ТОП 10:

Социокультурный подход в изучении природы политической власти



Для всеобъемлющего, целостного рассмотрения современного феномена власти целесообразно использование различных точек зрения: философской, социологической, политологической, культурологической, экономической, социально-психологической, аксиологической, что в обобщенном виде может быть представлено социокультурным подходом к изучению власти.

Социокультурный подход исходит из понимания явлений социально-политической действительности в их культурно-историческом единстве, целостности и взаимосвязи.

Можно выделить три наиболее важные парадигмы научного анализа феномена власти в современных демократических обществах.

1) Экономический анализ(парадигма) объективных (материальных) оснований политической власти.

От состояния экономики находятся в зависимости:

• изменения в средствах и способах управления;

• характер принимаемых политических решений;

• продолжительность функционирования тех или иных властных структур;

• изменения формы или типа власти.

Экономический анализ показывает, что

• формы собственности,

• принципы производства, организации труда и управления,

• использование материальных ресурсов,

• отношения распределения и обмена,

• уровень благосостояния народа,

• национальное богатство

способны непосредственно определять характер и формы поведения власти, повышая или снижая ее

• дееспособность,

• рентабельность

• эффективность

• и реальный авторитет (легитимность) в глазах общества.

2) Социопсихологический анализвласти ( парадигма).

Дает возможность выяснить соотношение мотивов властвования и подчинения, которые формируются в сфере психологии восприятия реальной действительности.

В рамках данной парадигмы особенно выделяется значение «состояний массового сознания»:

• состояния умов;

• господствующих настроений и ожиданий;

• социально-психологических установок;

• массовой ориентации и конкретной направленности сознания и психики участников политического процесса и их определяющего воздействия на процессы выработки и реализации тех или иных политических решений.

3) Культурологический анализ(парадигма).

Важен в исследовании особенностей современной политической власти, сложившихся под влиянием:

• той или иной системы социальных норм и ценностей;

• правовых и нравственных принципов;

• традиций конкретной исторической культуры;

• стереотипов восприятия общественного предназначения института власти,

что позволяет говорить о доминировании гуманистических представлений о власти в современной политической теории.

Наиболее дискутируемые ключевые проблемы в современных исследованиях власти:

1. Проблема доверия к властии классификация ее сущностных форм с точки зрения их социально-психологических оснований.

Психологический анализ позволяет идентифицировать власть в терминах психологического изменения, которое понимается как изменение в поведении, мнениях, отношениях, целях, потребностях и ценностях индивида.

Власть может быть оцениваема

• либо с точки зрения ее пользы, стремления к общему благу и справедливости,

• либо по степени открытости или закрытости, атрибутам организации или способам властвования.

В результате у людей складываются наиболее распространенные в массовом сознании представления о власти(«психологические образы власти»), под влиянием которых формируется позитивное или негативное отношение к ней, что и определяет в дальнейшем их политическое поведение.

Психологические образы власти:

образ «полезной власти» – связан с материальными и прагматическими свойствами власти, ее способностью решать жизненно важные потребности людей;

образ «легитимной власти» - детерминирован потребностью в личностной самореализации индивидов всфере политических отношений и связан с политической свободой;

образ авторитетной власти - проявляется в конкретных решениях и действиях власти, на основании которых люди судят о ней. Этот авторитет, как правило, связан с действительными ценностями человеческой жизни - гуманистической моралью и ответственностью.

2. Проблема социокультурной идентичности власти и попытка классификации ее сущностных форм по социокультурным основаниям.

В современных обществах власть испытывает мощное воздействие со стороны общественной морали, права, традиций, идеологии, религии, которые так или иначе, продуцируют власть и одновременно способствуют ее сохранению, формируя специфические способы властного воздействия.

Для раскрытия механизма социокультурного влияния используется понятие «метаформы власти», которое описывает определенное состояние власти, складывающееся под влиянием того или иного социокультурного фактора (права, морали, традиции, идеологии) в рамках уже сложившейся политической формы и доминирующихпринципов политико-властных отношений.

Метаформы власти могут быть интерпретированы как специфические социокультурные механизмы взаимодействия власти и общества и, наряду с этим, выступают показателями ее социокультурной идентичности:

• власть традиций - подчинение обычаям прошлого;

• власть права - подчинение закону;

• власть морали - добровольное следование моральным ценностям, служение общему благу, подчинение требованиям общественной справедливости;

• власть идеологии- подчинение теоретическим догмам, в которых находят отражение или которые созвучны его жизненным интересам, идеалам и ценностям.

Главный вывод:власть была и остается многогранным, целостным, универсальным явлением человеческой жизни, продуктом человеческой деятельности.

Как общественный институт, власть зависит от

• общественных факторов и социокультурных императивов общества,

• его традиций, ценностей и норм,

• материальной, духовной, правовой, политической культуры общества,

в которых она обретает свое прочное основание.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.004 с.)