Дызайн культурнага асяродзя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дызайн культурнага асяродзя.



Попробуем дать определение продукту дизайна. Культурное благо, безусловно, как и любое другое, имеет некую потребительскую ценность; и исходя из этой ценности, соотнесенной с бюджетом потребителя, оно покупается или продается. Точно то же можно сказать про дизайнерский продукт. Как культурное благо, так и дизайнерский продукт в своей ценности несет не только материал и труд, но и идею, составляющую важнейшую часть этой ценности. Представляется, что отличие продукта дизайна лежит, во-первых, в его более широкой сфере применения. Очевидно, что над каждым предметом, который нас окружает, поработал дизайнер; то есть, для почти каждой рукотворной детали в среде существования человека нашелся автор, давший этой детали форму, цвет, образ, вид, в который встроено ее функциональное наполнение. Поэтому, с этой точки зрения дизайнер – не только человек, рисующий дверные ручки или зубные щетки в форме язычков пламени (Ф. Старк). Так, если мы говорим о обстановке, в которой нам предлагаются для потребления культурные блага, то в какой-то мере равнозначны дизайнер-оформитель галереи, архитектор и осветитель театра и радиодиджей. Их задача – создать "предпродажную" оболочку культурного блага; но диджей, осветитель, оформитель галереи для конкретной выставки и пр., имеют представление о том благе, "обертку" для которого они создают; задача же архитектора и декоратора жилого или офисного интерьера – долгосрочна.

рхитектор театра создает оболочку для культурных благ, которые переживут его на многие поколения. Оформитель офисного интерьера опосредует в том числе и долгосрочную политику фирмы, создавая условия работы коллектива (так, не на один день и явно с далеко идущими намерениями строятся опен-офисы по принципу одного большого аквариума или, в противоположность им, индивидуалистские офисы с возможно более мелкими кабинетами). Дизайнер жилого помещения строит подмостки для частной жизни человека. Следовательно: перед дизайнером помещения стоит задача создать сцену для чего-то. При этом о деятельности, которая будет происходить на этой сцене, он имеет весьма общее представление. С этой позиции, дизайнер жилых интерьеров находится ближе к архитектору, нежели декоратору, оформляющему зал для показа мод. Дизайнеру интерьера неизвестен срок жизни его детища и даже примерно неизвестно, какие изменения может претерпеть этот интерьер (а ведь нет такого жилого интерьера, который бы хоть минимально не "пострадал" от привнесения в него чего-либо его владельцем).

 

Возвращаясь к культурным и дизайнерским продуктам, как таковым, отметим следующую особенность дизайна. Он имплицитно оставляет пространство для творчества, "доделывания" продукта его хозяину. Дизайнер создает некий предмет, имея в виду, что тот будет куда-либо помещен на усмотрение его покупателя и будет доставлять последнему эстетическое удовольствие "в интерьере", в общей картине. При этом задаются некие идеи "окружения" для предмета, и тем самым признается его, окружения, необходимость.

Многие десятилетия отечественные учреждения культуры, включая библиотеки, по-существу были отделены от истинной культуры, что и предопределило характер их предметно-пространственной среды. В теории и практике эта среда чаще всего разрабатывалась и реализовывалась в виде предметного пространства, наполняемого далеко не художественными предметами: стендами, плакатами, лозунгами, атрибутами государственной символики. Современные изменения в экономической и общественной жизни неизбежно повлекли за собой преобразования в представлениях о культуре, функциях учреждений культуры и, следовательно, о культурной среде. Однако и сегодня культурная среда а своем повседневном будничном существовании не всегда адекватно воспринимается человеком. Более того, низкий уровень культуры людей, как правило, направлен на нивелирование контрастирующего с реальной жизнью качества культурной среды. Это явление имеет глубокие корни, в его основе лежит прошлый феномен отчуждения людей от высокохудожественной среды. Таким образом, современные концептуальные взгляды на культурную среду могут рассматриваться как новое научное направление исследований этого явления, формирующееся на стыке наук, искусств, факторов культуры.

