Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство общения и культура поведения исследователя

Поиск

Успех деятельности педагога-исследователя во многом зависит от стиля профессионального общения, т. е. индивидуально-типологиче­ских особенностей его взаимодействия с респондентами, и определяется коммуникативными возможностями, его творческой индивиду­альностью, уровнем развития качеств личности, обеспечивающих контакт с людьми, позволяющих раскрыть их, получить объектив­ные данные при исследовании субъективных явлений.

В ряду этих качеств особое место занимает общительность иссле­дователя. Каждый из нас, наверное, не раз видел, как человек, обща­ясь с одним, уходит в себя, замыкается, но становится откровенным и открытым с другим. Есть люди, которые сами по себе выступают в роли «стабилизатора» доверительного, содержательного и откровен­ного общения. Именно такими обязаны быть педагоги-исследовате­ли. И если нередко увлеченного ученого представляют как некоего отшельника, человека отрешенного, то педагог-исследователь при на­личии таких черт личности в лучшем случае способен заниматься са­монаблюдением: он не сможет плодотворно и эффективно влиять на предмет исследования, добывать объективные и достоверные дан­ные.

Надо отметить, что не так-то просто сочетать высокие исследо­вательские качества с широким диапазоном общительности. Сам на­учный труд требует от человека постоянных размышлений, самоот­дачи. Если же при этом личность должна проявлять повышенную активность в общении с людьми, то это резко увеличивает психиче­скую нагрузку, предъявляет исключительно высокие требования к педагогу-исследователю.

Оптимальный уровень общительности, обеспечивающий макси­мальный успех в научной работе, всегда индивидуален. В одних случаях перед началом исследования нужно пошутить, чтобы установить непринужденный контакт с респондентами, в другом — просто промолчать, в третьем вас выручит понимающая улыбка, в четвер­том наибольший эффект даст общение в рамках взаимоотношений «руководитель — подчиненный» и т. д. Насколько разнообразны личности людей, настолько различно должно быть и общение с ними.; В связи с этим возникает весьма специфичная проблема: для получения объективных научных данных в психолого-педагогическом исследовании сам педагог-исследователь должен владеть общением как искусством. Причем это искусство должно быть самого высокого уровня, когда человек понимает людей, чувствует их при ограниченном вербальном контакте, умеет раскрывать души и сердца участников исследования в кратчайшие сроки. При этом цель общения не должна ограничиваться только получением информации, она должна быть более фундаментальной, позволяющей оказать собеседнику необходимую нравственную, психологическую и педагогическую по­мощь. Это нередко требует применения в методике исследования воспитательных воздействий с целью устранения выявленных нега­тивных явлений.

Итак, психолого-педагогическое исследование нуждается не про­сто в обоснованном, но и в великолепно реализованном, на уровне искусства, общении с людьми, которое обеспечивает продуктивность научных поисков. Способствует этому психолого-педагогический такт исследователя, т. е. его способность разумно и умело использо­вать арсенал средств воздействия на личность и взаимодействовать с ней. У опытного экспериментатора эта способность проявляется в выборе таких средств, которые помогают регулировать взаимоотно­шения с людьми, не нарушают разумной меры в употреблении средств и способов влияния на них.

В психолого-педагогических исследованиях может сложиться си­туация, когда исследователь, даже при наличии высоких личных ин­теллектуальных и нравственных качеств, не достигает успеха в силу неразвитости у него организаторских способностей, уровня общи­тельности. В результате этого возникают барьеры взаимопонимания между людьми: эстетические, интеллектуальные, мотивационные, эмоциональные и другие.

