Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что из перечисленного не является мерой гражданской ответственности.

Поиск

1) Уплата пени;

2) передача залога;

3) потеря задатка.

 

Что из перечисленного является способом обеспечения исполнения договора?

1) Поручение;

2) поручительство;

3) представительство.

 

Какой способ обеспечения используется в вексельных обязательствах?

1) Банковская гарантия;

2) аваль;

3) задаток.

 

4. Способ обеспечения исполнения договора - это:

1) залог;

2) зачет;

3) заем.

 

Какой способ обеспечения исполнения договора не связан с осуществлением платежа?

1) Задаток;

2) залог;

3) неустойка.

 

Какой способ обеспечения исполнения договора связан с осуществлением платежа?

1) Удержание;

2) штраф;

3) залог.

 

Что из перечисленного является мерой ответственности за нарушение договора?

1) Уплата пени;

2) предоставление отступного;

3) новация долга.

 

Какое лицо несет ответственность независимо от наличия вины?

1) Гражданин, не являющийся предпринимателем;

2) некоммерческая организация по своей уставной деятельности;

3) кредитная организация.

 

Что из перечисленного ниже не является неустойкой?

1) Штраф;

2) пени;

3) проценты по ст. 395 ГК РФ.

 

Что из перечисленного ниже является неустойкой?

1) Штраф;

2) проценты по ст. 395 ГК РФ;

3) заклад.

 

Какая неустойка взыскивается сверх суммы убытков?

1) Исключительная;

2) альтернативная;

3) штрафная.

 

В каком размере взыскивается неустойка при нарушении договора?

1) По соглашению сторон;

2) 1000 рублей;

3) 10% от суммы договора.

 

13. Убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой, если она является:

1) исключительной;

2) альтернативной;

3) зачетной.

 

14. Убытки не взыскиваются, если договором предусмотрена:

1) исключительная неустойка;

2) альтернативная неустойка;

3) зачетная неустойка.

 

В каком размере взыскивается упущенная выгода при нарушении договора?

1) В полной сумме договора;

2) в двукратной сумме договора;

3) в размере, доказанном потерпевшей стороной.

 

В каком случае допускается взыскание процентов за нарушение договора?

1) По всем денежным обязательствам;

2) только по кредитному договору с банком;

3) по любому договору.

 

17. Проценты годовые за пользование чужими денежными средствами взыскиваются:

1) по ставке рефинансирования ЦБ РФ;

2) по ставке LIBOR;

3) по средней ставке банковского процента по краткосрочным кредитам.

 

18. Упущенная выгода - это:

1) будущие расходы;

2) неполученные доходы;

3) ущерб деловой репутации.

 

19. Убытки - это:

1) реальный ущерб и неустойка;

2) реальный ущерб и моральный вред;

3) реальный ущерб и упущенная выгода.

 

Лекция 10.
Посреднические договоры в торговле

 

Посредническая деятельность имеет приоритетное значение для установления и развития торгово-хозяйственных связей. Она состоит в оказании производителям и потребителям юридических и фактических услуг, связанных с товарным обращением. Кроме того, посредники часто выполняют дополнительные услуги. Посредническая деятельность образует самостоятельный вид предпринимательской деятельности, поскольку требует определенных профессиональных навыков, знания цен, правил оформления сделок. Благодаря посредникам можно не разглашать имена продавцов и покупателей товара, только посреднические договоры позволяют совершать различные сделки с чужим имуществом.

Традиционно в континентальном праве регулируются два вида таких договоров - поручение и комиссия, в англо-американском праве - договор агентирования. В российском законодательстве регламентируются одновременно эти три договора, причем все они юридически равны. Одной из причин этого явилась активизация отношений, связанных с внешней торговлей, в которых агентские договоры широко применялись. В нашу торговую практику они были привнесены фирмами с иностранными инвестициями (так называемыми совместными предприятиями - СП).

