И последнее: достойно ли Я прошел данный экзамен, поднялся ли Я на ступеньку выше в своем духовном росте и чему именно хотел научить меня Господь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И последнее: достойно ли Я прошел данный экзамен, поднялся ли Я на ступеньку выше в своем духовном росте и чему именно хотел научить меня Господь.



Если наш ответ положительный, мы действительно правильно увидели ситуацию и предприняли верные шаги. Можно похвалить и поощрить себя за это, ведь мы одержали самую главную победу – преодолели свою гордость. Если же ответ отрицательный - ситуация не пошла нам на пользу и не научила нас ничему позитивному. Это значит, что очень вероятно, что данный урок повторится для нас вновь.

1.7. В несчастье сегодня Бог прячет удачу завтра.

В материальном мире все относительно, и любое несчастье здесь не может быть абсолютно плохим, так же как любое счастье - абсолютно хорошим. Понять это нетрудно: за временной удачей может скрываться большое горе, так же, как за любой проблемой нас может поджидать большая удача. Все относительно, и в миру об этом говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Есть и другое высказывание:

 

 

Маленькой проблемой Бог отвращает большую беду

 

Чтобы понять это основательно, можно привести такой пример: мы можем опоздать на самолет или поезд, что может восприниматься как величайшее горе. Но если позже мы узнаём, что тот же самолет после вылета потерпел катастрофу, то лично для себя мы воспримем это как величайшее везение и удачу. При одной и той же ситуации мы можем менять свое настроение или отношение вплоть до противоположного: наше сожаление в одно мгновение сменяется нашей радостью. В этом смысле наши радости и переживания становятся полностью относительными эмоциями, поскольку мы не знаем, что в будущем нам предвещает та или иная ситуация. Можно сколько угодно сокрушаться, что мы опоздали, например, на поезд, но, посмотрев на ситуацию с другой стороны, можно рассудить, что, возможно, именно это и спасло нам жизнь. Понимая относительность материального взгляда на вещи, мудрые люди, в соответствии с ситуацией, высказываются об этом так: «Не ведаешь, не знаешь, где найдешь, где потеряешь».

Чтобы не подпадать под влияние относительной и обманчивой двойственности радости и горя, а также, всегда сохранять спокойствие, - единственно верным шагом, будет позиция «смотреть на все глазами Бога». Для этого лишь необходимо понять, что Всезнающий Господь, зная прошлое, настоящее и будущее и видя картину происходящего в целом, просчитывает ситуацию так, как это будет для кого-то спасением, а для кого-то концом. Поэтому священные писания неоднократно предупреждают нас в том, чтобы научиться зависить только от воли Господа, поскольку только в этом случае можно расчитывать на Его защиту. В «Бхагавад-гите» Господь Сам говорит об этом так: «Во всех делах и начинаниях всегда полагайся на Меня и помни, что ты находишься под Моей защитой. Таким образом, занимаясь преданным служением, всегда думай обо Мне. Думая обо Мне, ты моей милостью, преодолеешь все препятствия обусловленной жизни. Если же ты будешь действовать, побуждаемый ложным эго, не слушая Моих указаний и не помятуя обо Мне, то потеряешь себя» (Б-г. 18. 57-58). Подробные комментарии к этим стихам, не оставляют в этом ни каких сомнений.

В настроении зависимости от Господа, мы уже можем не сомневаться, что с Богом, даже временная неудача, может быть устроена для того, чтобы отвести от нас настоящую беду. Однако человек, который не предан Богу, не сможет так думать, поскольку полагается только на свои усилия (свое ложное эго), и смотрит на все с точки зрения сиюминутной выгоды и удовлетворения чувств.

Итак, только тот, кто предался Богу, знает как расмотреть любую ситуацию в позитивном свете. Для более ясного понимания можно привести такой пример: среди ночи у нас прорвало в доме трубу. Конечно, это сразу же станет досадой для обычного человека. Но преданный сразу посмотрит на эту ситуацию глазами Бога, т.е. он увидит благо в том, что произошло это именно в тот момент, когда мы были дома. При нашем отсутствии, мы не избежали бы большого потопа и таких же больших расходов за него. Но даже если в это время нас и не было дома, преданный Господу, все равно рассудит так, что могло быть все гораздо хуже. Верующий человек мыслит всегда так: «Если я сломал палец, то благо в том, что я не сломал руку, но если я сломал руку, то хорошо, что не сломал шею».