Научное исследование — это огромный труд. Отдаться ему пол­ностью, самоотверженно может далеко не каждый. Также далеко не каждый может при неудачных научных результатах отказаться от сделанного, как бы перечеркнуть в себе установку на успех, увидев, что проделанная работа не решает научных и практических проблем и, таким образом, является бесперспективной. Признать бесплод­ность своих усилий психологически исключительно трудно. Неспо­собность к этому порождает, как правило, неквалифицированные исследования, недостаточно научно строгие и доказательные публи­кации. Последние в этом случае издаются только ради печатных ли­стов, но не ради истины, науки, потребностей практики. Нередко ко­лонки цифр, графики, расчеты, приведенные в таких публикациях, не отражают объективного содержания психолого-педагогических явлений, из них не следуют аргументированные выводы. Внешняя наукообразность в этих случаях сочетается с надуманными, бессо­держательными выводами. Все это негативно сказывается на форми­ровании профессионально важных качеств исследователя, на про­цессе формирования у него психолого-педагогической культуры. Признать сделанное бесплодным, неудачным — признак высокого уровня развития научного сознания, ответственности за результаты своего труда.

Наука — это непрерывные дискуссии, споры, поиск истины, борь­ба мнений и людей. Научная корректность спора, доброжелатель­ность — важные условия успеха научного исследования. Доброжела­тельность должна проявляться и в малом, и в большом. Недостатки есть в любой работе, но мало и работ без каких-либо достоинств. Сам факт начала научного исследования, концентрации научных усилий на той или иной актуальной научной и практической проблеме за­служивает всяческой поддержки и одобрения. Следует понимать, на­сколько важна одобрительная оценка сделанного в науке — это окры­ляет человека, повышает эффективность его научной деятельности, вызывает творческий порыв.

Граница между принципиальностью и доброжелательностью весь­ма конкретна и зрима. Так, при рецензировании, научной оценке ра­боты можно перечислить замеченные недостатки, увидеть слабые ме­ста, зафиксировать их и довести до сведения автора. Но гораздо бо­лее этично, принципиально помочь коллеге устранить замеченные недостатки, подсказать конкретные пути, средства преодоления труд­ностей, погрешностей.

Подобная грань при критике, рецензировании работ довольно точно, порой как лакмусовая бумажка, отличает доброжелательных коллег-рецензентов (таковых абсолютное большинство) от той ни­чтожной части, которая расценивает успех товарища как собствен­ную несостоятельность и начинает завидовать ему черной завистью. В вопросах, репликах, выступлениях, аргументации такие лица, как правило, видят только недостатки, но их интеллект работает не в на­правлении поиска путей их устранения, а в направлении все более подробного перечисления негативных, по их мнению, частностей и деталей, игнорируя то главное, что определяет действительную цен­ность научного труда. Такие люди не хотят видеть перспективы ра­боты, возможностей автора по ее совершенствованию, не помогают исследователю, высказывая свою точку зрения, а лишают его пер-| спективы. Такой подход не только вреден, но он и не принципиален, г не этичен. Выявить недостатки, чтобы помочь коллеге — вот наибо­лее принципиальная установка, позиция рецензента, товарища по работе, подлинного исследователя.

Скромность педагога-исследователя — один из наиболее опти­мальных способов избежать «острых углов» в научной работе, мак­симально интенсифицировать доброжелательность коллег. Опора на исследования предшественников, внимательное отношение к раз­личным идеям по поводу исследуемой проблемы, знание и уважение сделанного до тебя и того, кто это сделал, значительно повышают возможности исследования, расширяют теоретическую, эксперимен­тальную базу, с которой начинается поиск истины, делают этот по­иск более широким. Выражения: «Как утверждает...», «Как свиде­тельствуют результаты исследования того или иного ученого...», «Данный вопрос всесторонне исследован авторами...» и т. д. не толь­ко психологически тоньше воспринимаются читателями и слушате­лями, но и непроизвольно рождают у самого автора уважение перед морем фактов, вскрытых тенденций, перед другими учеными. Все это в конечном счете благотворно сказывается на результатах науч­ной работы.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие профессионально важные качества определяют авторитет педагога-исследователя?

2. Через развитие каких профессиональных способностей проявля­ется педагогическое мастерство исследователя?

