ТОП 10:

Классификация юридической техники



1. Техника изложения воли законодателя– юридическая техника, которая предполагает при создании, оформлении и упорядочении юридических актов соблюдение следующих правил:

1) синтаксических– это такие правила, в которых исходной единицей текста является предложение, способное выразить законченную мысль;

2) стилистических– это правила, предполагающие наличие в тексте нормативного правового акта простого стиля, четких и кратких формулировок, устойчивых словосочетаний и уместного использования обязываний, дозволений, запретов;

3) лингвистических– это правила, которые предполагают, что язык и стиль в юридических актах не должны отличаться друг от друга, так как им присущи директивность и официальность стиля;

4) терминологических– это правила, предполагающие использование при изложении правовых предписаний общеупотребительных, специальных технических и специальных юридических терминов, которые должны быть ясными, общепризнанными, однозначными, устойчивыми, точными, обладающими адекватным выражением и ограниченной смысловой специализацией.

Средства изложения воли законодателя:

1) нормативное построение, т. е. организация правовых предписаний по структуре и употребление их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и иных норм права);

2) юридические конструкции, т. е. представление правового материала в виде типовых моделей, схем (состав преступления, трудовой договор и т. д.);

3) отраслевая типизация, т. е. использование при изложении правовых предписаний конструкций, нормативных построений и терминологии конкретной отрасли права.

Приемы изложения правовых предписаний:

1) абстрактный;

2) казуистический;

3) прямой;

4) ссылочный;

5) бланкетный.

2. Техника документального оформления– структурная организация юридического текста и его оформление посредством официальных реквизитов в виде логически связанных абзацев, частей статьи, статей, параграфов, глав, разделов и частей.

Официальный характер юридическому акту придают такие реквизиты, как:

1) наименование акта;

2) заглавие акта;

3) даты принятия и введения в действие;

4) порядковый номер;

5) подписи;

6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта:

1) правотворческая;

2) правоприменительная;

3) интерпретационная.

 

 

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Предмет правового регулирования– совокупность общественных отношений, которые являются объектом воздействия права и регулируются нормами конкретной правовой отрасли.

Требования к предмету правового регулирования:

1) устойчивость;

2) типичность;

3) наличие характера повторяемости событий и действий;

4) способность воспринимать правовые требования;

5) возможность правового контроля со стороны государства и общества;

6) заинтересованность государства в правовом регулировании.

Структура предмета правового регулирования:

1) субъекты общественных отношений;

2) содержание общественных отношений (поведение, поступки и действия субъектов);

3) объекты общественных отношений, т. е. предметы объективного мира, связанные с поведением людей;

4) социальные факты, т. е. события и жизненные обстоятельства.

Метод правового регулирования– совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых государством регулируются общественные отношения.

Критерии, определяющие содержание метода правового регулирования:

1) общее взаимоположение субъектов;

2) порядок возникновения прав и обязанностей;

3) степень определенности прав, предоставленных субъектам общественных отношений;

4) способ и средства обеспечения прав и обязанностей субъектов общественных отношений.

Виды методов правового регулирования:

1) императивный,который основывается на использовании властных предписаний государства, устанавливающих порядок возникновения конкретных прав и обязанностей субъектов регулируемых общественных отношений;

2) диспозитивный,предоставляющий субъектам общественных отношений возможность самостоятельного выбора вариантов поведения, которые могут быть определены как по взаимному согласию, так и законом;

3) метод дозволений, обязываний и запретов,который в пределах закона направляет поведение субъектов общественных отношений;

4) субординационный,который предполагает строгое подчинение и обязательное исполнение решений вышестоящих органов государственного аппарата для нижестоящих;

5) поощрительный,который представляет собой совокупность правовых средств премиального характера;

6) метод автономии и равенства сторон,подразумевающий равное процессуальное положение и самостоятельность субъектов общественных отношений;

7) рекомендательный,направленный на содействие и организационную помощь в виде различного рода рекомендательных актов;

8) иные методы правового регулирования.

