Глава VIII обще-часгнонаучная методология. Взаимодействие методов255 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава VIII обще-часгнонаучная методология. Взаимодействие методов255



§ 1. Научные методы эмпирического исследования 255

§ 2. Научные методы теоретического исследования 259

§ 3. Общелогические методы и приемы познания 265

§ 4. Частнонаучная методология. 282

§ 5. Взаимодействие методов.. 286

Глава IX ПАРАДИГМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ.............................. 291

§ 1. Натурфилософия и естествознание 291

§ 2. Классическое естествознание и его методология 303

§ 3. Революция в естествознании конца XIX—начала XX в. и становление идей и методов неклассической науки…… 323

§ 4. Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XX в... 346

Глава X ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ…. 371

§ 1. Понятие социального познания. 371

§ 2. Формирование социально-гуманитарной методологии в философии истории 374

§ 3. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт) 387

§ 4. Методология социальных наук М. Вебера 399

§ 5. Логика социальных наук К. Поппера 414

§ 6. Философская герменевтика Г. Гадамера 427

§ 7. Структурный метод в гуманитарных науках (М. Фуко).............. 438

§ 8. Особенности социального познания и его методов (общая характеристика).451

§ 9. О новой парадигме социальной методологии 477

Глава XI ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ В ПОСТПОЗИТИВИЗМЕ....................... 501

§ 1. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера.......... 501

§ 2. Концепция смены парадигм и «методологические директивы» Т. Куна 514

§ 3. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса 528

§ 4. Реконструкция истории науки П. Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм 541

ЛИТЕРАТУРА........................................................ 561

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наука — сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания — в силу его сложной и многослойной структуры — не однонаправленный моно­тонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелинейный, характеризующийся разнонап-равленностью изменения форм научного знания, в кото­ром постоянно возникают новые точки роста, нововведе­ния и центры изменения, многообразные возможности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и не­обходимы разные модели и образы развития науки.

Научное познание развивается в контексте историчес­кого развития общества. А это значит, чтобы понять его природу, особенности и историческую динамику, необхо­димо рассматривать научное познание как социально-куль­турный процесс. Надо понять, как осуществляется и раз­вивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и особенности на­учной деятельности.

Наука является достаточно неоднородным образовани­ем: наука переднего края и нормальная наука, наука Но­вого времени и современная, наука профессиональная и любительская, наука Запада и восточная наука, государ­ственная и «народная» наука и т. п. Наука — это та сфера человеческой деятельности, в которой происходит выра­ботка и теоретическая систематизация объективных зна­ний о действительности, в которую науки — по мере сво­его развития — проникают все более глубоко и широко. Вместе с тем наука ориентируется и на человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих спо­собностей, культуры мышления.

Наряду со знаниями об объектах наука формирует зна­ния и о методах, принципах и приемах научной деятель­ности. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях разви­тия науки к формированию методологии как особой от­расли научного исследования, призванной направлять на­учный поиск.

Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного твор­чества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия и мето­дология науки, исследующая общие закономерности на­учно-познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, его социокультур-ную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания.

Философия науки сложилась к середине XX в. и как философское направление-, исследующее общие характе­ристики научной деятельности в целом, и как раздел фи­лософии, разрабатываемый в рамках различных философ­ских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки.

 

Глава I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.004 с.)