3. В чем заключается научная добросовестность и этика ученого?

4. Какую роль играет искусство общения в деятельности педагога-исследователя? Раскройте основные компоненты его культуры поведения.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки: Учебное пособие. — М.: Московский психоло-го-социальньш институт Флинта, 1998.

Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогиче­ских исследований (Дидактический аспект). — М.: Педагогика, 1982.

Барское А. Г. Научный метод: возможности и иллюзии. — М., 1994. Борикова Л.В., Виноградова Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов сред­них специальных учебных заведений. — М.: Академия, 2000.

Ботвинников А. Д. Организация и методика педагогических исследо­ваний. — М.: Наука, 1981.

Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. — М.: Просвещение, 1988.

Георгиевский А. С. Методология и методика научно-исследователь­ской работы. — М.: Наука, 1982.

Герасимов Н. Г Структура научного исследования. — М., 1985. Ерофеева Т. Н. Семинарские и практические занятия по курсу «Ме­тодология и методика педагогического исследования»: Пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания. — М., 1997.

Зеленогорский Ф. А. О методах исследования и доказательства. — М., 1998.

Кохановский В. П. Философия и методология науки. — М., 1999. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Посо­бие для педагога-исследователя. — Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.

Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогиче­ской практики. — М., 1977.

Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, прави­ла оформления и порядок защиты: Практическое пособие для ас­пирантов и соискателей ученой степени. — М., 1999.

Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. — ' Л.,1982.

Методы системного педагогического исследования: Учебное посо­бие. — М.: Народное образование, 2002.

Наин А. Я. Методология и методика научного исследования. — Челя­бинск, 1993.

Новиков А. М. Как работать над диссертацией: Пособие для начи­нающего педагога-исследователя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:

ИПКиПРНО МО, 1996.

Подготовка студента-исследователя в системе вузовского обучения:

Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспи­тания, преподавателей педагогических университетов и институ­тов / Сост. и отв. ред. В. И. Ядешко. — М., 1996.

Программы психолого-педагогической подготовки специалистов до­школьного образования / Сост. Л. В. Поздняк, Т. И. Ерофеева, Н. А. Морева. - М., 1998.

Полонский В. М. Оценка качества научно-педагогических исследова­ний. - М., 1987.

Приходько П. Т. Азбука исследовательского труда. — М.: Наука, 1979.

Скалкова Я. Методология, методы педагогического исследования / Пер. с чешек. — М., 1989.

Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследова­ний (В помощь начинающему исследователю). — М., 1986.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абстрагирование — это мысленное отвлечение какого-либо при­знака, свойства предмета от самого предмета с целью более глубоко­го изучения сути исследуемого.

Анализ (греч. апа1у51з — разложение, расчленение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.

Анализ дисперсионный — статистический метод, используемый для изучения одной или нескольких одновременно действующих и независимых переменных на изменчивость наблюдаемого признака.

Анализ каузальный (лат. сайка — причина) — метод, ведущий к открытию существенных отношений, являющихся причинами явле­ний, к познанию научных законов.

Анализ классификационный — метод, с помощью которого осу­ществляется первичная, описательная стадия научного исследования с целью упорядочить и систематизировать явления на основе сходст­ва, смежности, повторяемости.

Анализ кластерный — статистический метод, позволяющий вы­делить ведущий признак и иерархию взаимосвязей исследуемых при­знаков.

Анализ отношений — метод, преследующий цель углубить пони­мание сущности исследуемых явлений, изучить процесс их развития путем разложения изучаемого на отдельные части и исследования отношений между ними, то есть выявления функциональной зависи­мости.

Анализ регрессионный — статистический метод, позволяющий выявить количественную (численную) зависимость среднего значе­ния изменений результативного признака (объясняемой) от измене­ний одного или нескольких признаков (объясняющих переменных). Данный вид анализа применяется тогда, когда требуется выяснить, -насколько изменяется средняя величина одного признака при изме­нении на единицу другого признака.

