Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра менеджмента организации↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ Начальник УМУ ________ С.Ю. Родина «07» ноября 2012 г. ЭКОНОМИКА ТРУДА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 080100.62 «ЭКОНОМИКА»
Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр»
Форма обучения Очная, заочная
Одинцово 2012
ББК65.24 +74.58 Э 40 Рецензент: к.э.н., проф. А.В. Игнатьева Составитель: доцент, к.э.н. Т.Н. Василюк
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана ОГИ по направлению 080100.62 «Экономика» (к валификация (степень) выпускника «Бакалавр»). Настоящая рабочая программа учебной дисциплины содержит материалы, помогающие студентам получить углубленные представления о социально-трудовой сфере и экономических отношениях на внутреннем и внешнем рынках труда. Дисциплина входит в базовый блок профессиональных дисциплин и является обязательной для изучения по направлению 080100.62 «Экономика». Рабочая программа одобрена на заседании кафедры менеджмента организации 18.10.2012 г. протокол №3. Рабочая программа рекомендована в печать на заседании УМС от 7 ноября 2012 протокол №2
ББК 65.24+74.58 © АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012 © Василюк Татьяна Николаевна СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель преподавания дисциплины - сформировать у студентов комплекс знаний, умений и навыков в сфере трудового поведения, исследования и регулирования рынка труда и социально-трудовых отношений, возникающих между людьми в современных организациях. Задачи: – изучение системы отношений, отражающих социально-экономические интересы людей в процессе трудовой деятельности, а также основных теоретических концепций экономики труда; – освоение теоретических основ функционирования рынка труда; –овладение способами повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда; – формирование у студентов навыков анализа и решения основных управленческих проблем в сфере труда и социально-трудовых отношений; – приобретение умений в области разработки практических решений по управлению трудом на уровне различных субъектов управления; – овладение навыками анализа и оценки важнейших экономических показателей (производительность труда, заработная плата, численность работников и др.).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА Данная дисциплина относится к профессиональному циклу в его базовой части (Б3). Дисциплина «Экономика труда» преподается на третьем курсе в пятом семестре, когда студенты уже должны быть ознакомлены с экономической теорией, микроэкономикой, социологией. В свою очередь освоение данной дисциплины будет способствовать более успешному изучению таких связанных с ней дисциплин, как «Экономика общественного сектора», «Статистика». Также знание основ дисциплины будет востребовано при прохождении студентами производственной практики.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); - способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); - способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10); - способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); -способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9). Формируются следующие дополнительные компетенции (ПДК): - способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПДК-2); - владение методами проектирования организации труда на предприятии (ПДК-6); - понимание роли и значения социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений (ПДК-7); - способность к анализу трудовых показателей и определению путей повышения результативности труда (ПДК-8). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - основные категории и законы экономики труда; - структуру трудового потенциала общества; - базовые модели спроса на труд, предложения труда, инвестиций в человеческий капитал, функционирования рынка труда, коллективных переговоров и социального партнерства; - экономические методы анализа и управления социально-трудовыми отношениями на уровне фирмы и рынка в целом; - пути повышения производительности труда, - принципы и элементы системы организации труда, - методы изучения и мотивирования трудового поведения работников; - способы анализа и разрешения трудовых конфликтов. Уметь: - оценивать состояние и перспективы развития социально-трудовых отношений, мер государственного воздействия на рынок труда; - анализировать трудовые показатели и принимать на их основе соответствующие управленческие решения; - рассчитывать экономический эффект от внедрения мероприятий по совершенствованию организации труда и росту его производительности; - самостоятельно определять соответствующие теоретические предпосылки и рамки анализа при разборе реальных экономических ситуаций и проблем на рынке труда. Владеть: - современным инструментарием анализа и регулирования социально-трудовых отношений.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Структура дисциплины
Распределение часов дисциплины по темам и видам работ (очная форма обучения)