Другой простой пример: возможно, мы потеряли документы. Но найти и сообщить нам об этом может человек, долго искавший Бога и смысл жизни, и через знакомство с нами наконец-то нашедший его. Мы можем даже попасть в аварию и сильно повредить свое тело, но при обычной карме (т.е. последствии своих прошлых грехов) мы, возможно, должны были бы вообще это тело оставить. Поэтотму есть правило:

 

 

Смотреть на все глазами Бога - значит понимать, что ничего не происходит случайно, знать, что все зависит только от Его милости, полагаться только

на Его поддержку, и во всем видеть лишь Его любящую руку. Только так

можно всегда находиться в состоянии спокойствия и духовного счастья.

 

 

Все это реальные и жизненные примеры, которые можно приводить до бесконечности. И их же можно как угодно рассматривать, либо находя в них благо и пользу, либо сокрушаясь и погружаясь в полную безысходность. Если такое видение проблемы возможно для нас, пусть даже в догадках и ограниченных рамках, то это тем более возможно всевидящему и вселюбящему Богу. Естественно, что когда это начинает противоречить нашему узкому представлению о собственном благе, то нам будет казаться, что Бог действует как наш недоброжелатель. Но если мы действительно зависим от Него, то соответственно должны будем и доверять Ему, принимая ситуацию без всякого обсуждения и негодования. В этом и есть смысл доверия и зависимости от Бога, и для тех, кто поступает так, существует правило: «Бог либо всегда прав, либо Его мнение не обсуждается!». Только так возможно не зависеть от обманчивой относительности этого бренного мира и на все смотреть как на милость Господа, у которого все происходит под Его пристальным надзором и всегда во благо каждому, если уметь на это правильно посмотреть.

Такое настроение и называется быть в сознании Бога, который, в отличие от нас, не поступает и не думает как обычный человек. Он видит любую ситуацию в полном совершенстве и до мельчайших подробностей. Все Его действия продиктованы только любовью и безграничным состраданием к нам. Он никогда не ошибается и абсолютно лишен ложного эго. Одним словом, Он полностью находится в не материальных представлений. Так утверждают Веды: «Думай обо Мне как о всеведущей, старейшей Верховной Личности, как о владыке вселенной, как о том, кто меньше мельчайшего и кто поддерживает все мироздание; как о том, кто выше всех материальных представлений, кто не постижим и кто всегда остается личностью; как о том, ктто сияет, словно солнце, кто запределен материальному миру». (Б-г. 8.9). Любое другое понимание о Нем станет лишь причиной наших заблуждений и негодований. Поскольку мы привыкли судить обо всем, основываясь на телесных представлениях, сиюминутных наслаждениях и желаниях личной выгоды, мы можем подумать, что и Бог не лишен этого. Но такое ограниченное понимание Бога всегда идет в разрез с истинным знанием, тем самым лишая нас способности видеть все происходящее в истинном свете.

Когда мы видим все связанным с Богом, все для нас становится удачей в высшем и абсолютном смысле этого слова. В этом случае мы уже можем ни о чем не беспокоиться, поскольку: «Человек предполагает, а Бог располагает». Поставив себя в зависимость от Бога, наша жизнь уже находится и направляется под личным присмотром Самого Господа, который, в соответствии со священными писаниями, является всеблагим, всемогущим, всезнающим и всеведающим. Под «личным» подразумевается, что Он будет смотреть на нашу судьбу не по нашим прошлым поступкам, а по тому совершенному плану, который Он имеет как лучшее средство, чтобы привести нас к высшей цели, начиная с того, что начнет заботиться и давать нам все необходимое для нашего духовного роста, и кончая тем, что сведет к минимуму (или уберет совсем) все наши прошлые прегрешения. Иначе говоря, доверить свою жизнь Богу - значит начать жить по принципу «береженого Бог бережет». Но не соглашаясь жить по этому принципу, остается жить по другому: «Знал бы, где упаду, соломку бы постелил». С таким принципом нам непроизвольно придется отвечать за все свои поступки и всегда действовать только на свой страх и риск.

В священной «Бхагавад-гите» на этот счет говорится: «Никто не может предвидеть, что уготовила ему судьба, так же хорошо, как Верховный Господь, поэтому самое лучшее, что мы можем сделать, - это поступать в соответствии с волей Верховного Господа. Никто не должен пренебрегать указаниями Верховной Личности Бога или действовать вопреки воле духовного учителя, который является представителем Господа. Волю Верховной Личности Бога нужно выполнять беспрекословно – тогда мы всегда будем в полной безопасности». (Б.-г., 18.59, комм.)

