ТОП 10:

Основные этапы развития западных стран после второй мировой войны




Первый период (1946- конец 50-х годов): послевоенное восстановление. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х - конец 60-х годов): государства "всеобщего благоденствия Третий этап (70-е годы): структурный экономический кризис Четвертый этап (80-е годы): жесткая социальная и экономическая политика, рейганомика и тетчеризм.

После второй мировой войны произошли серьезные изменения в партийно-политической системе многих стран Запада, особенно тех из них, которые ранее находились под гнетом фашизма или подвергались фашистской оккупации. Численность коммунистических партий и их избирателей значительно увеличилась. Если в 1939г. в капиталистическом мире насчитывалось 1 млн. 750 тыс. коммунистов, то в 1946г. их численность достигла 3,7 млн.человек. Самой многочисленной компартией капиталистического мира стала Итальянская компартия. В 1945г. в ней состояло свыше 1,7 млн. человек. Никогда раньше коммунисты не пользовались таким авторитетом и влиянием. Значительным влиянием продолжали пользоваться социалисты и социал-демократы. После второй мировой войны в программы многих социалистических и социал-демократических партий наряду с идеалами социализма были включены требования уничтожения остатков фашизма, демократизации политической жизни, национализации банков и промышленности, улучшения системы социального страхования и повышения жизненного уровня трудящихся. Социал-демократы считали, что социальные преобразования можно осуществить без революции, путем реформ, поэтому их называли социал-реформистами. Во всех странах западной Европы, за исключением Италии и Франции, социал-реформистские партии были многочисленнее, чем коммунистические. Самой крупной из партий социал-демократического типа по-прежнему являлась Лейбористская партия Великобритании, насчитывавшая свыше 3 млн. человек и собравшая на выборах 1945г. голоса 12 млн. избирателей. В первые послевоенные годы в трех крупнейших капиталистических гос-вах – Франции, Италии, Японии – были разработаны новые конституции. Французская конституция 1946г. восстановила политические свободы, ликвидированные во время войны. Итальянская конституция 1947г. зафиксировала факт упразднения монархии и провозгласила республику. Согласно японской конституции 1947г., монархия сохранялась, но император лишался реальной власти и рассматривался только как «символ гос-ва и единства народа». Во всех этих конституциях наряду с политическими свободами были записаны и социальные права: право на труд, на отдых, на социальное обеспечение и образование. В 1949г. была принята конституция ФРГ, провозгласившая ее «демократическим и социальным федеративным гос-вом», но не уточняла характер общественного строя. Конституция содержала все основные политические свободы с оговоркой, что они не должны использоваться для борьбы против основ свободного демократического порядка или конституционного строя. Также было записано, что ее действие будет распространено на другие части Германии по их присоединению к ФРГ. Установление демократических порядков и конституционное закрепление политических и социальных прав граждан создавало благоприятные условия для развития общества, для борьбы за мир и социальный прогресс. В послевоенный период вмешательство гос-ва в экономику и социальные отношения, которое в довоенный период носило чрезвычайный характер и осуществлялось главным образом в периоды кризисов и войн, стало постоянным элементом функционирования капиталистического воспроизводства. Степень и формы гос-венного регулирования в разных странах были различными. В некоторых странах Западной Европы после войны провели частичную национализацию промышленности и банков. Наибольший размах она приобрела во Франции, Англии и Австрии. Национализации банков и промышленности в этих странах добивались левые силы, стремившиеся таким образом открыть путь социальному прогрессу. В то же время за национализацию выступали и некоторые круги буржуазии, считавшие, что гос-венное руководство экономикой может избавить их страны от экономических кризисов и социальных потрясений. В конечном итоге частичная национализация, проведенная в ряде стран З.Европы, привела к расширению гос-венного сектора и созданию «смешанной экономики», сочетающей гос-венную и частную собственность. Благодаря гос-венному стимулированию экономики, крупным гос-венным и частным инвестициям, стремительно развивавшейся научно-технической революции экономическое развитие США, стран З.Европы и Японии значительно ускорилось. Их экономика вступила в повышательную фазу «длинных волн» или «больших циклов Кондратьева», которые действуют длительное время и определяются качественными изменениями в хоз-венной жизни. К сер. 50-х гг.объем промышленного производства в этих странах увеличился на 60-70% по сравнению с довоенным. Объем с/х на 20-30% превзошел довоенный уровень. Научные открытия и изобретения дали мощный импульс развитию промышленности, появились новые отрасли(атомная и ракетная промышленность). Были преобразованы многие другие отрасли промышленности, в том числе автомобильная, авиационная, радиотехническая, химическая, медикаментов и т.д. Доля З.