Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, роль и признаки налога.

Поиск

Понятие, роль и признаки налога.

Юр. признаки налогов: обязательность, безвозвратность, индивидуальная безвозмездность, денежный характер, законодательное оформление, публичное предназначение.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Юр. признаки налогов: а) обязательность означает юр. обязанность перед гос. При этом форма уплаты налога предполагается в виде добровольного платежа. В то же время термин «взимание» говорит что отказаться от уплаты данного платежа нельзя, поскольку уплата обеспечивается гос. принуждением. В определенных законом случаях вместо уплаты платежа имеет место его взимание; б) безвозвратность и индивидуальная безвозмездность - принципы налогового права полностью противоположны принципам гражданского права. Налоги передаются гос. в собственность, а выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у гос. встречной обязанности по предоставлению этому лицу каких-либо материальных льгот; в) денежный характер - налог должен уплачиваться только в денежной форме, поскольку иной формы гос. бюджет не приемлет. Отчуждение в пользу гос. какого-либо имущества, товаров, работ, услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается. Налоги уплачиваются (взыскиваются) только с денежных средств, принадлежащих налогообязанному лицу. Налог уплачивается в наличной и безналичной форме, в валюте РФ или иной валюте (в предусмотренных законом случаях); г) публичное предназначение налога означает, что налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности гос. и его органов. Налогоплательщик в конечном результате получает от гос. публичную пользу. Гос., действуя в интересах всего общества, реализует различные внешние и внутренние функции: социальную, политическую, экономическую, правоохранительную, военную; д) законодательное оформление налога означает, что налог может быть установлен только актом высшей юридической силы - законом. Другими нормативными актами, которые называются подзаконными, налог не устанавливается. Законы принимаются законодательным органом (парламентом), который и устанавливает меру требования государства в лице исполнительных органов власти в отношении имущества собственника.

 

Функции налогов.

Функция - относительно самостоятельная часть деятельности по решению задач для достижения определенных целей. Функции налогов производны от функции финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках. Исходя из этого их можно сгруппировать в 2 блока: основные и дополнительные.

Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и 2 общефинансовых (регулирующую и контрольную). Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Важнейшей функцией налогов является фискальная. Суть заключается в насыщении доходной части бюджета, доходов гос. для удовлетворения потребностей общества. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением фискальной и затрагивает регулирование производства и потребления. Регулирующий механизм существует объективно и влияет на плательщиков вне зависимости от воли гос. Контрольная функция реализует налогообложения при регламентации гос. финансово-хозяйственной деятельности субъектов налогообложения. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели. Дополнительные функции налога образуют подсистемы. Распределительная функция заключается в перераспределении полученных бюджетом средств для их дальнейшего эффективного использования государством в своих целях. Стимулирующая функция создает условия для развития производства или какого-либо вида деятельности. Накопительная функция представляет собой обобщение всех предыдущих функций. Её суть заключается в накоплении денежных средств в бюджете для дальнейшего увеличения мощностей, развитии производства и в укрепления экономики гос. в целом.

 

Классификация налогов.

Классификация налогов - распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Налоги классифицируются по различным признакам: 1. По способу изъятия различают 2 вида налогов: - прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы); - косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины). 2. По воздействию налоги подразделяются на: - пропорциональные - налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном % к доходу или стоимости имущества; - прогрессивные - налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения; - дегрессивные или регрессивные - налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения; - твердые - налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. 3. По назначению различают: - общие налоги - средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов гос. (налог на прибыль, НДС, НДФЛ); - маркированные (специальные) налоги - имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы). 4. По субъекту уплаты выделяют: - налоги, взимаемые с физ. лиц; - налоги, взимаемые с юр. лиц; - смешанные налоги. 5. По объекту налогообложения разделяют на: - имущественные налоги; - ресурсные налоги (рентные платежи); - налоги, взимаемые от выручки или дохода; - налоги на потребление. 6. По источнику уплаты существуют: - налоги, относимые на индивидуальный доход; - налоги, относимые на издержки производства и обращения; - налоги, относимые на финансовые результаты; - налоги, взимаемые с выручки от продаж. 7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют: - собственные (закрепленные) налоги; - регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами. 8. По срокам уплаты: - периодические (их еще называют регулярные или текущие) - налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки; - срочные (их еще называют разовые) - налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. 9. По принадлежности к уровню правления: - федеральные; - региональные; - местные.

