Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демония административной власти в СССР

Поиск

Административная власть представляет собой огромную силу. Многие преобразования в государственной и общественной жиз­ни связаны с ее деятельностью, с использованием администра­тивных полномочий.

Но властные полномочия реализуются, а огромные ресурсы используются людьми, служащими. Их реализация — процесс волевой, интеллектуальный и эмоциональный, который может осу­ществляться как правомерно и целесообразно, так и с различны­ми отклонениями, ошибками, злоупотреблениями.

Нередко государственная власть присваивается (узурпирует­ся) лицом, группой лиц и используется в собственных интересах.

Совокупность лиц, которые за плату профессионально осу­ществляют управленческую деятельность, принято называть бюрократией. Как всякая профессиональная группа людей, она имеет свои интересы, обусловленные спецификой труда и личны­ми потребностями.

Эгоистические интересы бюрократии есть бюрократизм. Чем больше бюрократия заботится не об общественных, а о группо­вых, личных интересах, тем активнее развивается бюрократизм как система форм и методов реализации бюрократией своих ко­рыстных целей. Проявления бюрократизма многочисленны: фор­мализм в деятельности, невнимание к людям, злоупотребление режимом секретности, необоснованные привилегии, превращение бюрократии в замкнутую касту и т. д.

Одной из форм присвоения бюрократией власти является зло­употребление ею. Более сложная форма присвоения власти — демония административной власти, под которой понимается одер­жимость воли руководителя (руководящей группы), стремящегося


70 Глава 4. Административная власть

решить крупные государственные задачи и одновременно пре­следующего собственные эгоистические цели (жажда огромной власти, славы, почестей и т. д.). Наиболее опасное ее проявление —стремление к ее расширению, подчинению других властей, бес­контрольному властвованию.

Демоническое стремление административной власти стать все-охватывающей, неограниченной, бесконтрольной обусловлено ря­дом факторов.

Во-первых, генезисом политической власти, прогрессивное раз­витие которой идет по пути разделения властей, отделения зако­нодательной и судебной, укрепления последних и расширения их влияния на административную. А она, используя существующие традиции, взгляды, структуры стремится не уступать своих по­зиций, освободиться от контроля, превратить его в фикцию, кра­сивый орнамент своего могущества.

Во-вторых, количеством, разнообразием, сложностью и продол­жительностью чрезвычайных обстоятельств. Войны, эпидемии, сти­хийные бедствия, технические, экологические, экономические ка­тастрофы, массовые беспорядки требуют чрезвычайных режимов, при которых роль и полномочия исполнительной власти резко усиливаются.

В-третьих, зависимостью от исполнительной других властей. Они возникают позднее, не сразу создают свою финансовую базу, арсенал средств воздействия и т. д. Исполнительная власть, бю­рократия активно участвует в подборе кандидатов в депутаты и на судебные должности, осуществляет организационно-матери­альное обеспечение представительных и юрисдикционных сис­тем, подготавливает для них вопросы и дела, помогает удовлет­ворять материальные и культурные потребности депутатов и судей, соблазняя их должностями, квартирами, машинами, дача­ми, разнообразными привилегиями'.

В-четвертых, и это самое существенное, демонизм питается сущностными особенностями административной власти, ее уни­версальностью, огромным аппаратом, экономической мощью, на­личием в ее непосредственном ведении многочисленных источни­ков информации, большого арсенала принудительных средств. Опираясь на армию, полицию, огромные финансовые ресурсы, средства массовой информации, развитой бюрократический ап-

' «Идея сосредоточения материально-финансовых средств в одних руках — гениальное изобретение современных царедворцев. Сейчас это самые эффектив­ные средства «главной власти» влиять на поведение других ее ветвей, средство борьбы с инакомыслием и непослушанием». // Комсомольская правда. 1995. 1 авг.


§ 2. Демония административной власти в СССР 71

парат, административная власть недавно ставшая исполнитель­ной постоянно стремится к расширению.

