Экологическая ответственность – основа экологической политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая ответственность – основа экологической политики



ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА

Купалова Галина Ивановна

Заведующая Украинско-немецкой кафедрой экологического менеджмента и предпринимательства, доктор экономических наук, профессор, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко

ТЕМА 9

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ПЛАН

1. 1. Экологическая ответственность – основа экологической политики.

2. Экологическое страхование.

3. Экологическая экспертиза.

4. Экологическая бизнес-этика.

5. Модели экологического менеджмента.

 

Экологическая ответственность – основа экологической политики

В теории:

ü Экологическая политика является аспектом устойчивого развития, предполагающим учет экологического фактора в развитии общества.

ü Основная направленность экологической политики – разработка и воплощения механизма ответственности субъектов в экологической сфере.

На практике:

ü интересы производственного роста и экологической ответственности не всегда совпадают;

ü их конфликт часто приводит к снижению эффективности управления в целом и экологического и социального менеджмента в частности.

Подходы к экологической ответственности во временной перспективе

Ретроспективный вариант (традиционный) Перспективный вариант
Экологическая ответственность: ˗ как инструмент нормативно-правового регулирования, предпо-лагающий возмещение (компенса-цию) ущерба окружающей среде вследствие загрязнения, причи-ненного техногенной деятель-ностью экономического субъекта. Подход направлен на устранение последствий неэффективной эколо-гической деятельности. Экологическая ответственность осно-вана на механизме страхования экологических рисков, купирование которых может привести к уменьшению экологических проблем в будущем, минимизируя необходимые для этого затраты и предотвращая наступления аварийных и нештатных экологических ситуаций.

 

Право экологической ответственности

Юридический аспект Экономический аспект
свод правил, который устанав-ливает, при каких условиях и в каком объеме виновник внеш-него негативного эффекта дол-жен возместить ущерб потер-певшему лицу. определенная стратегия возмещения ущерба, при которой внешние издержки необходимо учитывать в решениях о размерах и качестве производства таким же образом, как и затраты на материалы и ресурсы, что побуждает принимать во внимание внешние издержки тем же способом, что и внутренние, чем обеспечивается их т.н. «интернализация».

Ответственность за вину:

• предусматривает возмещение потерпевшему ущерба, возникшего в результате недобросовестных действий загрязнителя;

• требуемый уровень «добросовестности» определяется посредством установления и соблюдения определенного лимита загрязнений;

• загрязнение в пределах установленного ограничения не обязывает загрязнителя возмещать ущерб, т.к. он не действует как виновный;

• если в действиях загрязнителя отсутствует вина, то он освобождается от ответственности;

• пострадавшие от загрязнения сами должны нести затраты по компенсации ущерба.

 

Ответственность за опасность:

• загрязнитель несет ответственность независимо от вины за любой вред, который он нанес;

• ориентированность на полное возмещение ущерба пострадавшему, который в данном случае находится в более благоприятной ситуации в сравнении с условиями первой модели.

 

Сопоставимость форм ответственности при переходе от отдельного загрязнителя к загрязняющей отрасли:

Ø При ответственности за опасность предполагается полное покрытие ущерба.

Ø Влияет на все компании отрасли посредство установления отраслевой цены продукции, в которую будут отражены внешние издержки.

Ø Это означает повышение долгосрочной отраслевой цены продукции при ответственности за вину, где экологический ущерб не должен покрываться компенсационными механизмами, как в случае ответственности за опасность.

Ø Более высокая цена отраслевого продукта при ответственности за опасность ведет к тому, что уровень производства оказывается ниже, чем при ответственности за вину.

Ø При прочих равных условиях это способствует меньшему уровню загрязнений по отрасли.

 

Анализ и управление риском

Возможности:

ü позволяет уйти от предположения об отсутствия у страховой компании возможности наблюдать за уровнем добросовестности потенциального загрязнителя;

ü оценить уровень и качество мероприятий по снижению и предотвращению риска;

ü определить перечень эффективных мер, подтверждаемых договором страхования.

