. Уровень, структура и длительность безработицы.

12. Виды и причины безработицы. Безработица и вакансии.

13. Качество рабочей силы и его показатели. Теория человеческого капитала. Модель отдачи от инвестиций в человеческий капитал.

14. Спрос на образование. Паутинообразная модель рынка труда специалистов.

15. Общий и специфический человеческий капитал. Теория образовательных сигналов на рынке труда.

16. Внутрифирменное обучение и профессиональная подготовка. Программы внутрифирменного обучения и оценка их эффективности.

17. Формы профессионального обучения рабочих и специалистов.

18. Персонал предприятия и его структура. Основные тенденции изменения структуры персонала.

19. Кадровая стратегия и кадровая политика организации.

20. Трудовая адаптация и социализация работников. Объективные и субъективные факторы адаптации. Типы, этапы и показатели успешности трудовой адаптации.

21. Понятие рабочего времени. Причины потерь рабочего времени.

22. Организация труда на предприятии.

23. Разделение и кооперация труда: формы, направления совершенствования.

24. Рабочее место: понятие, организация, система аттестации и рационализации, организация обслуживания. Гибкие рабочие места.

25. Условия труда и факторы, их определяющие. Режимы труда и отдыха.

26. Гибкое рабочее время, его социально-экономическое значение.

27. Проектирование и рационализация организации труда: значение, формы, методы.

28. Мера труда и норма его затрат. Структура затрат рабочего времени.

29. Нормы труда и их кл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.217.86 (0.011 с.)