Нижний новгород: (ннгу) им. Н. И. Лобачевского, 2011. - 55 С. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нижний новгород: (ннгу) им. Н. И. Лобачевского, 2011. - 55 С.



Нижний Новгород: (ННГУ) им. Н.И. Лобачевского, 2011. - 55 с.

Преподаватель Новокрещенова Т.М.

Экзамен был сдан на ПЯТЬ.

Общественный строй Древней Руси. Социальная дифференциация общества.

Общ строй Древней Руси- феодальный.

 

Бояре из дружинников князя превращаются в его вассалов, наделяются вотчиной и занимаются земледелием, усиливая эксплуатацию крестьян-общинников, которые становятся от них зависимыми являются главной рабочей силой. В результате военных походов захваченные пленные превращаются в рабов(холопов), которые выполняют вспомогательные хозяйственные функции.

Социальная организация общества восточных славян в начале IX в. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежит собственность феодала на основное средство производства- землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят им за пользование землей налог. Выделяются два основных класса - крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. Зависимое население состояло из:

- закупов - разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем;

- рядовичей - зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»);

- изгоев - обедневших выходцев из общин;

- холопов - зависимых людей, находившихся на положении рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине;

- всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди.

Класс феодалов составляла военно-княжеская знать -- представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники.

Феодалы: великий князь, местные князья, бояре, дружина князей,служилые люди.

 

 

Зависимые крестьяне (прежде всего смерды) Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей.

Зависимое население состояло из:

- закупов - разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем;

- рядовичей - зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»);

- изгоев - обедневших выходцев из общин;

- холопов - зависимых людей, находившихся на положении рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине; Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами.

 

-рабов-пленников называли "челядь". Они были полностью бесправны.

 

Экономический строй Древней Руси. Землевладение в Киевской Руси. Собственность на землю и иммунитеты.

Экономический строй Древней Руси.

Киевский князь, собирая дань (полюдье) с обширных земель, мог содержать

Многочисленную челядь, различных дворцовых слуг, дружину, наместников

И волостелей.

 

Прибавочный продукт, получаемый племенем, позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело. Однако немаловажную роль играла и военная добыча. Военно-дружинная знать выдвигается на передний план как в племенах, так и в союзах племен. В ее состав в Х в. окончательно вливается и родоплеменная знать, туда же в IX—Х вв. начинают входить представители других слоев общества. В руках этих военно-дружинных объединений сосредоточивается вся полнота власти, для упрочения которой они начинают захватывать земли простых общинников. Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, они существовали уже не за счет добровольных приношений, а за счет обложения их данью, которая, правда, до середины Х в. не была еще фиксированной. Таким образом, с начала Х в. у восточных славян начался переход к феодальным отношениям.

 

Князь владел всеми землями. Он давал своим приближённым боярам или (служилым людям) земельные угодия за службу, на время этой службы или в собственность. Те могли раздать своим дружинникам, а они в свою очередь могли обосноваться на этой земле.

Иммунитеты

Бояре обладали иммунитетными правами. То есть они были не просто землевладельцами, в их руках (согласно иммунитетным грамотам) находились суд, управление, сбор податей и т.д.

в своих деревнях и селах.

 

 

Источники Русской правды.

Источниками кодификации были нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель по-разному оценивает эти обычаи: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление (≪дикая вира≫ налагалась на всю общину).Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и иногда связываются с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).Определенное влияние на эту кодификацию оказало византийское

каноническое право.

 

Право собственности

Вещное право предусматривало деление вещей на недвижимые (≪отчина≫) и движимые (≪живот≫), различало наследственное (≪вотчина≫) и временное (≪кормля≫) землевладение. Были определены способы возникновения права собственности: истечение срока давности владения, переход по договору, наследству, пожалование.

Защита земельной собственности — одна из важнейших частей Псковской Судной Грамоты. Земля принадлежала тому, кто ей владел не менее 4 лет, и при этом не было никаких попыток эту землю у него отобрать.

 

 

Наследственное право по Псковской судной грамоте знает наследование по закону и по завещанию. К наследникам по закону относились: переживший супруг, дети, родители, братья и сестры. Необходимо отметить, что сын лишался наследства, если отказывался содержать родителей и уходил из дому. Для оформления завещания требовалось составить «запись» — письменный документ, который передавался на хранение в Софийский собор в Новгороде или Троицкий собор в Пскове.

 

 

Образование Русского (Московского) централизованного государства в XV- первой половине XVI вв. (предпосылки, особенности формирования, форма правления).