Анализ факторный — статистический метод, заключающийся в вы­явлении и интерпретации факторов.

Анализ элементарный — мысленное выделение отдельных частей, связей на основе декомпозиции, расчленения целого.

Аналогия (греч. апа1оуа — соответствие, сходство) — метод науч­ного познания, при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объек­тами.

Анкета — это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов или высказываний, часто с вари­антами ответов на них.

Анкетирование — метод эмпирического исследования, основан­ный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений.

Апробация исследования — установление истинности, компе­тентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов научной работы, одно из условий его корректности и со­стоятельности.

Беседа — один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явле­нии в логической форме как от исследуемой личности, членов изу­чаемой группы, так и от окружающих людей.

Библиография — список подлежащих изучению произведений, их перечень, научное описание, приведение необходимых указате­лей.

Валидность (англ. уаШ — пригодный) — характеристика иссле­довательской методики, отражающая точность измерения соответст­вующего средства, и показывающая насколько результаты, получа­емые при помощи этой методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу.

Валидность теста — пригодность теста для измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить.

Гипотеза исследования — научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата.

Дедукция (лат. — выведение): 1) переход в процессе по­знания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего; 2) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений (посы­лок) к их следствиям (заключениям).

Дисперсия — одна из характеристик индивидуальных результа­тов разброса значений исследуемой переменной (например, оценок учащихся) вокруг среднего значения. Она равна среднему квадрату отклонений значения варианты от среднего значения.

Достижений тесты — совокупность психолого-педагогических тестов, ориентированных на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков.

Замысел исследования — основная идея, которая связывает во­едино все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы.

Защищаемые положения — положения, определяющие научную новизну исследовательской работы, ее теоретическую и практиче­скую значимость, ранее не известные в науке или педагогической практике и поэтому нуждающиеся в публичной защите.

Идеализация — это мысленное конструирование понятий об объ­ектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

Импровизация — умение быстро реагировать, принимать реше­ния и выдавать результат экспромтом, без подготовки.

Индукция (лат. тс1ис1ю — наведение) — логический метод (при­ем) исследования, связанный с обобщением результатов наблюде­ний и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.

Инновации педагогические — распространение в образователь­ной практике педагогических новшеств и нововведений.

Интервью — разновидность метода опроса, специальный вид це­ленаправленного общения с человеком или группой людей.

Интерпретация (от лат. т1егргеШю) — толкование, раскрытие смысла, разъяснение. В основе интерпретации лежит процедура объ­яснения полученных результатов, причин и условий, их породивших.

Интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непо­средственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Исследование научное — особая форма процесса познания, такое систематическое и "целенаправленное изучение объектов, в ходе ко­торого используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Исследование научное в области педагогики — специфический |(вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разно­образных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта, внутренние связи и отношения, закономерности и движущие силы развития педагогических процессов или явлений.

Каталог алфавитный — библиотечный каталог, в котором лите­ратура расположена по алфавиту (фамилии автора или названию коллективной монографии, учебника или учебного пособия).

Каталог систематический — библиотечный каталог, в котором ли­тература расположена (классифицирована) по проблемам или нау­кам.

Квалиметрия педагогическая — раздел педагогической киберне­тики, наука об измерении результатов педагогического воздействия на человека (например, его образованности).

Конкретизация — мысленный процесс воссоздания определенно­го психолого-педагогического явления на основе ранее сделанных абстракций.

Контент-анализ — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, интервью, ответов на открытые вопросы анкеты и т. д.).

Концепция — определяющая характер познавательной и практи­ческой деятельности система идей, взглядов на предмет, явление, способ их понимания, трактовки.

Корреляция — мера связи между двумя и более переменными в статистике. Она оценивается с помощью значения коэффициента кор­реляции, который является мерой степени и величины этой связи.

