Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деловые отношения Московской Руси (XIV-XVIв.).

Поиск

В результате монгольского нашествия тяжелый урон понесли города Северо- восточной и Южной Руси: прерывались традиционные торговые связи, уводились в полон сотни ремесленников, утрачивались технологии ряда ремесел (стеклоделие, ювелирное дело – скань, перегородчатая эмаль и др.). Экономическое развитие русских земель и динамика развития предпринимательства замедлились.

В XIV в. в связи с возрождением городской экономики в Северо-восточной Руси, когда-то незначительные населенные пункты превращаются в крупные ремесленно-торговые центры (Москва, Тверь, Нижний Новгород). Центром объединения русских земель становится Московское княжество, территория которого к середине XVI в. составляла 2580 тыс. кв. км..

Развитие предпринимательства в XIV-XVI вв. удобнее всего рассматривать по периодам.

Первый условный период развития предпринимательства в Московском княжестве включает XIV-XV вв.

Основной хозяйственной единицей в то время являлись княжеские и удельных феодалов вотчины. Вся предпринимательская деятельность зависла от князя, поскольку именно он являлся основным земельным собственником. Предпринимательство развивалось слабо ещё и по причине господства натуральной системы хозяйствования. Все произведенное в замкнутом хозяйстве шло на удовлетворение внутренних потребностей. По сути, ещё свободные от экономической кабалы крестьяне и являлись тогда основными предпринимателями, т.к. возили свои продукты на рынок. Изделия ремесленного производства изготавливались в основном на заказ, а не на рынок. Политическая нестабильность и обременительная дань не способствовали расширению производства и достижению прибавочного продукта. Выручка хранилась в кубышке (сосуд сферической формы). Основными заказчиками в этот период выступали государство в лице князя и церковь. Это способствовало развитию отдельных отраслей производства таких, как оружейное и монетное дело, литье колоколов и изготовление различной церковной утвари.

В конце XIV- начале XV вв. наблюдается возрождение нарушенных торговых связей между русскими городами. Новгород Великий, Псков, Смоленск, Москва, Тверь, Нижний Новгород превращаются в центры внутренней и внешней торговли. По свидетельству источников на областных рынках торговали преимущественно зерном, солью, пушниной, льном, рыбой. Помимо феодалов и крестьян, появляются специализированные торговцы-перекупщики, например «прасолы», торгующие солью и мясом и «хлебопродавцы».

Выделим основные препятствия для развития торгового предпринимательства:

1. «Опасные дороги»: местные разбойники, бродячие татарские отряды грабили купцов, осложняя торговлю между удельными княжествами;

2. Высокие таможенные и другие пошлины. Сборы производили при пересечении границ удельных княжеств, при проезде по мостам (мыто), за сопровождение товара (отдельно с каждого человека), за взвешивание товара и т.д.

 

Со временем усиливающаяся великокняжеская власть из соображений экономической целесообразности (торговля обогащала княжескую казну) оказывала купцам своё покровительство и защиту: а) для охраны купеческих караванов снаряжались специальные воинские отряды, б) заключались договоры о безрубежной торговле (например, договор между Новгородом и Тверью в 1363г., в) ограждали купцов от чрезмерных злоупотреблений удельных князей и пр.

Таким образом, деловые отношения приближали политическое объединение отдельных княжеств в единое государство.

Новым явлением купеческой жизни стало расслоение торговых людей. Первый вид дифференциации предполагал деление купцов на худших, средних и лучших. К худшим относились мелкие ремесленники и торговцы, чья торговая деятельность ограничивалась городским посадом; торговые операции средних людей, не были большими, но достаточно регулярными. «Лучшие люди» являлись привилегированными купцами, занимающимися производственной деятельностью на рынок. Они владели винокуренными заводами, мельницами, кожевенными предприятиями, солеварнями и имели в различных городах торговые лавки. Облик русского предпринимателя XIVв. определяла именно эта социальная категория русского купечества.

