Новомосковский институт (филиал) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новомосковский институт (филиал)



Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет

Им. Д.И. Менделеева»

Новомосковский институт (филиал)

И С Т О Р И Я

Методические указания и планы

для студентов I курса очной формы обучения

Квалификации «бакалавр»

 

Новомосковск

 

 

УДК 91/93

ББК 63.39 (2)

И 907

 

Рецензент:

Доцент, к. экон. н. Суркова Т.В.

(НИ (ФГБОУ ВПО РХТУ им. Д.И. Менделеева

 

 

Составитель Ю.А. Шакиров.

И 907 «История». Методические указания и планы семинаров для студентов I курса очной формы обучения квалификации «бакалавр» / ФГБОУ ВПО Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Новомосковский институт (филиал), Новомосковск, 2014. – 32 с.

 

Методические указания состоят из планов семинарских занятий с разделением на темы с вопросами. К каждой теме семинара приводится список литературы, перечисляются темы докладов, вопросы для дискуссии. Даются советы по подготовке к семинару. Уровень своих знаний студенты могут проверить по контрольным тестам.

Предназначены для студентов, изучающих вузовскую дисциплину «История».

 

 

УДК 91/93

ББК 63.39 (2)

 

 

© ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический

университет им. Д. И. Менделеева»,

Новомосковский институт (филиал), 2014.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение………………………………………………………………………4

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

«История»………………………………………………………………………4

Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям …………6

Семинар: История в системе социально-гуманитарных наук (4 часа) ….8

Семинар: Групповая дискуссия по вопросам исследования

исторической науки и исторических источников (2 часа)……………….... 9

Семинар: Особенности становления государственности в России (2 ч.)...10

Семинар: Групповая дискуссия по вопросам становления

государственности в мире (2 часа)…………………………………………. 11

Семинар: Русь в XIII-XV вв. (4 часа)……………………………………... 12

Семинар в диалоговом режиме по рассмотрению развития России

и мира в XIII-XV вв. (4 часа)…………………………………………………13

Семинар: Укрепление самодержавия при Иване IV Грозном.

Смутное время (3 часа)………… ……………………………………………14

Семинар в диалоговом режиме по рассмотрению развития

России и мира в XVI-XVII вв. (1 час)………………………………………..15

Семинар: Реформы Петра I. Россия на рубеже XVIII-XIX вв.

(4 часа)…………………………………………………………………………16

Семинар в диалоговом режиме по рассмотрению развития

России и мира в XVIII-XIX вв. (2 часа)……………………………………...17

Семинар: Место ХХ в. во всемирно-историческом процессе (2 часа)….. 18

Семинар: СССР во второй мировой войне (2 часа)………………………..19

Семинар: Групповая дискуссия по рассмотрению проблем России

и мира в ХХ в. (2 часа)………………………………………………………20

Семинар: Россия на пути радикальной социально-экономической

модернизации. Россия в начале XXI в. (2 час)…………………………….. 21

Семинар: Групповая дискуссия по рассмотрению проблем России

и мира в XXI в. (2 часа)…. ………………………………………………….22

Вариант итогового теста по дисциплине «История»……….. …………….23

Ключ к тесту по дисциплине «История»……………………………………28

Вопросы к контрольным работам……………………………………………28

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине

«История» для студентов 1-го курса дневного отделения…………………30

Основная и дополнительная литература…………………………………….31

Программное обеспечение …………………………………………………..32

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы ……….32

 

 

Введение

 

Учебный курс «История» является базовой дисциплиной «Гуманитарного, социального и экономического цикла» всех направлений подготовки бакалавров в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Цель освоения дисциплины – изучение российского исторического процесса в контексте мировой истории, формирование объективного и комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее прошлого и современности, месте в мировой и европейской цивилизации; развитие систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России.