Критериально-ориентированные тесты — совокупность педагоги­ческих тестов, позволяющих определить, насколько испытуемый вла­деет знаниями и навыками мыслительной деятельности, которые не­обходимы и достаточны для выполнения определенных классов за­даний.

Критерий научной новизны — критерий, который характеризует

содержательную сторону результатов исследования, т. е. новые тео­ретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике.

Критерий практической значимости — критерий, который опре­деляет изменения, которые стали реальностью или могут быть до­стигнуты посредством внедрения результатов исследования в прак­тику.

Критерий теоретической значимости — критерий, который опре­деляет влияние результатов исследования на имеющиеся концеп­ции, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики и психологии.

Личностные тесты — совокупность психологических тестов, пред­назначенных для выявления свойств личности человека.

Медиана (Ме) — мера среднего положения, характеризующая значение признака на упорядоченной шкале (построенной по при­знаку возрастания или убывания), которое соответствует середине исследуемой совокупности.

Метод — способ (путь) достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.

Метод изучения продуктов деятельности — исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность зна­ний, навыков и умений, интересов и способностей человека, разви­тие у него различных психических качеств и свойств на основе ана­лиза продуктов его деятельности.

Метод научный — целенаправленный подход, путь, посредством которого достигается поставленная цель. Это комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний.

Метод социометрический (метод социометрии) — метод иссле­дования, позволяющий выявить межличностные отношения в груп­пе людей с помощью их предварительного опроса.

Метод экспертных оценок — комплекс логических и математи­ческих процедур, направленных на получение от специалистов ин­формации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспер­тами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений.

Методика — совокупность способов, приемов, средств целесооб­разного проведения какой-либо работы.

Методика исследования — совокупность приемов и способов ис­следования, определяющих порядок их применения, а также интер­претацию полученных с их помощью научных результатов.

Методология — это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса. В широком смысле слова методология — это совокуп­ность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Методология в узком смысле слова — это учение о методах научного исследования.

Методология педагогики — система знаний о структуре педа­гогической теории, о принципах подхода и способах добывания зна­ний, отражающих педагогическую действительность, а также си­стема деятельности по получению таких знаний и обоснованию про­грамм, логики, методов и оценке качества исследовательской ра­боты.

Методы исследования — приемы, процедуры и операции эмпи­рического и теоретического познания и изучения явлений действи­тельности.

Мода (Мо) — наиболее часто встречающееся типичное значение признака среди других значений.

Моделирование — метод научного познания, представляющий собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.

Модель — объект, который имеет сходство в некоторых отноше­ниях с прототипом и служит средством описания и/или объяснения, и/или прогнозирования поведения прототипа.

Мониторинг — система контроля, слежения за процессом и ре­зультатами исследования, включает сбор, обработку и анализ ин­формации для коррекции, принятия решений, улучшающих образо­вательный и исследовательский процесс.

Мышление — осуществляющийся в ходе практики активный про­цесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее зако­номерных связей, их выражение в системе абстракций (понятий, ка­тегорий и др.).

Наблюдение — исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объ­екта с целью сбора информации, фиксации его действий и проявле­ний поведения.

Надежность теста — его фундаментальная характеристика, пока­зывающая, в какой степени ответы одной и той же личности совпада­ют при ее неоднократном тестировании данным тестом.

Нормативно-ориентированные тесты — совокупность педагоги­ческих тестов, ориентированных на определение среднестатистиче­ских норм, соответствующих результатам большой совокупности лю­дей, и их принятие в качестве критериев оценки и интерпретации ре­зультатов тестирования.

Обобщение—метод научного познания: 1) логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установления общих свойств и признаков предметов; 2) ре­зультат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон, теория.

Объект исследования — явление (процесс), которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.

Опытная педагогическая работа — специально организованная исследовательская работа, проводимая по заранее разработанной программе или проекту.

