Экологический аспект восприятия и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологический аспект восприятия и



Введение

Цель создания архитектурно-пространственной среды (АПС) включает в себя комплексное формирование объектов и систем нашего окружения как гармоничного, художественно осмысленного единства всех его компонентов.

Архитектурный образ – архитектура как искусство, когда решаются «первичные» эстетические запросы (упорядоченность, пропорциональность и т.п.) и гармонизация архитектурно- пространственной среды.

Архитектурная функция – архитектура как процесс.

Архитектура как среда – создание атмосферы настроения нашего окружения.

Задачи создания архитектурно-пространственной среды подразделяются на идейно-художественные; семантические, решающие проблемы значений в среде; композиционно-художественные; стилистические (гармонизация среды); синтеза архитектурно- художественной идеи как эмоционально-эстетической структуры, отвечающей процессу создания пространственных форм; типологические; экспрессивно-выразительные; функционально-планировочные (процесс); задачи формирования комплекса предметно-пространственных форм, необходимого процессу и объединяющего художественную и техническую идеи в одно целое через личное отношение потребителя к среде; задачи создания комфортной АПС; конструктивно-технологические.

Градостроительный аспект архитектуры включает в себя задачи планировки и застройки населенных мест, а также функционально- эстетическую организацию территории. Объёмное проектирование включает в себя объёмно-пространственные и конструктивно- пластические задачи. Ландшафтная архитектура включает задачу организации динамики «живых» объёмно-пространственных форм, рожденных природой. Проектирование интерьеров и городского благоустройства имеет задачи формирования внутреннего пространства зданий и интерьера внутренних, открытых городских пространств.

Архитектурные средства планировочной организации пространства:

• функциональное зонирование;

• планировочные структуры;

• приёмы группировки помещений;

• композиционные схемы;

• приёмы группировки коммуникаций;

• способность к трансформации.

«Метод» (гр. methodos – путь, способ, приём) – способ исследования, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь установления истины; приём, способ или образ действия.

Существуют различные методологические подходы к формированию

архитектурно-пространственной среды:

• композиционно-художественный подход к проектированию;

• функционально-технологический;

средовой подход в архитектурном проектировании – это проектирование архитектурных сооружений с учётом их включения в существующую природную среду или в контексте сложившейся городской среды;

• экономический подход к проектированию;

• инженерно-технический подход к процессу формирования средовых

объектов;

• комплексный метод проектирования – совокупность разного рода действий и методов, направленных на получение целостного, заранее ожидаемого результата и включает в себя все аспекты проектирования;

• системный метод проектирования предполагает организацию целостной иерархической структуры, совокупности всех подходов к проектированию архитектурно-пространственной среды.

Метод средового проектирования включает в себя следующие этапы: разбить весь процесс средового проектирования на отдельные самостоятельные этапы; определить ведущие объективные и субъективные цели каждого этапа; выбрать средства, инструменты и приёмы осуществления этих целей.

В основе метода средового проектирования лежат специфические формы предпроектного и проектного анализа, пространственная и временная многослойность, системная интерпретация композиционных проблем. Сочетание архитектурной (пространственной) трактовки всех видов материально-физического окружения с дизайнерскими методами проектной реорганизации условий жизнедеятельности человека и общества. Формирование нового художественного содержания в архитектурно-пространственной среде.

Общие закономерности построения эстетического объекта и особенностей формирования его оценки человеком.

Факторы, влияющие на построение эстетического образа, можно разделить на три большие группы.

Биологический – в человеке природой заложены и биологически обусловлены некоторые предпочтения.

Социальный – рассматриваются социальные нормы, определяющие предпочтения.

Личностный – изучает личные мотивы эстетических предпочтений.

Средства композиции помогают художественной организации зрительного образа.

Пропорции – равенство отношений признаков, соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом. Пропорциональными называются две взаимозависимые величины, если отношения их значений остается неизменным. Впервые оптимальные пропорции описал Леонардо да Винчи, он назвал их пропорциями золотого сечения математически выраженные как: А/В =А + В/А = 1,618. Данная пропорция вообще свойственна природе. Эстетическая привлекательность пропорций, близких золотому сечению, доказана экспериментально. Золотое сечение стало модулем, определяющим соотношение размеров при создании самых различных объектов.

