II. Общие методические указания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Общие методические указания



 

Цели и задачи дисциплины

Данная дисциплина имеет целью: изучение процесса сертификации и лицензирования деятельности организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (ОТО и РАТ), государственной системы обеспечения и регулирования безопасности полетов, изучение правовых основ сертификации и лицензирования в РФ, а также международной практики сертификации и лицензирования авиаперевозчиков. Главными задачами изучения дисциплины являются получение студентами базовых знаний и необходимых навыков для обеспечения и проведения сертификации и лицензирования объектов и субъектов Воздушного Транспорта. Формирование знаний и определенных практических навыков в области подготовки организаций по ТО ВС к решению вопросов сертификации и лицензирования видов деятельности, подготовки необходимого доказательного материала, прохождении процедур сертификации и лицензирования в соответствующих государственных органах. Знаний законодательных актов Российской Федерации и документов ИКАО по сертификации и лицензированию видов деятельности. Перечня видов деятельности, которые утверждаются постановлениями Правительства РФ, и который определяется и лицензируется Федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ).  

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

В результате изучения дисциплины специалист, выпускник Государственного университета ГА должен знать:
- основные положения законов, постановлений Правительства РФ, нормативных и методических документов, регламентирующих сертификацию и лицензирование в РФ; - структуру системы сертификации и лицензирования в ГА, ее основные цели и принципы, - правила по проведению сертификации в РФ, - основные положения по процедурам сертификации и лицензирования организаций по ТО и Р АТ в РФ, - сертификационные требования и систему регулирования деятельности авиационного персонала; - виды и структуру доказательной документации при сертификации и лицензировании организаций по ТОиР ВС; - порядок проведения экспертизы доказательной документации и инспекционной проверки; - процедуру выдачи сертификата соответствия; - порядок организации работы инспекторских органов по сертификации; - порядок осуществления надзора за деятельностью организаций по ТО ВС.
должен уметь:
- применять на практике требования нормативных и методических документов по проведению сертификации организаций по ТОиР ВС при получении ими лицензий по видам деятельности; - обеспечивать необходимой информацией и документацией при подготовке к проведению сертификации или получению лицензий; - проводить экспертизу доказательной документации при сертификации и лицензировании организаций по ТОиР ВС;  
иметь представление:
- о международной практике сертификации и лицензирования организаций по техническому обслуживанию; - о путях решения проблем сертификации и лицензирования в странах – членах ИКАО.

Работа студентов над материалом этой дисциплины состоит из прослушивания курса лекций по заданной тематике с проработкой этих тем на практических занятиях, дополнительного закрепления знаний при написании курсовой работы, а также самостоятельной работы по изучению законов РФ, нормативных документов в области сертификации, издаваемых специально уполномоченным органом в области ГА.

 

III. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002г. №184 -ФЗ «О техническом регулировании» (принят Гос. Думой 15.12.2002 г. Одобрен Советом Федерации 18.12.2002 г.). 2. Закон Российской федерации «О защите прав потребителей» (в редакции от 09.01.96 г. № 2-ФЗ с изменениями на 30.12.2001 г.). 3. Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ. 4. Постановление Правительства РФ от 23.06.2007 № 397, вступившее в силу с 1 октября 2007года, «О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности и перевозчиков в сфере воздушных перевозок». 5. Федеральные авиационные правила «Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники» (ФАП-145), утв. Приказом ФАС РФ от 19.02.99 г. № 41. 6. Приказ Минтранса РФ от 13 августа 2007г. №117 «О внесении изменений в приказ Федеральной авиационной службы России от 19 февраля 1999г. №41». 7. Приказ Минтранса и Госкомстандарта №106/176 от 01.08.2002г. «Об утверждении правил системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации». 8.«Порядок сертификации Организаций по техническому обслуживанию авиационной техники», утв. Приказом ФАС РФ от 30.12.97 г. № 287. 9.Методы оценки соответствия (МОС) организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники требованиям ФАП-145. Утв. Руководителем департамента ЛГ ВС 12.11.2001г. 10.Руководство по оценке соответствия нормативным требованиям подразделений авиапредприятий, осуществляющих сбор, обработку и анализ полетной информации, утв. Приказом ФСВТ № 33 от 17.08.99 г. 11. Федеральные авиационные правила «Сертификация наземной авиационной техники», утвержденные приказом Минтранса РФ от 20.02.2003 № 19. 12. Федеральные авиационные правила "Технические средства для выполнения авиационных работ. Требования и процедуры сертификации" приказ Минтранса РФ от 29.10.2003 № 202. 13. Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации РФ, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05. 2008 г. № 641-р 14.Сертификационные требования к системе контроля качества технического обслуживания ВС в организациях по ТО. Санкт-Петербург. 2005г. 15.Сертификационные требования к организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (АТБ). Санкт-Петербург. 2005г. 16. Общие требования к содержанию, порядку заключения и организационному обеспечению договоров на техническое обслуживание воздушных судов. Санкт-Петербург. 2005г. 17. Руководство по порядку сертификации технического персонала инженерно-авиационной службы предприятия воздушного транспорта. Санкт-Петербурга. 2005г. 18.Сертификационные требования к персоналу инжинерно-авиаионной службы Предприятий воздушного транспорта. Санкт-Петербург. 2005г.
б) дополнительная литература: 1.Руководство по управлению безопасностью полетов ИКАО. Doc.9859-AN/460-2006 г.- первое издание и Doc. 9859-AN/474-2009г.-второе издание. 2. Приложения к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации №№ 1, 2, 6, 8, 13, 17, 18.