Второй вид дифференциации происходил внутри категории «лучших людей». Верхнюю ступень иерархии занимали «гости»: купцы, торгующие с заграницей. Эти представители крупного капитала делились в свою очередь на высших и низших. Высшие торговали с ганзейским торговым союзом, низшие вели торг на берегах Сурожского (Азовского) моря.

Крупнейшим предпринимателем средневековья становится церковь. Масштабное производство и торговля в первую очередь относится к монастырям Северо-восточной Руси, владевших вотчинами, рыбными промыслами, соляными варницами. Первоначальным и основным мотивом предпринимательской инициативы являлась необходимость прокорма братии и содержания монастырского хозяйства. Предпринимательство монастырей стимулировалось льготами, которые они получали от Золотой Орды (освобождение от десятины) и от князя (право беспошлинной торговли). Такими привилегиями пользовались Спасский ярославский монастырь, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, суздальский Спасо-Ефимьев, вологодский Глушецкий, подмосковный Троице-Сергиев. Однако, с конца XV в. по мере усиления великокняжеской власти привилегии церковной торговли начинают ограничиваться.

Наиболее крупные капиталы в рассматриваемый период сосредотачивались во внешней торговле. Торговые операции уже упомянутых «гостей» устанавливали основные направления внешней торговли.

Купцы-сурожане представляли южное направление внешней торговли. Специфика торговли сурожан заключалась в посредничестве между Севером и Югом. На рынках Сурожа (Судак) и Кафы (Феодосия) торговали пушниной, кожей, шелком, коврами, красителями, пряностями и прочими экзотическими товарами. Главными покупателями были князья, церковь и зажиточные слои населения. Возможность продавать по цене значительно выше себестоимости обеспечивалась отчужденностью рынка сбыта от рынка производства. Купцы-сурожане (Саларевы, Шиховы, Языковы, Ховрины) получавшие огромные прибыли имели возможность не только торговать в долг, но и кредитовать князей.

Купцы-суконники представляли западное направление внешней торговли (через Новгород в Западную Европу). Главным предметом торговых операций являлось западноевропейское (английское, бельгийское, немецкое) сукно и серебро, использовавшееся для чеканки денег, изготовления дорогих украшений, праздничной утвари, а также выплаты дани.

Социальный статус «гостей» был настолько высок, что в летописях при перечислении они упоминались сразу же за князьями и боярами. Влиятельность и значительность привилегированного купечества подтверждается археологическими артефактами. Так на территории Кремля обнаружены жилые каменные палаты возведенные купцами Ховрин-Головиным и Тараканом для себя.

Предпринимались попытки развернуть внешнеторговые операции с Индией и Персией. Не смотря на то, что особого успеха они не имели информация, полученная в ходе торговых экспедиций, вошла в состав летописных сводов в качестве важнейших государственных документов. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина содержащее описание путешествия в загадочную Индию и «Хождение гостя Василия» (оба документа относятся к концу XV века) содержащее описание городов Ближнего Востока и Малой Азии, имеют не только важное научное значение, но и являются интереснейшими памятниками литературного творческого наследия средневековой Руси.

Благодаря внешней торговле происходит оживление денежного обращения. В ряде княжеств (Московском, Рязанском, Тверском) началась чеканка собственной мелкой серебряной монеты – деньги. При московском князе Василии II Темном был создан большой монетный двор, началось количественное ограничение типов выпускаемой монеты. С 1534 г. основной расчетной единицей денежной системы всей России сделался московский рубль.

Подведем итог состоянию российского предпринимательства в XIV-XV вв.. В рассматриваемый период предпринимательство по прежнему организовывалось в сфере торгового обмена. Главными сдерживающими факторами предпринимательской активности было натуральное княжеское хозяйство и политическая раздробленность. Процесс централизации государства сопровождался бюрократическим и налоговым гнетом. Представители купеческого сословия, подобно другим сословиям не были гарантированы от великокняжеского произвола т.к. рассматривались властью как государевы слуги.

Новым этапом в развитии предпринимательства становится XVI век. Предпринимательство в этот период развивается в условиях складывания единого централизованного государства, что одновременно стимулировало и сковывало экономическую активность населения средневековой Руси.