Ритм – оптимальное количество возможных повторений элементов не меньше трёх, не больше десяти – пятнадцати при интервале не меньше 0,1 размера элемента.

Симметрия – асимметрия создают степень уравновешенности или динамичности в объекте.

Тектоника выражает соотношение масс, может создать ощущения устойчивости объекта или возникновение эмоционального напряжения при нарушении равновесия.

Нюанс – контраст. Использование нюанса и контраста связано с состояниями покоя или активности. Активность перехода из одного состояния в другое может быть нюансным или контрастным.

Факторы, формирующие типологические признаки общественных зданий: социально-экономические, градостроительные, экономические, санитарные, функциональные, объёмно-планировочные, конструктивные, композиционно-художественные.

В зависимости от ряда условий для разных типов зданий в разные периоды времени выделяется превалирующее влияние того или иного фактора. Формируются особенности типов архитектурных сред в зависимости от исторического периода и экономической формации. Усложнение в деятельности людей стирает чёткие границы между отдельными типами зданий. Возникает полифункциональность архитектурных объектов, их универсальность, проникновение и переплетение факторов, формирующих тип архитектурно- пространственной среды.

Типологические принципы организации: рационализация, унификация, серийность, стандартизация, нормативность параметров, структурность, модульность, сборность, трансформация, комбинаторика.

Во главу угла (доминантой) ставятся профессиональные аспекты рационализации, унификации, стандартизации, технологичности жилой среды и всех её составляющих. Количественный фактор приобретает решающую роль.

Гибкость конструктивных систем. Метод серийного проектирования, предложенный еще в 1938г., развивался и совершенствовался. В ходе экспериментального строительства отрабатывались и проверялись различные планировочные решения; приёмы застройки жилых групп; благоустройства; принципиальные конструктивные решения; элементы, узлы и детали зданий; учитывались научно обоснованные нормы – социальные, физиологические, психологические, природно-климатические; удобство монтируемых предметов оборудования; научный просчёт всех размеров.

Многоуровневость социальной инфраструктуры – создание удобных типов массовых общественных зданий.

Принцип модульной координации организует все планировочные и конструктивные параметры.

Принцип целесообразности требует объединения общественных функций в единый объёмно-пространственный комплекс.

Принцип блокировки и комбинаторики помогает организовать размещение помещений, функциональное зонирование, а декоративные элементы создавать с учётом особенностей возрастной психологии, климатических характеристик.

Принцип чёткого деления на блоки рождает такое понятие как структурализм.

Типологическая семантика архитектурных форм – признаки, по которым определяются архитектурные объекты в городской среде.

Содержательные критерии объекта по определённым закономерностям организуют систему морфологических критериев.

Моделируется предполагаемый «жизненный цикл» создаваемого архитектурного пространства. Значения этого пространства должны быть понятны людям, живущим в нём.

Примеры типологической семантики архитектурных объектов:

- жилой дом – это мелкоячейковая, блочно-секционная структура, спокойная и защищенная для отдыха семей;

- гостиница – это ячейковая структура более активного и раскрытого типа, чем жилой дом;

- школа – это светлый жизнеутверждающий приподнятый образ, крупные общественные пространства, остекление;

- промышленное предприятие – это ясная технологическая «цепочка» процесса естественно проявляющаяся во внешней форме объекта.

 

ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-

ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Стресс-факторы среды

Природно-климатические факторы (внешние влияния): взаимодействие здания с окружающей средой; рельеф; сейсмичность; растительность; температурный режим; световой климат; преобладающие ветра; осадки; геомагнитные условия; гидрогеологические условия; техногенные факторы; коммуникативные факторы.

Внутренний климат среды здания, помещения включает в себя геометрию пространства, предметное наполнение пространства, растительность, температурный режим, световой климат, проветривание, влажность, электромагнитные условия, раскрытость помещений, контакт с внешним миром, ветро-, термо-, звуко-, тепло-, пыле-, свето- изоляция, защита.