Предпосылки

необходимость военного объединения перед лицом иноземных захватчиков,

и особенно борьба с Золотой Ордой.

Ослабление и распад Золотой Орды

Развитие сельскохозяйственного производства,

рост феодального землевладения и включение феодального хозяйства в торговые связи;

образование новых и укрепление старых городов – центров торговли и ремесла;

развитие экономических связей и товарноденежных отношений.

укрепление социального слоя дворянства

усиление классового сопротивления крестьянства перед классом феодалов встала задача удержать в узде крестьянство и довести до конца его закрепощение

 

 

Все это сыграло роль объединяющих факторов.

История собирания земель

Первые упоминания о Москве относятся к 1147г. Основателем Москвы считается киевский князь Юрий Долгорукий, который основал город на земле боярина Кучки.

В 1276г. сын Александра Невского московский удельный князь Даниил Алексанрович получил от монголо-татар ярлык на великое княжение и Москва стала одним из политических центров.

Возвышение Московского княжества.

Москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим пунктом Владимиро-Суздальского княжества, в начале XIV в. превращается в важный политический центр того времени.

 

Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которой было суждено со временем стать столицей великой державы. Причины возвышения Москвы:

1). Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель.

2). Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли.

3). Москва оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий.

4). Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.

Возникнув как город в XII в., Москва первоначально не была центром особого княжества. Лишь время от времени она давалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей. Только с конца XIII в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым таким князем был сын известного героя земли русской Александра Невского — Даниил. При нем в конце XIII — начале XIV вв. началось объединение русских земель, успешно продолженное его преемниками.

Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила — Иване Калите (1325—1340). При нем продолжалось собирание русских земель. К концу XIV в. Московское княжество настолько окрепло, что смогло начать борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Орде были нанесены первые сокрушительные удары, наиболее значительным из которых явилась победа русских войск под командованием князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. При Иване III объединение русских земель вступило в завершающую фазу. К Москве были присоединены важнейшие земли — Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли по Десне. В 1480г. после известного «стояния на Угре» Русь окончательно освободилась от татарского ига. Процесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, освободил Смоленск от литовского господства.

 

Особенности формирования

 

Хотя экономические связи в данный период и достигли существенного развития, они все же не были достаточно широки, глубоки и сильны, чтобы связать воедино всю страну. В этом состоит одно из отличий образования Русского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе. Там централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в XIV - XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении капитализма, буржуазных отношений.

Особенности образования Российского централизованного государства:

1. Отсутствие на Руси достаточных социально-экономических предпосылок для складывания единого государства. Так как, в Западной Европе:

· господствовали сеньориальные отношения

· ослаблялась личная зависимость крестьян

· усиливались города и третье сословие

На Руси:

· преобладали государственно-феодальные формы

· отношения личной зависимости крестьян от феодалов только формировались

· города находились в подчиненном положении по отношению к феодальной знати.

2. Ведущая роль в формировании государства внешнеполитического фактора.

3. Восточный стиль политической деятельности.

Форма правления

форма правления - монархия, поглощающая феодальные республики.

 

Во главе Русского государства стоял великий князь, именовавшийся начиная с конца XV в. '^государем всея Руси". В начальный период объединения русских земель в одно государство великий князь был типичным

монархом раннефеодального государства, хозяином в своей вотчине и первым среди равных ему удельных князей. Его власть определялась заключенными с вассалами договорами, ограничивалась широкими иммунитетными правами не только князей, но и бояр, и монастырей. По мере ликвидации политической самостоятельности отдельных княжеств и подчинения их Московскому великому князю его власть значительно усиливалась. Удельные князья и бояре постепенно превращались в подданных великого князя, сначала ограничивавшего, а затем полностью отменившего их иммунитет. С конца XV в. великий князь - глава государства, обладавший большими правами в области законодательства, управления и суда и распространявший свою власть на всю территорию сложившейся единой Руси.

 

13. Юридическое закрепощение крестьян в XV-XII вв.: причины и основные этапы оформления крепостного права (Юрьев день, законодательство о заповедных и урочных летах).

Причины

В целом в XIV—XVI вв. происходит усиление эксплуатации крестьян и увеличение размеров оброка и барщины.

В годы разрухи, вызванной опричниной и войнами, началось массовое бегство крестьян от своих господ.

С середины XV в. начался процесс всеобщего закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. устанавливал правило Юрьева дня — срок для перехода крестьян к другому хозяину.

 

в Судебнике 1550 г. В 1580 г. был издан Указ о заповедных летах (отменивший Юрьев день), в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян.

