Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словарь терминологических понятийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(глоссарий) Составление глоссария является важной составляющей самостоятельной работы студента. В процессе изучения отдельных тем бакалавр находит термины из первоисточников, обращается к словарям и другим источникам. Анализируя и обобщая материал бакалавр составляет конспекты и глоссарий по изучаемой дисциплине. Данная работа систематизирует знания студентов и дает возможность эффективной подготовки к текущей и промежуточной аттестации, а также окажет помощь при подготовке к итоговой аттестации. Аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как ее методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования. Взгляды и убеждения – это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания, общественный и личный жизненный опыт. Внушение – это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, в психотерапии. Разрабатывается теория и практика суггестии в процессе обучения (Г.К.Лозанов). В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии и т.п. Используются также элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, способствующего изменению сознания. Воспитание (в социокультурном аспекте) – специально организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры. Воспитание (в узком, специально педагогическом смысле) – процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на создание условий для становления личности, развития и саморазвития ее возможностей, способностей и интересов. Воспитание (в широком смысле) – процесс передачи подрастающему поколению накопленного человечеством опыта. Воспитание (как педагогическое явление – 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей; 4) предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; 5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе; 6) целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности; 7) (в самом узком, конкретном значении) составные части целостного воспитательного процесса: умственное нравственное и т.д. воспитание. Воспитание гражданское – формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений. Воспитание духовное – формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека, воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека. Воспитание нравственное – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы повседневного морального поведения. Воспитание патриотическое – это целенаправленная деятельность по формированию чувства привязанности к родным местам, уважительного отношения к родному языку, заботы об интересах Родины, отстаиванию свободы и независимости Родины, уважительного отношения к прошлому и традициям, государственным символам, готовности практическими делами укреплять ее могущество. Воспитание политическое – формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций. Осуществляется на принципах объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей. Воспитание свободное – не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей каждого ребенка, полное раскрытие его индивидуальности. Воспитание с емейное – специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. Воспитание социальное – процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации. Воспитание трудовое – совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, сознательный выбор профессии. Воспитание умственное – педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Воспитание физическое – процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил. Воспитание художественное – формирование у воспитанников способности чувствовать понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им; развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей. Воспитание экологическое – целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности. Воспитание эстетическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты. Воспитание этическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью формирование культуры поведения и отношений. Воспитанность – уровень развития личности, проявляющийся в согласовании между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие другого человека. В данном понятии объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу. Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития. Воспитательная система – комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательных систем. Воспитательное пространство – совокупность внешних и внутренних условий, в которых дети удовлетворяют потребности личностного развития и познают основы активной жизнедеятельности. Воспитательные отношения – разновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное развитие и личностное совершенствование. Воспитательные цели – теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни. Воспитательный коллектив – это объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими. Воспитательный процесс – процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества, возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. Воспитуемость – подготовка человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных и поведенческих умений и навыков. Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Их функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр. Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны. Гуманизация – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми, знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком. Девиантное, или отклоняющееся поведение – система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам. Различают две категории Д.П.: отклонение от нормы психического здоровья и отклонение от социальных, нравственных, правовых норм. Последнее проявляется чаще всего в виде алкоголизма, наркомании, агрессии, вандализма, сексуальной распущенности, сверхувлечения субкультурой или чем-либо еще. Деятельность – это форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Диагностика воспитанности – это процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств. Диверсификация – это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Жизненная позиция – мотивированная направленность жизнедеятельности индивида; его понимание смысла жизни, социальных ценностей и норм, положенное в основу выбора линии поведения. Проявляется через рационально осмысленное и эмоционально окрашенное отношение к сложившемуся порядку вещей в среде ближайшего окружения и обществе. Многообразие жизненных позиций принято сводить к двум видам: а) пассивная – смирение и согласие с существующим, невмешательство в ход событий; б) активная – отрицание сложившейся социальной ситуации и участие в деятельности по ее изменению к лучшему; в) традиционная – осмысленное принятие господствующих в обществе социальных ценностей и норм поведения, добровольное следование сложившимся традициям; г) конформистская – некритическое, обычно заинтересованное, принятие норм и ценностей ближайшего окружения; д) новаторская – идеи и действия, направленные на более полное воплощение социальных идеалов. Закономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи педагогических явлений и процессов. Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Индивидуальность – уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психических особенностей. Индивидуальность проявляется в специфике темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Информатизация образования – широкое и массовое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Классный руководитель – педагог, занимающейся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. Коллектив – высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу. Компетентность (от лат. competens – надлежащий, способный) – мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Компетенция (от лат. competentia – принадлежность по праву) – 1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; 2) круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает познаниями, опытом. Контроль – проверка, систематический учет, а также наблюдение, осуществляемое с целью проверки. Концепция – это система взглядов, определенный способ понимания целей, задач, организации воспитательных программ. Культура межнациональных отношений – это качество и определенная степень этих отношений, проявляющаяся в экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении такта и взаимной уважительности людей разных национальностей, в их общении; недопустимости пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов, толерантность и веротерпимость. Личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Методология – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях. Методы воспитания – общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В отличие от форм, раскрывают технологическую сторону и представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательного взаимодействий. Методы исследования – это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов. Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленные на решение задач образования. Мировоззрение – это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Многовариантность – создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Мораль как форма общественного сознания – сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Наказание – это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20 годы). Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замечание учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил - убери, нагрубил - извинись. Направленность личности – совокупность устойчивых, независимых от ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Формируется путем воспитания. Непрерывность – процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. Нравственность – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь. Образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей. Образовательная программа – это содержание образования определенного уровня и направления. Обучение – процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию знаний, умений и навыков, развитию психических процессов и воспитанию качеств личности. Обучение родителей – это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения. Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Обучение родителей осуществляется в обществе разными институтами: школой, средствами массовой информации, специальными службами. Общение – взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятельности. Общественное мнение – это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности. Приучение - это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий. Отметка – это количественная характеристика оценки, результат оценочного суждения, выраженный в баллах. Оценка – это характеристика качественного состояния подготовленности учащихся, выражающаяся в оценочных суждениях и заключениях учителя. Педагогика (в широком смысле) – область человеческой культуры. Педагогика (в узком смысле) – наука о воспитании (образовании) человека. Педагогическая деятельность – это последовательность действий, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника. Педагогическая задача – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий. Педагогическая культура – сущностная характеристика личности педагога, представляющая собой динамическую систему педагогических ценностей, деятельности и профессионального поведения. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения. Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Педагогическая технология – это система действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках. Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое требование – предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования. План воспитательной работы – это перечень задач и дел с группой и/или отдельными учениками, а также с учителями класса и родителями на определенный период времени (от четверти до года). План работы классного руководителя – это документ, указывающий содержательные ориентиры воспитательной деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Планирование – процесс определения воспитательных задач классного руководителя и средств их решения. Поощрение – это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и/или другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и не уверенным в себе детям. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, его цели, содержание образования, методы, формы, средства обучения Преподавание – упорядоченная деятельность педагога, направленная на организацию учебно-воспитательного процесса, развитие умственных способностей учащихся, их познавательных возможностей и становление личности через создание личностно-ориентированных ситуаций. Прием воспитания – это часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру. Приемы воспитания (иногда – воспитательные приемы) в отечественной педагогике рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе воспитательной беседы) и обусловливаются целью их применения. В педагогической литературе они часто трактуются как наименьшая структурная единица воспитательного взаимодействия, самостоятельный цикл действий, направленных на решение элементарных педагогических задач. При этом одни и те же приемы могут реализовываться в различных методах воспитания и предполагать использование разных воспитательных средств. Пример – это способ предъявления образца как готовой программы поведения и деятельности. Принципы воспитания – это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. Профессиональная компетентность учителя – интегральная характеристика, определяющая способность (т.е. умение) решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Профессиональная ориентация (составная часть трудового воспитания) – процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования. Процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). Процесс обучения – это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Развитие личности – процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации и приобретения таких качеств, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение и самореализация в активной жизнедеятельности. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Саморазвитие – процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов целесообразной деятельности. Ход саморазвития и его результаты определяются двумя факторами: а) способностью индивида к деятельности «со знанием дела», т.е. качеством и уровнем его образования; б) характером и мерой воплощения социально-культурного опыта в реалиях, с которыми имеет дело субъект деятельности. Самосознание – одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков. Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью. Она имеет ряд функций: репродуктивную, экономическую, экзистенциальную, досуговую и пр. Одна из главных ее функций воспитательная. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, особенно в первые пять лет жизни ребенка, сензитивный период, когда формируются психические процессы, эмоции, характер. Система образования – совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления. Содержание воспитания – система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Содержание образования – это система научных знаний, умений, навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементов социального, познавательного и творческого опыта. Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений. Это усвоение происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни. Социализация как явление и функция общества носит противоречивый, сложный, разнонаправленный характер. Она осуществляется как целенаправленными, контролируемыми действиями - через воспитание в семье и особенно в школе, так и посредством стихийных, спонтанных влияний со стороны разных социальных институтов и факторов. К институтам социализации относятся семья, школа (образовательные учреждения), микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви. Социальная защита – ограждение, предохранение от невзгод жизни, подготовка к мудрому восприятию проблем, встающих на жизненном пути, к разумному их решению. Социальная педагогика – наука о воспитательном влиянии социальной среды; отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в организациях, специально для этого созданных. Социальное воспитание – это планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации. Социальное пространство – содержание социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед ребенком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля, транспорта, аппаратов и прочего. Социальное развитие – активное вхождение ребенка в социум, умение строить социальные отношения с окружающими, актуализировать личностный потенциал во взаимодействии со значимыми людьми ближайшего окружения. Социальное сиротство – особое явление, характеризующееся физическим и духовным разрывом отношений между родителями и детьми. Специальность – это вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии. Среда – это совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, ЭВМ и т.д.), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и др. Средства обучения – это источник получения знаний и формирования умений. Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов. Творческий потенциал личности – целостный комплекс деятельных способностей и иных личностных качеств, необходимых для активного и компетентного участия в деятельности по обогащению имеющегося социального опыта. Основными элементами в структуре творческого потенциала личности являются: а) мировоззрение, определяющее направленность разума, воли и чувств на поиск новых подходов и решений; б) понимание сути выполняемого дела, высокий уровень компетентности. Творчество – персонифицированный процесс опредмечивания деятельностных способностей индивида, сориентированный на обогащение имеющегося социального опыта его собственным вкладом. Подразделяется на два вида: а) новаторство в сфере практики, основанное на глуб
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.014 с.) |