Пространственной среды

Эко-архитектура учитывает обусловленные природными факторами экологические требования к формированию архитектурно- пространственной среды зданий:

• поддержания экологического равновесия между естественными и искусственными компонентами, экологического зонирования территорий, ограничения плотности населения в соответствии с экологическими характеристиками ландшафтов, перехода к мало- и безотходным промышленным и строительно-эксплуатационным технологиям, контекстным (относительно природной среды) объёмно-пространственным и конструктивным решениям,

• снижение объемов потребления исчерпаемых энергетических и других природных ресурсов, а также высокоэнергоемких материалов, совершенствования градостроительных, объёмно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических решений, оптимизации сроков эксплуатации объектов в соответствии с их функциональным и моральным старением, ориентации на широко распространённые (местные) материалы, наиболее популярным строительным материалом сегодня вновь становится древесина, известные недостатки которой удается устранять с помощью современных технологий её обработки,

• повышение психофизиологического комфорта жизнедеятельности людей посредством качественного улучшения функциональных, санитарно-гигиенических, микроклиматических и эстетических параметров среды обитания, за счёт совершенствования функционально- пространственной структуры архитектурно-градостроительных объектов, повышения их функциональной насыщенности и адаптивности (среда как многоуровневая система динамичных многофункциональных комплексов), использования растительности важнейшего для всех пространственных уровней средообразующего фактора, отказа от использования в строительстве технических устройств, материалов и конструкций, отрицательно влияющих на здоровье людей и др.

Пространственной среды

В органической архитектуре форма зданий возникает из их функционального назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов.

Американский зодчий Ф. Л. Райт, основоположник направления органичной архитектуры, выдвинул идею установления живой связи здания с окружающим ландшафтом, а предметов интерьера – с композицией внутренней среды дома.

Органичность как неограниченность. Идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчеркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре.

Органическая архитектура преследует принцип гармоничного соединения законов формирования архитектуры и живой природы, принцип индивидуального, глубоко персонифицированного проектирования каждого объекта, движение к познанию внутреннего мира конкретного заказчика, к отражению его уникальных потребностей и психологии.

Нельзя отвлеченно спроектировать какой-либо дом и затем поставить его в любую точку Земного шара. Необходимо рассмотреть и постичь человека, который собирается жить в этом доме. Согласно принципам органичной архитектуры пространство жилища делится на зоны: общую и частную (приватную, интимную). Причем общая зона проектируется без стационарных перегородок: холл перетекает в гостиную, гостиная в столовую и т.д. Таким образом, продолжается развитие функционалистской идеи дома со свободной планировкой. Если же перегородки всё же наличествуют, то они, как правило, сделаны из стекла. Общая зона в жилище согласно концепции Райта должна представлять собой единое пространство, для того чтобы семья, живущая в нем, всегда могла быть вместе, общаться и видеть друг друга, даже занимаясь разными делами. Интимная же часть служит для уединения и отгораживается непроницаемыми для глаза стенами и дверями.

Оригинальным является и то, что внутреннее пространство дома проектируется перетекающим во внешнее пространство, когда здание гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Для строительства применяются как традиционные материалы, так и железобетон. Иногда в отделке используется принцип совпадения фактуры внешней стены и интерьера, например, неоштукатуренная кирпичная кладка. Райт считает, что дом должен быть выдержан в лаконичном стиле, согласно которому ни одна его деталь не кричит о себе, зато сам он при рассмотрении со всех сторон гармонирует с окружающим его пространством. Дочерней ветвью органичной архитектуры явился регионализм. Он основан практически на тех же принципах отказа от гипертрофированной аскетики функционализма. Он призывает архитекторов не к бездумному тиражированию тех или иных форм или конструкций, но к их творческому переосмыслению согласно местным, региональным условиям: ландшафтным, природным, историческим.

Пространственной среды

Бионическое формирование архитектурно пространственной среды ставит на первый план в архитектурном проектировании такие принципы:

• принцип гармоничного соединения законов формирования ар- хитектуры и живой природы;

• принцип архитектурно-бионического моделирования – выражение одного образа через другую форму, которая обладает структурным подобием (изоморфностью) по отношению к первой;

• принцип экологической компенсации дискомфортности внешней и внутренней среды;

• принцип динамического равновесия внутренней среды;

• принцип бионического конструирования;

• принцип структурности, принцип компактности, принцип направленности, принцип гибкости (реагирование на внешние и внутренние условия, адаптация здания).