В 1597 г.был издан Указ об урочных летах, устанавливавший сроки сыска и возвращения беглых крестьян. Первоначально срок давности равнялся пяти годам, потом он неоднократно менялся, пока Соборное Уложение 1649 г. не отменило урочные лета, разрешив искать беглых бессрочно

 

Зависимое население. В годы разрухи, вызванной опричниной и войнами, началось массовое бегство крестьян от своих господ. Раньше крестьяне были прикреплены к земле хозяйством. В связи с этим они редко использовали предоставляемую законом возможность перехода от одного феодала к другому в Юрьев день. Теперь же, в условиях разорения, в поисках лучших мест они начали покидать свои земли. Мерой борьбы с миграцией крестьян и явилось их закрепощение. В 1580 г. был издан Указ о заповедных летах, отменивший Юрьев день. На следующий год началась всеобщая перепись крестьян, завершенная в 1592 г. Она создала юридические основания для поисков беглых крестьян. Чтобы облегчить споры между владельцами по поводу беглых, в 1597 г. был издан Указ об урочных летах, устанавливавший сроки сыска и возвращения беглых крестьян. Первоначально срок давности равнялся пяти годам, потом он неоднократно менялся, пока Соборное Уложение 1649 г. не отменило урочные лета, разрешив искать беглых бессрочно.

 

Судебник 1497 г.

Судебник 1497г. первый общерусский свод законов — был утвержден великим князем Иваном III и Боярской думой в сентябре 1497 г. Судебник основывался на нормах Русской Правды, Псковской судной грамоте, нормах обычного права, уставных грамотах и судебной практике.

Судебник 1497 г. преследовал две главные цели:

— распространить юрисдикцию великого князя на всю территорию централизованного государства; укрепления политического единства, усиления власти единого центрального правительства.

— ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель, уделов и областей.

Для содержания Судебника характерны следующие особенности:

• нормы права излагались без четкой системы;

• открыто закреплялись привилегии господствовавшего сословия;

• устанавливалось неравное положение зависимых сословий.

 

Статьи Судебника (всего 68) дают возможность понять многие стороны общественно политической жизни Руси того времени например, усиление власти великого князя, увеличение влияния дворянства, ограничение прав кормленщиков, появление понятия судебных инстанций и многое другое.

 

Опричнина.

 

были проведены следующие реформы:

> военная;

> судебная — был принят новый общерусский Судебник 1550 года;

> церковная;

> реформы центрального и местного управлений.

Земская

Губная

Введение Опричнины

Высшими органами власти при Иване Грозном были:

"Избранная рада", Боярской дума и Земские соборы

Также В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвленная система приказов

 

"Избранная рада" (по другому - "Ближняя дума") из особо доверенных лиц, назначенных царем. Это был совещательный орган, решавший вместе с царем все наиболее важные вопросы управления государством, оттеснивший на время Боярскую думу.

Царь - глава государства - обладал большими правами в области законодательства,

управления, суда. Но правил он не единолично, а вместе с Боярской думой и Земскими соборами.

 

Появление Земских соборов

Появление — результат объединения рус. земель в единое государство, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые созваны в середине 16 в., в годы обострения классовой борьбы, особенно в городах. Народные восстания заставили феодалов сплотиться для проведения политики, укрепляющей государственную власть, экономическое и политическое положение господствовавшего класса.

Одна из основных причин создания Царь хотел противопоставить земский собор боярской думе.

 

Принципиально новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху для поддержания крупных мероприятий - ведения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари, опираясь на земские соборы, могли через них проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы. Первый собор (названный собором примирения) царь и феодалы, напуганные восстанием горожан в Москве, созвали в 1549 г. Этим способом господствующей верхушке удалось несколько утихомирить недовольных. Создавалась видимость привлечения к государственному управлению не только бояр и дворян, но и других слоев населения. В земские соборы входили царь, Боярская дума, верхи духовенства - Освященный собор в полном составе. Они являлись как бы верхней палатой, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество). Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и прежде всего торговые люди, участие которых было особенно важно для решения различных денежных проблем (для обеспечения средствами при организации ополчения и др.). Все земские соборы можно условно разделить на четыре основные группы: 1) соборы, которые созывал царь по своей инициативе; 2) соборы, которые созывал царь, но по инициативе сословий; 3) соборы, созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него; 4) соборы, избирающие на царство.

 

Опричнина

Решительным политическим актом самодержавной власти стала опричнина (1565—

1572). Иван IV предпринял попытку подавить оппозиционное боярство и утвердить центральную власть. Вся территория государства была разделена на опричнину и земщину.