Передовой педагогический опыт — опыт, реализующий прогрес­сивные тенденции развития педагогической деятельности, опира­ющийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержа­нии, средствах, способах осуществления данной деятельности, и по­зволяющий в силу этого достигать оптимально возможных в кон­кретных условиях и ситуациях результатов.

Познание стихийно-эмпирическое — это познание, при котором получение знаний не отделено от общественно-практической деятель­ности людей. Источником знания являются разнообразные практи­ческие действия с объектами.

Понятие — форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепля­ются в их определениях (дефинициях, дескрипторах).

Принципы методологические — основные, исходные научные по­ложения, на которых базируется исследовательское и практическое.преобразование педагогической теории и практики.

Предмет исследования — компонент научного аппарата исследо­вания, в котором фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое подлежит глубокому специальному изучению.

Проблема исследования — категория, означающая нечто еще не известное науке. Это знание о незнании, представление об узловых задачах, которые нужно решить в рамках исследования, о существен­ных вопросах, на которые необходимо найти ответ.

Прогнозирование — форма научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, процесса.

Разум — высший уровень рационального познания, для которого характерны прежде всего творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлек­сия).

Рассудок — исходный уровень мышления, на котором опериро­вание абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, за­данного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последова­тельно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко клас­сифицировать, строго систематизировать факты.

Синтез (греч. 8упс1геш — соединение, сочетание, составление) — реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое.

Систематизация результатов — представление результатов в ви­де упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой должны соответствовать поставленным в исследовании задачам.

Системный подход — комплексное изучение наиболее существен­ных закономерностей развития явления как единого целого с пози­ций системного анализа.

Среднее квадратическое отклонение — мера разброса для различ­ных характеристик, которая подтверждает типичность и показатель­ность средней арифметической, отражает меру колебания численных значений признаков, из которых выводится средняя величина.

Средняя арифметическая — мера, представляющая собой частное от деления суммы величин на их число.

Суждение — форма мышления, отражающая вещи, явления, про­цессы действительности, их свойства, связи и отношения.

Творчество — сознательная, целеполагающая, активная деятель­ность человека, направленная на познание и преобразование дейст­вительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т, д. в целях совершенст­вования материальной и духовной жизни общества.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая це­лостное отображение закономерных и существенных связей в опре­деленной области действительности.

Тест — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности изучаемого свойства у испы­туемого, его психологические характеристики, а также отношения к тем или иным объектам.

Тестирование — исследовательский метод, предполагающий вы­полнение испытуемым заданий определенного рода с точными спо­собами оценки результатов и их числового выражения.

Тесты интеллекта — совокупность психологических тестов, пред­назначенных для диагностики уровня развития познавательной сфе­ры и интеллекта человека.

Факт — явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана.

Формализация — такое уточнение содержания представления, которое делает возможным и целесообразным использование мате­матических средств исследования.

Формы мышления — способы отражения действительности по­средством взаимосвязанных абстракций.

Цель исследования — это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска.

Эксперимент констатирующий — вид психолого-педагогическо­го эксперимента, при котором исследователь устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факты наличия причинно-следственных связей, зависимости между явле­ниями.

Эксперимент перекрестный — вид психолого-педагогического эксперимента, при котором контрольные и экспериментальные груп­пы меняются местами в каждой последующей серии экспериментов. Если получен позитивный результат в экспериментальных группах разного состава, то это свидетельствует об эффективности исполь­зуемого исследователем нововведения.

Эксперимент пеихолого-педагогический — комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказа­тельную проверку правильности обоснованной в начале исследова­ния гипотезы. Сущность эксперимента заключается в активном вме­шательстве исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и усло­виях.

Эксперимент сравнительный — вид психолого-педагогического эксперимента, в ходе которого исследователь осуществляет выбор наиболее оптимальных условий или средств педагогической дея­тельности, сравнивая между собой контрольный и эксперименталь­ный объекты.

