По мере того как сторонники теории катастроф делают успехи, прежний герой обретает давно заслуженное доброе имя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По мере того как сторонники теории катастроф делают успехи, прежний герой обретает давно заслуженное доброе имя



М

ы можем не понимать, что проходим через смертельные препоны фундаментальной геологической доктрины, называемой униформизмом. Она утверждает, что геологические процессы, которые мы наблюдаем сегодня, подобны тем, что существовали всегда. Хотя изменения и происходят, протекают они постепенно и всегда.

Правильно, попытайтесь рассказать это детям. Их учат в школе, с помощью телевидения и кино более радикальной точке зрения на то, как работают вещи (выражаясь на геологическом языке). Альтернативная модель называется катастрофизмом и иллюстрируется на примере теперь уже знаменитого фильма про «астероид, который стер с лица земли динозавров». Да, мы говорим о кратере Чиксилуб на Юкатане и об астероиде, который столкнулся с нашей планетой около шестидесяти пяти миллионов лет назад.

В 1950 г. это был самый отъявленный вид научной ереси. Главным еретиком стал человек, которого звали Иммануэль Великовски, сделавший огромный вклад в различные дисциплины. Но сегодня он остается неизвестным — даже для многих из тех, кто непосредственно пользуется его первооткрывательской работой.

 

Имманиэль Великовски, русский еврей, родился 10 июня 1895 г. в Витебске. Владел несколькими языками, еще будучи ребенком, окончил гимназию в 1913 г. с золотой медалью, проявив особые способности в русском языке и в математике. Затем временно уехал из России, путешествовал по Европе и Палестине, посещал курсы естественных наук (подготовительный курс) в Эдинбургском университете. Вернулся в Россию еще при царе, перед Первой Мировой войной, поступил в Московский университет. Каким-то образом ему удалось избежать и массовых убийств на Восточном фронте, и гражданской войны, когда к власти в 1917 г. пришли большевики. В 1921 г. он окончил университет с дипломом по медицине, а также получил глубокое образование по истории и юриспруденции.

Вскоре Великовски уехал в Вену, стал супругом юной скрипачки Элишевы Крамер.

В Вене он редактировал журнал «Скрипта Университатис» — огромный академический труд, в котором сотрудничал Альберт Эйнштейн, возглавляя раздел физико-математических наук. Великовски также изучал психоанализ под руководством Вильгельма Штекеля, ученика Зигмунда Фрейда, и занимался изучением работы мозга в Цюрихе.

К 1924 г. Великовски и его жена оказались в Палестине, где у него была частная практика психоаналитика. Он продолжал академическую работу редактора в журнале «Скрипта Академика Хиеросолимитана» — крупном еврейском издании. 1930 г. ознаменовался публикацией его собственной первой оригинальной статьи, в которой было доказано, что для эпилептиков характерны ярко выраженные патологические энцефалограммы. Часть его статьи появилась в труде Фрейда «Имаго». Но труд Фрейда «Моисей и монотеизм» посеял то роковое семя, которое привело Иммануэля Великовски, оторвав от спокойной работы по исцелению разума и от великих замыслов, к мировой известности, к десяти годам академического остракизма и последующей жизни в позоре и презрении.

«Семя» заключалось в навязчивом вопросе, был ли герой Фрейда монотеистом, борющимся с традиционными верованиями, фараоном Эхнатоном, моделью из реальной жизни для Эдипа. Эдип — легендарная личность, его странные желания и худшие действия, по заявлениям фрейдистов, лежат в основе психологии всех юношей.

Позднее Великовски утверждал в работе «Эдип и Эхнатон», что фараон был, на самом деле, моделью из реальной жизни для трагического и легендарного Эдипа. В 1939 г. ученый взял годичный отпуск и вместе с семьей отправился в Соединенные Штаты всего на несколько недель — перед самым началом Второй Мировой войны. Следующие восемь месяцев он провел в крупных библиотеках Нью-Йорка, занимаясь исследованиями.

В апреле 1940 г. перед живым любознательным умом Великовски, хорошо знающего историю древнего мира и поглощенного еврейской религией, возник еще один ключевой вопрос. Есть ли в египетских памятниках какие-нибудь сведения о великих катастрофах, описанных в Библии, предшествовавших Исходу?

Великовски продолжил поиски и нашел то, что называется «Папирусом Ипувера» - комплект листов папируса с жалобами египетского мудреца по имени Ипувер. Там говорится о ряде катастроф, обрушившихся на его любимую страну. Катастрофы сопоставимы с казнями египетскими из книге Исхода. Первоисточник общеизвестного описания впервые появился в библии короля Якова: «град и огонь между градом», побивший все, что было в поле.

Эта довольно удивительная бомбежка, как понимали прежде, была результатом человеческого вмешательства. Версия Библии, предложенная королем Яковом, восходит к 1600-м годам, но до середины конца 1700-х вообще не существовало никакой научной концепции метеоритов. Поэтому, когда переводчикам встречалось в ранних рукописях древнееврейское слово «barad» (камень), они считали, что его следует переводить как «град». Великовски, изучая описание за описанием в мифах, легендах и исторических работах, обращал внимание на упоминание «горящей смолы», падающей с небес. Начиная с этого времени он приступил к глубоким исследованиям природы и строения Венеры (подробнее об этом — далее).

Открытие «Папируса Ипувера» вдохновило Великовски заняться сравнением противоречивых древнееврейской и египетской хронологий. Эта работа после выхода в свет его трудов «Века хаоса (пересмотренная хронология)» в 1952 г. и «Земля в катастрофе» (в которой он представил геологические и палеонтологические свидетельства для труда «Столкновение миров») в 1955 г. привела, в итоге, к войне с египтологами, археологами и специалистами по истории древнего мира. Завязалась титаническая борьба с астрономами, космологами, экспертами в области небесной механики и академиками, набросившимися на Великовски, как только он дерзнул усомниться в аккуратности модели упорядоченного, высоко стабильного космоса, предлагаемой ими. Первый вызов был брошен в сногсшибательной работе «Столкновение миров» в 1950 г.

Основная идея, на которой основана книга, возникла в октябре 1940 г., когда Великовски при чтении Книги Пророка Осии заметил, что перед началом падения града метеоритов Солнце «замерло на месте». Это заставило его задуматься о том, что, не было лй это описанием глобального, а не местного события. Он ищет свидетельства в истории и археологии, а также в мифах, легендах и в подавленных воспоминаниях всего человечества. Его психоаналитические знания прекрасно помогли в этом. То, что ему удалось узнать, указывало: основную роль в серии глобальных катаклизмов, зарегистрированных во всем мире, играла планета Венера. На основании этих сведений встал вопрос, не связана ли Венера с теми катастрофами, которые обрушились на Землю перед Исходом?

В течение десяти лет Великовски, теперь уже постоянный житель Соединенных Штатов, продолжает исследования для своих работ, пытаясь тем временем найти издателя для труда «Столкновение миров». После двадцати отказов компания Макмиллан, главное издательство академических учебных пособий, согласилось взяться за его книгу. Ученые, которые писали книги для издательства Макмиллан, и академики, покупающие их, применили тактику давления, пытаясь помешать публикации, но издатели не поддавались на уговоры.

Тем не менее, к тому времени, когда «Столкновение миров» стало бестселлером номер один издательства, давление оказалось настолько сильным, что Макмиллан закончил работу над книгой, передав ее своему конкуренту — издательству Даблдей. Работа продолжала пользоваться всемирным успехом, которому способствовала реакция общественности в противовес тактике давления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.007 с.)