В опричнину (от слова «опричь» — кроме, особо), подвластную царю (царский удел), вошли земли, включавшие 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны. Здесь была своя Боярская дума, приказы, опричное войско. Остальная территория была названа земщиной, в ней сохранялись старые порядки во главе с боярами. Даже Москва была разделена на опричнину (Арбат, Пречистенка, Знаменка) и земщину. Из опричнины насильственно выселялись бояре-вотчинники, дворяне и приказные люди, если они добровольно не записывались опричниками; всеэто сопровождалось грабежами, убийствами со стороны опричников. Противников опричнины уничтожали.

Изъятые у боярства земли раздавались опричникам-дворянам и феодальной знати, верной царю. Было создано специальное опричное войско составившие ударную силу и репрессивный механизм опричнины. Сначала из одной тысячи, потом оно было доведено до пяти тысяч человек. Политической целью опричнины было истребление ≪боярской крамолы≫, т.е. функция политической полиции (структуры, которая появится в России лишь к концу XVII в.). Особый корпус опричников (6000 человек) должен был выполнять эти задачи.

Когда была отобрана первая тысяча опричников, они в присутствии митрополита, всего кремлевского духовенства и бояр дали клятву быть верными государю великому князю и его государству, искоренять «крамолу» и сообщать обо всем дурном, что замышляется против царя и его государства. Опричники приделывали к седлам коней собачьи головы и метлы, что символизировало их собачью преданность царю и решимость вымести всякую измену. Опричники превратились в полицейскую силу государства, подозреваемых в измене пытали и казнили.

Братоубийство в стране вызвало недовольство и смутные толки в народе.

 

 

Розыск и суд

Обвинительно-состязательный процесс, или суд, применялся при рассмотрении имущественных споров и мелких уголовных дел.

Суд начинался с подачи заинтересованным лицом челобитной жалобы. Затем пристав вызывал в суд ответчика. Последнему при наличии уважительных причин предоставлялось право дважды не являться в суд, однако после третьей неявки он автоматически проигрывал процесс. Выигравшая сторона получала соответствующую грамоту.

В системе доказательств существенных изменений не произошло. Использовались свидетельские показания, письменные доказательства, присяга, жребий.

В качестве свидетельских показаний применялись ссылка из виноватых и общая ссылка. Первая заключалась в ссылке стороны на показания свидетеля, которые должны были совпасть с утверждениями ссылающегося. При несовпадении дело проигрывалось. Во втором случае обе спорящих стороны обращались к одним и тем же свидетелям. Их показания являлись основой решения дела.

В качестве доказательств применялись «общий обыск» и «повальный обыск» — опрос всех свидетелей относительно фактов совершения преступлений или конкретного подозреваемого лица.

Судоговорение в обвинительно-состязательном процессе было устным. Каждая стадия процесса (вызов в суд, поручительство, вынесение решения и т. д.) оформлялась особой грамотой.

Розыскной процесс, или сыск, применялся по наиболее важным уголовным делам. Дело в розыскном процессе, как и по Судебнику 1497 г., могло начинаться с заявления потерпевшего, с обнаружения факта преступления или с наговора. Государственным органам, которые вели следствие по делу, предоставлялись широкие полномочия. Они опрашивали свидетелей, проводили пытки, применяли «обыск» — опрос всех свидетелей и подозреваемых и др.

Глава XXI Соборного уложения регламентировала использование пыток. Основанием для ее применения обычно служили результаты «обыска». Пытку можно было применять не более трех раз с определенным перерывом. Показания, данные при пытке, должны были быть подтверждены другими доказательствами. Показания пытаемого протоколировались.

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721г. патриаршество былоликвидировано, для управления церковью был создан "Святейшийправительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической ролицеркви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократическогоаппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия

во всякого рода реакционных заговорах. Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии

петровского времени "княжескую " систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на

исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране

интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для

народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь

стала послушным орудием власти.

 

Уничтожение холопства

Произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие. Как известно, холопство — институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имевший тясячелетнюю историю и развитое право. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права, что и являлось общей платформой для их последующего слияния.

податная реформа. Введение подушной подати, которой предшествовала перепись душ мужского пола, означало установление порядка жесткого прикрепления каждого плательщика к тяглу в том месте проживания, где его записали для выплаты подушной подати.

Государственного строя

Учить верхнее

В 1845 г. императором Николаем I был утвержден новый уголовный кодекс — Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Кодекс был введен в действие в 1846 г. Уложение также состояло из разделов, глав и статей. Общее количество статей - 2224.