Задачами учебной дисциплины являются:

– формирование у студентов современного исторического мышления в области истории и гуманитарных наук на основе исторической памяти, памяти поколений, воспитание чувства патриотизма

– исследование движущих сил и закономерностей исторического процесса; место человека в историческом процессе;

– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, социальные проблемы и процессы, происходившие в прошлом и происходящие в современном обществе.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины «История»

 

Изучение курса предусматривает проведение лекционных занятий, в основу которых положен проблемно-хронологический принцип; практические занятия с дискуссионным обсуждением вопросов; контрольные работы для формирования навыков использования исторических источников, научной и справочной литературы; индивидуальные и групповые консультации. Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами общекультурных компетенций (ОК-1, ОК-5, ОК-8, ОК-10, ОК-12, ОК-13), т.е. совокупности личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков), и способности самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История». В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями и соответствующими им знаниями, умениями и навыками

Таблица 1

№ п/п Формируемые компетенции Знания, соответствующие компетенции Умения, соответствующие компетенции Навыки, соответствующие компетенции
  Умение анализировать и оценивать исторические события и процессы - закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории; - основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; - отечественную историю как единый многогранный (экономический, политический, социальный и духовный) процесс на различных этапах ее развития - ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, применять основные принципы изучения истории: принцип объективности и принцип историзма; - обобщать, делать выводы из чередования явлений и событий; - выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому - анализа исторических событий и процессов, всесторонней и объективной их оценки; - извлечение уроков истории при ознакомлении с актуальными проблемами исторического развития России; - выявления общего и особенного в отечественной истории, что позволяет определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе
  Готовность уважительно и бе­режно относиться к историческому наследию и куль­турным тради­циям, толерантно воспринимать со­циальные и куль­турные различия; способность пони­мать движущие силы и закономер­ности историче­ского процесса, место человека в историческом про­цессе, политиче­ской организации общества   - ценности исто­рии и социальные и культурные традиции народов в различные эпохи отечест­венной и мировой истории, знать движущие силы и законо­мерности истори­ческого процесса и место самого человека в этом процессе, в политической ор­ганизации обще­ства - анализировать и оценивать ценности истории, социаль­ные и культурные традиции народов, ориентироваться в мировом историче­ском процессе, в движущих силах, месте и роли самого человека в истори­ческих собы­тиях, в политиче­ской организации общества на раз­личных этапах ис­тории, анализиро­вать и оценивать исторические цен­ности, социальные и культурные тра­диции народов - бережного и ува­жительного отно­шения к истории народов России и мира с учетом их социальных и куль­турных различий, владеть навыками анализа и оценки движущих сил и закономерностей в мировом историче­ском процессе, по­литической жизни общества, береж­ного отношения к истории народов России и мира с учетом их социаль­ных и культурных различий
           

Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по дисциплине «История». На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, вопросами, предложенными для дискуссий.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая материал необходимый для освоения поставленных вопросов.

3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях выдающихся российских историков Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, Н. И. Костомарова, и многих других, помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений.

Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию, а также учебное пособие по истории, подготовленное преподавателями кафедры «История, философия и культурология» Новомосковского института РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Во время полготовки необходимо помнить, что ограничиваться ознакомлением или просмотром текста недостаточно:

а) сформулируйте общее представление о произведении, целях его создания, дата написания, проанализируйте историческую ситуацию и политические условия его создания, определите причины, побудившие автора написать работу;

б) попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию;

в) попробуйте установить логические связи между отдельными частями исторической работы, составьте структурный план.

4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.

В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но в краткой форме раскрывается их основное содержание.

Частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспектная форма записи требует фиксации наиболее важных положений источника, приведения необходимых рассуждений, доказательств. В конспект можно включить и собственные замечания, размышления.

Конспект составляется в следующей последовательности:

а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;

б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.

5. К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы докладов. Подготовку доклада следует начинать с составления плана, подбора необходимого для выбранной темы материала. При подготовке доклада используется самая разнообразная литература: хрестоматии, научно-популярные книги, публикации в исторических журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Родина», «Военно-исторический журнал» и др., а также в центральных и местных газетах.

6. В целях доступного изложения содержания доклада и реферата студентам рекомендуется использовать средства визуализации:

а) иллюстрации;

б) демонстрационную презентацию докладов.

7. На семинарских занятиях студент должен:

а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;

б) внимательно следить за выступлениями;

в) уметь вести полемику с оппонентами;

г) активно участвовать в дискуссиях по актуальным проблемам истории.

8. Учет работы студентов по дисциплине проводится по балльно-рейтинговой системе, что позволяет студентам контролировать ход освоения дисциплины и предполагаемую оценку по итогам занятий.

Студент должен принимать участие в активных формах проведения семинаров:

- блиц-опросах;

- дискуссиях.

Успешное освоение дисциплины позволит студентам принимать активное участие в проводимых ежегодно всероссийских и региональных конференциях.

