Коммуникативный подход в исследовании политической власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативный подход в исследовании политической власти



С овременная информационная революция в мире диктует новую информационную парадигму в изучении политических явлений.

Под влиянием информационных технологий меняются

• политические институты,

• политические отношения,

• формы политического воздействия на общество и общественное сознание,

• способы постижения политических реалий.

По причине этих изменений управление информационными потоками и информационными технологиями становится главным рычагом политической власти, а искусное управление политической информацией определяет успех будущего политического развития.

Политическая власть интерпретируется как особая разновидность социального взаимодействия политических субъектов, а также как специфическая форма социальной коммуникациимежду субъектами и объектами политической деятельности по поводу

• получения,

• хранения,

• воспроизводства,

• трансформации политической информации

с целью выработки адекватных или неадекватных политическим ценностям общества решений.

В рамках коммуникативного подхода выделяются следующие концепции.

1. Онтологическая концепция Ханны Арендт.

По ее мнению, понимание коммуникативности социальной реальности и ее политической сферы возможно лишь в рамках онтологического подхода, поскольку только такой подход в состоянии затронуть основополагающие, сущностные стороны и аспекты мира политической власти.

Мир политики - это не мир насилия, т.к. насилие разрушает подлинный мир.

Политика - это действие на основе убеждения.

Действуя свободно, индивиды образуют свой специфический мир, т.е. политическую сферу общества, в которой индивид обретает свое собственное бытие.

Всякое действие подлинно свободно, поскольку протекает между людьми без связи с вещами, которые обладают властью над людьми.

Именно это положение рассматривается как основополагающее условие конструирования политической сферы общества.

По мнению Х.Арендт, люди, как свободные и равные участники, творят власть совместно, сообща, именно благодаря своим коммуникативным действиям, способностью к пониманию и взаимодействию.

Власть возникает тогда, когда у индивидов возникает потребность объединиться, жить и действовать в единении и согласии.

Т.е. институт власти соответствует человеческой способности действовать совместно, сообща и в согласии.

«Свободные действия" и “способность действовать в общении” не могут быть совместимы с насилием, и следовательно, с традиционным пониманием власти.

В то же время, Х.Арендт считала, что власть частично должна обусловливаться авторитарностью и без нее не может существовать.

Политическая власть существует и функционирует в обществе только до того момента, когда граждане поддерживают ее, живут и взаимодействуют между собой, обществом и государством в согласии.

Коммуникативная парадигма власти, востребованная современным информационным обществом, выдвигает требование совместимости силы и права, при этом предполагается, что сила и право не идентичны друг другу.

В ходе политической деятельности субъекты власти выступают как партнеры.

Признание сторонами друг друга и подчинение одной из сторон достигается без применения силы, подкупа, шантажа или угрозы, но при осознанном принятииэтоговластного влияния и без каких-либо санкций по отношению к тем, кого просят подчиниться.

Таким образом, "асимметрия" влияния имеет место, но причиной ее появления выступает не претензия на власть какой-либо стороны, а результат политической договоренности, политического торга или политической конкуренции, в ходе которых и проявляются реальные возможности к осуществлению властных полномочий.

Общий вывод концепции онтологического анализа власти.

В современных демократических условиях некоторые жизненно важные решения принимаются

• или под определяющим воздействием особо влиятельных и авторитетных лидеров в политике,

• или в результате заинтересованного, доверительного, партнерского взаимодействия всех участников политического процесса (консенсус),

• или в результате достижения взаимных уступок (компромисс) между ними.

2. Концепция средств коммуникации Никласа Лумана.

Политическая власть является ядром (жизненным центром) любой политической системы, а политическая система, в свою очередь, интегрируется в общество при помощи коммуникации, которая организует функционирование политической власти.

Политическая власть:

• это важнейшее средство коммуникации в обществе, которое основывается на таких свойствах, как избирательность и информативность,

• а также - это социальный феномен, который имеет собственные качества: специализацию, символичность, обобщенность и легитимность.