 

Договор поручения

 

Это договор о представительстве одного лица от имени другого, поэтому к нему также применяются правила гл. 10 ГК РФ.

Поверенный должен получить от доверителя доверенность, максимальный срок которой составляет три года. Поэтому если срок действия договора не определен, он ограничивается сроком действия доверенности. В торговой практике договору поручения, как правило, сопутствуют несколько доверенностей на выполнение конкретных юридических действий.

Договор поручения предполагается безвозмездным только в обычных отношениях, в торговле применяется особый вид поручения - коммерческое представительство (ст. 184 ГК РФ), которое всегда осуществляется на возмездной основе. Таким представителем может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация.

Разрешается представлять одновременно интересы обеих сторон по сделке (с их согласия или в случаях, предусмотренных законом).

Интересы представляемых имеют для представителя приоритет.

Примерами коммерческих представителей являются, в частности, биржевые брокеры, патентные поверенные, страховые агенты.

Поручения должны отвечать трем признакам. Они должны быть:

правомерными;

осуществимыми;

конкретными.

Поверенный вправе отступить от поручений с предварительным либо последующим (в торговле) уведомлением об этом доверителя.

Поручения должны исполняться лично, если договором не предусмотрено наличие заместителя поверенного, которому можно передоверить поручение.

Разрешается односторонний отказ от договора обеих сторон, в коммерческом представительстве предусмотрено уведомление об отказе не менее чем за тридцать дней.

 

Договор комиссии

 

По договору комиссии комиссионер от своего имени и за счет комитента совершает одну или несколько сделок, т.е. узкий круг юридических действий. Права и обязанности по таким сделкам возникают непосредственно у комиссионера.

В договоре допускается ограничение его по сроку действия, территории, ассортименту покупаемого (продаваемого) товара.

Договор комиссии всегда является возмездным, комиссионер получает от комитента следующие выплаты:

вознаграждение;

дополнительное вознаграждение за делькредере - по общему правилу, комиссионер не отвечает за неисполнение сделки третьим лицом, за исключением случая, когда он принял ручательство за это лицо (ст. 993 ГК РФ);

возмещение своих расходов;

половину дополнительной выгоды, если сделка совершена на более выгодных условиях и если иное не предусмотрено договором (ст. 992 ГК РФ).

Комиссионер вправе самостоятельно производить удержание и зачет по указанным выплатам.

Разрешается субкомиссия, при которой ответственным перед комитентом остается комиссионер, а комитент не вступает в прямые отношения с субкомиссионером (ст. 994 ГК РФ).

Отступление от указаний комитента особо регулируется в связи с возможными убытками, необходимо предварительное либо последующее (в разумный срок) уведомление об этом. Комиссионер возмещает убытки, если не докажет, что сделка на таких условиях предотвратила большие убытки, и возмещает разницу в цене, т.е. принимает ее на свой счет*(137).

 

Договор агентирования

 

Агент выполняет и юридические, и так называемые фактические действия. Это разграничение весьма условно, но принято считать, что фактические действия не влекут правового результата. Например, реклама товара или услуги может производиться длительное время, но никакого отклика у потребителей не иметь. Маркетинговые исследования для определения возможности реализации будущего (непроизведенного) товара, ведение деловых переговоров или поиск потенциальных контрагентов могут не привести к заключению конкретных договоров.

Договор агентирования может строиться по модели договора поручения, когда агент действует от имени принципала, или договора комиссии, когда агент действует от своего имени.

Договор может быть заключен как на определенный срок, так и без ограничения срока, он всегда является возмездным.

В договоре допускаются ограничения прав одной или обеих сторон, например, не заключать аналогичных договоров на определенной территории, воздерживаться от самостоятельной аналогичной деятельности на определенной территории.

Допускается наличие субагента, причем если он назначен в порядке передоверия, то ведет дела непосредственно с самим принципалом (ст. 1009 ГК РФ).