 

Семинар: История в системе

социально-гуманитарных наук (4 часа)

 

1. Место истории в системе наук. Объект и предмет историческойнауки

2. Роль теории в познании прошлого

3. Теория и методология исторической науки

4. Сущность, формы, функции исторического знания

5. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии

 

Вопросы для дискуссии

1. Какова цель изучения и сохранения истории?

2. Какие функции выполняет историческая наука в современном обществе?

3. Перечислите основные методологические подходы, используемые историками для познания прошлого.

4. Что является объектом и предметом исторической науки?

5. Назовите основные направления развития исторической науки.

 

Доклады

 

1. Теологический метод познания истории.

2. Субъективно-идеалистический метод познания истории.

3. Диалектико-материалистический метод познания истории.

4. Формационный и цивилизационный подходы в изучении исторического процесса.

Литература

 

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., Юрайт-Издат, 2009.

3. История России с Древнейших времен до наших дней / Под ред. Члена корреспондента РАН А.Н. Сахарова. М., Проспект, 2009.

4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/kovalchuk_metodi/

Вопросы для дискуссии

 

1. Перечислите источники, используемые учеными для получения достоверной исторической информации. Дайте им характеристику.

2. Каковы способы получения и сохранения исторической информации?

3. Назовите имя древнегреческой богини – покровительницы истории. Кого называют «отцом истории»?

4. Перечислите имена известных историков XVIII, XIX и ХХ столетий. Дайте характеристику исторического периода в момент их активной творческой деятельности.

Доклады

 

1. Античные историки.

2. Мифы об Иване IV Васильевиче Грозном.

 

Литература

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., 2009.

3. Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов – Москва: ИА РАН, 2011. – 382 с.

URL: http://padaread.com/?book=18551&pg=1

4. Злобин Е.В. О некоторых проблемах классификации и описания электронных документов как исторических источников // Круг идей: электронные ресурсы исторической информатики: Труды VIII конференции Ассоциации «История и компьютер». М.; Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2003.

URL:http://www.hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/Heuristics/Reader/ZlobinEV.pdf

5. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. Глава 3. Исторический источник и исторический факт /

URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/kovalchuk_metodi/02.aspx

Вопросы для дискуссии

 

1. Какие племена населяли Восточно-Европейскую равнину до прихода восточных славян?

2. Назовите известные ветви славянских племен.

3. В чем проявлялось влияние Византии на Киевскую Русь?

 

Доклады

1. Великое переселение народов и его историческое значение.

2. Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия.

3. Образование Древнерусского государства.

4. Реформы княгини Ольги.

5. Княжение Ярослава Мудрого.

 

Литература

 

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., 2009.

3. История России с Древнейших времен до наших дней / Под ред. члена-корреспондента РАН А.Н. Сахарова. М., Проспект, 2009.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 5-ти томах. М., 1987.

5. Костомаров Н.И. Господство дома Св. Владимира. М., 1993.

6. Орлов А.С. и др. История России: Учебник. М.: МГУ, 2000.

7. Платонов С.Ф. Сочинения по русской истории. Спб., 1994.

Вопросы для дискуссии

1. Перечислите теории происхождения государства. Какая из них Вам представляется более убедительной?

2. Назовите типы древних цивилизаций и их отличительные черты.

3. Дайте определение терминам: «антропогенез», «социогенез», «политогенез».

4. Что такое «неолитическая революция»? Каковы ее последствия?

5. Перечислите основные концепции происхождения государства.

6. Цивилизации древнего мира: цивилизации Древнего Востока; античный мир.

7. Рождение средневековой Европы

 

Доклады

 

1.«Великое переселение народов» и его историческое значение

2. Священная Римская империя

3. Этническая карта Евразии в средние века.

Литература

 

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., 2009.

3. История России с Древнейших времен до наших дней / Под ред. члена-корреспондента РАН А.Н. Сахарова. М., Проспект, 2009.

4. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций / Глава 2. Особенности становления государственности в России и в мире. § 1. Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. С. 28-37. URL:

http://www.piter.com/upload/contents/978549600097/978549600097_p.pdf

5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в трех томах. М., 1985. Т.3. С. 225-370.

 

Семинар: Русь в XIII-XV вв. (4 часа)

1. Золотая Орда и русские земли: социокультурный аспект взаимоотношений. Борьба с немецко-шведской агрессией.

2. Объединение русских земель вокруг Москвы.

3. Московское государство: политические и социальные процессы в период правления Василия II Темного.