Бионические принципы формирования включают в себя такие закономерности и приёмы, как рост и развитие; эволюция и совершенствование форм; принцип спирали, структуризация пространства, плотная упаковка; композиция из плоских и сферических стандартных элементов; стандарт и сборность; кластеры структур из сложных элементов; симметрия и стандартные элементы; структура материала – упругость, сопротивляемость, прочность, легкость; гравитация; аэродинамика, пружинящие системы; упругие шарниры – демпферы – снижающие изгибающие моменты, оболочки, скорлупы; принцип сопротивляемости по форме; складчатые конструкции; сетчатые и ребристые системы; структурные решетки; стержневые структуры; «жидкая» архитектура; стержневантовые, мембранные, тентовые конструкции, пневматические системы, складчатые поверхности на основе развертки; динамические формы; движение формы за солнцем; изменение кровли; проветривании; раскрывание, свёртывание.

Пространственной среды

Наиболее выигрышны сегодня два пути повышения энергоэффективности объектов строительства: экономия энергии (снижением энергопотребления и энергопотерь, в т.ч. утилизацией энергетически ценных отходов); привлечение возобновляемых природных источников энергии. Выделяются два класса энергоэффективных зданий, использующих и не использующих энергию природной среды. Энергоэкономичные здания не используют энергию природной среды (т.е. альтернативных источников) и обеспечивают снижение энергопотребления, большей частью, за счёт усовершенствования систем их инженерного обеспечения (как наиболее "энергоёмких" составляющих энергетического "каркаса" здания), конструктивных элементов, определяющих характер и интенсивность энергообмена с внешней средой (наружных ограждений, окон и т.п.), а также оптимизации архитектурных решений, направленной на сокращение энергопотерь (повышение компактности объёмов, сокращение площади остекления, использование градостроительных приемов и архитектурных форм, нивелирующих отрицательные воздействия природно-антропогенных факторов внешней среды: ветра, солнца и т.п.).

Энергоактивные здания ориентированы на эффективное использование энергетического потенциала внешней среды (природно- климатических факторов внешней среды) в целях частичного или полного (автономного) энергообеспечения посредством комплекса мероприятий, основанных на применении объёмно-планировочных, ландшафтно- градостроительных, инженерно-технических, конструктивных средств, которые предполагают ориентированность пространств, архитектурных форм и технических систем на энергетические источники внешней среды (солнце, ветер, грунт и др.)

В целом энергоэкономичность и энергоактивность зданий следует трактовать не как антагонистичные свойства, а как два уровня решения единого комплекса энергетических и экологических проблем. Если средства повышения энергоэкономичности имеют интенсивный (“интравертный”) характер, обеспечивая оптимальный расход энергии, то энергоактивность, помимо энергоэкономичности, предполагает использование наиболее эффективных возобновляемых её источников и имеет, таким образом, экстенсивный (“экстравертный”) характер. Выделение энергоэкономичных и энергоактивных зданий в два класса обусловлено технологическими и экономическими особенностями их проектирования и строительства. Было установлено, что объёмно-планировочными и ландшафтными средствами можно добиться существенного снижения теплопотерь, в частности, за счёт следующих действий:

• сокращения площади наружных ограждений относительно внутреннего объёма здания, т.е. повышением его пространственной и объёмной компактности. Минимальные соотношения площади поверхности к внутреннему объёму имеют шар, цилиндр и куб – именно эти формы обеспечат предельное снижение дисперсии тепла зданием, изменение периметра стен на 0.01 м приводит к изменению расхода тепла на 1,25 – 1,75% в пяти- и на 1,5 – 2,0% в девятиэтажном здании. Кроме того, компактность формы повышается с увеличением её размеров. Существенное снижение удельного расхода тепла происходит при увеличении ширины корпуса здания (с 11 до 14 м - на 6 - 7%, до 15 - 16 м - на 12 - 14%, до 18 м - на 16 - 20%).

• оптимизации площади светопроёмов, обладающих высокой теплопроводностью и потому являющихся основным источником теплопотерь в зданиях. Например, при увеличении нормативной освещенности жилых помещений с 1/5,5 до 1/4 (соотношения площадей светопроёма и пола) удельный расход теплоты возрастает в среднем на 5% в пяти и на 6 - 7% в девятиэтажных зданиях.

• теплового зонирования отапливаемого объема здания и устройства вокруг него так называемых буферных пространств – неотапливаемых помещений с промежуточной (относительно внутренней и внешней среды) температурой. Известно, что скорость теплопередачи, а, следовательно, и масштабы теплопотерь определяются амплитудой температур контактирующих сред: скорость тем выше, чем больше эта амплитуда.

