Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Дополнение А. З. Расщепленный мозг
Содержание книги
- Лучевой нерв, n. radialis. Медиальный кожный нерв преплечья, n. cutaneus antebrachii medialis.
- Передние ветви грудных нервов, rami ventrales nn. intercostales. Межреберные нервы, nn. intercostales.
- Бедренный нерв, n. femoralis. Запирательный нерв, n. obturatorius.
- Длинные ветви крестцового сплетения. Седалищный нерв, n. ischiadicus. Задний кожный нерв бедра, n. cutaneus femoris posterior.
- Копчиковое сплетение, plexus coccygeus.
- Подъязычный нерв, n. hypoglossus ( XII пара ). 12 пара черепных нервов.
- Тройничный нерв ( V пара ), n. trigeminus. Пятая пара черепных нервов. Тройничный узел, ganglion trigeminale.
- Третья ветвь тройничного нерва. Нижнечелюстной нерв, n. mandibularis. Ушной узел, ganglion oticum.
- Остальные ветви лицевого нерва после выхода из шилососцевидного отверстия ( foramen stylomastoideum ). Промежуточный нерв, n. intermedius.
- Блуждающий нерв ( X пара, 10 пара черепных нервов ), n. vagus.
- Ветви блуждающего нерва в грудной и брюшной части n. vagus. Возвратный гортанный нерв, n. laryngeus recurrens.
- Вегетативная ( автономная ) нервная система. Функции вегетативной нервной системы.
- Вегетативные нервы. Точки выхода вегетативных нервов.
- Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы.
- Развитие вегетативной нервной системы.
- Симпатический ствол. Шейный и грудной отделы симпатического ствола.
- Поясничный и крестцовый ( тазовый ) отделы симпатического ствола.
- Периферический отдел парасимпатической нервной системы.
- Иннервация глаза. Иннервация глазного яблока.
- Проводящие пути. Проводящий путь зрительного анализатора. Проводящий путь зрения.
- Ядра проводящего пути зрительного анализатора. Ядра зрения. Признаки поражения зрительного тракта.
- III и IV нейроны слухового пути. Третьи и четвертые нейроны слухового проводящего пути. Ядра слухового анализатора. Признаки поражения слухового пути.
- Проводящий путь вестибулярного (статокинетического) анализатора. Ядра вестибулярного анализатора. Признаки поражения проводящего пути вестибулярного анализатора.
- Проводящий путь анализатора вкуса. Проводящий путь вкуса ( вкусовой чувствительности ).
- Строение и основные свойства клеточных мембран и ионных каналов
- Действие электрического тока на возбудимые ткани
- Физиология синаптической передачи в химическом синапсе
- Нейромедиаторые системы мозга
- Роль синапсов в формировании временной связи
- Физиология вегетативной нервной системы
- Рефлекс и физиология движения
- Структура и связи мозга, определяющие основные биологические мотивации.
- Функциональная специализация коры больших полушарий мозга.
- Дополнение А. З. Расщепленный мозг
- История развития взглядов на высшую нервную деятельность
- Предпосылки возникновения учения И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности
- Основы функциональной организации двигательных систем мозга
- Концепция нейронной организации рефлекторной дуги
- Врожденная деятельность организма
- Концепция драйва и драйв-рефлексы
- Функциональные основы замыкания временной связи
- Доминанта и условный рефлекс
- Структурно-функциональные основы памяти и обучения
- Общие свойства различных видов мотивации
- Движение. Механизмы управления движением
- Механизмы инициации движения
- Особенности и индивидуальные различия высшей нервной деятельности человека.
- Индивидуальные различия высшей нервной деятельности человека. Донервные теории индивидуальности
- Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности
- Темперамент в структуре индивидуальности
Сперри (Sperry, 1968) решил выяснить, что произойдет с нервной регуляцией функций организма и особенно с процессами восприятия информации, если полностью перерезать мозолистое тело. разобщив тем самым мозговые полушария1 Хотя такая операция обычно не вызывает сколько-нибудь серьезных нарушений повседневного поведения больных, было тем не менее замечено, что они действуют в сущности так, как если бы у них было два мозга.
Напомним, что информация из правой половины поля зрения проецируется в левое полушарие, и наоборот. У большинства людей «разговаривает» левое полушарие, которое интерпретирует события, происходящие в превой половине зрительного поля, и посылает команды мышцам превой половины тела. Правое - «немое» - полушарие расшифровывает информацию из левой половины поля зрения и управляет движениями правой стороны тела.
Сперри наблюдал людей с «расщепленным» мозгом в различных экспериментальных ситуациях. В одной из них испытуемый находился перед экраном, на который проецировались изображения разных предметов, попавшие в левую или правую половину поля зрения. Оновремен-но испытуемый руками, скрытыми от его взора, трогал предметы, изображения которых могли проецироваться на правую или левую половину экрана (рис. А.27).
' Людей иногда подвергают этой операции, чтобы ослабить проявление таких заболеваний, как, например, эпилепсия. По мнению некоторых нейрохирургов, это вмешательство оправдано тем, что переход через мозолистое тело нервного возбуждения из эпилептогенного очага, находящегося в одном полушарии, в симметричный участок другого полушария может способствовать развитию и усилению эпилептического припадка.Биологические основы поведения 261
Рис. А.27. Расщепленный мозг. Испытуемому с перерезанным мозолистым телом предъявляют в левой части экрана изображение карандаша, воспринимаемое правым полушарием, а в правой части экрана - изображение вилки, воспринимаемое левым полушарием. Когда испытуемого просят взять левой рукой (управляемой правым полушарием) увиденный им предмет, он выбирает карандаш. Однако если его спросить, какой предмет он выбрал, он отвечает, что выбрал вилку (как подсказывает ему левое полушарие, ответственное за речь и игнорирующее все зрительные восприятия и инструкции другого полушария).
Исследователи обнаружили, что испытуемый мог после ощупывания предметов взять левой рукой тот из них, изображение которого на короткое время появилось в левой части экрана. Но он не мог ни назвать этот предмет, ни описать словами действия своей левой руки. Когда изображение предмета проецировалось в правой части экрана, наблюдались противоположные отношения.
Тогда Сперри и его сотрудники решили выяснить, что произойдет, если изображения разных предметов предъявить на обеих половинах экрана одновременно-например, на левую его часть проецировать изображение карандаша, а на правую - изображение вилки. Когда испытуемого попросили левой рукой, скрытой от его взора, выбрать тот предмет, изображение которого появилось на экране, он выбрал карандаш. Но когда ему предложили назвать выбранный им предмет, он, немного поколебавшись, ответил, что эта вилка.
Таким образом, «говорящее» полушарие испытуемого отвечало. руководствуясь тем, что оно перед собою «видело», полностью игнорируя команды, посылаемые другим полушарием левой руке.
Такого рода наблюдения позволили продемонстрировать ту важную роль, которую в согласованном функционировании всего организма играют мозолистое тело и в особенности доминантное полушарие мозга; последнее непрерывно интегрирует нервные сигналы, обеспечивающие совершенную координацию и высокую эффективность работы отдельных частей тела.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|