Именно поэтому человек, преданный Богу, сохраняет равновесие и спокойствие, поскольку зависит только от Него и смотрит на все с точки зрения абсолютного блага. Он полностью уверен: все послано Богом и все совершается с Его дозволения, а значит, это зачем-то необходимо и нет смысла на это сетовать. Без всякой обиды он принимает все посланные ему испытания и никогда не думает о возможной несправедливости к себе. Он понимает, что Бог не пошлет страданий больше, чем мы можем выдержать и, проходя через них, со временем начинает понимать, чему разумный Господь хотел научить его в той или иной ситуации. Если происходящее невозможно понять умом, он просто принимает это как неисповедимый план Господа: возможно, пришло время очередной проверки на искренность и преданность Ему. Или, быть может, Господь решил использовать нас как инструмент в Своих непостижимых и всеблагих планах… В любом случае, нам нет смысла слишком упорствовать, задаваясь вопросом: «Зачем? За что? Почему именно я и именно со мной?» Нужно просто стараться быть открытым и смиренным для любых испытаний, какими бы сложными они ни были, видя в этом высший смысл и промысел всеблагого Господа. Если Бог посчитал что-то для меня важным и правильным, значит, так оно и должно быть и мне это зачем-то нужно: «Все, что ни делает Бог - к лучшему».

Есть и другое известное высказывание: «Неисповедимы пути Господни». Даже в неизлечимой болезни можно увидеть знак, напоминание или предупреждение Господа о том, что мы не есть это бренное тело и надо начать серьезно готовиться к самому ответственному моменту нашей жизни, т.е. к самой смерти. Если мы не есть это тело и смерти все равно не избежать, то не благо ли это, если мы к ней хорошо подготовимся и обеспечим себе хорошую основу для следующей жизни? Мудрые люди хорошо понимают, что смерть – это необратимый процесс для каждого без исключений. Таким образом, если: «Двум смертям не бывать – одной не миновать», то и в болезни можно увидеть милость и немалую пользу. Вопрос лишь в том, насколько мы понимаем основные постулаты священных писаний (что мы не тело) и насколько сильно привязаны к этому миру. Вот тут-то и требуется опыт предания себя Богу и серьезная духовная практика.

Только преданному Господа возможно такое понимание вещей, поскольку он не привязан к бренному телу и всему, что с ним связано. Он знает свое истинное положение вечного слуги Бога, понимает реальное положение вещей и никогда не живет иллюзиями. Чтобы зря ни о чем не сокрушаться, нужно просто всем сердцем довериться и искренне положиться на Господа, чьи намерения всегда совершенны, благи и продиктованы абсолютной любовью. Важно научиться ценить и благодарить за все, что Он для нас делает. Такое отношение к жизни отражается в высказывании: «Когда я вижу безногого, то сразу благодарю Бога за то, что мои ноги целы, и тут же перестаю сокрушаться о том, что не могу купить себе обуви». Если преданный Господу человек сам ломает ногу, то мыслит обычно так: «Слава Богу, что не сломал обе», а когда он ломает обе, он все равно говорит: «Слава Богу, что не сломал шею». Дополнит такие размышления мудрая притча «У тебя и так все было…».

 

Нашел человек старую лампу, протер ее от пыли и вдруг, к его изумлению, появился джинн. Не долго думая джинн сложил руки и громко произнес:

- О человек, ты меня освободил! Я в долгу перед тобой и готов исполнить любое твое желание!

Человек, несколько растерявшись, но не медля ни секунды сказал:

- Хочу, чтобы у меня все было…

- Сделано! – с радостью и готовностью доложил джинн.

- Как? – удивился человек, озираясь вокруг и не находя ничего нового.

- Да так, - улыбнулся джинн. – У тебя и так все было…

Вывод к истории очевиден: счастье находится у нас прямо перед носом, но тот, кто погнался за ним, никогда его не настигнет. Оно находится в нашем отношении к окружающему, а не в приобретении чего-то внешнего. И понимая это, нужно всегда помнить о самой большой удаче: «Слава Богу за то, что я вообще еще живой. В каком бы положении я ни оказался - все могло быть гораздо хуже». Тот, кто видит все связанным с Богом и в любой ситуации остается умиротворенным, поистине понимает смысл происходящего.