4. Обретение независимого статуса и проблема идентификации Московской Руси как государства.

Вопросы для дискуссии

 

1. Этническое и военно-политическое содержание термина «монголо-татары» и «монголо-татарское иго».

2. Как повлияло господство Золотой Орды на социально-экономиче­ское развитие русских земель?

3. Назовите основные события, связанные с борьбой русского народа против угрозы с Востока и Запада в XIII-XV вв.

4. Каковы причины политической раздробленности Древней Руси?

5. Какие факторы повлияли на превращение Московского княжества в политический центр Российского государства?

6. Каковы предпосылки создания единого централизованного государства?

Доклады

 

1. Московский Кремль: архитектурный и политический центр.

2. «Судебник» 1497 года как источник по социально-экономической истории.

3. Организация государственной власти в конце XV века в Московской Руси.

Литература

 

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., 2009.

3. История России с Древнейших времен до наших дней / Под ред. Члена корреспондента РАН А.Н. Сахарова. М., Проспект, 2009.

4. Шакиров Ю.А. Иван IV Васильевич Грозный: мифология и духовно-политические аспекты реформ. Учебное пособие. Новомосковск, 2011.

 

Вопросы для диалога

 

1. Почему XV век был переломным в истории человечества?
2. Причины великих географических открытий и их последствия.

3. Какие новые идеалы и ценности складывались в эпоху Возрожде­ния в Европе и в России.

4. Как изменился характер международных отношений в XVI веке? В чем это проявилось?

5. Почему в XVI веке для многих стран Европы большую опасность представляла Оттоманская империя?

Доклады

 

1. Великие географические открытия и их значения для судеб мировой истории.

2. Падение Византийской империи и его последствия.

 

Литература

 

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., 2009.

3. История России с Древнейших времен до наших дней / Под ред. Члена корреспондента РАН А.Н. Сахарова. М., Проспект, 2009.

4. История России в 3-х томах / Под ред. акад. А.Н. Сахарова. М.: АСТ, 2001.

5. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12-ти томах. Тула, 1990.

6. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 5-ти томах. М., 1987.

7. Костомаров Н.И. Господство дома Св. Владимира. М., 1993.

8. Орлов А.С. и др. История России: Учебник. М.: МГУ, 2000.

9. Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. М., 2005.

10. Платонов С.Ф. Сочинения по русской истории. Спб., 1994.

Семинар: Укрепление самодержавия при Иване IV Грозном. Смутное время (3 часа)

1. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политиче­ского развития Руси.

2. Опричнина как форма государственного устройства России.

3. «Смутное время» и ослабление государственных начал. Феномен самозванчества. Роль ополчения в освобождении Москвы. К. Минин и Д. Пожар­ский. Земский собор 1613 г.

4. Эволюция российской государственности в XVII в. Общероссийский рынок. Закрепощение крестьян. Церковный раскол и его последствия

 

Вопросы для дискуссии

 

1. Земский собор иногда называют «Московским парламентом«? Правомерно ли такое сравнение?

2. Можно ли согласиться с мнением, что «Смутное время» сыграло положительную роль в пробуждении национального самосознания?

Доклады

 

1. «Судебник» 1550 года как источник по социально-экономической истории.

2. Организация государственной власти в конце XV века в Московской Руси.

3. Вооруженные силы Москвы в XV-XVI вв.

4. Организация государственной власти в России в XVII в.

 

Литература

 

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., 2009.

3. Седугин В.И. Русское войско в допетровскую эпоху (XVI-XVII вв.). Методическая разработка. Новомосковск: НИ РХТУ, 2003.

4. Шакиров Ю.А. Иван IV Васильевич Грозный: мифология и духовно-политические аспекты реформ. Учебное пособие. Новомосковск, 2011.

Вопросы для диалога

1. Назовите хронологические рамки эпохи «Нового времени». Каково происхождение этого понятия?

2. Назовите основные черты в экономической и политической жизни Европы в период «Нового времени».

3. Что означают термины «реформация» и «контрреформация» в истории Европы?

4. Какова роль географических открытий и колонизации Востока для европейских государств в период «Нового времени»?

5. В чем проявлялись основные черты абсолютных монархий Европы? В чем сходство европейского и российского абсолютизма?

6. Как Вы понимаете термин «Смута»? В чем причины Смутного времени в России и каково его значение для дальнейшего развития государства?

7. Почему XVII век в истории России называется «бунташным»?

