Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития западных стран после второй мировой войныСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После второй мировой войны произошли серьезные изменения в партийно-политической системе многих стран Запада, особенно тех из них, которые ранее находились под гнетом фашизма или подвергались фашистской оккупации. Численность коммунистических партий и их избирателей значительно увеличилась. Если в 1939г. в капиталистическом мире насчитывалось 1 млн. 750 тыс. коммунистов, то в 1946г. их численность достигла 3,7 млн.человек. Самой многочисленной компартией капиталистического мира стала Итальянская компартия. В 1945г. в ней состояло свыше 1,7 млн. человек. Никогда раньше коммунисты не пользовались таким авторитетом и влиянием. Значительным влиянием продолжали пользоваться социалисты и социал-демократы. После второй мировой войны в программы многих социалистических и социал-демократических партий наряду с идеалами социализма были включены требования уничтожения остатков фашизма, демократизации политической жизни, национализации банков и промышленности, улучшения системы социального страхования и повышения жизненного уровня трудящихся. Социал-демократы считали, что социальные преобразования можно осуществить без революции, путем реформ, поэтому их называли социал-реформистами. Во всех странах западной Европы, за исключением Италии и Франции, социал-реформистские партии были многочисленнее, чем коммунистические. Самой крупной из партий социал-демократического типа по-прежнему являлась Лейбористская партия Великобритании, насчитывавшая свыше 3 млн. человек и собравшая на выборах 1945г. голоса 12 млн. избирателей. В первые послевоенные годы в трех крупнейших капиталистических гос-вах – Франции, Италии, Японии – были разработаны новые конституции. Французская конституция 1946г. восстановила политические свободы, ликвидированные во время войны. Итальянская конституция 1947г. зафиксировала факт упразднения монархии и провозгласила республику. Согласно японской конституции 1947г., монархия сохранялась, но император лишался реальной власти и рассматривался только как «символ гос-ва и единства народа». Во всех этих конституциях наряду с политическими свободами были записаны и социальные права: право на труд, на отдых, на социальное обеспечение и образование. В 1949г. была принята конституция ФРГ, провозгласившая ее «демократическим и социальным федеративным гос-вом», но не уточняла характер общественного строя. Конституция содержала все основные политические свободы с оговоркой, что они не должны использоваться для борьбы против основ свободного демократического порядка или конституционного строя. Также было записано, что ее действие будет распространено на другие части Германии по их присоединению к ФРГ. Установление демократических порядков и конституционное закрепление политических и социальных прав граждан создавало благоприятные условия для развития общества, для борьбы за мир и социальный прогресс. В послевоенный период вмешательство гос-ва в экономику и социальные отношения, которое в довоенный период носило чрезвычайный характер и осуществлялось главным образом в периоды кризисов и войн, стало постоянным элементом функционирования капиталистического воспроизводства. Степень и формы гос-венного регулирования в разных странах были различными. В некоторых странах Западной Европы после войны провели частичную национализацию промышленности и банков. Наибольший размах она приобрела во Франции, Англии и Австрии. Национализации банков и промышленности в этих странах добивались левые силы, стремившиеся таким образом открыть путь социальному прогрессу. В то же время за национализацию выступали и некоторые круги буржуазии, считавшие, что гос-венное руководство экономикой может избавить их страны от экономических кризисов и социальных потрясений. В конечном итоге частичная национализация, проведенная в ряде стран З.Европы, привела к расширению гос-венного сектора и созданию «смешанной экономики», сочетающей гос-венную и частную собственность. Благодаря гос-венному стимулированию экономики, крупным гос-венным и частным инвестициям, стремительно развивавшейся научно-технической революции экономическое развитие США, стран З.Европы и Японии значительно ускорилось. Их экономика вступила в повышательную фазу «длинных волн» или «больших циклов Кондратьева», которые действуют длительное время и определяются качественными изменениями в хоз-венной жизни. К сер. 50-х гг.объем промышленного производства в этих странах увеличился на 60-70% по сравнению с довоенным. Объем с/х на 20-30% превзошел довоенный уровень. Научные открытия и изобретения дали мощный импульс развитию промышленности, появились новые отрасли(атомная и ракетная промышленность). Были преобразованы многие другие отрасли промышленности, в том числе автомобильная, авиационная, радиотехническая, химическая, медикаментов и т.д. Доля З.Европы и Японии в мировой экономике возросла, однако США сохранили свое превосходство. После второй мировой войны значительно расширилось гос-венное регулирование социальных отношений. Гос-во стало играть решающую роль в развитии науки, образования и здравоохранения, в строительстве школ, больниц и т.