«Те, кто, обладая непоколебимой верой, идут вечным путем преданного служения, сделав меня своей высшей целью, очень и очень дороги Мне». (Б.-г., 12.20).

 

 

Правило 2: Наше счастье зависит от умения смотреть на жизнь позитивно!

 

Духовный рост возможен только при позитивном отношении к жизни и ко всему, что в ней происходит. Твердой основой для такого отношения может быть только вера в Бога и ясное понимание того факта, что за всем стоит Его высшая воля и божественное дозволение. Насколько мы связаны с Ним, полагаемся на Него и верим в Его защиту, ровно настолько мы способны смотреть на жизнь открыто, смело и позитивно. Ничего не происходит без воли Господа! У Него все совершенно и справедливо и все находится под Его высшим контролем и пристальным вниманием. Каждое мгновение и каждую секунду Он рядом с нами. Кем бы мы ни были, Он всегда настроен дружественно к каждому из нас и Он никогда не отвергает тех, кто отвернулся от Него. Он всегда хочет помочь нам избавиться от материальных страданий даже больше, чем того хотим мы. Эти утверждения, основанные на фактах из священных писаний, дают нам полное основание и уверенность в том, чтобы принимать все происходящее как милость Бога и учиться использовать любую жизненную ситуацию себе во благо. В глазах истинно верующего и по-настоящему преданного Богу человека даже болезнь и смерть являются благоприятной ситуацией, благодаря которой он еще больше может положиться на милость и заботу Господа. Не научившись видеть вещи в подобном духовном свете, наше отношение к жизни всегда будет ошибочным и относительным. В позитивном сознании даже в самых неприятных моментах жизни можно увидеть пользу, в то время как с негативным настроем все будет не впрок, даже самое полезное для нас.

 

2.1. Если от жизни ничего не ждать, она становится полна приятных сюрпризов.

Окружающие нас обстоятельства, в которых мы живем, сами по себе нейтральны, но то, как мы их воспринимаем, определяет их как хорошие и плохие. Иными словами, в зависимости от своего взгляда на жизнь, т.е. настроя своего ума, все нам кажется в том свете, через призму которого мы смотрим на этот мир. Это подобно тому, как, надевая красные очки, мы сразу все увидим как будто выкрашенным в красный цвет. Но в действительности никто ничего не красил - это лишь наше видение и восприятие окружающего в определенном свете. В материальном мире это называется ложное самомнение, через которое мы мыслим категориями «я, мне и мое»: я – наслаждающийся, контролирующий, управляющий и господин всего, что связано со мной и моим телом. Если внимательно посмотреть на нашу жизнь (даже духовную), мы увидим, что все, что мы делаем, как мыслим и чем живем, часто продиктовано именно таким настроением.

Тот же, кому известно свое истинное положение (вечной духовной души и слуги Бога), уже ни на что не претендует в этом мире и радуется в жизни самой простой мелочи, принимая это как щедрый дар и милость Господа. Он знает, что даже самые простые вещи, которые происходят в этом мире (знакомства, встречи, потери и приобретения), в том числе и обычные физические способности (речь, зрение, слух и т.д.), возможны только с санкции и по воле Господа. Когда у нас есть такое понимание, мы будем благодарны и способны видеть чудо даже в самых обычных мелочах жизни.

Например, такие, казалось бы, обычные вещи, как доброе отношение к нам людей, возможность передвигаться, способность видеть, слышать, и разговаривать - все это огромные ценности. Но если мы не оценим этих возможностей по достоинству, все вокруг нам будет казаться несправедливым, приводить к ощущению собственной ущербности и внутренней неполноты. И в этом одна из причин того, почему многие из богатых и знаменитых людей становятся несчастны. Казалось бы, имея все, но живя с неправильным отношением к жизни, они умудряются впадать в депрессию, начинают замыкаться в себе или от неудовлетворенности и жадности становятся преступниками. Хуже того, многие из них становятся наркоманами, алкоголиками и даже самоубийцами. Те же, кто живет очень просто и мыслит возвышенно, могут выглядеть как самые счастливые люди на земле. Они понимают, что просто встать утром и иметь уникальную способность видеть, слышать и прославлять Господа – это уже достойно всякой радости и счастья.