В этот период наблюдается дальнейшее увеличение числа городов (140 – в начале века, 230 – к концу). Процесс градообразования сопровождался ростом численности торгово-ремесленного населения. Оживлению торговли способствовали внешнеполитические успехи. После присоединения Казанского и Астраханского ханств под контролем России оказался весь Волжский торговый путь, что благоприятно сказалось на торговле через Каспийское море. Присоединение и освоение Сибири чрезвычайно расширило и обогатило внутренний рынок России. В ходе реформ XVIв. были ликвидированы свободные слободы, их приписывали к посадскому населению. Купцы сливались с другими слоями городского населения в одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять в отношении государства главные повинности – отбывать казенную службу и платить подати. Кроме того, опричная политика, поражение в Ливонской войне, падение роли Новгорода и Пскова как торговых центров на Руси – таковы были основные условия развития предпринимательства в XVI веке.

В данный период Москва становится одним из крупнейших экономических центров, обслуживающих не только местное население, но и потребности всего государства. С 1535 г. центром московской торговли становится Китай-город. Оптовая торговля велась в гостиных дворах, куда обязаны были свозить свои товары иногородние и иноземные купцы. К этому времени существовали уже отдельные дворы для приезжих купцов – Устюжский, Английский, Армянский и Литовский. Менялся в XVIв. и деловой мир. Купечество в зависимости от величины капитала объединялось в три корпорации: гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен, которые имели выборных голов и старшин и пользовались определенными правами в торговле. Кроме того представители привилегированного купечества приглашались в заседания Земского собора. Их численность была невелика: к началу XVIв. около 30 человек.

Широкое распространение получает ярмарочная торговля. Важнейшим центром ярмарочной торговли становится Архангельский порт. После прибытия в мае 1553г. в устье Северной Двины английского корабля, по личному распоряжению Ивана Грозного английские купцы получили право беспошлинной торговли во всех городах государства, право иметь дома, лавки, нанимать слуг, работников. Англичане получили также право транзитной торговли со станами Востока (это право вскоре было отменено). В Москве на Варварке им были предоставлены каменные палаты, где разместилась созданная специально для монопольной торговли с Россией Московская компания (подразделение Ост-Индской компании). Из России англичане вывозили пеньку, канаты, смолы, деготь, воск, пушнину, кожи, лен, мед и т.п. В Россию ввозили золото, серебро, серебряную посуду, олово, ювелирные украшения, жемчуг, разное сукно, сахар, муку, лекарственные препараты, пряности и т.д. Пользуясь благосклонностью Ивана Грозного, англичане устраивали свои пристани, поселки, заводы для обработки русского сырья, мастерские. Российские купцы получили в Англии такие же привилегии, в том числе и собственное подворье в Лондоне. Однако воспользоваться такими эксклюзивными правами и извлечь из этого полноценную выгоду они не могли, т.к. Россия не имела своего морского флота. Московская компания успешно торговала до середины XVIIв., когда в 1649 г. царь Алексей Михайлович издал указ о выдворении английских купцов из страны.

Кроме английских торговых судов Архангельская ярмарка принимала негоциантов из Голландии, Дании, Норвегии, Франции. Однако, всего за период навигации в Архангельск приходило не более 40 судов (для сравнения, Амстердамский порт за сезон обслуживал 400-600 судов).

Отсутствие единой монетной системы, единой системы налогообложения и таможенных пошлин серьезно сказывалось на торгово-предпринимательской деятельности. Денежная реформа, проведенная правительством Елены Глинской в 1535-1538 гг. обеспечила чеканку единых по весовым нормам и однообразных по внешнему виду серебряных монет – «новгородок» (копейка) весом 0,68 г., «московок» (деньги) весом 0,34 г. и полушек весом 0,17 г.. Чеканили деньги на монетных дворах Москвы, Новгорода и Пскова. Эти меры существенно оздоровили предпринимательскую ситуацию и обеспечили благоприятные условия для торговых операций.