Эксперимент формирующий — вид психолого-педагогического эксперимента, при котором исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у испытуемых опреде­ленных личностных качеств, повышение результативности их учеб­ной или трудовой деятельности. Основной особенностью формиру­ющего эксперимента является то, что в нем сам исследователь актив­но и позитивно влияет на изучаемые явления.

Эксперимент мысленный — вид психолого-педагогического экс­перимента, при котором исследователь создает и превращает идеаль­ные объекты в определенные динамические модели, имитируя мыс­ленно ситуации, которые могли бы быть в реальном экспериментиро­вании.

Экспертный опрос — метод сбора информации в психолого-пе­дагогическом исследовании, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц (экспертов). Когда их мнение выражается количественно, то рассматриваемый метод исследова­ния нередко называют методом полярных баллов.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

В качестве основы методики рассматривается сравнительный педа­гогический эксперимент, в котором проверке подлежат выдвинутые рабочие гипотезы, например возможность повышения качества и прочности усвоения учебного материала, усиления мотивации и ак­тивности обучающихся при использовании в образовательном про­цессе новых информационных технологий обучения и др.

Чтобы обеспечить возможность сравнения результатов педагоги­ческого эксперимента, целесообразно разделить обучающихся на экс­периментальные и контрольные группы, а также выявить начальный и итоговый уровни их обученное™ для получения точной картины состояния знаний, навыков и умений до и после эксперимента. С уче­том сказанного предлагается следующая схема проведения сравни­тельного педагогического эксперимента (рис. 1П1).

Первый этап включает в себя выбор и выравнивание контроль­ных и экспериментальных групп на основе проведения входного те­стирования, а также определение варьируемых и неварьируемых ус­ловий эксперимента.

Тестирование проводится с использованием педагогических те­стов — системы заданий возрастающей трудности — с целью опреде­ления начального уровня обученное™ студентов. По результатам те­стирования производится выбор экспериментальных и контрольных групп. Проверку их однородности и тем самым правильность выбор­ки целесообразно осуществлять с использованием (-критерия Стьюдента (равенство средних), критерия у2 (хи-квадрат) или f-критерия Фишера (однородность дисперсии), позволяющих учитывать психо­физиологические свойства обучающихся и уровень их подготовлен­ности.

На примере использования t-критерия Стыодента для независи­мых переменных покажем, как может быть проведена оценка одно­родности контрольных и экспериментальных групп.


 

 

В данном случае предполагается выдвижение двух гипотез: нуле­вой гипотезы (Яд), согласно которой различия уровня подготовлен­ности обучающихся недостаточно значительны и поэтому распреде­ление оценок относится к одной генеральной совокупности, т. е. выборка произведена правильно, и альтернативной гипотезы (Я,), согласно которой различия между обоими распределениями доста­точно значительны и связаны с малым объемом выборки.

В психологии и педагогике принято считать, что нулевую гипоте­зу можно отвергнуть в пользу альтернативной, если по результатам статистического анализа вероятность случайного возникновения най­денного различия не превышает 5 из 100. Если же этот уровень до­стоверности не достигается, считается, что разница вполне может быть случайной и поэтому нельзя отбросить нулевую гипотезу.

Таким образом, требуется доказать, что распределение оценок при входном тестировании в контрольной и экспериментальной группах являются выборками из одной генеральной совокупности, т. е. что нулевая гипотеза верна.

Для определения достоверности разницы средних при двух неза­висимых выборках целесообразно использовать метод Стьюдента (Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992. — Т. 2) и по формуле (1П1) определить значение его (-критерия.

 

(1П1)

где М1 и М2 — среднее значение первой и второй выборок; S1 и S2 — дисперсия (среднее квадратическое отклонение) соответственно для первой и второй выборок; N1 и N2 — количество оценок в первой и второй выборках.

Дисперсия определяется по формуле

 

 

где x1 и x2— квадрат отклонений отдельных значений признаков от средней арифметической; N — количество при



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.132 (0.014 с.)