Это можно проиллюстрировать примером. Любой человек, оказавшись слепым, очень бы сожалел о своем недостатке или о том, что когда-то не ценил свою способность видеть. Более того, он был бы готов отдать любые деньги, чтобы вернуть себе эту способность. Для него никакое счастье не могло бы сравниться с этим. Но когда у другого человека все это есть, он умудряется быть самым несчастным и недовольным тем, что имеет. И это лишь означает, если правильно ко всему относится, что самые простые вещи могут сделать нас по-настоящему счастливыми. И также наоборот, когда у нас все есть, но мы не умеем ценить этого, нам постоянно в жизни будет чего-то очень не хватать.

 

Кто имеет меньше того, чего хотел бы иметь, должен понимать, что

имеет больше того, чего заслуживает.

 

Вся проблема в том, что мы привыкли думать о простых, имеющихся у нас вещах как о само собой разумеющихся. Однако забываем, что если даже у нас будет все: деньги, власть, популярность и так далее, что с того, если внутри нашего сердца пылает ад или, например, разрушено здоровье. Если человек, скажем, потерял отношение с другим любимым человеком или от переедания не имеет способности нормально переваривать пищу, то как ему могут помочь в этом деньги и власть? Если он вовремя не может справить свою нужду или пятый день не в состоянии нормально сходить в туалет, то и слава, к которой он так стремился, в этом случае также не поможет. В то же время, имея простые вещи - элементарное здоровье, хорошее настроение и любимое дело, можно быть самым счастливым человеком. Таким образом, человек сам делает себя счастливым или несчастным, в зависимости от своего отношения к жизни. Вместо того чтобы радоваться и благодарить Бога за то, что мы до сих пор еще можем ходить, дышать и видеть, мы умудряемся быть несчастными, не понимая, что другие не имеют и этого.

Разумный человек довольствуется самыми простыми вещами, смотрит на происходящее как на милость Господа и во всем видит способ учиться сохранять умиротворение. Другими словами, человек в сознании Бога смотрит на все с точки зрения неисповедимого, всеблагого и совершенного плана Господа. Он понимает, что абсолютно все зависит от Него и связано с Ним, и что все, что с нами происходит, предназначено для того, чтобы мы научились ценить это, любить и полагаться на Него. И когда у нас развивается именно такое понимание жизни, то любые жизненные трудности становятся для нас хорошей школой мудрости, а неожиданно пришедшая удача начинает восприниматься как один сплошной сюрприз. В связи с этим есть хорошая история «Необычное счастье в обычной мелочи».

 

Однажды один гордый царь, возвращаясь домой с очередной победой над врагом встретил святого. Развлечения ради он спросил у него, что никак не может понять, как в таких скучных вещах, как отречение, отказ от мирских наслаждений и бедной жизни, человек может находить счастье? На это святой ответил так: «Если хочешь узнать ответ, то должен дать слово пять дней выполнять все, что я скажу». Воинственный царь не любил отступать и выглядеть трусом и, воспользовавшись тем, чтобы еще раз доказать себе и другим свое могущество, согласился.

Тогда святой сказал, что тот должен пять дней поститься и пить только воду, при этом ни разу не сходив в туалет. Для царя такой обет показался весьма странным, но слово воина было важнее его жизни и он пообещал выполнить все сказанное святым.

По прошествии пяти дней, когда царь уже изнемогал от желания справить свою нужду, святой разрешил ему сделать это. Когда же он принялся за дело, его наслаждению, казалось, не было предела. В это самое время к нему подошел святой и спросил:

- Скажи, пожалуйста, уважаемый царь, что ты чувствуешь?

Не долго думая царь, задыхаясь от наслаждения, протяжно ответил:

- О святой, скажу тебе прямо, что никогда я еще не испытывал такого счастья, просто справляя свою потребность. Поистине ты научил меня видеть счастье даже в таких простых вещах. Ни жена, ни дети, ни власть, ни богатство не приносили мне столько наслаждения, как такое простое занятие. Теперь я понимаю, что счастье – это способность испытывать его даже тогда, когда для этого нет никакого повода.

Выводом к этой истории могут послужить строки из «Бхагавад-гиты»: «…все страдания он (преданный) принимает как милость Господа, считая, что заслуживает даже более сурового наказания за свои прошлые грехи. Кроме того, он убежден, что Всемилостивый Господь сводит его страдания к минимуму. Когда он счастлив, то считает это счастье даром Господа, а себя – недостойным такого дара; он понимает, что оказался в прекрасных условиях только по милости Господа, и использует их для того, чтобы служить Господу еще лучше. Служа Господу, он действует смело и решительно и при этом не попадает под влияние привязанностей и неприязни». (Б.-г., 2.56., комм.)