Таким образом, тепловое зонирование, предполагающее формирование теплового ядра здания из помещений с максимальными расчетными температурами и теплоемкими конструкциями и буферные пространства, формирующие двойную оболочку отапливаемого объёма, создают эффект

"энергетического каскада” опосредованной (многоступенчатой) теплопередачи от внутренней среды к внешней: сокращение амплитуды температур контактирующих сред позволяет заметно снизить теплопотери. Соответственно, наибольший эффект буферные пространства дают при размещении их в тех частях здания, где наблюдаются максимальные амплитуды температур отапливаемых помещений и внешней среды: в зоне покрытия (где функции буфера выполняет чердак) и у плохо прогреваемых солнцем стен северной ориентации (буфером могут являться различные хозяйственные пристройки, пристенные холодные шкафы и т.п.). Кроме того, буферные пространства защищают ограждения от ветровых воздействий, исключая нежелательную "напорную" инфильтрацию наружного воздуха в отапливаемый объем здания и переувлажнения, влекущего, как правило, резкое ухудшение теплотехнических качеств ограждений и их ускоренное разрушение.

С помощью объёмно-пространственной композиции архитектор

может создать эффект:

• рассеивания воздушных потоков при использовании соответствующих пространственных и объёмных форм ландшафта (в т.ч. зданий). Известно, что кроме собственно скорости воздушного потока сила ветрового напора определяется углом падения потока на поверхность, поэтому наименьшее ветровое давление испытывают обтекаемые (аэродинамичные) – сферические, цилиндрические и др. криволинейные, а также коноидальные и пирамидальные (“эффект пирамиды”) объёмные формы (по данным Ю. Лебедева, наиболее приспособленной к восприятию, например, гравитационных и ветровых нагрузок является форма конуса).

• снижения скорости движения и турбулентности воздушных потоков вблизи зданий (их ограждающих конструкций), например, используя формы растительности в качестве естественных ветрозащитных барьеров. Известно, что растительные формы различной плотности и высоты способны весьма значительно сокращать скорость ветрового потока, обеспечивая при этом зоны "ветрового затишья" глубиной, равной 20 - 25 высотам такого растительного барьера. Пристенная растительность также существенно снижает активность ветровых воздействий на здания, турбулентность воздушных потоков у наружных ограждений и обеспечивает суммарное снижение теплопотерь благодаря разумному использованию растительных форм ландшафта до 40%. Наиболее эффективно проблемы снижения энергопотерь решаются, как показывает практика, при комплексном привлечении этих и других средств, в основе использования которых лежат бионические принципы организации, формообразования и конструирования архитектурно- градостроительных объектов. Они являются эволюционно выработанными механизмами адаптации различных живых организмов к условиям внешней среды.

Одним из наиболее важных факторов современного архитектурного проектирования становится повышение эффективности использования естественного света. Открытие биологических свойств солнечной радиации, осознание первостепенной роли света в средообразовании произвели настоящий переворот в архитектуре XX века, в корне изменив традиционные принципы организации пространства. Однако развитие климатологической и гигиенической наук, с одной стороны, а также ужесточение экономических требований в строительстве, с другой, привели к необходимости нового переосмысления принципов организации естественного освещения пространств (а следовательно, и норм градостроительного и объёмного проектирования).

В частности исследованиями биологических свойств рассеянной радиации, проводившимися в Казанском мединституте, было установлено, что необходимый бактерицидный эффект, определяющий принятые нормы инсоляции помещений, может быть получен и при воздействии только рассеянной радиации (т.е. и при северной ориентации светопроема). При этом двойное остекление не оказывает существенного влияния на проникновение эффективной ультрафиолетовой радиации в помещение. Таким образом, необходимость облучения прямой солнечной радиацией будет определяться преимущественно требованиями психоэмоционального, светового и теплового комфорта. Исследования закономерностей поступления солнечной радиации в помещения показали, что на всех широтах и при любой ориентации светопроёма основные поступления эффективного облучения в помещения (60-70% от максимально возможных) происходят при расстояниях между зданиями, равных двум высотам здания. Дальнейшее увеличение разрывов не дает существенного прироста светового потока, если на светопроём не падает тень от соседнего здания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамович, В. В. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений / В. В. Адамович, Б. Г. Бархин, В. А. Варежкин [и др.]; под общ. ред. И. Е. Рожина, А. И. Урбаха. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1984. – 543 с.: ил.

2. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм. – М.: Стройиздат, 1984. – 255 с.

3. Бархин, Б. Г. Методика архитектурного проектирования. – 2-е изд. / Б. Г. Бархин. – М.: Стройиздат, 1982. – 546 с.

4. Гельфонд, А. Л. Архитектурная типология общественных зданий и сооружений: учеб. пособие / А. Л. Гельфонд. – Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2003. – 201 с.: ил.

5. Зоколей, С. В. Архитектурное проектирование, эксплуатация объектов, их связь с окружающей средой / С. В. Зоколей; пер. с англ. М. В. Никольского; под ред. В. Г. Бердичевского, Б. Ю. Бранденбурга. – М.: Стройиздат, 1984. – 670 с.

6. Иконников, А. В. Функция, форма, образ в архитектуре / А. В. Иконников. – М.: Стройиздат, 1986. – 288 с.: ил.

7. Степанов, А. В. Объемно-пространственная композиция: учебник для вузов / А. В. Степанов, В. И. Мальгин, Г. И. Иванова [и др.]. – М.: Архитектура – С, 2004. – 256 с.

8. Шимко, В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории / В. Т. Шимко. – М.: Архитектура – С, 2004. – 352 с.

9. Штейнбах, Х. Э. Психология жизненного пространства / Х. Э. Штейнбах, В. И. Еленский. – СПб.: Речь, 2004. – 239 с.

Введение

Цель создания архитектурно-пространственной среды (АПС) включает в себя комплексное формирование объектов и систем нашего окружения как гармоничного, художественно осмысленного единства всех его компонентов.

Архитектурный образ – архитектура как искусство, когда решаются «первичные» эстетические запросы (упорядоченность, пропорциональность и т.п.) и гармонизация архитектурно- пространственной среды.

Архитектурная функция – архитектура как процесс.

Архитектура как среда – создание атмосферы настроения нашего окружения.

Задачи создания архитектурно-пространственной среды подразделяются на идейно-художественные; семантические, решающие проблемы значений в среде; композиционно-художественные; стилистические (гармонизация среды); синтеза архитектурно- художественной идеи как эмоционально-эстетической структуры, отвечающей процессу создания пространственных форм; типологические; экспрессивно-выразительные; функционально-планировочные (процесс); задачи формирования комплекса предметно-пространственных форм, необходимого процессу и объединяющего художественную и техническую идеи в одно целое через личное отношение потребителя к среде; задачи создания комфортной АПС; конструктивно-технологические.

Градостроительный аспект архитектуры включает в себя задачи планировки и застройки населенных мест, а также функционально- эстетическую организацию территории. Объёмное проектирование включает в себя объёмно-пространственные и конструктивно- пластические задачи. Ландшафтная архитектура включает задачу организации динамики «живых» объёмно-пространственных форм, рожденных природой. Проектирование интерьеров и городского благоустройства имеет задачи формирования внутреннего пространства зданий и интерьера внутренних, открытых городских пространств.

Архитектурные средства планировочной организации пространства:

• функциональное зонирование;

• планировочные структуры;

• приёмы группировки помещений;

• композиционные схемы;

• приёмы группировки коммуникаций;

• способность к трансформации.

«Метод» (гр. methodos – путь, способ, приём) – способ исследования, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь установления истины; приём, способ или образ действия.

Существуют различные методологические подходы к формированию

архитектурно-пространственной среды:

• композиционно-художественный подход к проектированию;

• функционально-технологический;

средовой подход в архитектурном проектировании – это проектирование архитектурных сооружений с учётом их включения в существующую природную среду или в контексте сложившейся городской среды;

• экономический подход к проектированию;

• инженерно-технический подход к процессу формирования средовых

объектов;

• комплексный метод проектирования – совокупность разного рода действий и методов, направленных на получение целостного, заранее ожидаемого результата и включает в себя все аспекты проектирования;

• системный метод проектирования предполагает организацию целостной иерархической структуры, совокупности всех подходов к проектированию архитектурно-пространственной среды.

Метод средового проектирования включает в себя следующие этапы: разбить весь процесс средового проектирования на отдельные самостоятельные этапы; определить ведущие объективные и субъективные цели каждого этапа; выбрать средства, инструменты и приёмы осуществления этих целей.