Распределение часов дисциплины по темам и видам работ (заочная форма обучения)
Содержание дисциплины Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса «Экономика труда». Социально-трудовые отношения (7 час.) Цель, задачи, предмет и содержание курса «Экономика труда». Основные теории, концепции, понятия, этапы развития экономики труда. Связь экономики труда с другими науками, изучающими труд. Особенности труда как объекта исследования. Общие черты и особенности в экономическом и социологическом подходах к исследованию труда. Методы изучения основных проблем экономики труда. Источники информации о социально-трудовой сфере. Социологические исследования, методология и методика их проведения. Сущность и виды социально-трудовых отношений. Очная форма обучения Занятие № 1 Тема Предмет, содержание и задачи курса «Экономика труда». Социально-трудовые отношения (2 час.) 1. Цель, задачи, предмет и содержание курса «Экономика труда». 2. Особенности труда как объекта исследования. 3. Методы изучения основных проблем экономики труда. 4. Источники информации о социально-трудовой сфере. 5. Сущность, типы и виды социально-трудовых отношений. 6. Контрольные вопросы · В чем состоят принципиальные отличия труда от других видов экономических ресурсов? Каковы отличительные особенности труда как экономической категории? · Охарактеризуйте вклад в экономическую теорию труда таких исследователей, как А.Смит, Д.Рикардо, Д.Кейнс, Г.Беккер, Хикс, Маршалл. · Каковы преимущества и недостатки каждого из известных Вам источников информации о социально-трудовой сфере? · Какие количественные методы анализа рынка труда и социально-трудовых отношений Вам известны, и каким образом они применяются? · Чем отличаются патернализм и партнерство как типы социально-трудовых отношений? 7. Задания для самостоятельной работы · На примере одной из Конвенций МОТ рассмотрите механизм регламентации социально-трудовых отношений. · Проанализируйте различия между физическим трудом и информационно-мыслительной деятельностью. Будут ли эти различия стираться или увеличиваться с течением времени? Литература 1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.- М.: Изд-во НОРМА, 2007. 2. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения /Под ред. Р.П. Колосовой, Г.Г. Меликьяна: Учебно-методическое пособие (практикум). – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. Введение, Глава 1. (размещен в СДО) 3. Сайт бюро МОТ в Москве - www.ilo.ru Занятие № 2 Занятие № 3 Занятие № 4 Тема Спрос на труд (2 час.) 1. Простая модель спроса на труд. 2. Краткосрочный и долгосрочный спрос на труд. 3. Эффект замены и эффект масштаба в спросе на труд. 4. Эластичность спроса на труд. Законы производного спроса. Спрос на взаимозаменяемые и взаимодополняемые виды труда. 5. Контрольные вопросы · Предположим, что законом устанавливается обязательная оплата сверхурочных часов работы в двукратном размере. Какое влияние окажет такой закон на уровень занятости, среднее количество отработанных часов и заработки среднего работника при условии, что работники и работодатели свободны определять в контракте как ставку заработной платы, так и часы работы? Ответ проиллюстрируйте графиками. · Какое воздействие на спрос на труд может оказать введение инвестиционных налоговых льгот в нефтедобывающих отраслях? 6. Задания для самостоятельной работы · Разработайте мини-опросник для работодателей с целью выяснения факторов, оказывающих влияние на спрос на труд. · Решите задачу Анна Петровна, глава семейного предприятия, рассматривает варианты расширения производства. Она может принять на работу свою 18-летнюю племянницу или 16-летнего сына. Производительность первой 14 единиц продукции в час, а второго – только 12 единиц. Если нанять их обоих, то ограниченные производственные мощности позволят им произвести вместе только 24 единицы продукции в час. Исходя из уровня оплаты на аналогичных предприятиях, заработную плату племяннице необходимо установить в размере 400 руб. за час, а сыну – 350 руб. за час работы. Ответьте на следующие вопросы, предполагая, что Анна Петровна заинтересована только в максимизации прибыли: а) Если цена единицы продукции 29 руб., кого наймет Анна Петровна? Объясните. б) Предположив, что решение а) уже принято, объясните, выгодно ли нанимать второго члена семьи, если цена единицы продукции возрастет до 34 руб. Литература 1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.- М.: Изд-во НОРМА, 2007. – С.381-398 2. Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н. Экономика и социология труда: Учебник. - М.: КНОРУС, 2007. – С. 49-111 3. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения /Под ред.Р.П.Колосовой, Г.Г.Меликьяна: Учебно-методическое пособие (практикум). – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. – Глава 3 Занятие №5 Занятие №6 Тема Качество рабочей силы. Обучение и профессиональная подготовка работников (2 час.) 1. Качество рабочей силы и его показатели. Теория человеческого капитала. Модель отдачи от инвестиций в человеческий капитал. 