 

Исходя из предположения о том, что культурная среда как образное культурное пространство, сформировано дизайнером, выступает гармоничной дизайнерской моделью культуры, самоценным явлением культуры, приближающим человека к прекрасному, художественному, эстетической гармонии, можно выдвинуть следующие положения:

 

- дизайн культурной среды как культурообразующее явление со своей внутренней культурной структурой позволяет моделировать общественные явления и процессы, тем самым утверждать собственный культурный статус;

 

- дизайнерская модель культурной среды выступает не только в виде упорядоченности, но и в качестве образного представления культурного пространства культуры;

 

- превращение культурной среды в самоценное явление культуры не ограничивается художественно-эстетическим предметным наполнением пространства, а достигается созданием в нем ситуации деятельности;

 

- культурная среда представляет собой самостоятельное устоявшееся и малоизученное явление культурно-общественной жизни, имеющее собственные функции.

 

22.Крыніцы стварэння фінансавай базы. Узроўні фінансавання: рэспубліканскі, мясцовы.

В настоящее время организации социально-культурной сферы Республики Беларусь финансируются различными способами: на основе хозяйственного расчета (на условиях самоокупаемости и самофинансирования), в порядке сметного либо смешанного финансирования. Ведутся активный поиск и внедрение новых форм управления, планирования и финансирования.

Финансовые ресурсы социально-культурной сферы формируются:

§ из средств бюджета;

§ средств юридических и физических лиц (платежи за оказание услуг);

§ благотворительных взносов и пожертвований;

§ кредитов банков;

§ других источников.

Получение ресурсов возможно также в результате проведения операций на финансовом рынке, однако в Беларуси он практически не развит.

Финансовые средства социально-культурной сферы отличаются множественностью источников формирования. Структура и границы использования финансовых средств зависят от ряда факторов. Для небюджетных организаций источником финансовых ресурсов являются только средства, полученные в результате их деятельности.

Государственное финансирование выступает основой государственных гарантий сохранения и развития социально-культурной сферы. Бюджетное финансирование таких организаций предполагает безвозвратное использование ими денежных средств для осуществления уставной деятельности. При этом для эффекивного контроля за рациональным использованием бюджетных средств применяется классификация расходов по целевым направлениям. Финансирование социально-культурных учреждений осуществляется по кодам бюджетной классификации при условии экономии в расходовании средств, соблюдении финансовой дисциплины, контролем со стороны финансовых органов за целевым расходованием средств.

23.Формы эканамічнага разліку прадпрыемстваў.

Государственное финансирование выступает основой государственных гарантий сохранения и развития социально-культурной сферы. Бюджетное финансирование таких организаций предполагает безвозвратное использование ими денежных средств для осуществления уставной деятельности. При этом для эффекивного контроля за рациональным использованием бюджетных средств применяется классификация расходов по целевым направлениям. Финансирование социально-культурных учреждений осуществляется по кодам бюджетной классификации при условии экономии в расходовании средств, соблюдении финансовой дисциплины, контролем со стороны финансовых органов за целевым расходованием средств.

Основным плановым документом является смета расходов социально-культурного учреждения. Она определяет объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все предвидимые расходы организации.

Выделяют три основных принципа сметного финансирования.

Сметная форма финансирования широко применяется, однако считается, что такой порядок выделения средств ослабляет связь между результатами работы предприятия и денежными поступлениями (качество работы учитывается косвенно уровень образования, трудовой стаж работников), т.е. стимулы эффективной работы существенно снижены.

Количество статей бюджетной классификации, используемых для бюджетного финансирования, значительно возросло по сравнению с их числом в дореформенном периоде, что усложнило процесс детализации расходования бюджетных средств. Всякое изменение направлений расходования средств при сметном финансировании требует согласования, что важно для осуществления контроля. При этом в значительной мере ограничивается самостоятельность финансируемых учреждений. За рубежом для устранения названных недостатков применяются другие формы финансирования (например, контрактные отношения между государством и соответствующими организациями и учреждениями социальной сферы).