8. Назовите имена русских царей, избранных Земским собором.

9. В чем причины раскола русской православной церкви?

10. Под влиянием каких причин происходил процесс закрепощения крестьян?

 

Доклады

 

1. Реформация в Германии. Мартин Лютер: политический портрет.

2. Сходство и различие Реформации в Европейских странах – Испании, Италии, Германии, Швейцарии, Франции и Англии.

 

Литература

 

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. История России с Древнейших времен до наших дней / Под ред. Члена корреспондента РАН А.Н. Сахарова. М., Проспект, 2009.

3. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 5-ти томах. М., 1987.

4. Костомаров Н.И. Господство дома Св. Владимира. М., 1993.

5. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., 2009.

6. Шакиров Ю.А. Иван IV Васильевич Грозный: мифология и духовно-политические аспекты реформ. Учебное пособие. Новомосковск, 2011.

Семинар: Реформы Петра I.

Вопросы для дискуссии

 

1. Дворцовые перевороты затрагивали интересы всех россиян или только высших слоев общества? Почему?

2. «Просвещенный абсолютизм» в России. Нуждалось в такой политике российское общество или нет?

3. Территориальные приобретения России при Екатерине II были вызваны необходимостью или оказались случайными?

4. Чем можно объяснить нерешительность Александра I в реформировании России?

6. Чем объяснить переход от блестящей победы над Наполеоном к поражению в Крымской войне? Действием внешних сил или прогнившим режимом?

Доклады

 

1. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в.

2. Александр I: от реформ к реакции.

3. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.

 

Литература

 

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., 2009.

3. История России с Древнейших времен до наших дней / Под ред. Члена корреспондента РАН А.Н. Сахарова. М., Проспект, 2009.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 5-ти томах. М., 1987.

Вопросы для диалога

 

1. Каковы причины буржуазных революций в Европе? Происходили ли подобные события в России?

2. Какие факторы обеспечили мировое лидерство Англии в XVIII–XIX веках?

3. Назовите цели, содержание, методы реформирования российского общества в петровское время.

4. Каковы были внешнеполитические приоритеты России в XVIII веке?

5. Каковы первые итоги европеизации России в духовной жизни общества в XVIII веке?

6. Дайте определение понятию «просвещенный абсолютизм». В чем проявились особенности, содержание, противоречия политики Екатерины II?

7. Какие изменения произошли в системе государственного управления России в XVIII в.?

8. Каковы особенности промышленного переворота в странах Европы? К какому периоду российской истории применим данный термин?

9. Какова роль России в решении международных вопросов в XVIII–XIX веках?

10. Объясните понятие «общественно-политическая мысль». Какие общественные и политические организации действовали в России в XIX веке?

11. В чем заключались особенности экономического развития России в XIX веке?

12. Назовите имена российских реформаторов XIX века. Какие идеи ими были высказаны и, что из предложенного было реализовано?

13. Почему период реформ 1860-1870-х гг. получил название «эпоха Великих реформ»?

Литература

 

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., 2009.

3. История России с Древнейших времен до наших дней / Под ред. Члена корреспондента РАН А.Н. Сахарова. М., Проспект, 2009.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 5-ти томах. М., 1987.

Вопросы для дискуссии

1. Плановая и рыночная экономика. Они полностью отрицают друг друга или могут мирно сосуществовать?

2. В средствах массовой информации появились утверждения о том, что СССР несет основную вину за развязывание «холодной войны». Нет ли здесь преувеличения?

 

Доклады

 

1. Осложнение международной обстановки в послевоенный период.

2. Вступление мира в эпохунаучно-технической революции.

3. Трудности послевоенного переустройства: восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США.

4. Ужесточение политического режима и идеологического контроля.

5. Попытка либерализации советского общества и характер реформ Н. С. Хрущева: успехи и неудачи.

6. Изменения в теории и практике советской внешней политики.

 

Литература

 

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., 2009.

3. История России с Древнейших времен до наших дней / Под ред. Члена корреспондента РАН А.Н. Сахарова. М., Проспект, 2009.

4. История России в 3-х томах / Под ред. акад. А.Н. Сахарова. М.: АСТ, 2001.

 

Вопросы для дискуссии

 

1. На Западе более 50 лет, у нас – в последнее время распространя­ется литература, где СССР представляется агрессором, которого опередила фашистская Германия. Есть ли основания для такого вывода?