Самострахование

Возможности:

ü потенциальный виновник берет на себя

ü покрытие части ущерба

ü деятельность по снижению рисков не столько затратна, сколько – прибыльна, т.к.повышение уровня мероприятий по снижению риска способствует уменьшению ожидаемого остаточного ущерба, который должен нести виновник;

ü целесообразнее всего введение стопроцентного самострахования при положительной склонности к риску

Экологическая бизнес-этика

Экологическая бизнес-этика:

Ø устанавливает обязательные с моральных позиций нормы, касающиеся отношения экономических субъектов к окружающей природной среде в межвременном и межпоколенческом аспекте;

Ø формирует пространство экологической ответственности бизнеса как за состояние природной окружающей среды и оптимальное ресурсопользование, так и за экологическую безопасность процессов производства и потребления.

Тем самым, она дополняет систему формально-правовых требований стандартов и положений законодательства.

 

 

 

Мотивация компаний к реализации этических установок экологической ответственности:

Ø Влияние законодательства и стандартизация экологической сферы;

Ø Влияние стейк-холдеров (банков, страховых компаний, инвесторов, покупателей т.п.);

Ø Влияние конкурентов и партнеров, в т.ч. иностранных; информационное воздействие;

Ø Усиление социальных установок и ответственности;

Ø Морально-этические установки персонального менеджмента компании;

Ø Популярность имиджа социально и экологически ответственной компании.

Условия эффективной мотивации и усиления социально-экологической ответственности:

ü Мотивация к достижению экологических приоритетов в условиях конкурентной среды должна быть не менее сильной, чем финансовые стимулы. Реальные расхождения в этой области как раз и объясняют поведение компаний, осознающих роль и значение экологических проблем, но не предпринимающих эффективных усилий по их разрешению;

ü Осознание того, что эколого-социальная ответственность - это не только имидж, но еще и вложения, которые окупятся в долгосрочной перспективе. В этом отношении стратегическим приоритетом любого эколого ориентированного компании является переход от простого финансирования экологических программ и проектов к социально-экологическому инвестированию;

Условия эффективной мотивации и усиления социально-экологической ответственности:

ü Перевод финансирования программ на конкурсную основу по соревновательному типу с учетом привлечения и тесного взаимодействия с органами власти субъекта Федерации и местного самоуправления, а также привлечением общественности и некоммерческих организаций к совместному решению экологических проблем;

ü Для общественной оценки и адекватности отражения результатов экологической деятельности представляется необходимым распространение практики публикации экологических отчетов компаний.

Реализация этических установок экологически ответственной политики требует от компании фундаментального сдвига в принятии управленческих решений путем перехода модели пассивного (реактивного) к активному экологическому менеджменту.

 

5. Модели экологического менеджмента

На экологические проблемы

Резюме

q Экологическая ответственность бизнеса понимается как инвестиции в будущее, качественно меняющие роль и место компании с учетом экологических реалий и приоритетов развития.

q В рамках экологического менеджмента экологически ответственное поведение предприятия становится императивом его экономического успеха.

q Модели активного экологического менеджмента способствуют включению экологических вопросов во все сферы и направления деятельности компании путем процедурных и управленческих решений, способствующих достижению траектории экологически ответственного менеджмент, бизнеса и политики.

q Отвлечение средств на обеспечение экологически ответственной деятельности ныне целесообразно рассматривать как форму стратегического инвестирования.

q На современном этапе развития бизнеса наличие экологической стратегии является ключевым элементом и в перспективе, фактором устойчивого и конкурентоспособного развития предприятия.

q Успешность реализации политики экологической ответственности предприятия напрямую зависит от его долгосрочных целей и, самое главное, включенности экологической компонента в корпоративную и региональную стратегию.

q Данный подход улучшит уровень благосостояния гражданского общества и не допустит роста социально-экологической напряженности.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА

Купалова Галина Ивановна

Заведующая Украинско-немецкой кафедрой экологического менеджмента и предпринимательства, доктор экономических наук, профессор, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко

ТЕМА 9

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ПЛАН

1. 1. Экологическая ответственность – основа экологической политики.

2. Экологическое страхование.

3. Экологическая экспертиза.

4. Экологическая бизнес-этика.

5. Модели экологического менеджмента.

 

Экологическая ответственность – основа экологической политики

В теории:

ü Экологическая политика является аспектом устойчивого развития, предполагающим учет экологического фактора в развитии общества.

ü Основная направленность экологической политики – разработка и воплощения механизма ответственности субъектов в экологической сфере.

На практике:

ü интересы производственного роста и экологической ответственности не всегда совпадают;

ü их конфликт часто приводит к снижению эффективности управления в целом и экологического и социального менеджмента в частности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.016 с.)