Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникативный подход в исследовании политической властиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С овременная информационная революция в мире диктует новую информационную парадигму в изучении политических явлений. Под влиянием информационных технологий меняются • политические институты, • политические отношения, • формы политического воздействия на общество и общественное сознание, • способы постижения политических реалий. По причине этих изменений управление информационными потоками и информационными технологиями становится главным рычагом политической власти, а искусное управление политической информацией определяет успех будущего политического развития. Политическая власть интерпретируется как особая разновидность социального взаимодействия политических субъектов, а также как специфическая форма социальной коммуникациимежду субъектами и объектами политической деятельности по поводу • получения, • хранения, • воспроизводства, • трансформации политической информации с целью выработки адекватных или неадекватных политическим ценностям общества решений. В рамках коммуникативного подхода выделяются следующие концепции. 1. Онтологическая концепция Ханны Арендт. По ее мнению, понимание коммуникативности социальной реальности и ее политической сферы возможно лишь в рамках онтологического подхода, поскольку только такой подход в состоянии затронуть основополагающие, сущностные стороны и аспекты мира политической власти. Мир политики - это не мир насилия, т.к. насилие разрушает подлинный мир. Политика - это действие на основе убеждения. Действуя свободно, индивиды образуют свой специфический мир, т.е. политическую сферу общества, в которой индивид обретает свое собственное бытие. Всякое действие подлинно свободно, поскольку протекает между людьми без связи с вещами, которые обладают властью над людьми. Именно это положение рассматривается как основополагающее условие конструирования политической сферы общества. По мнению Х.Арендт, люди, как свободные и равные участники, творят власть совместно, сообща, именно благодаря своим коммуникативным действиям, способностью к пониманию и взаимодействию. Власть возникает тогда, когда у индивидов возникает потребность объединиться, жить и действовать в единении и согласии. Т.е. институт власти соответствует человеческой способности действовать совместно, сообща и в согласии. «Свободные действия" и “способность действовать в общении” не могут быть совместимы с насилием, и следовательно, с традиционным пониманием власти. В то же время, Х.Арендт считала, что власть частично должна обусловливаться авторитарностью и без нее не может существовать. Политическая власть существует и функционирует в обществе только до того момента, когда граждане поддерживают ее, живут и взаимодействуют между собой, обществом и государством в согласии. Коммуникативная парадигма власти, востребованная современным информационным обществом, выдвигает требование совместимости силы и права, при этом предполагается, что сила и право не идентичны друг другу. В ходе политической деятельности субъекты власти выступают как партнеры. Признание сторонами друг друга и подчинение одной из сторон достигается без применения силы, подкупа, шантажа или угрозы, но при осознанном принятииэтоговластного влияния и без каких-либо санкций по отношению к тем, кого просят подчиниться. Таким образом, "асимметрия" влияния имеет место, но причиной ее появления выступает не претензия на власть какой-либо стороны, а результат политической договоренности, политического торга или политической конкуренции, в ходе которых и проявляются реальные возможности к осуществлению властных полномочий. Общий вывод концепции онтологического анализа власти. В современных демократических условиях некоторые жизненно важные решения принимаются • или под определяющим воздействием особо влиятельных и авторитетных лидеров в политике, • или в результате заинтересованного, доверительного, партнерского взаимодействия всех участников политического процесса (консенсус), • или в результате достижения взаимных уступок (компромисс) между ними. 2. Концепция средств коммуникации Никласа Лумана. Политическая власть является ядром (жизненным центром) любой политической системы, а политическая система, в свою очередь, интегрируется в общество при помощи коммуникации, которая организует функционирование политической власти. Политическая власть: • это важнейшее средство коммуникации в обществе, которое основывается на таких свойствах, как избирательность и информативность, • а также - это социальный феномен, который имеет собственные качества: специализацию, символичность, обобщенность и легитимность. В ходе деятельности, взаимного общения и взаимодействия