Демония власти свое логическое завершение получает в обра­зовании тоталитарных обществ, административно-командных сис­тем, где государственная власть подчиняет гражданское общест­во, в структуре государства доминирует централизованный управленческий аппарат. К сожалению, такой глубокий дефор­мации подверглась система управления обществом в СССР (РСФСР). Ее называют по-разному: «административно-командная», «командно-бюрократическая», «партийно-полицейская система», «бюрократический абсолютизм». Такие названия даны советской политической системе, т. е. совокупности государственных и об­щественных организаций, возглавляемых КПСС, более 70 лет руководившей страной. Именно ее характеризуют как команд­ную, бюрократическую, полицейскую, тоталитарную.

Фактически то, что до 60-х годов называли диктатурой проле­тариата, а позднее политической системой советского общества, уже в первые годы советской власти превратилось в диктатуру партийно-государственного аппарата.

Прежде всего это — власть, не ограниченная правом, система, в которой закон служит силе, рассматривается как один из ее инструментов. Власть не признавала прав личности и даже таких важнейших, как права на жизнь, собственность, творчество.

Вторая особенность диктатуры — ее опора на насилие, террор. Диктатура —власть тираническая, деспотическая, осуществляе­мая меньшинством общества в отношении его большинства. Она использовалась в интересах партийной, государственной и обслу­живающей ее профсоюзной, комсомольской и иной бюрократии, главной целью которой было захватить, расширить, удержать любой ценой власть.

Экономической основой бюрократического абсолютизма явля­ется господство государственной собственности. Создавая, укреп­ляя монополию государственной собственности, вытесняя, унич­тожая или ставя в зависимость от нее иные виды собственности, тем самым обеспечивали экономическое могущество аппарата чи­новников, Они распоряжались продукцией государственных пред­приятий, жилым фондом, землей, лесами. Почти все, что строили, производили, выращивали, поступало в их ведение, и этими не­исчислимыми богатствами они управляли, как считали нужным.

Чем больше значение государственной собственности, тем выше роль чиновничества. Монополизм государственной собственности отчуждает производителя от результатов труда, лишает его воз-


72 Глава 4. Административная власть

можности распоряжаться своей рабочей силой, итогами своей дея­тельности, отнимает экономическую свободу.

Политическая основа командно-бюрократической системах — однопартийность, превращение правящей партии в государствен­ную, слияние партийных верхов с государственными. На этой ос­нове исполнительная власть в СССР подчинила законодательную и судебную, и объединенный партийно-государственный аппарат поставил себе на службу депутатский корпус и судей. Отсутствие оппозиции, независимой печати, демократических традиций ста­ли условиями бесконтрольной абсолютной власти администрации, ее отрыва от народа, превращения его в бюрократизированное сообщество. В бесконтрольном подчинении аппарата оказались все инструменты принуждения: армия, милиция, контрразведка, ис­правительно-трудовые учреждения. Экономическое принуждение и внеэкономическое дополняли друг друга. Однопартийная систе­ма, решительно искореняющая любую оппозицию, укрепляющая любыми средствами руководящую роль одной партии, не может быть демократической.

Идеологической основой командно-бюрократической системы стало провозглашение марксизма-ленинизма единственно верным учением, вся жизнь общества была чрезмерно идеологизирована. Это вело к господству воинствующего догматизма, отрыву теории от практики, необоснованному вмешательству в творческую дея­тельность, насильственному навязыванию определенного образа мыслей, контролю за «чистотой» суждений и высказываний.

Суровый опыт 20—70-х годов XX века показал, что админис­тративная власть, предоставленная сама себе, не контролируе­мая и не отвечающая за свои действия, становится деструктив­ной и деморализующей силой. Перед наукой административного права встал старый и одновременно новый вопрос о создании сис­темы сдержек и противовесов административной власти, кото­рые могли бы усмирить ее демонические свойства, о способах ее демократизации, о путях превращения ее в эффективный инстру­мент обеспечения потребностей граждан и общества.

Одно из самых важных направлений преобразований в настоя­щее время в Российской Федерации — реформа административной власти. Из всемогущей, всеохватывающей сердцевины командно-бюрократической системы она должна превратиться в исполнитель­ную власть правового государства.

