Подведомственность дел об административных нарушениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подведомственность дел об административных нарушениях



В производстве по делам об административных нарушениях участвует огромное число различных органов, их представителей, которые наделены властными полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Такое положение объяс­няется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных отраслей исполнительно-распорядительной деятельности и сущес­твующих в них отношений, и чтобы квалифицированно заниматься делами об административных нарушениях, нужно обладать спе­циальными знаниями, быть компетентным в данной области. А во-вторых, множественность субъектов властных полномочий со­здает условия для оперативного и экономного производства, по­скольку чаще всего его ведут органы, должностные лица, пред­ставители общественности, которые систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил.

Для научной организации исследуемой юрисдикционной дея­тельности имеет большое значение четкое определение того, ка­кой субъект власти какими делами ведает, кто какие дела оформ­ляет, рассматривает, исполняет. Правильное решение вопросов подведомственности — необходимое условие квалифицированно­го, оперативного разрешения дел об административных деликтах. Подведомственность неразрывно связана с компетенцией. В то же время подведомственность — это определенная, регулируе­мая правом связь двух сторон правоотношения: той, которая ве-


§ 5. Подведомственность дел об административных нарушениях 317

дает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Ведать делами — значит решать вопросы в отношении определенных индивидуальных и коллективных субъектов права. Для лидиру­ющих субъектов подведомственность — это компонент их компе­тенции, который связывает их полномочия с определенными объ­ектами властного воздействия, определяет их предметные, территориальные границы. А для другой стороны властного пра­воотношения подведомственность означает ее правовую зависи­мость от того, кто ведает делами.

Необходимо различать подведомственность организаций как их постоянную, линейную подчиненность и подведомственность дел как обязанность подчиняться по определенным вопросам, делам. Подведомственность дел может быть основана на линейной и фун­кциональной власти (подчиненности). Так, подведомственность дел о дисциплинарных проступках базируется на линейной власти руководителя и соответственно линейной подчиненности работ­ника, студента, военнослужащего, а подведомственность дел об административных нарушениях (как и все административное при­нуждение) является проявлением функциональной власти (под­чиненности).

В научной литературе принято различать общую, т. е. такую, которая определяется общими нормами, и специальную подве­домственность, регулируемую специальными нормами. Послед­нее выступает как исключение из общего правила. В таком соот­ношении находятся, например, ч. 1 ст. 256 КоАП и ч. 2—4 той же статьи.

В производстве по делам об административных нарушениях очень часто одни органы (должностные лица) вправе расследо­вать дела, другие — рассматривать их и принимать постановле­ния, третьи — рассматривать жалобы на постановления. Для ад­министративного процесса актуален вопрос о постадийной подведомственности дел (кто дело расследует, кто принимает пос­тановление и т.д.) и даже подведомственности при совершении отдельных действий (кто предоставляет отсрочку исполнения пос­тановления, составляет протокол и т. п.).

При определении подведомственности дел о проступках нужно помнить существование разных уровней подведомственности и порядок последовательного их выявления.

В гл. 16 КоАП, ст. 290, 297, 449 и др. ТК РФ, в иных актах решается вопрос о видовой подведомственности проступков. Она закрепляется юридическими нормами, в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими делами. Поста­новления по этим делам выносят, жалобы рассматривают, поста-


318 Глава 17. Общая характеристика производства

НОВЛ&НИЯ исполняют органы исполнительной власти, суды (судьи, судебные исполнители), а также арбитражные суды. Видовая под­ведомственность закрепляется чаще всего однозначно (дела рас­сматривает ОВД, дела рассматривает судья), иногда — альтерна­тивно (гражданин вправе обжаловать постановление таможенного органа в вышестоящий таможенный орган или в суд, а значит, жалобу вправе рассматривать либо первый, либо второй орган государственной власти).

Решив вопрос о видовой, нужно разобраться с территориаль­ной подведомственностью. То есть, нужно выяснить, какой кон­кретно орган исполнительной власти данного вида, какой суд (судья) должен заниматься делом. Эти правила установлены ст. 297, 358, 370 ТК; ст. 256 КоАП и некоторыми иными нормами. По общему правилу дело расследуется, рассматривается по месту совершения нарушения. Дело о нарушении таможенных правил рассматривается таможенным органом, должностное лицо кото­рого занималось расследованием. А в какой суд может обратить­ся с жалобой гражданин? По общему правилу — по месту жи­тельства гражданина. Но в ч. 2 ст. 370 ТК так определена территориальная подведомственность: суд по месту нахождения таможенного органа, наложившего взыскание.

Следующий уровень подведомственности — должностная. Пра­вила должностной подведомственности определяют, кто в госу­дарственном органе должен заниматься делом. В системе ОВД такая подведомственность регламентирована частично ст. 203 КоАП. Право рассматривать дела о нарушении таможенных пра­вил ст. 359 ТК предоставлено начальникам таможенных органов и их заместителям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.174.36 (0.006 с.)