Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные документы по стандартизации в РФ, характеристика каждого из них.

Поиск

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

Нормативный документ (НД) — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные НД по стандартизации — правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.

Стандарт — согласно определению ФЗ «О техническом регулировании» — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

В зависимости о сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, государственный стандарт РФ (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт общественного объединения, стандарт предприятия.

Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей.

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном Законом «О техническом регулировании». Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями или продавцами.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

В настоящее время в России действует около 23 тысяч государственных стандартов. На основе этих определений можно выделить несколько основных характеристик стандарта, который представляет собой документ:

—утвержденный признанным и компетентным органом;

— направленный на достижение оптимальной упорядоченности в определенной области;

— разработанной на основе сотрудничества и консенсуса, доступный для общественности;

— разработанный для пользы обществу с целью технического прогресса и утвержденный всеми заинтересованными сторонами;

— для многократного или постоянного применения;

— для добровольного использования.

Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Здесь же можно отметить три основных отличия стандарта от технического регламента.

Классификатор — официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классифицированных группировок и (или) объектов классификации.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации — нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области. В том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований или испытаний, измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Правила (ПР) — документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.

Рекомендации ( Р) — положение, содержащее совет или указания. Применительно к стандартизации этот документ содержит добровольное для применения организационно-техническое и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.

Норма — положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены. «Нормы радиационной безопасности».

Кодекс установившейся практики — документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом. Кодекс правил ИСО.

Стандарты отраслей (ОСТ) — разрабатывались и применялись государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Стандарты отраслей разрабатывались на два объекта:

— организационно-технические и общетехнические объекты;

— продукцию, процессы, услуги.

Но объекты ОСТ имеют отраслевое значение. Примерами продукции отраслевого значения как объекта ОСТ являются: коробки картонные для рыбной продукции (тогда как вообще коробки картонные являются объектами ГОСТ); рабочая обувь для работников мясомолочных предприятий (тогда как обувь кожаная и резиновая является объектом ГОСТ).

ОСТ применяют (соблюдают) предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Но условием обязательного исполнения требований ОСТ является включение ссылки на него в договор или техническую документацию изготовителя (поставщика продукции. Иные субъекты хозяйственной деятельности применяли ОСТы на добровольной основе.

1 стандарт – документ, разработанный на основе консенсуса и доступный широкому кругу пользователей, в котором для добровольного многократного применения устанавливаются правила, рекомендации или характеристики различных видов деятельности или их результатов, с целью достижения оптимальной степени упорядочения в определенной области

стандарт устанавливаются положения, касающиеся продукции, работ, услуг, в том числе требования к этим объектам, разработанный на основе консенсуса, т.е. согласия всех заинтересованных сторон по основным вопросам, а утверждается соответствующим органом по стандартизации Для достижения оптимальной степени упорядочения

Добровольный выбор (применение),

но в переходный период некоторые требования носят обязательный характер.

В случае принятия решения об использовании - обязательность соблюдения

Свод правил – документ, в котором содержатся технические правила или описание процессов ЖЦП, утвержденный соответствующим федеральным органом исполнительной власти и разрабатываемый в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения этих требований

Правила (нормы) стандартизации – документы, утверждаемые национальным органом по стандартизации и содержащие обязательные для применения организационно-методические или общетехнические положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также оформления результатов этих работ.

Рекомендации по стандартизации – Документ, содержащий советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (общероссийский классификатор) – это документ, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией в виде систематизированного перечня кодов и наименований классификационных группировок, разработанный и утвержденный в установленном порядке, и являющийся обязательным для применения при создании государственных информационных систем, информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией

 


технические условия – документ, утвержденный организацией, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процессы, работы и услуги, а также правила приемки, методы контроля

Обозначение тех.условий:

l ТУ (аббревиатура);

l код группы продукции по ОКП (4 знака);

l регистрационный номер (3 знака);

l код предприятия по ОКПО (8 знаков)

l год утверждения.

1.Основополагающий стандарт — документ, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области.

1.1 Основополагающие организационно-методические стандарты.

1.2 Основополагающие общетехнические стандарты

2 Стандарты на продукцию

2.1 стандарт общих технических условий

2.2 стандарт технических условий

2.3 стандарты узкого назначения

3 Стандарты на услуги

4 Стандарты на работы (процессы)

Категория стандартов.

КАТЕГОРИЯ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА – это статус документа в зависимости от уровня его принятия

Международный стандарт:

международный стандарт – это стандарт, принятый международной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей;

международная организация по стандартизации – организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны;

Руководящие органы ИСО:

l Генеральная ассамблея (высший орган),

l Совет ИСО,

l Техническое руководящее бюро.

Рабочие органы ИСО:

l технические Комитеты (ТК),

l подкомитеты,

l технические консультативные группы (ТКГ).

Региональные стандарты утверждают региональные организации по стандартизации.

региональная организация по стандартизации – организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны одного географического, политического или экономического региона

Руководящие органы МГС:

l Высший орган МГС – заседание его членов (два раза в год)

l Между заседаниями руководит председатель.

l бюро по стандартам – руководит межгосударственными техническими комитетами по стандартизации.