 

2.2. Имея полстакана воды, можно или радоваться этому, или огорчаться: как посмотреть!

Как уже говорилось, любая жизненная ситуация строится в соответствии с нашими ожиданиями, и мы сами решаем, быть ей хорошей или плохой. Не умея ценить и правильно пользоваться теми благами, которые мы имеем, мы всегда будем ощущать состояние ущемленности и недостатка. Именно они порождают зависть, критику и враждебность к другим. Но если посмотреть на вещи с духовной точки зрения, то все, что нам необходимо для счастья, у нас уже есть. Что же это значит?

Истина состоит в том, что наше счастье заключается в любви к Богу, и эта любовь уже находится внутри нас. Для того чтобы ее пробудить, поистине требуется совсем немного: небольшое количество пищи для поддержания тела, крыша над головой, знание о наших взаимоотношениях с Ним и процесс восстановления этих отношений. Лишь наша материальная обусловленность и неправильное представление о своих истинных потребностях делают нас несчастными и постоянно в чем-то нуждающимися. Это подобно тому, что мы думаем, глядя на половину заполненного водой стакана. Можно долго сокрушаться, когда мы сожалеем, что у нас в наличии всего лишь половина заполненного водой стакана. А можно удивляться и радоваться тому, что у нас есть целых полстакана воды.

 

Одно и то же событие можно воспринять с двух противоположных точек

зрения. От этого зависит, будем ли мы оптимистом, который считает, что

стакан наполовину полный, или пессимистом, который считает, что

стакан наполовину пустой.

 

Приведем пример: мы можем думать, что счастливым нас может сделать какая-то вещь, какой-то человек, какие-то материальные обстоятельства. Однако, как правило, позже выясняется, что, если даже мы получаем желаемое, наше счастье будет напрямую зависеть от того, как мы будем реагировать на это. Те же деньги, покупка автомобиля, большая известность или любимый человек могут легко стать причиной нескончаемых проблем: могут появиться завистники, воры, убийцы, любимый человек может бросить нас или можно попасть в серьезную аварию и т.д. Таким образом, желание иметь все это может в одно мгновение сменить свою окраску: лучше бы этого у меня никогда не было! Анализируя, мы приходим к тому же выводу, что только мы выбираем, быть нам или не быть счастливыми при наличии или отсутствии тех или иных вещей (т.е. радоваться или огорчаться от имеющегося полстакана воды). В этом относительном мире мы не знаем, что для нас было бы лучше, что хуже. Поэтому счастье, которое мы так усердно ищем вовне, не может зависеть от внешних обстоятельств, его можно ощутить только внутри своего сердца и только правильным отношением к жизни.

Для ясности можно привести другой пример. Представьте, что сейчас вы живете в простой квартирке и имеете ровно столько, сколько хватило бы на самый необходимый прожиточный минимум. Но у вашего друга, например, очень богатая, благоустроенная квартира. На фоне этого вы можете чувствовать себя несколько ущемленно. Вдруг обстоятельства резко меняются, и вы попадает в еще более худшие условия жизни: ужасная комната в коммунальном доме, злые соседи, нехватка средств к существованию и т.д. Напрашивается естественный вывод, что раз вы не сумели оценить прежнее положение, то при таком раскладе вещей вы будете чувствовать себя еще более дискомфортно и подавленно. И только когда вы действительно прочувствуйте весь этот ужас, который пережили, вернувшись в свою прежнюю квартирку, вы станете совсем по-другому относиться к тем условиям, которых раньше не ценили. Теперь жизнь в этой простой квартирке вам покажется самым райским местом на земле (это проверенный факт). Квартирка осталась той же, но отношение к ней полностью изменилось, точно так же как мы можем начать радоваться от половины заполненного водой стакана. Хорошей иллюстрацией к этому послужит нижеописанная история: «Я выбираю счастье!».

Один мудрец удивлял всех тем, что постоянно испытывал счастье. Улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была как один сплошной праздник. Даже когда пришло время умирать, все, что он делал, это просто улыбался. Однажды, когда ему стало совсем плохо, ученики пришли прощаться со своим любящим учителем, и, усевшись вокруг его кровати, один из них спросил:

- Гурудев, почему вы все время улыбаетесь? Всю свою жизнь вы то шутили, то смеялись, а мы удивлялись и не решались спросить, как вам это удается? И даже сейчас, в последние минуты жизни, вы снова улыбаетесь, хотя причин для этого казалось бы нет. В чем же секрет такого вашего состояния?