 

§ 4. Договор коммерческой концессии (франшиза)

 

Этот договор рассчитан только на сферу предпринимательской деятельности и представляет собой комплексную передачу исключительных прав правообладателя для того, чтобы пользователь мог производить и реализовывать соответствующий товар.

По общему правилу посредником здесь является пользователь, однако в российской практике бывают и обратные ситуации - посредником является сам правообладатель.

Как и агентирование, франшиза может предусматривать ограничения прав сторон (отказ от договоров с потенциальными конкурентами, запрет аналогичной деятельности на определенной территории и т.п.).

Отличие франшизы от других лицензионных договоров в том, что она шире, чем лицензии на отдельные исключительные права (товарные знаки, патенты), и предусматривает передачу прав на использование коммерческого обозначения и секрета производства (ноу-хау).

 

Таблица 15. Посреднические договоры в торговой практике
(сравнительная характеристика)

 

┌───────────────────────────────┬──────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐

│ Поручение │ Комиссия │ Агентирование │

├───────────────────────────────┼──────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│Поверенный действует от имени│Комиссионер действует от собс-│Агент действует от своего имени│

│доверителя │твенного имени │принципала │

├───────────────────────────────┼──────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│Поверенный действует за счет│Комиссионер действует действу-│Агент действует за счет принципала │

│доверителя │ет за счет комитента │ │

├───────────────────────────────┼──────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│Предмет договора - совершение│Предмет договора - совершение│Предмет договора - совершение аген-│

│поверенным юридических действий│комиссионером одной или неско-│том юридических и фактических дейс-│

│ │льких сделок │твий │

├───────────────────────────────┼──────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤

│Доверитель выплачивает поверен-│Комитент обязан уплатить коми-│Принципал обязан уплатить агенту│

│ному вознаграждение, если это│ссионеру вознаграждение │вознаграждение │

│предусмотрено договором │ │ │

└───────────────────────────────┴──────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘

 

Рекомендуемая литература

 

1. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Зерцало, 2008.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). 5-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики / Отв. ред. проф. О.Н. Садиков. М., 2006.

3. Санникова Л.В. Договоры о представительстве // Журнал российского права. 2004. N 4.

4. Галушина И.Н. Развитие российского гражданского законодательства о посредниках // Журнал российского права. 2004. N 4.

5. Метелева Ю.А. Особенности регулирования деятельности торговых посредников // Закон. 2007. N 5.

6. Сафонов М.Н. Посреднические договоры в новых российских экономических условиях // Журнал российского права. 2003. N 9.

7. Трахтенгерц Л.А. Договор коммерческой концессии (новая концепция) // Хозяйство и право. 2007. N 4.

8. Скороходов С. Правовой режим вещей, отчуждаемых (приобретаемых) по договору комиссии // Хозяйство и право. 2003. N 11.

 

Лекция 11.
Договоры, содействующие торговле

 

Такие договоры направлены на обслуживание и организацию торгового оборота, но непосредственно не участвуют в продвижении товара, а лишь обеспечивают этот процесс.

1. Договоры на выполнение маркетинговых исследований (работ). В зарубежной практике эти договоры получили распространение в 30-е гг. ХХ в. после Великой Депрессии. Появление маркетинга изменило идеологию хозяйственной деятельности. Раньше производители выпускали столько товара, сколько позволяло производство, затем начинались кампании по продаже товара. Все это приводило к возникновению кризисов перепроизводства. Позднее появилась концепция маркетинга, требующая первоначального определения запросов потребителей в том или ином товаре, а затем - его производства в определенных объемах. Сейчас значение маркетинга немного шире, он позволяет определить ценовую политику, способы активизации продаж товара и пр.

Юридическая квалификация этого договора достаточно сложна, так как он не урегулирован в ГК РФ. Этот договор имеет сходство с договором подряда на выполнение научно-исследовательских работ (НИР). Отличие в том, что НИР могут прекратиться в силу невозможности (нецелесообразности) достижения результата (ст. 775 ГК РФ). Маркетинговые работы всегда имеют конкретный результат, пусть даже отрицательный для заказчика.