 

 

ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Публичное право – это система правовых норм, которые закрепляют и регламентируют порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Признаки публичного права:

1) наличие в качестве предмета правового регулирования общественных отношений в области государственной власти и управления;

2) опора при осуществлении правового регулирования на императивный (субординационный) метод правового регулирования;

3) наличие между субъектами вертикальной связи властного характера;

4) объединение в своем содержании нескольких отраслей права.

К публичному праву относятся следующие отрасли российского права:

1) конституционное;

2) административное;

3) уголовное;

4) финансовое;

5) земельное;

6) уголовно–исполнительное;

7) уголовно–процессуальное и др.

Частное право– это упорядоченная совокупность правовых норм, которые охраняют и регулируют отношения частных лиц.

Признаки:

1) наличие в качестве предмета правового регулирования отношений, возникающих между частными лицами;

2) опора при осуществлении правового регулирования на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;

3) наличие горизонтальных связей между равными субъектами;

4) объединение нескольких отраслей права.

К частному праву относятся следующие отрасли права:

1) гражданское;

2) семейное;

3) трудовое и др.;

Черты, свидетельствующие о принадлежности конкретной отрасли права к частному либо публичному праву:

1) интерес,который в публичном праве может быть общественным и государственным, а в частном праве – частным;

2) предмет правового регулирования,который в частном праве состоит из норм, регулирующих имущественные отношения, а в публичном – неимущественные отношения;

3) метод правового регулирования,которым в публичном праве является субординационный метод, а в частном – координационный;

4) субъективный состав,который в частном праве представлен частными лицами, а в публичном – государством, частными лицами. Соотношение частного и публичного права:

1) публичное право является сферой власти и подчинения, а частное – сферой свободы и частной инициативы;

2) частное право регулирует частные имущественные отношения, а публичное – отношения, в которых одной из сторон является государство;

3) в частном праве различают отношения, которые возникают между частными лицами, а в публичном – отношения, которые могут возникать как между государством и частными лицами, так и между государствами.

 

 

Система нормативных актов– это совокупность правовых актов, которые характеризуются согласованностью, иерархичностью и дифференциацией по отраслям и институтам права.

Система нормативных актов в РФ включает в себя:

1) правовые акты общефедеральных органов;

2) акты субъектов РФ;

3) акты местного самоуправления;

4) акты прямого народного волеизъявления.

Классификация в системе нормативных актов:

1) в зависимости от субъекта правотворчества:

а) нормативные акты законодательных (представительных) органов;

б) нормативные акты исполнительных органов;

в) нормативные акты правоохранительных органов;

г) нормативные акты контрольно–надзорных органов и т. д.;

2) в зависимости от сферы действия:

а) общефедеральные;

б) акты субъектов РФ;

в) акты органов местного самоуправления;

3) в зависимости от срока действия:

а) акты неопределенно длительного действия;

б) временные акты;

4) в зависимости от способов установления государством:

а) принимаемые;

б) санкционированные;

в) признанные;

5) по юридической силе:

а) законы;

б) подзаконные нормативные акты.

Отличия нормативного правового акта от акта применения права:

1) нормативный правовой акт носит общий характер, а акт применения права – индивидуальный;

2) нормативный правовой акт регулирует определенный вид общественных отношений, а акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;

3) нормативный правовой акт применяется неоднократно, а акт применения права – однократно, так как носит разовый характер;

4) нормативный правовой акт не персонифицирован, он ориентирован на неопределенное количество лиц, которые оказались в типичных жизненных ситуациях, а акт применения права ориентирован на конкретных лиц, так как направлен на разрешение конкретной ситуации;

5) нормативный правовой акт является нормативной основой правового регулирования и устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права, а акт применения права реализует эти нормы, проводя общеобязательные нормативные предписания в сферу конкретных жизненных ситуаций;

6) нормативный правовой акт действует до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права прекращает свое действие после непосредственной реализации;

7) нормативный правовой акт устанавливает правовые предписания, а акт применения права только применяет содержащуюся в нем норму права.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.01 с.)