Мудрец вновь широко улыбнулся и ответил:

- Много лет назад я пришел к своему духовному учителю совсем молодым человеком. Мне было всего семнадцать лет, но я был как будто глубоко страдающим стариком. Учителю тогда было семьдесят, но он улыбался и смеялся как ребенок, без всякой видимой причины. Я спросил его: «Как вам это удается, учитель?» И он ответил:

- Господь каждому из нас дал свободу выбирать. И однажды поняв это, я сделал свой выбор: я решил думать только о хорошем, всегда улыбаться жизни и принимать все ее дары как незаслуженные подарки. Ведь на самом деле так оно и есть: нашего здесь ничего нет и все мы зависим от Высшей воли. Мы всегда думаем, что чем-то ущемлены, вместо того, чтобы обратить внимание на то, как много нам уже дано. Каждое утро, когда я открывал глаза, я спрашивал себя: «Не чудо ли это, что я до сих пор живой и могу что-то сделать для Господа и своего вечного блага?» Зачем мне выбирать уныние и страдание, если у меня есть все возможности радоваться новому дню и иметь шанс сделать что-то доброе?! И я выбирал счастье, ведь это так естественно.

Вывод этой истории таков: можно быть счастливым абсолютно в любом положении. Любую, казалось бы, неразрешимую проблему всегда можно решить, если взглянуть на нее с другой, нестандартной, точки зрения. Вместо того чтобы все время огорчаться, можно на тех же основаниях все время радоваться. Вопрос лишь в том, как на это посмотреть… И все это значит, что нет неразрешимых проблем, есть только обусловленность нашего мышления, которая и мешает нам видеть и воспринимать жизнь в истинном свете.

 

2.3. Если мы не можем изменить ситуацию, то всегда можем изменить отношение к ней.

Часто мы не властны над внешними обстоятельствами жизни, но внутри мы всегда свободны в своем выборе того, как реагировать на них. Таким образом, в зависимости от знания и духовного опыта, мы можем самую неблагоприятную ситуацию пересмотреть в духовном свете и извлечь из этого максимальное духовное благо.

 

Любые события можно перевернуть в сторону абсолютно противоположную:

угол зрения, принятие решений и суждения о них выбираем

только мы сами.

 

Например, если мы уверены, что сегодняшний день для нас будет удачным, то воспримем машину, промчавшуюся в нескольких сантиметрах от нас, как свидетельство благосклонности к нам судьбы: «Ну и повезло же мне!» Если же мы настроены на то, что сегодняшний день будет неудачным, это же событие будет истолковано так: «Ужасно! С самого утра все идет вкривь и вкось! Меня чуть не убило». А ведь это одно и то же происшествие! Отсюда видно, что один образ мыслей приводит в хорошее расположение духа, а другой – еще больше портит наше и без того плохое настроение. С положительным настроем на жизнь можно только удивляться тому, насколько удачно все у нас складывается в действительности. В этом смысле мы прямо сейчас можем смело сказать себе: «С сегодняшнего дня мне всегда везет!» А в житейской мудрости говорится об этом так: «Качество ваших мыслей напрямую определяет степень вашего счастья». По этому поводу есть хорошая история «Факты и суждения».

 

Жил в одной деревне старик. Был он беден, но у него был прекрасный белый конь. Но однажды утром, зайдя в стойло, старик обнаружил, что коня украли. Собралась вся деревня, и все стали обсуждать только этот факт.

- Какое несчастье! – говорили люди. – Какое великое горе постигло старика!

Старик же сохранял спокойствие и отвечал:

- Что вы заладили, нет никакого несчастья. Просто коня нет в стойле. Это факт, а остальное – наши суждения. Не судите – счастье, несчастье, как вы можете это знать?

Прошло время, и вдруг неожиданно конь вернулся. Он не был украден, он сбежал в лес и привел с собой дюжину прекрасных диких лошадей.

И снова вся деревня стала говорить:

- Какое счастье! Вот теперь мы понимаем, это настоящее счастье!

Старик снова отвечал:

- Нет никакого счастья. Просто конь вернулся и привел с собой лошадей. Это единственный факт, а остальное наши суждения. Не судите – счастье, несчастье, - как вы можете это знать?

У старика был единственный молодой сын. Он стал объезжать диких лошадей, но упал и сломал ногу.