Европы и Японии в мировой экономике возросла, однако США сохранили свое превосходство. После второй мировой войны значительно расширилось гос-венное регулирование социальных отношений. Гос-во стало играть решающую роль в развитии науки, образования и здравоохранения, в строительстве школ, больниц и т.д. Одним из основных процессов развития З.Европы в послевоенное время было стремление к ее экономической, политической и военной интеграции. Предпосылки европейской интеграции коренились в постоянно растущей интернационализации производства и обмена, в создании крупных международных компаний и хоз-венных комплексов, деятельность которых выходила за пределы одной страны. Немалую роль играли антисоветские и антикоммунистические настроения правящих кругов капиталистических стран, которые считали, что мощный экономический и военно-политический блок западноевропейских стран даст возможность более успешно бороться против СССР и в то же время ослабит зависимость З.Европы от США. Часть сторонников интеграции выступала за создание «Соединенных Штатов Европы»,т.е за объединение всех европейских гос-ств в единую федерацию или «сверхгосударство», управляемое наднациональным, европейским правительством. Другая часть не хотела отказываться от национального суверенитета и национальных гос-ств. Объединение Европы они мыслили в виде конфедерации – экономического и политического объединения западноевропейских стран, сохраняющих свои правительства, органы власти и вооруженные силы. Первым шагом к экономической интеграции стран З.Европы стал план Шумана, предложенный французским министром иностр.дел Р.Шуманом 9 мая 1950г. Согласно плану, Франция и ФРГ вместе с другими западноевропейскими странами должны были поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа и взаимно ликвидировать таможенные пошлины на эти товары. Этот план был принят 6 гос-вами: Францией, ФРГ, Италией и Бенилюкс(таможенное объединение Бельгии, Голландии и Люксембурга). В 1951г. они подписали соглашение о создании Европейского Объединения Угля и Стали(ЕОУС). Таможенные пошлины на уголь и сталь в торговле между членами ЕОУС отменялись. Постепенно страны ЕОУС расширяли экономические связи друг с другом и взаимно снижали таможенные пошлины на новые товары. В мае 1957г. в Риме они заключили договор о создании Европейского экономического сообщества(ЕЭС). В соответствии с римским договором члены ЕЭС обязались проводить общую экономическую и социальную политику, ввести единые цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, постепенно ликвидировать таможенные тарифы в торговле с остальными странами. Конечной целью(намеченной к осуществлению в 1992г.) объявлялось свободное обращение товаров, капиталов и рабочей силы между всеми странами ЕЭС. Одновременно с ЕЭС было основано Европейское сообщество по атомной энергии(Евратом), объединившее добычу радиоактивного сырья, атомную промышленность и научные изыскания в 6 странах ЕЭС. ЕОУС,ЕЭС и Евратом составили 3 первых, связанных друг с другом, европейских сообщества. Наряду с экономической интеграцией начался процесс военно-политической интеграции стран З.Европы. В мае 1949г. по инициативе Черчилля возник первый постоянный общеевропейский консультативный орган – Европейский Совет, разместившийся в Страсбурге. Решения Европейского Совета носили рекомендательный характер, но его деятельность постепенно приобрела немаловажное идейно-политическое и пропагандистское значение. Гос-венные деятели ряда стран стремились к более полной политической и военной интеграции, предполагавшей перевооружение З.Германии и включение ее вооруженных сил в состав единой европейской армии. Инициативу взял на себя премьер-министр Франции Рене Плевен. 27 мая 1952г. Франция, ФРГ , Италия и страны Бенилюкса подписали договор, учреждавший Европейское оборонительное сообщество и европейскую армию. Согласно договору, ЕОС должно было действовать в рамках НАТО и в тесном сотрудничестве с ней. Договор о создании ЕОС вызвал энергичные протесты со стороны различных политических сил: от коммунистов до правых националистов, не желавших согласиться с перевооружением ФРГ. Особенно активно эти силы выступили во Франции. Под их влиянием французский парламент 30 августа 1954г. отказался ратифицировать договор о ЕОС. После провала договора о ЕОС сторонники военно-политической интеграции З.Европы выдвинули новый план, который имел целью включение ФРГ и Италии в Западный союз(членами уже являлись Англия, Франция, страны Бенилюкса), перевооружение ФРГ и ее вступление в НАТО. Советское правительство заявило, что этот план противоречит как решениям Постдамской конференции, так и остававшимся в силе англо-советскому и франко-советскому договорам о союзе и взаимопомощи. Оно предупредило, что в случае нарушения договоров, СССР от них откажется. Однако предупреждения советского правительства не дали результатов. 23 октября 1954г. Англия, Франция, ФРГ, Италия и др. страны Североатлантического пакта подписали в Париже соглашения, согласно которым Италия и ФРГ принимались в Западный союз и в Североатлантический пакт. После заключения данных соглашений, Советский союз аннулировал англо-советский и франко-советский договоры.

 

 

Билет№22







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.004 с.)