СТАНДАРТ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВа – стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства;

− США: Национальный институт стандартов и технологий – NIST,

− Великобритания: Британский институт стандартов – BSI,

− Франция: Французская ассоциация по стандартизации – AFNOR,

− Германия: Немецкий институт стандартов – DIN;

Национальный стандарт Российской Федерации – это стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации

Национальный орган РФ по стандартизации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, или краткая форма – Росстрандарт (до июля 2010 г. – Ростехрегулирование).

Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 года, сохраняется (до принятия соответствующих технических регламентов) в части:

  1. обеспечения безопасности;
  2. предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  3. обеспечения энергетической эффективности.

Предварительный национальный стандарт – документ в области стандартизации, который утвержден национальным органом Российской Федерации по стандартизации и срок действия которого ограничен

задачи:

l ускоренное внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

l предварительная апробация установленных в предстандартах требований (правил) и накопление дополнительной информации об инновационных объектах стандартизации, которые необходимы для разработки национальных стандартов РФ;

l применение в РФ международных документов, не являющихся международными стандартами;

l гармонизация с международными, региональными стандартами и национальными стандартами промышленно развитых стран.

стандарт организации – стандарт, принятый организацией и применяемый для целей стандартизации

В настоящее время в России в соответствии с Законом «О техническом регулировании» (в ред. от 30.12.2009) к стандартам, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

  1. национальные стандарты;
  2. межгосударственные стандарты, введенные в действие постановлением (приказом) Росстандарта в качестве национальных стандартов РФ;
  3. предварительные национальные стандарты
  4. международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и (или) их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык, принятые на учет Росстандартом

5. стандарты организаций

До принятия Закона РФ «О техническом регулировании» утверждались стандарты следующих категорий:

− государственные стандарты СССР;

− государственные стандарты РФ;

− стандарты отраслей;

− стандарты предприятий;

− стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций.

 

Виды стандартов.

Выделяют несколько видов стандартов. Применение в конкретной ситуации того или иного стандарта определяется характерными чертами и спецификой объекта стандартизации.

Основополагающие стандарты – нормативные документы, утвержденные для определенных областей науки, техники и производства, содержащие в себе общие положения, принципы, правила и нормы для данных областей. Этот тип стандартов должен способствовать эффективному взаимодействию между различными отраслями науки, техники и производства, а также устанавливать общие нормы и принципы проведения работ в определенной области. Главная цель утверждения основополагающих стандартов – обеспечение в процессе разработки и эксплуатации продукта выполнения обязательных требований и общетехнических норм, предусмотренных Государственными стандартами, таких, как безопасность продукта для жизни и здоровья потребителя, имущества и окружающей среды.

Основополагающие стандарты могут также устанавливать техническую и научную терминологию, используемую в определенных сферах; регламентировать условные обозначения; содержать основные требования к оформлению документации для определенной области.

Стандарты на продукцию (услуги) – нормативные документы, утверждающие требования либо к определенному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги). Существуют две следующих разновидности данного нормативного документа:

1) стандарты общих технических условий, применяющиеся к группам однородной продукции (услуг);

2) стандарты технических условий, применяющиеся к конкретным видам продукции (услуги).

Стандарт общих технических условий включает в себя классификацию, основные параметры (размеры), требования к качеству, упаковке, маркировке, транспортировке, правила эксплуатации и обязательные требования по безопасности жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, правила утилизации.

Стандарт технических условий содержит более конкретные требования, так как применяется уже непосредственно к конкретным видам продукции (услуги). Однако требования стандарта технических условий не должны вступать в противоречие с требованиями стандарта общих технических условий. Рассматриваемый стандарт содержит также информацию о товарном знаке и наличии сертификата у изделия. Если объектом стандарта является услуга, в стандарт могут входить указания по поводу ассортимента предоставляемых услуг.

Стандарты на работы (процесс) – нормативные документы, утверждающие нормы и правила для различных видов работ, которые проводятся на определенных стадиях жизненного цикла продукции (разработка, изготовление, потребление, хранение, транспортировка, ремонт и утилизация).

Обязательными требованиями, входящими в данный вид стандартов, являются требования безопасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды во время технологических операций.

Стандарты на методы контроля (испытания, измерения, анализа) должны обеспечивать полный контроль над выполнением обязательных требований к качеству продукции, определенному принятыми стандартами. В данном типе стандартов должны утверждаться максимально объективные методы контроля, дающие воспроизводимые и сопоставимые результаты. Основой стандартизированных методов контроля являются Международные стандарты. В стандарте обязательно должна присутствовать информация о возможной допустимой погрешности измерений.

Для более эффективной оценки показателя качества продукции в стандарте, как правило, предлагается несколько методик контроля. В стандарте для каждого метода контроля должны быть утверждены инструменты и устройства, с помощью которых должны проводиться испытания, этапы подготовки испытания, алгоритм проведения испытания, указания к порядку обработки исходов испытания, требования к оформлению результатов испытания, допустимая погрешность испытания.

Системы стандартов.

Система стандартов – это совокупность взаимосвязанных стандартов межотраслевого применения, имеющих общий групповой заголовок в наименовании и общий элемент в обозначении (шифр системы).

Стандартизация в РФ (ГСС)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 4775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.255.174 (0.012 с.)