Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как мы слушаем обратную связьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наши установки – и соответствующая самоидентификация – оказывают сильное влияние на то, чему мы уделяем внимание, а чему нет. Исследователи из Колумбийского университета Дженнифер Менгелс и Кэтрин Гуд собрали группу студентов у себя в лаборатории, подключили их к электроэнцефалографам и провели тест на общие знания из области литературы, истории, музыки и изобразительного искусства. Затем каждому из участников сообщали, какие из его ответов были правильными, а какие – нет, и правильные варианты ответов. Обнаружилось, что студенты с установкой на данность внимательно слушали, когда речь шла о том, где они были правы, а где ошиблись, а вот к правильным ответам интереса не проявили. Студенты же с установкой на рост, напротив, интересовались в первую очередь тем, как надо было правильно ответить на поставленные вопросы. Оценку они тоже не игнорировали, но, помимо нее, им хотелось приобрести и знания – чтобы в следующий раз оценка была повыше. И действительно, при повторном тестировании студенты с установкой на рост превзошли по результатам студентов с установкой на данность.
Наша реакция на трудности может обернуться самоисполняющимся пророчеством
Это позволяет объяснить, почему установка на рост помогает быстрее воспрянуть духом после неудачи. В любой проблеме они видят возможность для роста и вследствие этого удваивают усилия. После плохой отметки в школе дети с установкой на рост говорят, что в следующий раз планируют учить урок основательнее или как‑то по‑другому, тогда как дети с установкой на данность в аналогичной ситуации скажут, что, раз выучить они не способны, надо научиться списывать. Возможно, из‑за унижения, которое они испытывают в случае неудач, люди с установкой на данность также чаще приукрашивают свои достижения или уходят в себя и совершенно опускают руки после неудачи.
Контекст имеет значение
Хотя Дуэк говорит, что установка на данность имеется примерно у половины из нас, контекст, в котором рассказывается история, тоже имеет значение. Более того, порой достаточно одной фразы, чтобы направить нас в нужную (или не в нужную) сторону. В ходе одного из экспериментов, проводимых Дуэк и ее коллегами, пятиклассники решали сравнительно простую задачу. После успешного завершения половине участников было сказано: «Ого, какой ты умный!» Другой половине было сказано так: «Ты здорово потрудился над этой задачей». Потом у каждого спросили, какую следующую задачу ему дать – полегче или потруднее. Догадайтесь, какой вариант выбрали члены каждой группы. Ну, вы догадались. (Какие же вы умные!) В результате эксперимента выяснилось, что хвалить детей за их ум контрпродуктивно: это вредит учебе. Если мы хотим, чтобы они продолжали браться за новые, все более трудные задачи, гораздо лучше похвалить их за трудолюбие. Но минуточку: почему так получается? Ведь, согласно статистике, примерно каждый второй из тех детей, которых похвалили за трудолюбие, имеет установку на данность. Однако они вызвались решать более трудную задачу с такой же готовностью, как и дети с установкой на рост. Возможно, дело в том, что, когда вы хвалите человека за его усилия, а не за качества, это не тревожит его самолюбие А может быть, дело в том, что трудолюбие является тем качеством, в возможности воспроизведения которого не сомневается никто. Пускай вы и не решите следующую задачу, но уж в отсутствии старания и трудолюбия вас не упрекнут. Главное, что, фокусируя внимание на том качестве, которое стоит во главе угла процесса учебы, дети – какой бы ни была их психологическая установка – оказываются готовы пойти на риск и берутся за более трудную задачу.
ПЕРЕХОД К УСТАНОВКЕ НА РОСТ
Как же заставить себя заменить установку на данность установкой на рост? Первый шаг – осознать свои установки. Вы более склонны находиться в экзаменационной аудитории или в учебной аудитории? Вы воспринимаете трудности как угрозу своей идентичности или как возможности для роста? Чем является для вас поражение – концом игры или началом новой партии? Рассмотрите приведенную ниже таблицу и подумайте, какие утверждения находят отклик в вашей душе.
Если вы не уверены в том, что какое‑то качество или способность имеют возможности для роста и развития, это тоже нормально. Это не такие уж легкие вопросы. Но если в качестве ответа не вырисовывается однозначное «да», то это еще не значит, что ответ «нет». Пытайтесь экспериментировать: попробуйте изменить какую‑то привычку, развить какой‑то навык. Найдите наставника и засучите рукава. Заставляйте себя пробовать силы в том, в чем не особенно хороши, а если потерпите неудачу, составьте список из трех пунктов, по которым должны лучше проявить себя в следующий раз. Например, каким образом то, что вы узнали, чему научились после случившегося с матерью и разговора с Ритой, повлияет на ваши дальнейшие отношения с отцом, если он окажется в ситуации, сравнимой с ситуацией матери? Как пережитое повлияет на ваши отношения с детьми: чему вы будете их учить и чего будете ждать от них? Если вы видите, как меняется то, над чем вы работаете, и понимаете, чему научились и что в следующий раз сделаете по‑другому, значит, вы находитесь на пути к новому режиму самовосприятия, на пути к осознанию своего «я», способного к развитию и росту. Опыт учит вас, а не развешивает ярлыки. И, главное, помните, что негативная обратная связь никак не противоречит установке на рост. Установка на рост не избавляет вас от неприятностей и разочарований. От нее не зависит то, какую обратную связь вы получаете. Но от нее зависит, как вы относитесь к тому, что получаете, как реагируете, как используете.
* * *
Давайте обратимся к трем практическим методам культивации установки на рост.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.68.161 (0.007 с.) |