Более близко маркетинговый договор подходит к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, разница - в сфере применения и характере результата работы (исследования).

Выполнению маркетинговых работ предшествует составление задания, которое, как правило, готовит сам подрядчик. Это оформляется отдельным договором, в котором определяются цели, способы, пределы исследования и пр. (сравн. со ст. 759 ГК РФ).

Обязательным условием работ является их конфиденциальность. На практике маркетинг не ограничивается изучением спроса и предложения на рынке, но и включает в себя дополнительные услуги по оптимизации производства, сбытовой сети, организационной структуры заказчика.

Маркетинг может проводиться и в рамках агентского договора, например, для поиска потенциальных контрагентов заказчика - принципала.

В маркетинговых договорах очень сложно определить пределы ответственности исполнителя - маркетолога, так как данные исследований не находятся в прямой взаимосвязи с результатами, скажем, продаж товара. Это зависит от многих факторов.

2. Договоры на рекламу бывают двух видов:

1) на производство рекламного продукта между рекламодателем и рекламопроизводителем;

2) на распространение рекламы между рекламодателем и рекламораспространителем (иногда такой договор может именоваться "договором проката рекламной информации").

При этом можно совмещать все обязательства в одном договоре, если производство и распространение рекламной информации осуществляет одно лицо. Различают также договоры на разовую рекламу и на проведение рекламных кампаний.

В сфере наружной рекламы особые правила установлены для договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в частности, предельный срок таких договоров составляет 5 лет, а для эксплуатации временных рекламных конструкций (например, строительных сеток) - 12 месяцев. Договоры на размещение наружной рекламы на конструктивных элементах зданий и сооружений являются самостоятельным видом обязательств, которые регулируются нормами Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Они не являются разновидностью договора аренды*(138).

3. Договоры на информационное обслуживание. Предметом таких договоров могут быть:

1) разовая информация;

2) систематическое предоставление определенной информации (абонентское обслуживание);

3) аналитические обзоры.

4. Договор транспортной экспедиции сопутствует транспортной деятельности. Экспедитором является специализированная организация (экспедиционное агентство, контора, фирма). Услуги экспедиторов, как правило, выгодны тем, что они имеют хорошие связи с перевозчиками, в частности с железнодорожными станциями. В обязанности экспедитора могут входить:

1) проверка груза, тары, упаковки;

2) составление перевозочных документов;

3) сопровождение грузов и пр.;

4) юридические действия, например заключение договоров перевозки от имени грузоотправителя, приемка товаров от имени грузополучателя и пр.*(139).

5. Договор хранения на товарном складе. Склад - это специализированная организация, договор предназначен только для предпринимательской деятельности. Чаще всего склад занимается не только хранением, но и рядом агентских функций по оказанию дополнительных услуг.

Такой профессиональный хранитель, как товарный склад, несет ответственность в полном объеме, включая возмещение убытков в виде упущенной выгоды от утраты товара.

Особый случай - это "ответственное хранение товара", которое представляет собой обязательство покупателя в договоре поставки и не является отдельным договором (ст. 514 ГК РФ).

 

Рекомендуемая литература

 

1. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Зерцало, 2008.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). 5-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики / Отв. ред. проф. О.Н. Садиков. М.: Юридическая фирма "Контракт", Инфра-М, 2006.

3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 3. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2007.

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 4. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2007.

5. Зверева Е.А. Элементы договоров, предусмотренных в ГК Российской Федерации, в составе консалтингового, маркетингового, рекламного договоров // Право и экономика. 2005. N 2.

6. Алексеев С.В. Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты // Журнал российского права. 2003. N 9.

7. Терехова Л.Н. Все о договоре хранения. М.: Альфа Пресс, 2005.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.27.119 (0.015 с.)