ТОП 10:

Процесс становления нацистской диктатуры в Германии



Кризис 1929--1933 гг. в Германии носил особенно острый характер и вызвал глубокие социально-политические потрясения. Экономический кризис расшатал политические структуры Веймарской республики. В марте 1930 г. "большая коалиция" с участием социал-демократов распалась. Новое правительство возглавил лидер правого крыла партий Центра Брюнинг. Не имея большинства в рейхстаге, оно существовало лишь "доверием президента" и управляло с помощью чрезвычайных декретов Гинденбурга. Обострились социальные противоречия, нарастали антиреспубликанские настроения, которые подогревались реакционными кругами.

После успеха НСДАП на выборах в рейхстаг 14 сентября 1930 г. значительно укрепились позиции крупных монополистов Тиссена, Кирдорфа, Флика, поддерживавших фашистские притязания. Сторонниками нацистов стали и те круги монополистического капитала, которые ранее скептически оценивали способность Гитлера создать фашистской партии массовую базу. Но разногласия германской буржуазии еще не были преодолены: на президентских выборах весной 1932 года, во многом благодаря поддержке СДПГ, президентом был избран Гинденбург, хотя Гитлер уже баллотировался на высший пост в государстве. Фашистская опасность зримо нарастала.

Фашисты выдвинули и пытались реализовать на практике не просто идею сильного государства, но государства тоталитарного, поглощавшего гражданское общество. "Все для государства, ничего против государства, никого вне государства", -- эти слова Муссолини выражали суть фашистской концепции тоталитарного государства. Церковь, например, в Германии всегда пользовалась определенной автономией, что в новых условиях породило конфликт между священнослужителями и фашистами. Крайне болезненно на этот конфликт реагировала немногочисленная элитно-родовая аристократия, крупные финансисты, но затем и они вынуждены были подчиниться фашистскому государству.

Фашизм -- это массовое движение, впитавшее в себя страх перед бурными переменами ремесленников, мелких торговцев и предпринимателей, крестьян, чиновного люда, ветеранов войны. Одни из них не желали работать в новых условиях, другие не умели выдерживать жестокой конкуренции в жизни, обвиняя в своих бедах кого угодно. Отличительной чертой фашизма была апология насилия, настоящий его культ. На насилии нацисты хотели построить будущий миропорядок. Через него они шли к власти, создавая штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС). Как ни парадоксально, но понимание насилия как неотделимого атрибута политической борьбы роднило фашистов с ортодоксальными социалистами и коммунистами.

К важнейшим характерным чертам германского фашизма в области экономики относились: его стремление к утверждению государственно-монополистических методов хозяйствования, преимущественное развитие военной экономики, осуществление широкой программы военных мероприятий, требующих привлечения большого количества рабочей силы (строительство автострад и др.).

Одной из характерных черт германского фашизма являлся прочный союз с милитаризмом. Гитлеровцы насаждали в стране культ армии, культ войны, превозносили военщину, насильственные методы решения вопросов внутренней и внешней политики. Они усугубили такую порочную традицию германского милитаризма, как переоценка своих сил и недооценка сил противника. Это обуславливало авантюристичность планов и действии гитлеровцев.

А в самой Германии Веймарская республика доживала последние дни. Фашисты, уверовав в свою силу и непогрешимость, упорно рвались к власти. В ноябре 1932 г. состоялись выборы в рейхстаг. КПГ получила 6 млн. голосов, СДПГ -- 7,2 млн., НСДАП -- 11,7 млн. Создалась ситуация, когда, объединившись между собой, две крупные левые партии Германии могли бы противостоять нацистам, однако глубокие расхождения между ними не позволили это сделать.

30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером (главой правительства).

Трагедия Германии заключается в том, что фашисты пришли к власти законным, конституционным путем. В ночь на 28 февраля 1933 года фашисты произвели поджег рейхстага, обвинив в этом КПГ. Используя провокацию, карательные органы нацистов начали массовые аресты. Только в ночь на 28 февраля было арестовано 10 тыс. человек.

За первые четыре месяца фашистского господства было брошено в тюрьмы 60--70 тыс. человек. 9 марта фашисты объявили недействительными мандаты КПГ в рейхстаге, полученные коммунистами на выборах 5 марта, и арестовали депутатов-коммунистов. КПГ была официально запрещена. 2 мая 1933 г. они запретили свободные профсоюзы и конфисковали их имущество. Несколько позднее были разогнаны все другие профсоюзы. Вместо них создан "Германский трудовой фронт", подчиненный фашистской партии, куда рабочие вовлекались в принудительном порядке. 22 июля гитлеровцы, обвинив СДПГ "в изменнических действиях против Германии и ее законного правительства", объявили партию распущенной. После запрещения всех остальных политических партий был издан закон, запрещавший в Германии существование каких-либо политических партий, кроме национал-социалистской.

Веймарская конституция была ликвидирована. Гитлеру были предоставлены неограниченные полномочия. Законом от 1 августа 1934 г. (после смерти президента Гинленбурга) Гитлеру было присвоено пожизненное звание ''фюрера'' и "рейхсканцлера". Орудием кровавого режима стали созданные им специальные органы насилия и террора: государственная тайная полиция (гестапо), штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС), служба безопасности (СД). Над Германией нависла коричневая туча фашистской диктатуры.

 

Билет №12

«Новый курс» в США: основные этапы политики Ф.Д.Рузвельта

I этап «Нового курса».
В 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882—1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требо­вались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые во­шли в историю под названием «Новый курс Рузвельта».
Несмотря на то, что «Новый курс» не был заранее обдуманной системой нововведений, он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса».
Отрицая политику «грубого индивидуализма» Гувера, президент Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами.
Теоретической базой «Нового курса» стало учение выда­ющегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие госу­дарства в регулировании хозяйственной жизни.

Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс об­щественного воспроизводства.
В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный — с 1933 до 1935 гг. и второй этап — с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево.
основные мероприятия «Нового курса:

1. Мероприятия в банковской и финансовой сфере

Прежде всего, началось спасение банковской и финан­совой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз зо­лота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. В при­нятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функций и получение прави­тельственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только благополучным, т.е. наиболее крупным банкам. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резерв­ной системы, однако 2 тыс. банков разрешение на это не получили.
Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) долла­ра.
Заслуживает внимания метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Рузвельта. Де­вальвация доллара затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не счи­тал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномас­штабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн.долл. Это искусственно сни­зило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, прирав­ненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят закон о золотом резерве, уста­навливающий новую цену на золото — 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г.
Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капи­тала. Тем самым были предотвращены массовые банкрот­ства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность мо­нополий правительству, усилились экспортные возмож­ности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов (вкладов) спо­собствовало предотвращению банкротств, повышало дове­рие вкладчиков.
2. Мероприятия в промышленной сфере
Центральное место в мероприятиях «Нового курса» от­водилось проблеме восстановления промышленности. Этапы:
1)В июне 1933 г. был принят один из двух наиболее важных законов — закон о восстановлении национальной промышлен­ности (НИРА). Для его проведения была создана Админис­трация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономис­ты, деятели Американской федерации труда. Председате­лем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон.
Закон о восстановлении промышленности вводил систе­му государственного регулирования этого подразделения эконо­мики. Он включал три раздела:

1. Первый раздел предусматри­вал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма.
2. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Ад­министрацию общественных работ, которую возглавил ми­нистр внутренних дел Г. Икес. В числе других мер борьбы с без­работицей были — создание трудовых лагерей для безра­ботной молодежи в возрасте 18—25 лет. Они обеспечива­лись бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое, и в них до второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очи­щала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаж­дением, ремонтировала дороги. Администрация чрезвы­чайной помощи во главе с советником президента Г. Гопкинсом (1890—1946) выдавала штатам дотации для помощи безработным. Масштабы общественных работ, организо­ванных американским правительством, следует признать значительными.
В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннеси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба с эрозией почв, контролировалась промышленность, снабжаемая электростан­цией Теннеси.. Для трудоустройства безработных на Юге США созда­валась современная инфраструктура — строились автос­трады, аэродромы, мосты, гавани и т.д.

II этап «Нового курса».
В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился пово­рот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933—1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее ак­тивной формой классовой борьбы стали «сидячие стачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а осталь­ные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали юнионизации (образованию профсоюзов) даже в тех отраслях, где произвол пред­принимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций, и они влились в единый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщи­ков.
В результате широкого движения трудящихся прави­тельство Рузвельта на втором этапе осуществления «Ново­го курса» в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим заво­еванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера (по имени сенатора Р.Вагнера), билль ко­торого был вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались необходимость кол­лективной защиты рабочими своих интересов через про­фессиональные союзы и путем заключения с предприни­мателями коллективных договоров. За рабочими признава­лось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменя­лось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера — «Национальный акт о трудовых отношениях» был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серьезный шаг навстречу рабо­чему движению.

Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после за­кона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсион­ные фонды формировались из взносов трудящихся и пред­приятий. Нормы пенсионного обеспечения устанавлива­лись едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих круп­ных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.
Рабочее законодательство 30-х гг. — серьезный успех борьбы американских рабочих.
На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному фермерству, но и низкодоходным хозяй­ствам. Рабочие-мигранты могли проживать в лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединиться в кооперативы. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных площадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, что вызывалось нега­тивными последствиями ряда засух и пыльных бурь, на­блюдавшихся в 30-е годы.
Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США.
Оценивая «Новый курс», мы должны прежде всего от­метить, что он соответствовал исторической эпохе утвер­ждения государственно-монополистического капитализма (ГМК) и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию ГМК. Благодаря активной регулирующей роли го­сударства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору.
Политическая активность рабочих, фермеров, городс­кой мелкой буржуазии, негритянского народа вынудили Рузвельта при проведении политики «Нового курса» про­явить гибкость, маневрирование, учесть интересы различ­ных слоев населения и сделать уступки трудящимся.
В то же время «Новый курс» нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было наци­онализировано ни одного предприятия или банка.
В результате политики «Нового курса» в США укрепи­лись позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики — промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала.
Проведение «Нового курса» не было безболезненным. Против «Нового курса» выступали приверженцы старых ме­тодов антирабочего законодательства — представители кон­сервативных слоев финансовых монополий. Против Руз­вельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Созданная Аме­риканская Лига свободы требовала отказа от государствен­ного регулирования, снижения налогов на крупный капитал и перехода к жесткому курсу по отношению к трудящимся.
В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим ин­струментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финан­сирование расширенного воспроизводства и социальных программ. К такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не принял предложения ученого-эконо­миста Кейнса о практике дефицитного финансирования, так как в предвыборной кампании обещал достичь сбалан­сированного бюджета. В этот период вокруг «Нового курса» сплотилась широ­кая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда — высшей судебной инстанции страны, который санкционировал закон Вагнера и другие акты социального законодательства. В 1938 г. Рузвельт начал проводить план так называемой «подкачки насоса» — уве­личения спроса с помощью новых государственных вложе­ний. Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. составил 2,2 млрд. долл. После этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло.

Билет № 13







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.01 с.)