Существуют 3 способа взимания налогов: 1. Кадастровый (используются кадастры, то есть реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям. 2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком). 3. По декларации (подача деклараций по налогам).

 

Источники налогового права.

К источникам налогового права можно отнести: международные источники: а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения; б) международные налоговые соглашения; в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения; г) решения международных судов о толковании международных соглашений; Конституция РФ. Специальное налоговое законодательство: а) федеральное (НК РФ, ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним); б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах, региональные налоги или сборы); в) НПА о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. - Общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах - УК РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, Там. К РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); - подзаконные НПА о налогообложении: а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные НПА); б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные НПА органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Д) акты по вопросам налогообложения судебных органов: а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и КС субъектов РФ); б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

 

Понятие, роль и признаки налога.

Юр. признаки налогов: обязательность, безвозвратность, индивидуальная безвозмездность, денежный характер, законодательное оформление, публичное предназначение.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Юр. признаки налогов: а) обязательность означает юр. обязанность перед гос. При этом форма уплаты налога предполагается в виде добровольного платежа. В то же время термин «взимание» говорит что отказаться от уплаты данного платежа нельзя, поскольку уплата обеспечивается гос. принуждением. В определенных законом случаях вместо уплаты платежа имеет место его взимание; б) безвозвратность и индивидуальная безвозмездность - принципы налогового права полностью противоположны принципам гражданского права. Налоги передаются гос. в собственность, а выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у гос. встречной обязанности по предоставлению этому лицу каких-либо материальных льгот; в) денежный характер - налог должен уплачиваться только в денежной форме, поскольку иной формы гос. бюджет не приемлет. Отчуждение в пользу гос. какого-либо имущества, товаров, работ, услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается. Налоги уплачиваются (взыскиваются) только с денежных средств, принадлежащих налогообязанному лицу. Налог уплачивается в наличной и безналичной форме, в валюте РФ или иной валюте (в предусмотренных законом случаях); г) публичное предназначение налога означает, что налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности гос. и его органов. Налогоплательщик в конечном результате получает от гос. публичную пользу. Гос., действуя в интересах всего общества, реализует различные внешние и внутренние функции: социальную, политическую, экономическую, правоохранительную, военную; д) законодательное оформление налога означает, что налог может быть установлен только актом высшей юридической силы - законом. Другими нормативными актами, которые называются подзаконными, налог не устанавливается. Законы принимаются законодательным органом (парламентом), который и устанавливает меру требования государства в лице исполнительных органов власти в отношении имущества собственника.

 

Функции налогов.

Функция - относительно самостоятельная часть деятельности по решению задач для достижения определенных целей. Функции налогов производны от функции финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках. Исходя из этого их можно сгруппировать в 2 блока: основные и дополнительные.

Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и 2 общефинансовых (регулирующую и контрольную). Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Важнейшей функцией налогов является фискальная. Суть заключается в насыщении доходной части бюджета, доходов гос. для удовлетворения потребностей общества. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением фискальной и затрагивает регулирование производства и потребления. Регулирующий механизм существует объективно и влияет на плательщиков вне зависимости от воли гос. Контрольная функция реализует налогообложения при регламентации гос. финансово-хозяйственной деятельности субъектов налогообложения. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели. Дополнительные функции налога образуют подсистемы. Распределительная функция заключается в перераспределении полученных бюджетом средств для их дальнейшего эффективного использования государством в своих целях. Стимулирующая функция создает условия для развития производства или какого-либо вида деятельности. Накопительная функция представляет собой обобщение всех предыдущих функций. Её суть заключается в накоплении денежных средств в бюджете для дальнейшего увеличения мощностей, развитии производства и в укрепления экономики гос. в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.008 с.)