2. Спрос на образование. Паутинообразная модель рынка труда специалистов. Общий и специфический человеческий капитал. Теория образовательных сигналов на рынке труда. 3. Внутрифирменное обучение и профессиональная подготовка. Программы внутрифирменного обучения и оценка их эффективности. 4. Формы профессионального обучения рабочих и специалистов. 5. Контрольные вопросы · Почему решение о получении образования можно рассматривать как инвестиции? Верно ли, что женщинам менее выгодно инвестировать в человеческий капитал, чем мужчинам? · Правильным ли является утверждение, что экономический спад стимулирует рост числа желающих поступить в высшие учебные заведения? · В чем состоят принципиальные отличия человеческого капитала от материального (физического)? · С помощью каких показателей можно оценить эффективность программы внутрифирменного обучения работников? 6. Задания для самостоятельной работы · Сравните мотивы получения высшего образования в бакалавриате и магистратуре. · Проанализируйте, каким образом Трудовой Кодекс РФ регламентирует отношения работника и работодателя по поводу внутрифирменного обучения. · Найдите в Интернете примеры российских компаний, имеющих собственные корпоративные университеты. Расскажите о них. · Решите задачу Сергей Сергеевич Маслов делит свою жизнь на три периода. Если он не станет получать образование, то в период 1 будет зарабатывать 50 тыс. руб., в период 2–60 тыс. руб., в период 3–70 тыс. руб. Если же он получает образование, то в период 1 он ничего не зарабатывает, а вынужден занимать 20 тыс. руб. на оплату стоимости обучения и покупку учебников, зато в период 2 его заработок будет 100 тыс. руб., а в период 3–120 тыс. руб. (Предположим, что нельзя прожить ни больше, ни меньше трех периодов.) Если рыночная ставка процента равна 10 за период, станет ли Сергей Сергеевич занимать средства на инвестиции в человеческий капитал? Какова внутренняя норма отдачи от этих инвестиций? Литература 1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.- М.: Изд-во НОРМА, 2007.-С. 93-126, 170-174 2. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения /Под ред.Р.П.Колосовой, Г.Г.Меликьяна: Учебно-методическое пособие (практикум). – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. – Глава 5. Занятие №9 Тема Безработица (2 час.) 1. Безработица: проблемы определения и измерения. 2. Виды и причины безработицы. 3. Безработица и вакансии. Модель Бевериджа. Теория поиска работы на рынке труда. 4. Инфляция и безработица. Тенденции и структура безработицы в переходных экономиках. 5. Контрольные вопросы · Какие показатели Вы бы использовали для оценки эффективности государственной политики, направленной на сокращение безработицы? · Возможна ли ситуация, при которой положение на рынке труда улучшается, а уровень безработицы растет? Что происходит в этом случае? Литература 1.Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения /Под ред.Р.П.Колосовой, Г.Г.Меликьяна: Учебно-методическое пособие (практикум). – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. – Глава 8. Занятие № 11 Занятие №13 Занятие №14 Занятие №15 Занятие №16 Занятие № 17 Заочная форма обучения Занятие № 1 Занятие № 2 Образовательные технологии Изучение курса "Экономика труда" предполагает использование в учебном процессе следующих основных составляющих. 1) Лекционный курс, на котором излагаются основные положения теории с учетом специфических особенностей специальности и современного развития экономики. На лекциях излагается систематизированный материал, раскрывающий сущность тем, изложенных выше. 2) Практические (семинарские) занятия, на которых закрепляются теоретические занятия, решаются задачи, проводятся тематические дискуссии по актуальным темам и деловые игры. 3) Самостоятельная работа, связанная с подготовкой к практическим занятиям, выполнением контрольных работ, написанием эссе по самостоятельно выбранным направлениям развития основных процессов и явлений в сфере труда. Здесь студент самостоятельно изучает основную и дополнительную литературу, использует приобретенные знания. В целях реализации компетентностного подхода в процессе обучения используются такие активные и интерактивные формы проведения занятий, как обучающая проблемная лекция-беседа, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, домашние задания творческого характера. В качестве самостоятельной работы студентам предлагается прохождение дистанционного тестирования, а также самостоятельный разбор компетентностно-ориентированных практических заданий. На завершающем этапе обучения студенты готовят групповые проекты, которые защищают на итоговом семинаре-конференции, посвященном исследованию проблемы реализации концепции МОТ «Достойный труд» в Российской Федерации. В докладах необходимо не только провести комплексный анализ всех доступных источников информации по положению дел в РФ в исследуемой сфере, но и осуществить свой собственный анализ и оценку (провести анкетирование, экспертный опрос, интервью).