В соответствии со ст. 4 Уложения под преступлением понималось как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исполнительного законом предписано.

В Уложении 1845 г. устанавливались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

Уложение вводило следующие основания, устраняющие уголовную ответственность: случайность, малолетство, безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка, принуждение, непреодолимая сила и необходимая оборона.

Субъективная сторона выражалась в совершении преступления умышленно либо по неосторожности.

Уложение устанавливало виды соучастия в преступлении: по предварительному сговору участников и без предварительного сговора. Соучастники делились на зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей и укрывателей.

Система преступлений стала более сложной. Можно выделить следующие виды преступлений: преступления против веры, государственные преступления, преступления против порядка управления, должностные преступления, имущественные преступления, преступления против благочиния, преступления против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц и др.

Система наказаний состояла из уголовных и исправительных наказаний. Наказания подразделялись на главные, дополнительные, заменяющие.

К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ. Лишение всех прав состояния означало: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.

К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав и преимуществ, ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в тюрьме, крепости, смирительном или работном доме, арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания, внушения. Лишение всех особенных прав и преимуществ состояло в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном.

Судебный процесс носил инквизиционный характер. Решающая роль отводилась полиции — на нее возлагалось следствие и исполнение приговора.

Следствие разделялось на предварительное и формальное. Основаниями для возбуждения дела служили: донос, жалоба отдельных лиц, инициатива государственных органов (прокурора, стряпчих, полиции). После окончания следствия дело передавалось в суд.

На судебном заседании один из членов суда либо секретарь докладывали дело. Свидетели и эксперты в суд обычно не вызывались. Обвиняемому не принадлежала активная роль в судебном процессе, он был его объектом.

Доказательства подразделялись на совершенные и несовершенные. К совершенным доказательствам относились: собственное признание обвиняемого, письменные доказательства, заключение медицинских экспертов, абсолютно одинаковые показания двух свидетелей. Несовершенными доказательствами были: внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями, оговор посторонних лиц, повальный обыск, показания одного свидетеля, улики.

По тяжким уголовным делам суд первой инстанции составлял «мнение» и направлял его для утверждения и вынесения приговора в палату уголовного суда. Дела по незначительным преступлениям рассматривались в сокращенном составе полицейскими чиновниками.

Земская реформа.

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес­сословные выборные органы местного самоуправления — зем­ства. Они были призваны привлечь к решению местных про­блем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

3. В ведении земств находились вопросы местного значения:

> строительство и содержание дорог на местах;

> открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

> оказание продовольственной помощи населению в неуро­жайные годы;

> оказание агрономической помощи крестьянам;

> сбор статистических сведений.

4. В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, и земские уп­равы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три ку­рии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (го­родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В зем­ские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сосло­вий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

5. Несмотря на то что сфера деятельности земств была ограни­ченной, они сыграли позитивную роль в культурной и хозяй­ственной жизни на местах. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии и самодержавию.

Городская реформа 1870 г.

 

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы; они веда­ли в основном хозяйственными вопросами:

> благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

> организация местного здравоохранения, открытие больниц-> забота о народном образовании, открытие школ' > открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

> содержание полиции, тюрем;

> организация противопожарных мер;

> занятие благотворительностью.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель­цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще­ственном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались поли­тикой.

Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном развитии городов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни. Вместе с тем органы городского самоуправления, как и земские органы, находились под постоянным контролем государственных административных и полицейских учреждений.

 

Судебная реформа 1864 г.

В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принци­пах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, со­стязательный, независимый суд, предусматривалась выбор­ность некоторых судебных органов. Новое судопроизводство означало:

> одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, незави­симо от того, к какому сословию они принадлежали;

> суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;

> вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

> присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кро­ме рабочих и прислуги), — 12 человек определяли винов­ность или невиновность подсудимого;

> меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смер­тной казни могли приговорить только специальные органы

(военный суд или Сенат);

> судьи назначались правительством, но уволить их можно

было только по суду — это важнейший принцип судебного

устройства, принцип несменяемости судей.

Провозглаша­ется отделение судебной власти от административной, незави­симость и несменяемость судей.

3. Были учреждены две системы судов:

> мировые — суды, которые рассматривали мелкие уголов­ные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создава­лись в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сена­том;

> общие — окружные суды, создававшиеся обычно в преде­лах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколь­ко судебных округов. Окружной суд назначался императо­ром и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные пре­ступления чиновников и политические дела. Если реше­ние принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них — то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей ин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.133 с.)