Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности государственной политики по отношению к предпринимательству во 2-ой половине XIX В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Еще накануне реформы 1861 г. появилась программа, направленная на развитие капитализма в стране. Реализация значительных преобразований была поручена назначенному в 1862 г. на пост министра финансов Михаилу Христофоровичу Рейтерну. Он стал первым министром финансов, которому предстояло действовать в экономических и правовых условиях пореформенной России. Рейтерн в первую очередь уделял внимание вопросам, связанным с привлечением иностранного капитала, развитием железнодорожного строительства, разработкой промышленного и торгового законодательства, налогообложения, реорганизацией сметно-бюджетной части и ограничений расходов ведомств. Несмотря на меры экономической политики, в том числе денежной реформы, Рейтерну не удалось вывести страну из кризиса. Затем, в 1866 г., министр финансов подготовил новую программу, которая явилась фундаментом всей последующей экономической политики русского правительства. Основных направлений этой программы придерживались и последующие министры финансов пореформенной России, прежде всего – Бунге, Вышеградский, Витте. Она включала в себя следующие основные моменты: 1. Решение проблем денежного обращения, 2. Вопросы формирования государственного бюджета, 3. Привлечение иностранного капитала. 4. Развитие сети железных дорог. С конца 60-х гг. XIX в., с подачи Рейтерна, правительство становится на путь привлечения частных капиталов к железнодорожному строительству. Министр финансов подчеркивал, что Государственное казначейство может выделять такие незначительные суммы, что даже для строительства сравнительно небольшой сети в 4500 верст, потребовалось бы не менее 25 лет. Предпринятые меры позволили резко увеличить темпы железнодорожного строительства, и уже к концу 1874 г. их протяженность составляла более 13,5 тыс. верст. Этот период принято называть временем расцвета частной ж/д предпринимательской деятельности в России. После трагической гибели императора Александра II и воцарения Александра III, стала утверждаться идея – Россия как «изолированное государство сможет сама удовлетворять свои потребности. Правительство стало противодействовать вторжению иностранного капитала. На фоне всех этих событий стало очевидным, что после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. был разрушен созданный при Рейтерне порядок, в области управлении финансами. Только строго продуманная экономическая политика могла вывести страну из кризиса. Эта задача была возложена на нового министра финансов (с 1881 г.) Николая Христиановича Бунге. Будучи человеком с широким экономическим кругозором, он видел одну из главных мер для устранения причин, имевших негативное влияние на положение финансов, в улучшении положения сельского населения, вплоть до добровольного переселения излишнего, не могущего прокормиться населения, что предвосхищало положения Столыпинской аграрной реформы. Бунге также предлагал разработать четкое законодательство о деятельности акционерных обществ, чтобы предотвратить новые аферы, связанные со спекулятивными сделками на рынке акций; создать систему государственного контроля за финансово-кредитной сферой; постепенно начать выкуп государством частных железных дорог, что должно было значительно увеличить доходы казны; начать подготовку денежной реформы путем постепенного накопления золотого запаса; принять меры по улучшению положения наемных рабочих. Не все предложения Бунге были приняты, а за инициативу по разработке рабочего законодательства он под давлением крупных предпринимателей был отправлен в отставку. Тем не менее, последующие министры финансов И.А Вышнеградский (1887-1892) и С.Ю. Витте (1892-1903) в целом продолжили политику, начатую Н.Х. Бунге. Вышнеградский разработал проект денежной реформы и начал накопления золотовалютных резервов для ее проведения, а также предложил проект введения государственной винной монополии, что должно было повысить как минимум на ¼ доходы бюджета и сделать его более устойчивым и бездефицитным. Кроме того, продолжился начатый при Бунге курс на выкуп частных железных дорог, в результате чего к 1890 г. 2/3 железных дорог принадлежали государству. Особенно вмешательство государства в экономику усилилось при министре финансов С.Ю. Витте. Он завершил преобразования своих предшественников. В 1894 г. была введена государственная питейная монополия, а в 1897 г. проведена денежная реформа. Был введен золотой стандарт и свободный размен бумажных ассигнаций на золотую и серебряную монету. Тем самым рубль стал конвертируемым. Обеспечивалось это значительными золотовалютными резервами, которые должны были составлять не менее половины суммы всех денег, находящихся в обращении. Помимо стабилизации финансовой системы государства основной целью денежной реформы было привлечение иностранного капитала в российскую экономику. Был взят курс на проведение индустриализации за счет, прежде всего, государственных средств, поощрения российских предпринимателей и использования иностранных инвестиций при одновременном введении протекционистских таможенных тарифов. В 1890-е гг. особенно усилился протекционизм во внешней торговле. В 1891 г. была установлена таможенная пошлина на все иностранные товары в размере 33% их стоимости, а некоторые из них облагались почти запретительными пошлинами. По сравнению с 1868 г. импортные пошлины на чугун повысились в 10 раз, на рельсы – в 4,5 раза и т.д. В то же время экспортные пошлины были весьма незначительными. Все это привело к тому, что иностранцам стало выгодно ввозить в Россию не товары, а капитал, за счет которого создавались новые промышленные предприятия, работавшие на дальнейшее развитие российской экономики (хотя, конечно, иностранцы и о своих доходах не забывали). В результате к 1900 г. 1/3 всех новых промышленных предприятий была создана с активным участием иностранного капитала. При этом экономика России оставалась независимой и самодостаточной. В целом политика государства была продуманной и способствовала бурному развитию промышленного производства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.006 с.) |