В ходе деятельности, взаимного общения и взаимодействия субъектов политических отношений происходит неограниченный во времени и в пространстве процесс воспроизводства итрансформации информации, кодированной в определенном языке, поступающей в управляющие органы института политической власти и обратно.

К языку информационного взаимодействия в сфере политических отношений обычно относят:

• знаки, символы и атрибуты конкретных политических объединений;

• тексты, документы (указы, законы и постановления);

• идеологические мифы и психологические стереотипы,

а также иные разновидности средств политической коммуникации.

Согласно Н. Луману, политическая власть опредмечивается (материализуется) и распредмечивается в языке, поскольку язык обеспечивает самостоятельное существование коммуникации и сознания.

Однако использование власти еще не конституирует единство политической системы. Н.Луман обращается к понятию «государство» для обеспечения дополнительной мотивации и интеграции политической системы.

Государство - это самоописание политической системы, функция которого заключается в том, чтобы обеспечить независимость политической системы от самой власти, от суждений со стороны ее конкретных инстанций.

Н. Луман выделяет три основных типа государственности:

1) основанную на контроле за применением физического насилия на конкретной территории;

2) основанную на принципах конституционности, различения государства и гражданского общества и примата различных интересов;

3) ставшую подсистемой политической системы общества, с разветвленной и организованной сетью политических партий и общественно-политических объединений.

Согласно концепции Н.Лумана, современная политика - это способ принятия коллективных решений.

Процесс реализации принятых коллективных решений в рамках любой социальной системы возможен только как процесс обозначения решений.

Само же обозначение внекоммуникациипросто невозможно, поэтому любое "коллективно-обязывающее решение" воспроизводит именно коммуникация и наоборот.

3. Концепциякоммуникативной рациональности власти Ю. Хабермаса.

Призвана дать объяснение генезису социального действия как рационального действия.

Человеческое общество создано ради рационализации действий людей, ради их общения и интеракции.

Члены каждого конкретного общества как участники процесса коммуникации, пытаются достичь взаимопонимания и рационального согласия.

Предназначением концепции «коммуникативной рациональности», по мнению Ю. Хабермаса, выступает описание процессов «жизненного мира».

Главным по Ю.Хабермасу является раскрытие особенностей функционирования "процесса коммуникативного воспроизводства" самого жизненного мира.

В связи с этим, предметом изучения становятся не только общие черты власти как вида политического господства, но и специфические характеристики двух ее типов:

• коммуникативного

• и административного.

Следует различать власть, рождающуюся в процессе коммуникации и административно применяемую власть.

Власть, "рождающаяся в коммуникации" - это такая власть, которая существует в границах "жизненного мира", а власть "административно применяемая" - это власть, присущая системе.

Так, к общим чертам власти Хабермас относит:

• принудительность и обязательность;

• инструментальность и деперсонализацию;

• управление всеми сферами жизни общества.

К специфическим характеристикам коммуникативного типа власти принадлежат:

• "программированная законами саморегулированность";

• децентрализация и опосредованность функционирования;

• спонтанность протекания;

• легитимация;

• способность к ограничению исполнительской функции административной власти;

• институционализация общественного мнения;

• формирование и принятие решений;

• участие в создании и оформлении правового демократического государства.

К характеристикам административной власти относятся соответственно:

• централизация и концентрация управления "сверху";

• навязывание принудительной легитимации и отсутствие нормативной легитимности;

• формирование поведения электората;

• создание структур и институтов исполнительной, законодательной и судебной властей.

Становление демократического правового государства невозможно как без институционализации процессов коммуникативного воспроизводства, так и без институционализации процесса легитимности.

Для этого коммуникативная власть должна полностью освободиться от оков административного управления и стать для самой себя "производительной силой".

Это возможно лишь в условиях

• институционализации легитимности,

• динамического процесса формирования и коллективного принятия решений,

• стабилизации поведенческих ожиданий индивидов и легитимации правовых норм.

Поскольку административная власть не может ограничить саму себя, ее надлежит ограничить властью тех, кто взаимно принимает на себя интерес других.

Каким образом в рамках политической системы функционирует институт политической власти как специфическая коммуникативная система?

