Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проекты реформ М. М. СперанскогоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Александр I видел, что действия «Негласного комитета» не приводят к серьезным изменениям. Требовался новый человек, который бы решительно и последовательно проводил реформы. Им стал статс-секретарь, заместитель министра юстиции Михаил Михайлович Сперанский — человек широкого кругозора и выдающихся способностей. 2. В 1809 г. по поручению Александра I Сперанский составил проект государственных реформ под названием «Введение к Уложению государственных законов». В нем содержались следующие положения: > принцип разделения властей; > законодательная власть должна находиться в новом парламенте — Государственной думе; > исполнительную власть осуществляют министерства; > судебные функции — у Сената; > Государственный совет рассматривает проекты законов до их поступления в Думу (совещательный орган при императоре); > устанавливалось три сословия российского общества: 1-е — дворянство, 2-е — «среднее состояние» (купцы, государственные крестьяне), 3-е — «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие); > политические права принадлежат 1-му и 2-му сословию, но 3-е может перейти во 2-е (по мере накопления собственности); > избирательное право имеют 1-е и 2-е сословие; > во главе Думы — канцлер, назначаемый царем. 3. Конечную цель Сперанский видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права. Законодательная власть оставалась в руках царя и высшей бюрократии, но суждения Думы должны выражать «мнение народа». Вводились гражданские права: «Никто не мог быть наказан без судебного приговора». 4. Александр I в целом одобрил политическую реформу Сперанского, но решил проводить ее постепенно, начав с самого простого. В 1810 г. был создан Государственный совет, который рассматривал проекты законов, разъяснял их смысл, контролировал министерства; во главе его встал Сперанский. В 1811 г. были изданы постановления о функциях министерств, о Сенате. Но высшее дворянство выразило свое крайнее недовольство проводимыми реформами. Александр I, помня о судьбе своего отца, приостановил реформы. 5. В 1807 г. Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, что крайне негативно отразилось на ее экономике. В этих условиях Александр I поручил Сперанскому разработать проект оздоровления экономики. 6. В 1810 г. Сперанский подготовил проект экономических реформ. Он включал в себя: > прекращение выпуска не обеспеченных ценностями облигаций; > необходимость выкупить бумажные деньги у населения; > резкое сокращение государственных расходов; > введение специального налога на помещичьи и удельные имения; > проведение внутреннего займа; > введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными крестьянами и составлял 50 копеек в год; > введение нового таможенного тарифа; > запрет на ввоз предметов роскоши. 7. Критика реформ Сперанского усиливалась, к ней присоединился историк Н. М. Карамзин — идеолог просвещенного абсолютизма. Сперанского даже обвинили в предательстве из-за симпатий к Наполеону. Александр I принял решение об отставке Сперанского, который в марте 1812г. был сослан в Нижний Новгород, затем переведен в Пермь. 8. Реформы Михаила Сперанского практически на столетие обогнали время их создания. Но проекты «светила русской бюрократии» составили ту основу, на которой в 50—60-х годах ХIХ века разрабатывались либеральные реформы в России. Проекты реформ Сперанского вызвали большое недовольство у верхушки государства, поэтому большинство из них так и не было осуществлено.
Николай I отвергал идеи либерализма, конституцию, с пренебрежением относился к духовной стороне жизни. Это был милитарист, суровый и неприхотливый в быту. В людях и чиновниках больше всего ценил исполнительность и покорность. Понимал неизбежность реформ, но не решался отменить крепостное право, укреплял самодержавие, опираясь на армию и чиновничество, жестоко преследовал любую крамолу в России и за рубежом, за что получил прозвище «жандарм Европы». 3. После подавления восстания декабристов было создано III Отделение, которому поручались все политические дела и контроль за умонастроениями. Начальником III Отделения и шефом корпуса жандармов стал барон А. X. Бенкендорф, личный друг Николая I. Прежде всего стали выявляться и преследоваться любые оппозиционные кружки. Под жесткий цензурный контроль была поставлена печать. Цензоры должны были запрещать статьи и книги, в которых порицался монархический строй, критиковалась церковь.
Осуществлённые при Алекс 1 реформы Реформа высших органов управления [править] Негласный комитет
С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа». «Негласный комитет», функционировавший до 9 ноября 1803 года, за два с половиной года рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета», крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 года и ряд внешнеполитических мероприятий. [править] Государственный совет
Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского "Введение к уложению государственных законов") Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарем был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.
Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. В состав Государственного совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах. [править] Сенат
8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.
В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров. [править] Святейший Синод
Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.
С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения. [править] Министерская реформа
8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии (ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I):
иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения.
Дела теперь решались единолично министром, отчётным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений; отделения — на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.
12 июля 1810 года вышел подготовленный М. М. Сперанским манифест «О разделении государственных дел на особые управления», 25 июня 1811 года — «Общее учреждение министерств».
Этот манифест разделял все государственные дела «в порядке исполнительном» на пять главных частей:
внешние сношения, которые находились в ведении министерства иностранных дел; устройство внешней безопасности, которое поручалось военному и морскому министерствам; государственная экономия, которой ведали министерства внутренних дел, просвещения, финансов, Государственный казначей, Главное управление ревизии государственных счетов, Главное управление путей сообщения; устройство суда гражданского и уголовного, которое поручалось министерству юстиции; устройство внутренней безопасности, вошедшее в компетенцию министерства полиции.
Манифестом провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления — министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий[6].
Число министерств и приравненных к ним Главных управлений таким образом достигло двенадцати. Началось составление единого государственного бюджета.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 2730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.69 (0.007 с.) |