 

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению тем дисциплины «Сертификация и лицензирование организаций по ТО ВС».

ВВЕДЕНИЕ.

Предмет и задачи дисциплины. Сертификация и лицензирование как функции контроля при управлении, регулировании, менеджменте за деятельностью авиакомпаний (ООО, ЗАО) федеральных государственных предприятий (ФГУПов), авиапредприятий. Определение понятий и сущности «сертификации», «сертификата», «лицензирования», «лицензия», «техническое регулирование», «технический регламент», «процедура и форма сертификации». Работа по формированию и реализации государственной политики в области сертификации продукции и услуг. Важность обязательной сертификации на воздушном транспорте в РФ и возможности добровольной сертификации, оценки соответствия, декларирования, акредитации. Одним из ключевых элементов поддержания жизнеспособности гражданской авиации является обеспечение безопасных, защищенных, эффективных и экологически сбалансированных условий на глобальном, региональном и национальном уровнях.

Литература: [1, 2, 3,4,5,6,7,8,11,12,13,14,15-18 и 1д.,2д].

Методические указания

При изучении «Введения» необходимо усвоить понятия и сущность «сертификации», «сертификата», «лицензирования», «лицензия», «техническое регулирование», «технический регламент», «процедура и форма сертификации».

А ккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Д екларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Д екларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

З аявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования,

Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

До недавнего времени вопросам систематического снижения риска, связанного с деятельностью по техническому обслуживанию воздушных судов, уделялось меньше внимания, чем вопросам производства полетов. Однако каждый год ошибки, допущенные при техническом обслуживании и осмотре, называются в качестве одного из факторов, способствующих происходящим в мире ежегодно нескольким авиационным происшествиям и серьезным инцидентам.

При изучении введения требуется понять, что такое сертификация и как она влияет на безопасность полетов при сертификации организаций по техническому регулированию и ремонту авиационной техники. В чем отличие обязательной от добровольной сертификации. Также требуется осознать, что обязательная сертификация в гражданской авиации является частью государственной политики в области регулирования деятельности эксплуатантов гражданской авиации и организаций по техническому обслуживания и ремонту авиационной техники, как одной из составляющих структур эксплуатанта. Государство обеспечивает, независимость своих полномочных регламентирующих органов при осуществлении функций, связанных с безопасностью полетов их компетентность и надлежащее финансирование. Осознать, что отрасль обязуется следовать принципу "культуры непредвзятости", предполагающему, что задействованные стороны будут представлять информацию обо всех связанных с безопасностью полетов или потенциально влияющих на безопасность полетов проблемах, не опасаясь наказания. Выполнение проактивной стратегии управления рисками.

Вопросы для самопроверки

1. Дать определение, что такое сертификация.

2. С какой целью осуществляется государственное регулирование на

воздушном транспорте?

3. Дать определение, что такое эксплуатант ГА.

4.Поясните необходимость введения обязательной сертификации на воздушном транспорте и возможности добровольной сертификации?

5.Положения проактивной стратегии управления рисками и ее связь с

сертификацией?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.017 с.)