2. Итоги и уроки войны. Оказались ли они для нас поучительными? Ваше мнение?

Доклады

 

1. Договор о ненападении между СССР и Германией и его современная оценка.

2. Причины неудач и поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.

3. Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны.

4. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма.

5. Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн.

 

Литература

 

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., 2009.

3. История России с Древнейших времен до наших дней / Под ред. Члена корреспондента РАН А.Н. Сахарова. М., Проспект, 2009.

4. История России в 3-х томах / Под ред. акад. А.Н. Сахарова. М.: АСТ, 2001.

 

Вопросы для дискуссии

 

1. Какие события ХХ века оказали наибольшее влияние на жизнь народов и государств?

2. Каковы главные тенденции развития европейских стран и США в политической сфере в ХХ столетии? Какие явления можно считать достижениями?

3. Какие изменения произошли в экономике мира в ХХ столетии? Назовите основные достижения модернизации.

4. Каковы особенности развития стран Востока в ХХ столетии? В чем причины национально-освободительных движений и каковы их итоги?

5. Проанализируйте, какой опыт и уроки извлекло человечество из Первой и Второй мировых войн?

6. Как повлияли события российской истории первой половины ХХ века на мировое сообщество? Каково влияние русских революций на развитие стран?

7. Когда и почему Николай II отрекся от престола? В чем причины кризиса власти?

8. Какие политики оказали наибольшее влияние на развитие мира в ХХ веке? Какова роль личности в истории?

9. Дайте характеристику экономической политике СССР в 1930-е гг. В чем ее качественные отличия от мировых экономик?

10. Какое влияние оказала Вторая мировая война на колониальную систему мира?

11. Какова расстановка политических сил на международной арене после окончания Второй мировой войны? Что означает «политика холодной войны»?

12. Каковы внешнеполитические приоритеты России во второй половине XХ века? Какие государства объединились в мировую систему социализма?

 

Литература

 

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., 2009.

3. История России с Древнейших времен до наших дней / Под ред. Члена корреспондента РАН А.Н. Сахарова. М., Проспект, 2009.

4. История России в 3-х томах / Под ред. акад. А.Н. Сахарова. М.: АСТ, 2001.

Вопросы для дискуссии

1. Разделяете ли Вы точку зренияо том, что плановая экономика не поддается реформированию?

2. Можно ли было избежать распада СССР?

Доклады

 

3. Причины неудачи перестройки.

4. Влияние исторической традиции на ситуацию в России.

5. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал.

6. Распад СССР и образование СНГ.

Литература

 

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., 2009.

3. История России в 3-х томах / Под ред. акад. А.Н. Сахарова. М.: АСТ, 2001.

4. Шакиров Ю.А. Политические партии современной России / Новомосковск, 2008 г.

5. Шакиров Ю.А. История «партии власти» (1993-2012 гг.) / Новомосковск, 2012 г.

Доклады

 

1. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.

2. Государственная дума на новом историческом этапе.

3. Российская Федерация и Содружество Независимых Государств.

4. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

5. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Литература

 

1. История России. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. проф. Седугина В.И. Новомосковск, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: Учебное пособие. М., 2009.

3. История России в 3-х томах / Под ред. акад. А.Н. Сахарова. М.: АСТ, 2001.

4. Шакиров Ю.А. Политические партии современной России / Новомосковск, 2008 г.

5. Шакиров Ю.А. История «партии власти» (1993-2012 гг.) / Новомосковск, 2012 г.

Вариант итогового теста

по дисциплине «История»

ЗАДАНИЕ № 1.

Установите соответствие между функцией исторического зн ния и ее определением…

1) познавательная

2) прогностическая

3) воспитательная

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1. формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств

2. выявление закономерностей исторического развития

3. предвидение будущего

ЗАДАНИЕ № 2.

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением…

1) сравнительный 2) типологический 3) проблемно-хронологический

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1. сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени

2. классификация исторических явлений, событий, объектов

3. изучение последовательности исторических событий во времени

ЗАДАНИЕ № 3.

Укажите правильную хронологическую последовательность …

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1. разгром половцев в начале XII в.

2. крещение Руси

3. поход Олега на Киев

ЗАДАНИЕ № 4.

В IX веке восточные славяне были:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1. мусульманами; 2. язычниками;

3. христианами; 4. исповедовали иудаизм

ЗАДАНИЕ № 5.

Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением …

1) закуп

2) вотчина

3)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.376 с.)