ТОП 10:

Политическая власть формируется в условиях конкуренции групповых субъектов.



Группа не может стать участником конкуренции за власть, если не сумеет организовать систему представительства интересов принадлежащих к ней граждан.

При этом в структуре группового субъекта выделяются лица, которые публично озвучивают социальные требования, формулируют оценки явлений и отношений, обеспечивают выбор необходимых средств политической борьбы, выступая от имени группы.

Политическое властвование группы неизбежно приобретает форму надперсонального давления, за которой с трудом удается различить интересы реально доминирующего субъекта. Поэтому данное свойство политической власти характеризует определенное отстранение системы установленного господства от конкретного группового субъекта.

Политическая власть есть система отношений, которые формируются на основе претензий групповых сообществ на полномочия государства.

У различных групп (представляющих их интересы партий, движений, групп давления, политических объединений) может не хватить собственных возможностей на контроль за высшими органами государственного управления или за его отдельными структурами, распоряжающимися материальными, информационными, организационными ресурсами.

В результате в обществе выстраиваются многомерные иерархии властных политических отношений, которые особенно усложняются в рамках переходных процессов, способствующих появлению различных центров влияния и власти.

Именно государство придает политической власти

• легальность использования силы на определенной территории,

• публичный и всеобщий характер,

давая возможность победившим группам выступать от лица всего общества.

Государство олицетворяет моноцентричность политической власти, т.е. наличие того центра принятия решений, который формирует цели для всего населения.

Политическая власть не тождественна государственной власти, которая представляет собой пусть самую мощную, но тем не менее лишь одну из ее форм.

Не все действия государства и не все принимаемые на государственном уровне решения могут иметь политический характер.

Существуют и другие формы политической власти, например, партийная власть.

Политическая власть обладает также свойством полиресурсности, которое свидетельствует о том, что политические структуры, и прежде всего государство, обладают доступом практически ко всем ресурсам, имеющимся в распоряжении общества.

Так, государство может использовать не только экономическое стимулирование, но и силу принуждения, информационного давления и иные способы поддержки собственных решений.

Принципиальное значение для характеристики политической власти имеет идеология.

Идеология превращает все используемые в ней идейные соображения, эмоциональные реакции в форму систематического обоснования того или иного способа принуждения.

Таким образом, символизируя свободный выбор человека, идеология превращает власть и политику во внутренне непредопределенные явления, в тот способ действий субъектов, который не запрограммирован их статусами, оставляя место неопределенности.

Формы политической власти

Норберто Боббио выделил три формы, в той или иной степени присущие всем политическим режимам:

1. Власть в виде видимого, явного правления.

Представляет собой форму деятельности политических институтов, ориентированных на публичное взаимодействие с обществом и другими политическими субъектами.

Власть в этой форме осуществляется в виде действий:

• государственных органов, которые открыто вырабатывают и применяют согласованные решения;

• политических лидеров, которые обсуждают с общественностью принятые меры;

• оппозиционных партий и СМИ, которые критикуют действия правительства, и т.д.

• Формы полускрытого (теневого) правления.

Характеризуют

или приоритетное влияние на формирование политических целей каких-либо структур (отдельных органов государства, лобби), формально не обладающих такими правами и привилегиями,

или доминирование в процессе принятия решений неформальных элитарных группировок.

Теневой характер власти демонстрирует и то, что она открыта влиянию разнообразных центров силы и зачастую ориентируется на отстранение общественности от обсуждения проблем, которые не нуждаются в широкой огласке.

3. Скрытое правление, или криптоправление.

Демонстрирует те способы властвования, которые практикуются

либо органами тайной политической полиции,

либо армейскими группировками и другими аналогичными структурами,

которые де-факто доминируют в определении политических целей отдельных государств.

К этому же типу властвования можно отнести и деятельность криминальных сообществ, поставивших себе на службу государственные институты и превративших их в разновидность мафиозных объединений.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.005 с.)