Согласно Ю. Хабермасу, действенность любой политической системы зависит от того, насколько она опутана сетями коммуникаций, контроля и управления.

Политическая власть,с этой точки зрения, - это власть информационных сообщений, передающихся и хранящихся в различного рода образцах: сигналах, знаках, символах, образах и т.п.

Важнейшим условием функционирования этой власти, основанием ее циркуляции внутри политической системы является такое ее состояние, при котором информация движется от института власти к гражданам и от граждан к самой власти.

Таким образом, политическая власть рассматривается

• как одна из важнейших подсистем политики,

• один из важнейших механизмов ускорения процессов развития социальной системы,

• как динамичная коммуникативная система, базирующаяся на процессах хранения и передачи информации.

4. Информационно-коммуникативная концепция власти Карла Дойча.

К. Дойч выделяет две модели коммуникации:

• непосредственную, или "лицом к лицу"

• опосредованную, т.е. массовую.

Хранение, циркуляция и передача информации происходит внутри политической системы в образах, символах и в "образцах" или "рисунках".

Коммуникативная техника передает сообщаемую информацию (сообщение) в форме сравнительно сложных образцов.

К. Дойч предлагает собственную классификацию политических образов.

Он предлагает шесть типов политических образов (символов):

1) абстрактные символы, такие, как слова, идеи, лозунги, литературные произведения, песни и т.п.

2) изобразительные символы, такие, как цвета, флаги, церковные реликвии, исторические объекты и др.;

3) персонифицированные символы, такие, как герои, короли, лидеры, святые или поэты;

4) символические места, такие, как столицы, исторические города, поля сражений, центры паломничества, надгробные памятники мученикам, места для театральных действий и др.;

5) символические организации или институты, такие как конгресс, политические партии, законодательные органы, верховный суд, университеты, бюрократические институты и военные учреждения;

6) религиозные символы.

Политические символы:

• во-первых, указывают на абсолютность власти;

• во-вторых, обогащают человеческую память.

Системы политических символов передают информацию о далеком прошлом в настоящее при помощи каналов непосредственной и массовой коммуникаций.

Таким образом, согласно теории К.Дойча, политическая власть как коммуникативная система, основывающаяся на процессах

• хранения,

• циркуляции,

• передачи

• и воспроизводства сообщаемой информации,

может самовоспроизводиться только в определенных

• политических символах,

• политических образах

• или политических ценностях.

5. Концепции власти Т. Парсонса.

Социальная интеграция и социальная целостность системы поддерживаются только благодаря взаимообмену социальной информацией между ее элементами и функционированием системы обобщенных (генерализованных) средств, одним из которых является власть.

Т.Парсонс рассматривает политическую власть,

• с одной стороны, как способность коллективно формулировать и принимать допустимые и легитимные для общества решения,

• с другой – как "символически обобщенное генерализированное средство", функционирование которого возможно только в коммуникативном акте

Политическая власть – это

• и язык,

• и средство,

• и компоненткоммуникативного акта.

Власть рассматривается как информационное сообщение вышестоящего звена нижестоящему звену своего решения, способствующее приведению в движение всей системы отношений и поведения индивидов в политическом процессе.

Поэтому принятия политических решений или иные сложные коммуникативные процессы могут эффективно действовать только при условии жесткого кибернетического (управленческого) контроля, осуществляемого институциональными структурами

Именно к таким институциональным структурам относится политическая власть.

Если власть - это "институционализация влияния и ценностной системы",

то политическая власть - это

• и сложный фактор детерминации (обусловленности) социальных событий,

• и форма политической институционализации, в которую входят легитимация и руководство.

Институт политической власти в обществе осуществляет следующие функции:

• функцию интеграции социального целого;

• функцию контроля за поведением индивидов;

• функцию мобилизации ресурсов;

• функцию регулирования структурами организаций и учреждений государства.

Таким образом, согласно Т. Парсонсу, политическая власть - это не только способность конструировать решения, основанные на коллективности, но и такой способ социального действия индивидов, который обязательно обусловливается наличием публичного интереса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.039 с.)