В рассматриваемый период наблюдается повышение роли государства в организации ряда отраслей производства. В первую очередь это касается промышленности. Ещё в 1479 г. в Москве было основано первое крупное государственное предприятие (по сути мануфактура) по производству огнестрельного оружия – Пушечный двор, где наряду с пушками, также отливали и колокола, а к 1547 г. относится первое упоминание об Оружейной палате. Государственной отраслью экономики в XVI в. становится строительное дело. Все крупные строительные работы в стране выполнялись под руководством Приказа каменных дел. К государственному предпринимательству в XVI в. следует отнести и организацию «государева полотняного дела», которое находилось в управлении Дворцового приказа.

Особенностью промышленного предпринимательства этого периода помимо того, что оно было государственным и обслуживало нужды государства, являлось и то, что это была мануфактура рассеянного типа (рабочие такой мануфактуры трудятся по домам). Например, организация Тульской оружейной слободы, учрежденная царской грамотой от 1595г.. Казенные мастера-оружейники жили в окруженной крепостной стеной части города, освобождались от податей и повинностей, за что должны были выполнять государственные заказы по изготовлению стрелкового оружия.[1]

Что касается частного промышленного предпринимательства, то оно находилось в стадии становления из-за позиции государства, монополизировавшего этот вид деятельности, отсутствия как реального потребительского рынка, так и собственных разрабатываемых месторождений цветных и благородных металлов. Одним из немногих исключений, в истории частного предпринимательства, является добыча и сбыт соли. На этот продукт был постоянный и высокий спрос, что способствовало разработке новых источников, не смотря на большое количество старых соляных месторождений.

В Восточном Поморье крупнейшим центром добычи соли стала Соль Вычегодск. Именно там в XVIв. Развернулась предпринимательская деятельность Строгановых, которые олицетворяют наиболее яркий образ промышленника – купца эпохи Ивана Грозного. Строгановы были не только владельцами многочисленных солеварен, но также пушных, рыбных, рудных промыслов и производств, связанных с этими видами деятельности.

Наряду с купечеством в XVI в. предпринимательской деятельностью занимались крупные монастыри и часть крестьян (преимущественно в северных районах страны).

Повышение роли государства проявилось также в возрастании торговых пошлин и прочих повинностей купцов. С этого времени укоренилось правило выполнения купечеством разного рода казенных служб, не связанных непосредственно с их профессиональной деятельностью. В прежние времена государственные повинности для купечества носили эпизодический характер. Теперь казенная служба приобрела характер постоянной повинности. Наиболее тяжелым видом повинности являлось содержание иностранных послов. Посольский приказ распределял прибывшие посольства по дворам именитых купцов (чем богаче купец, тем более высока вероятность исполнения этой повинности). Так как дипломатические вопросы в те времена быстро не решались, купцу приходилось иногда содержать посольство (от 30 до 100 человек, включая слуг) по году и более что было невыгодно и обременительно. Одновременно существовали иные ограничения на предпринимательскую деятельность. Например, продавать товар разрешалось в строго определенном месте, купцам запрещалось ходить по торговым рядам и предлагать свой товар.

Таким образом, в торговле и ремесленном (промышленном) производстве означенного периода складывались условия для новых тенденций в развитии российского предпринимательства, проявившиеся в последующих столетиях. В XVI в. ещё не начался процесс перетекания купеческих капиталов в промышленность, как не началось ещё и формирование всероссийского экономического рынка, но начали складываться предпосылки для этого процесса.

 

Рекомендуемая литература:

1. Бессолицын А.А. История российского предпринимательства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050400 Социально-экономическое образование. Москва: МФПА, 2010.

2. Думный В.П. История предпринимательства в России. Учебное пособие. М., 1999.

3. История предпринимательства в России: В двух книгах. М.: РОССПЭН, 2000.

4. Черняк В.З. История предпринимательства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2010.

5. Балашова И.А. Институциональные особенности предпринимательства и благотворительности в России. IX - начало XXI вв. Москва: Станкин, 2007.

6. Кулишер И.М. Очерк истории русской торговли. М.- Л., 1923.

7. Платонов О.А. 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов. М.: Современник, 1995.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.151 (0.013 с.)