субъектов политических отношений происходит неограниченный во времени и в пространстве процесс воспроизводства итрансформации информации, кодированной в определенном языке, поступающей в управляющие органы института политической власти и обратно. К языку информационного взаимодействия в сфере политических отношений обычно относят: • знаки, символы и атрибуты конкретных политических объединений; • тексты, документы (указы, законы и постановления); • идеологические мифы и психологические стереотипы, а также иные разновидности средств политической коммуникации. Согласно Н. Луману, политическая власть опредмечивается (материализуется) и распредмечивается в языке, поскольку язык обеспечивает самостоятельное существование коммуникации и сознания. Однако использование власти еще не конституирует единство политической системы. Н.Луман обращается к понятию «государство» для обеспечения дополнительной мотивации и интеграции политической системы. Государство - это самоописание политической системы, функция которого заключается в том, чтобы обеспечить независимость политической системы от самой власти, от суждений со стороны ее конкретных инстанций. Н. Луман выделяет три основных типа государственности: 1) основанную на контроле за применением физического насилия на конкретной территории; 2) основанную на принципах конституционности, различения государства и гражданского общества и примата различных интересов; 3) ставшую подсистемой политической системы общества, с разветвленной и организованной сетью политических партий и общественно-политических объединений. Согласно концепции Н.Лумана, современная политика - это способ принятия коллективных решений. Процесс реализации принятых коллективных решений в рамках любой социальной системы возможен только как процесс обозначения решений. Само же обозначение внекоммуникациипросто невозможно, поэтому любое "коллективно-обязывающее решение" воспроизводит именно коммуникация и наоборот. 3. Концепциякоммуникативной рациональности власти Ю. Хабермаса. Призвана дать объяснение генезису социального действия как рационального действия. Человеческое общество создано ради рационализации действий людей, ради их общения и интеракции. Члены каждого конкретного общества как участники процесса коммуникации, пытаются достичь взаимопонимания и рационального согласия. Предназначением концепции «коммуникативной рациональности», по мнению Ю. Хабермаса, выступает описание процессов «жизненного мира». Главным по Ю.Хабермасу является раскрытие особенностей функционирования "процесса коммуникативного воспроизводства" самого жизненного мира. В связи с этим, предметом изучения становятся не только общие черты власти как вида политического господства, но и специфические характеристики двух ее типов: • коммуникативного • и административного. Следует различать власть, рождающуюся в процессе коммуникации и административно применяемую власть. Власть, "рождающаяся в коммуникации" - это такая власть, которая существует в границах "жизненного мира", а власть "административно применяемая" - это власть, присущая системе. Так, к общим чертам власти Хабермас относит: • принудительность и обязательность; • инструментальность и деперсонализацию; • управление всеми сферами жизни общества. К специфическим характеристикам коммуникативного типа власти принадлежат: • "программированная законами саморегулированность"; • децентрализация и опосредованность функционирования; • спонтанность протекания; • легитимация; • способность к ограничению исполнительской функции административной власти; • институционализация общественного мнения; • формирование и принятие решений; • участие в создании и оформлении правового демократического государства. К характеристикам административной власти относятся соответственно: • централизация и концентрация управления "сверху"; • навязывание принудительной легитимации и отсутствие нормативной легитимности; • формирование поведения электората; • создание структур и институтов исполнительной, законодательной и судебной властей. Становление демократического правового государства невозможно как без институционализации процессов коммуникативного воспроизводства, так и без институционализации процесса легитимности. Для этого коммуникативная власть должна полностью освободиться от оков административного управления и стать для самой себя "производительной силой". Это возможно лишь в условиях • институционализации легитимности, • динамического процесса формирования и коллективного принятия решений, • стабилизации поведенческих ожиданий индивидов и легитимации правовых норм. Поскольку административная власть не может ограничить саму себя, ее надлежит ограничить властью тех, кто взаимно принимает на себя интерес других. Каким образом в рамках политической системы функционирует институт политической власти как специфическая коммуникативная система? Согласно Ю. Хабермасу, действенность любой политической системы зависит от того, насколько она опутана сетями коммуникаций, контроля и управления. Политическая власть,с этой точки зрения, - это власть информационных сообщений, передающихся и хранящихся в различного рода образцах: сигналах, знаках, символах, образах и т.