д. Одним из основных процессов развития З.Европы в послевоенное время было стремление к ее экономической, политической и военной интеграции. Предпосылки европейской интеграции коренились в постоянно растущей интернационализации производства и обмена, в создании крупных международных компаний и хоз-венных комплексов, деятельность которых выходила за пределы одной страны. Немалую роль играли антисоветские и антикоммунистические настроения правящих кругов капиталистических стран, которые считали, что мощный экономический и военно-политический блок западноевропейских стран даст возможность более успешно бороться против СССР и в то же время ослабит зависимость З.Европы от США. Часть сторонников интеграции выступала за создание «Соединенных Штатов Европы»,т.е за объединение всех европейских гос-ств в единую федерацию или «сверхгосударство», управляемое наднациональным, европейским правительством. Другая часть не хотела отказываться от национального суверенитета и национальных гос-ств. Объединение Европы они мыслили в виде конфедерации – экономического и политического объединения западноевропейских стран, сохраняющих свои правительства, органы власти и вооруженные силы. Первым шагом к экономической интеграции стран З.Европы стал план Шумана, предложенный французским министром иностр.дел Р.Шуманом 9 мая 1950г. Согласно плану, Франция и ФРГ вместе с другими западноевропейскими странами должны были поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа и взаимно ликвидировать таможенные пошлины на эти товары. Этот план был принят 6 гос-вами: Францией, ФРГ, Италией и Бенилюкс(таможенное объединение Бельгии, Голландии и Люксембурга). В 1951г. они подписали соглашение о создании Европейского Объединения Угля и Стали(ЕОУС). Таможенные пошлины на уголь и сталь в торговле между членами ЕОУС отменялись. Постепенно страны ЕОУС расширяли экономические связи друг с другом и взаимно снижали таможенные пошлины на новые товары. В мае 1957г. в Риме они заключили договор о создании Европейского экономического сообщества(ЕЭС). В соответствии с римским договором члены ЕЭС обязались проводить общую экономическую и социальную политику, ввести единые цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, постепенно ликвидировать таможенные тарифы в торговле с остальными странами. Конечной целью(намеченной к осуществлению в 1992г.) объявлялось свободное обращение товаров, капиталов и рабочей силы между всеми странами ЕЭС. Одновременно с ЕЭС было основано Европейское сообщество по атомной энергии(Евратом), объединившее добычу радиоактивного сырья, атомную промышленность и научные изыскания в 6 странах ЕЭС. ЕОУС,ЕЭС и Евратом составили 3 первых, связанных друг с другом, европейских сообщества. Наряду с экономической интеграцией начался процесс военно-политической интеграции стран З.Европы. В мае 1949г. по инициативе Черчилля возник первый постоянный общеевропейский консультативный орган – Европейский Совет, разместившийся в Страсбурге. Решения Европейского Совета носили рекомендательный характер, но его деятельность постепенно приобрела немаловажное идейно-политическое и пропагандистское значение. Гос-венные деятели ряда стран стремились к более полной политической и военной интеграции, предполагавшей перевооружение З.Германии и включение ее вооруженных сил в состав единой европейской армии. Инициативу взял на себя премьер-министр Франции Рене Плевен. 27 мая 1952г. Франция, ФРГ, Италия и страны Бенилюкса подписали договор, учреждавший Европейское оборонительное сообщество и европейскую армию. Согласно договору, ЕОС должно было действовать в рамках НАТО и в тесном сотрудничестве с ней. Договор о создании ЕОС вызвал энергичные протесты со стороны различных политических сил: от коммунистов до правых националистов, не желавших согласиться с перевооружением ФРГ. Особенно активно эти силы выступили во Франции. Под их влиянием французский парламент 30 августа 1954г. отказался ратифицировать договор о ЕОС. После провала договора о ЕОС сторонники военно-политической интеграции З.Европы выдвинули новый план, который имел целью включение ФРГ и Италии в Западный союз(членами уже являлись Англия, Франция, страны Бенилюкса), перевооружение ФРГ и ее вступление в НАТО. Советское правительство заявило, что этот план противоречит как решениям Постдамской конференции, так и остававшимся в силе англо-советскому и франко-советскому договорам о союзе и взаимопомощи. Оно предупредило, что в случае нарушения договоров, СССР от них откажется. Однако предупреждения советского правительства не дали результатов. 23 октября 1954г. Англия, Франция, ФРГ, Италия и др. страны Североатлантического пакта подписали в Париже соглашения, согласно которым Италия и ФРГ принимались в Западный союз и в Североатлантический пакт. После заключения данных соглашений, Советский союз аннулировал англо-советский и франко-советский договоры.
Билет№22
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 2610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.105 (0.011 с.) |