Кроме бюджетных ассигнований организациям социально-культурной сферы государством могут предоставляться дополнительные источники поддержки в виде финансовых льгот и др.

В современных условиях возрастает значимость внебюджетных источников финансирования, однако в государственных учреждениях они являются дополнительными, а не замещающими по отношению к бюджету. Внебюджетная деятельность может осуществляться по широкому спектру направлений, при этом внебюджетные средства в бюджетных учреждениях формируются в пределах разрешенных видов деятельности. Объем внебюджетных поступлений определяется возможностями материально-технической базы и кадровым потенциалом учреждений, а также рыночной конъюнктурой.

24.Платныя паслугі і камерцыйная дзейнасць ў сацыякультурных установах.

 

Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор — один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т. д.

Более того, некоммерческая деятельность, как уже говорилось, имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т. п.

 

25.Спонсарства і мецэнацтва ў сацыякультурнай дзейнасці.

Спонсирование в сфере культуры и искусства стало важнейшей составляющей современного бизнеса. Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный «выход на общество» и, с очевидностью, социально значимую. Это и средство прорыва на международные, зарубежные рынки в образе не простого конкурента, а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящей ее со своей культурой, т.е. поддерживающего человеческие ценности и творчество.

 

Не менее важна спонсорская поддержка и для сферы культуры. Это обусловлено и недостаточностью бюджетных средств на развитие культуры и творчества, и тем, что она является своеобразной гарантией плюрализма культурного развития, то есть защищает от излишнего вмешательства государства в культурный процесс. Кроме того, спонсирование сферы культуры способствует более гармоничному и естественному увязыванию ее с другими сферами общества и отраслями экономики. Так, спонсорство в сфере культуры является реальным и эффективным фактором создания и развития гражданского общества, способного к саморазвитию, и на порядок менее зависимого от государства, чем общества тоталитарного типа.

 

I. Развитие спонсорства в сфере культуры. Зарубежный опыт

Развитие спонсорства в сфере культуры привело к формированию в наши дни трех основных типов экономики культуры.

 

1. «Романский» тип (Италия, Испания, Франция), когда культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование культурных акций могут осуществлять только правительственные органы или частные лица, пользующиеся доверием государства.

2. «Германский» тип, характерный для Германии и стран Скандинавии. В этом

случае центральные власти оказывают только патерналистическую поддержку, а

государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных

бюджетов и через независимые структуры и фонды.

3. «Англо-американский» тип—когда государство выступает лишь вдохновителем

и патроном определенных направлений, а финансирование осуществляется за

счет привлечения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот.

 

Именно в области культуры и искусства чаще, чем понятие "спонсор", упоминается понятие "попечитель". В дореволюционные времена так называлась весьма уважаемая деятельность в сфере народного просвещения и опекунства. Попечитель-старатель, радетель, человек, который постоянно заботится о каком-либо деле, влияющем на решение социальных проблем.

 

Сейчас так принято называть членов Попечительских советов, которые создают при себе театры, музеи, школы, вузы и так далее. Попечительский совет не управляет организацией. Его члены наблюдают, советуют, иногда помогают финансами и связями, позволяют пользоваться своим именем при рекламе или сборе средств, являются гарантами благополучия организации и ее хорошей репутации. Членство в Попечительском совете дает уважение, повышает социальный статус человека. Это признание заслуг, таланта, опыта. В Великобритании и США попечительство—довольно большая ответственность, оно требует усилий, затрат, постоянной заботы об организации.

 

26.Агульныя характарыстыкі кадраў культуры.

 

 

 

 

 

 

 

27.Прафесійныя патрабаванні да спецыялістаў сацыякультурнай дзейнасці.

 

28.Падрыхтоўка кадраў культуры. Вышэйшыя і сярэднія спецыяльныя навучальныя ўстановы.(учебник)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.09 с.)