п. Важнейшим условием функционирования этой власти, основанием ее циркуляции внутри политической системы является такое ее состояние, при котором информация движется от института власти к гражданам и от граждан к самой власти. Таким образом, политическая власть рассматривается • как одна из важнейших подсистем политики, • один из важнейших механизмов ускорения процессов развития социальной системы, • как динамичная коммуникативная система, базирующаяся на процессах хранения и передачи информации. 4. Информационно-коммуникативная концепция власти Карла Дойча. К. Дойч выделяет две модели коммуникации: • непосредственную, или "лицом к лицу" • опосредованную, т.е. массовую. Хранение, циркуляция и передача информации происходит внутри политической системы в образах, символах и в "образцах" или "рисунках". Коммуникативная техника передает сообщаемую информацию (сообщение) в форме сравнительно сложных образцов. К. Дойч предлагает собственную классификацию политических образов. Он предлагает шесть типов политических образов (символов): 1) абстрактные символы, такие, как слова, идеи, лозунги, литературные произведения, песни и т.п. 2) изобразительные символы, такие, как цвета, флаги, церковные реликвии, исторические объекты и др.; 3) персонифицированные символы, такие, как герои, короли, лидеры, святые или поэты; 4) символические места, такие, как столицы, исторические города, поля сражений, центры паломничества, надгробные памятники мученикам, места для театральных действий и др.; 5) символические организации или институты, такие как конгресс, политические партии, законодательные органы, верховный суд, университеты, бюрократические институты и военные учреждения; 6) религиозные символы. Политические символы: • во-первых, указывают на абсолютность власти; • во-вторых, обогащают человеческую память. Системы политических символов передают информацию о далеком прошлом в настоящее при помощи каналов непосредственной и массовой коммуникаций. Таким образом, согласно теории К.Дойча, политическая власть как коммуникативная система, основывающаяся на процессах • хранения, • циркуляции, • передачи • и воспроизводства сообщаемой информации, может самовоспроизводиться только в определенных • политических символах, • политических образах • или политических ценностях. 5. Концепции власти Т. Парсонса. Социальная интеграция и социальная целостность системы поддерживаются только благодаря взаимообмену социальной информацией между ее элементами и функционированием системы обобщенных (генерализованных) средств, одним из которых является власть. Т.Парсонс рассматривает политическую власть, • с одной стороны, как способность коллективно формулировать и принимать допустимые и легитимные для общества решения, • с другой – как "символически обобщенное генерализированное средство", функционирование которого возможно только в коммуникативном акте Политическая власть – это • и язык, • и средство, • и компоненткоммуникативного акта. Власть рассматривается как информационное сообщение вышестоящего звена нижестоящему звену своего решения, способствующее приведению в движение всей системы отношений и поведения индивидов в политическом процессе. Поэтому принятия политических решений или иные сложные коммуникативные процессы могут эффективно действовать только при условии жесткого кибернетического (управленческого) контроля, осуществляемого институциональными структурами Именно к таким институциональным структурам относится политическая власть. Если власть - это "институционализация влияния и ценностной системы", то политическая власть - это • и сложный фактор детерминации (обусловленности) социальных событий, • и форма политической институционализации, в которую входят легитимация и руководство. Институт политической власти в обществе осуществляет следующие функции: • функцию интеграции социального целого; • функцию контроля за поведением индивидов; • функцию мобилизации ресурсов; • функцию регулирования структурами организаций и учреждений государства. Таким образом, согласно Т. Парсонсу, политическая власть - это не только способность конструировать решения, основанные на коллективности, но и такой способ социального действия индивидов, который обязательно обусловливается наличием публичного интереса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.110 (0.011 с.) |