В основе метода средового проектирования лежат специфические формы предпроектного и проектного анализа, пространственная и временная многослойность, системная интерпретация композиционных проблем. Сочетание архитектурной (пространственной) трактовки всех видов материально-физического окружения с дизайнерскими методами проектной реорганизации условий жизнедеятельности человека и общества. Формирование нового художественного содержания в архитектурно-пространственной среде.

Общие закономерности построения эстетического объекта и особенностей формирования его оценки человеком.

Факторы, влияющие на построение эстетического образа, можно разделить на три большие группы.

Биологический – в человеке природой заложены и биологически обусловлены некоторые предпочтения.

Социальный – рассматриваются социальные нормы, определяющие предпочтения.

Личностный – изучает личные мотивы эстетических предпочтений.

Средства композиции помогают художественной организации зрительного образа.

Пропорции – равенство отношений признаков, соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом. Пропорциональными называются две взаимозависимые величины, если отношения их значений остается неизменным. Впервые оптимальные пропорции описал Леонардо да Винчи, он назвал их пропорциями золотого сечения математически выраженные как: А/В =А + В/А = 1,618. Данная пропорция вообще свойственна природе. Эстетическая привлекательность пропорций, близких золотому сечению, доказана экспериментально. Золотое сечение стало модулем, определяющим соотношение размеров при создании самых различных объектов.

Ритм – оптимальное количество возможных повторений элементов не меньше трёх, не больше десяти – пятнадцати при интервале не меньше 0,1 размера элемента.

Симметрия – асимметрия создают степень уравновешенности или динамичности в объекте.

Тектоника выражает соотношение масс, может создать ощущения устойчивости объекта или возникновение эмоционального напряжения при нарушении равновесия.

Нюанс – контраст. Использование нюанса и контраста связано с состояниями покоя или активности. Активность перехода из одного состояния в другое может быть нюансным или контрастным.

Факторы, формирующие типологические признаки общественных зданий: социально-экономические, градостроительные, экономические, санитарные, функциональные, объёмно-планировочные, конструктивные, композиционно-художественные.

В зависимости от ряда условий для разных типов зданий в разные периоды времени выделяется превалирующее влияние того или иного фактора. Формируются особенности типов архитектурных сред в зависимости от исторического периода и экономической формации. Усложнение в деятельности людей стирает чёткие границы между отдельными типами зданий. Возникает полифункциональность архитектурных объектов, их универсальность, проникновение и переплетение факторов, формирующих тип архитектурно- пространственной среды.

Типологические принципы организации: рационализация, унификация, серийность, стандартизация, нормативность параметров, структурность, модульность, сборность, трансформация, комбинаторика.

Во главу угла (доминантой) ставятся профессиональные аспекты рационализации, унификации, стандартизации, технологичности жилой среды и всех её составляющих. Количественный фактор приобретает решающую роль.

Гибкость конструктивных систем. Метод серийного проектирования, предложенный еще в 1938г., развивался и совершенствовался. В ходе экспериментального строительства отрабатывались и проверялись различные планировочные решения; приёмы застройки жилых групп; благоустройства; принципиальные конструктивные решения; элементы, узлы и детали зданий; учитывались научно обоснованные нормы – социальные, физиологические, психологические, природно-климатические; удобство монтируемых предметов оборудования; научный просчёт всех размеров.

Многоуровневость социальной инфраструктуры – создание удобных типов массовых общественных зданий.

Принцип модульной координации организует все планировочные и конструктивные параметры.

Принцип целесообразности требует объединения общественных функций в единый объёмно-пространственный комплекс.

Принцип блокировки и комбинаторики помогает организовать размещение помещений, функциональное зонирование, а декоративные элементы создавать с учётом особенностей возрастной психологии, климатических характеристик.

Принцип чёткого деления на блоки рождает такое понятие как структурализм.

Типологическая семантика архитектурных форм – признаки, по которым определяются архитектурные объекты в городской среде.

Содержательные критерии объекта по определённым закономерностям организуют систему морфологических критериев.

Моделируется предполагаемый «жизненный цикл» создаваемого архитектурного пространства. Значения этого пространства должны быть понятны людям, живущим в нём.

Примеры типологической семантики архитектурных объектов:

- жилой дом – это мелкоячейковая, блочно-секционная структура, спокойная и защищенная для отдыха семей;

- гостиница – это ячейковая структура более активного и раскрытого типа, чем жилой дом;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.089 с.)