И снова вся деревня стала обсуждать:

- Какое несчастье, вот теперь это точно несчастье!

И вновь старик ответил:

- Нет никакого несчастья, просто сын упал и сломал ногу. Это факт, а остальное наши суждения…

Через несколько дней на страну напал враг, началась война и всех молодых мужчин забрали в армию. И только сын старика был оставлен, поскольку не мог ходить.

И вся деревня стала завидовать старику и его сыну:

- Каким счастьем для вас обернулось то, что ваш сын упал и сломал ногу!

И на этот раз старик ответил:

- Да не судите вы – счастье, несчастье, - как вы можете это знать? Жизнь дает нам только факты, а какие для нас лучшие, какие худшие – знать может только Бог!

Вывод этой притчи таков: у Бога свои взгляды на добро и зло: когда мы смотрим снизу вверх, Он смотрит сверху вниз. В отличие от нас Он видит мир целиком и лучше знает, что для нас является самым благоприятным и наиболее полезным. Поскольку Он все знает и заботится о нашем духовном благе, можно только радоваться Ему, за все благодарить и всегда сохранять бодрость духа. При этом можно просто помнить принцип «1 к 9»: «У каждого события, имеющего одно негативное следствие, всегда можно найти девять позитивных».

 

2.4. Не бывает плохих времен, людей и событий, есть только то, что учит нас знанию, опыту и мудрости.

Жизнь нужно принимать такой, какова она есть, и учиться видеть благо во всем происходящем. В духовной жизни часто кажется, что нам было бы гораздо легче, если бы нас окружали хорошие люди, если бы мы не имели проблем со здоровьем или если бы наше материальное положение было более чем достаточным. Подобный расклад мыслей очень удобен тем, что помогает легко найти себе оправдание любой своей слабости, нежеланию что-то делать или менять в себе. Слабовольные люди для подобных оправданий всегда мыслят категориями «а вот если бы было так», «да, я понимаю, но сделаю это не сейчас» и «все виноваты, кроме меня». Этим мы как бы снимаем с себя ответственность за свои неудачи и избавляемся от необходимости работать над собой. В таком настроении человеку будет очень трудно прогрессировать духовно, поскольку духовная жизнь как раз и означает не что иное, как школу по обучению независимости от подобных внешних обстоятельств.

В этой школе учатся во всем видеть любую хорошую возможность для собственного роста и уметь использовать любую ситуацию для накопления духовного опыта. Имеется в виду, что внешние обстоятельства и окружающие нас люди никогда не изменятся, пока мы не изменим своего отношения к ним внутри. Совершенно бессмысленно постоянно жаловаться на происходящее, пытаться подстроить мир под себя и обвинять людей, не меняясь при этом самому. Нужно перестать думать обо всем как о плохих временах, людях и событиях, а принять это как способ для накопления знания, опыта и мудрости. С подобным отношением к жизни мы легко можем видеть вещи в позитивном свете, и тогда мир и люди вокруг нас изменятся сами собой. С этого момента из нашей жизни исчезнет множество проблем и мы станем умиротворенными и мудрыми, даже среди «сплошных невезений» и «плохих людей». На этот счет древнее изречение гласит:

 

 

Проблем не существует, есть только возможности для роста.

 

Одному человеку все время казалось, что он живет очень тяжело, и он считал это несправедливостью по отношению к себе. Однажды он пришел к Богу и попросил Его:

- Господи, можно я выберу для себя другой крест? Уж больно мой тяжеловат для меня.

Посмотрел Бог на человека с улыбкой, привел его в хранилище, в котором хранятся кресты, и сказал:

- Ну что ж, выбирай…

Зашел человек в хранилище и удивился: каких только здесь крестов не было: и маленькие, и большие, и очень тяжелые, и совсем легкие! Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый маленький и легкий. Затем, когда нашел совсем малюсенький из тех, что было, подошел к Богу и попросил:

- Господи, можно мне взять этот крест?

И тут же Всемилостивый Господь ответил:

- Конечно, можно, но вообще-то это твой собственный крест и есть.

Мораль этой притчи такова: даже если в нашей жизни происходят какие-то плохие события, с нами всегда все в порядке. Стоит нам только понять, что все события в нашей жизни – это лишь уроки, приближающие нас к Богу, как «тяжелый крест», который мы несем, становится легкой и радостной ношей.

 

2.5. Жить с радостью и счастьем возможно только в настоящем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.109 с.)