Проблема возникла не без вашего участия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема возникла не без вашего участия



 

В отношениях всегда есть соблазн выставить себя пострадавшей стороной. А если вы пострадавшая сторона, то вам нет смысла выслушивать обратную связь. Вы прислали мне не те документы, а теперь я еще должен выслушивать ваши претензии ко мне? Нет уж, увольте. Выслав мне не те документы, вы навсегда лишились морального права судить меня.

Разумеется, такой арифметики, где вы всегда оказываетесь безвинно пострадавшими, в реальной жизни не существует. Как мы уже видели в главе 6, проблемы в отношениях всегда создаются усилиями обеих сторон. Каждый из нас делает что‑то такое, из‑за чего проблема усугубляется (или не делает того, что надо было бы сделать). Если мы хотим извлечь какой‑то полезный урок из случившегося и решить проблему, необходимо рассматривать картину во всей ее полноте. Это означает, что нам надо прекратить игнорировать обратную связь. Наличие у вас претензий к другим («Пришлите мне нужные документы») не отменяет возможности существования претензий к вам («Не говорите, что прикрепленные файлы выглядят хорошо, если вы даже не взглянули на них»).

Признание своего несовершенства подразумевает также отказ от идеи, что совершенство освобождает вас от негативной обратной связи. Это идея соблазнительная, но она не работает; избежать негативной обратной связи еще никому не удавалось. Пытаясь избежать критики поведением, которое критиковать просто не за что, вы лишь понапрасну потратите силы. Признать свое несовершенство – не просто хорошая идея; это единственно возможный вариант.

 

 

Откажитесь от черно‑белого мировоззрения

 

Итак, первый шаг к удержанию или восстановлению душевного равновесия и извлечению полезных уроков из обратной связи – признать, что ваш идентификационный ярлык является чрезмерным упрощением. Трудная обратная связь усваивается гораздо легче, когда вы отказываетесь от черно‑белого подхода. Вы не «черный» и не «белый», не хороший и не плохой, вы разный, вы сложный, и всегда были таким.

 

 

Переход от установки на данность к установке на рост

 

Разобравшись с упрощающими ярлыками, давайте обратимся к другому аспекту процесса самоидентификации: считаете ли вы свои качества и черты характера фиксированными, данными раз и навсегда, или они могут меняться и развиваться?

Профессор Стэнфордского университета Кэрол Дуэк считает, что эти различия в подходе к самоидентификации имеют важные последствия с точки зрения нашей способности и готовности извлекать уроки из обратной связи. Откуда она это знает? От детей.

 

Дети решают головоломки

 

Исследования Дуэк начались с простого вопроса: как дети справляются с неудачами? Чтобы выяснить это, она собрала группу детей в своей лаборатории и начала озадачивать их головоломками постепенно возрастающей сложности. Когда головоломки становились слишком трудными, дети начинали нервничать, теряли к заданию интерес и отказывались продолжать выполнять его.

Но так вели себя не все. Дуэк с удивлением обнаружила, что некоторые дети по мере усложнения задач как будто заряжались все большей энергией и энтузиазмом. Один мальчик возбужденно облизывал губы, пробуя разные подходы к решению задачи и приговаривая: «Я так и надеялся, что будет познавательно». Сама Дуэк была озадачена и сбита с толку. «Чем эти дети отличаются от других? – размышляла она. – Почему они не сдаются? Почему трудности не отпугивают их, а неудачи не расстраивают?»

Дуэк пообщалась с этими детьми, надеясь понять, чем объясняется их поведение, и пришла к выводу, что те дети, которые сдаются раньше, мыслят примерно так: «Первые головоломки показали, что я умный. Новые головоломки продемонстрируют мою тупость». У детей же, продолжавших трудиться, ход мыслей был иной: «Новые, более трудные головоломки помогают мне достичь более высокого уровня мастерства. Это так здорово!»

Таким образом, причина того, что некоторые дети не хотели сдаваться, не была связана с их способностью к головоломкам. Все дело – в менталитете. Те дети, которые останавливались раньше, считали свои способности к решению головоломок фиксированными, неизменными. Уровень их способностей – это величина такая же постоянная, как число атомов водорода в молекуле воды. Те же, кто продолжал попытки, считали свои способности к решению головоломок качеством гибким, способным меняться и развиваться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.004 с.)