Главным гарантом глубины и необратимости проводимых пре­образований является развитое гражданское общество. Только в условиях, когда граждане пользуются широким кругом надежно защищенных прав, когда существует рынок и другие самостоя-


§ 3. Функции (содержание) исполнительной власти 73

тельные экономические структуры, действуют независимые от государства общественные объединения, средства массовой ин­формации, проводятся состязательные выборы, реализован прин­цип разделения властей, только тогда создается надежный фун­дамент для демократической организации административной власти. Экономическая свобода производителей, политический и идеологический плюрализм помогают превращению деспотичес­кой администрации в надежную, компетентную и эффективную социальную службу.

Развитие гражданского общества и обеспечивающего его пот­ребности законодательства, реализация принципа разделения властей — необходимые условия превращения административ­ной власти в исполнительную власть правового государства. Но для придания ей соответствующего облика необходимы преобра­зования в ней самой. Среди основных направлений администра­тивной реформы можно назвать децентрализацию упоавления, совершенствование методов властвования, системы государствен­ной службы, структуры аппарата, расширение судебного контро­ля за государственной администрацией.

§ 3. Функции (содержание) исполнительной власти

Исполнительную власть можно рассматривать и как совокуп­ность государственных служащих, и как систему органов госу­дарственного управления (исполнительной власти). Они (органы, служащие) осуществляют исполнительно-распорядительную де­ятельность, содержанием которой является непосредственная, пов­седневная организация выполнения внутренних и внешних фун­кций государства.

Управление объективно необходимо. В соответствии с законом разделения труда оно делится на более простые, относительно самостоятельные виды организационной деятельности, которые принято называть общими функциями управления.

Объясняя функциональную природу управления, мы тем са­мым раскрываем его содержание.

Общие функции — это всеобщие, типичные взаимодействия между субъектами и объектами социального управления, устойчи­вые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности вообще. Каждая функция управ­ления объективно необходима и отличается устойчивостью, ста­бильностью. Они отличаются друг от друга непосредственной целью, содержанием, процедурами осуществления, используемой информацией.

К числу общих управленческих функций можно отнести: про­гнозирование, планирование, нормативное регулирование, мето-


74 Глава 4. Административная власть

дическое руководство, работу с кадрами, учет, контроль и др. Управлять —это значит прогнозировать, планировать, контроли­ровать и т. д. Каждый субъект исполнительной власти осущест­вляет несколько или хотя бы одну функцию.

Общие функции управления конкретизируются (персонифици­руются) в функциях отдельных органов, структурных подразде­лений, должностей. Это обстоятельство лежит в основе определе­ния компетенции структурных единиц. Деление управления на функции отражает специализацию внутри ее.

Функциональное разделение труда закрепляется структурно, т. е. создаются особые звенья, которые занимаются планировани­ем, учетом, контролем и т. д. Организационная обособленность — важный признак развитой и значительной по объему функции.

Поскольку общие «беспредметные» функции — это всего лишь научная абстракция, а в реальной жизни определенные субъекты воздействуют на конкретные объекты особым образом, то общие функции в реальной жизни конкретизируются, приобретают спе­цифические черты. Так, существует не контроль вообще, а фи­нансовый, внутриведомственный контроль, специализированный контроль ГАИ, госсаннадзора, инспектирование и т. д. Особеннос­ти объектов и субъектов управления, их взаимоотношений, внеш­ней среды серьезно влияют на управленческие функции, видоиз­меняют их, наполняют конкретным содержанием, обусловливают многообразие форм осуществления.

Отмечая специфику каждой общей функции, ее структурную обособленность необходимо подчеркнуть, что в то же время все они являются частями одного целого. Их объединяет единая ко­нечная цель, единая информационная природа, организационное единство субъекта управления. Каждая часть активно взаимо­действует с целым, а также с другими частями. Управление, ре­ализация исполнительной власти — целостная система, комплекс взаимосвязанных, взаимообусловленных функций. По содержанию следует различать три группы функций. 1. Функция ориентирования системы:

1) прогнозирование;

2) планирование;

3) нормативное регулирование;

4) методическое руководство. II. Функция обеспечения системы:

5) кадровое;

6) материально-техническое;

7) финансовое;


§ 4. Линейная и функциональная власть 7Ь

8) организационно-структурное^

9) информационное. 1. Функция оперативного управления системой:

10) непосредственное регулирование деятельности^;

11) учет;

12) контроль;

13) оценка (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.190.187 (0.009 с.)