Самостоятельная работа обучающихся Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Текущий контроль В качестве текущего контроля и допуска к экзамену студентам необходимо пройти тестирование в СДО и ответить правильно не менее чем на половину из 50 вопросов. По каждой теме предлагается ответить на 5-6 вопросов множественного выбора, с одним правильным вариантом ответа. Студентам предоставляется 3 попытки прохождения тестирования. Примеры тестовых заданий: Промежуточная аттестация Вопросы на знание и понимание (теоретические вопросы экзамена) 1. Цель, задачи, предмет и содержание курса «Экономика труда». 2. Особенности труда как объекта исследования. Методы изучения основных проблем экономики труда. 3. Источники информации о социально-трудовой сфере. 4. Современная концепция занятости. Классификация статуса в занятости. Экономически активное и экономически пассивное население. Трудовые ресурсы. 5. Сущность и структура рынка труда. Субъекты рынка труда. 6. Простая модель предложения труда. Резервная заработная плата. 7. Эффект дохода и эффект замещения в предложении труда. Особенности предложения труда в российской экономике. 8. Простая модель спроса на труд. Краткосрочный и долгосрочный спрос на труд. Эффект замены и эффект масштаба в спросе на труд. 9. Эластичность спроса на труд. Законы производного спроса. Спрос на взаимозаменяемые и взаимодополняемые виды труда. 10. Механизм и модели функционирования рынка труда. 11. Безработица: проблемы определения и измерения. Уровень, структура и длительность безработицы. 12. Виды и причины безработицы. Безработица и вакансии. 13. Качество рабочей силы и его показатели. Теория человеческого капитала. Модель отдачи от инвестиций в человеческий капитал. 14. Спрос на образование. Паутинообразная модель рынка труда специалистов. 15. Общий и специфический человеческий капитал. Теория образовательных сигналов на рынке труда. 16. Внутрифирменное обучение и профессиональная подготовка. Программы внутрифирменного обучения и оценка их эффективности. 17. Формы профессионального обучения рабочих и специалистов. 18. Персонал предприятия и его структура. Основные тенденции изменения структуры персонала. 19. Кадровая стратегия и кадровая политика организации. 20. Трудовая адаптация и социализация работников. Объективные и субъективные факторы адаптации. Типы, этапы и показатели успешности трудовой адаптации. 21. Понятие рабочего времени. Причины потерь рабочего времени. 22. Организация труда на предприятии. 23. Разделение и кооперация труда: формы, направления совершенствования. 24. Рабочее место: понятие, организация, система аттестации и рационализации, организация обслуживания. Гибкие рабочие места. 25. Условия труда и факторы, их определяющие. Режимы труда и отдыха. 26. Гибкое рабочее время, его социально-экономическое значение. 27. Проектирование и рационализация организации труда: значение, формы, методы. 28. Мера труда и норма его затрат. Структура затрат рабочего времени. 29. Нормы труда и их кл
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.217.86 (0.011 с.) |