ТОП 10:

Понятие «новейшая история», проблема периодизации.



Билет №1

Понятие «новейшая история», проблема периодизации.

Периодизация, предложенная гуманистами :

- античность

- средние века

- новое время

- модерн

(Понятие новейшей истории принципиально важно для России).

 

Подходы к определению начала новейшей истории :

1) Великая Октябрьская Социалистическая революция.

2) Первая Мировая война

3) Первая треть XIX в.

(Завершился процесс формирования мирового рынка. Начальный этап – ВГО).

 

Признаки глобализации :

- развитие коммуникации

- отсутствие таможенных барьеров

- единая денежная система

 

Прогрессивная эра :

США – Теодор Рузвельт (26й президент)

Англия – Дэвид Ллойд Джордж (премьер-министр)

Италия – Джованни Джолитти (премьер-министр)

Франция – Жорж Клемансо (председатель Совета министров)

 

Модерн и новая история не одно и то же. Модерн – эпоха рационализма, торжества идей о познании мира. Появление идей возможности реформирования соц. институтов => рационализация соц. институтов => соц. проекты : Лига Наций (мир во всем мире), Пролетарский интернационал (движение за права рабочих), проект нацистов (теория рас).

Войны XXв. – борьба за новые социальные проекты. XXв. – «борьба масс».


Билет № 2

Билет№3

Основные тенденции социально-экономического и политического развития

Успехи и трудности послевоенного восстановления экономики. Планы "экономического возрождения Европы". Международные экономические конференции начала 20-х гг. Экономическая стабилизация как новый этап модернизации, ее основные источники и проявления.

Политическая стабилизация капитализма. Расширение социальной базы государства. Укрепление политического центризма. Идеология социального партнерства. Интеграция мировой социал- демократии в политическую систему демократического государства. Лейборизм. Рабочий социалистический Интернационал.

Провал попыток коммунистического "штурма" капитализма. Разработка Коминтерном новых тактических установок, их адекватность конкретноисторической реальности. Новое наступление на капитализм в 1923-1926 гг. и его поражение. Кризис мирового коммунизма. Тактика "класс против класса". V1 конгресс Коминтерна о перспективах мирового развития.

Укрепление позиций мирового фашизма в начале 20-х гг., развертывание борьбы за политическую власть. Победа итальянских фашистов. Поражение национал-социалистического путча в Германии. Кризис германского фашизма.

Великобритания

Влияние Первой мировой войны на экономическое положение страны. Обострение социальных проблем. Активизация рабочего движения. Британские тред-юнионы. Декабрьские 1918 г. выборы в парламент. Образование либерально- консервативного блока. Д. Ллойд Джордж. Внутренняя политика коалиционного правительства. Эволюция лейбористской партии. Левый и правый радикализм в Великобритании. Кризис правящей коалиции. Падение кабинета Д. Ллойд Джорджа.

Первое лейбористское правительство. Р. Макдональд. Политический кризис 1924 г. "Письмо Зиновьева". Консервативное правительство С. Болдуина. Особенности экономической стабилизации страны. Всеобщая стачка 1926 г. и ее последствия. Антирабочее законодательство. Поиск социальных компромиссов. Мондизм. Парламентские выборы 1929 г. Второе лейбористское правительство.

Франция

Экономическое и политическое положение страны после окончания Первой мировой войны. Позиция Франции на Парижской мирной конференции. Ж. Клемансо. Укрепление международного положения страны. Парламентские выборы 1919 г. Состояние гражданского общества. Победа Национального блока. Внутренняя политика и социальное законодательство правительств Национального блока. Раскол рабочего и социалистического движения. Образование коммунистической партии. Обострение франко-германских отношений. Франция и оккупация Рура. Кризис Национального блока.

Победа Левого блока на парламентских выборах в 1924 г. Э. Эррио. Преодоление внешнеполитической изоляции. Франция и Локарнская конференция. Внутреннее положение страны. Финансовый кризис. Падение Левого блока. Правительство "национального единения". Р. Пуанкаре. Укрепление стабилизационных процессов. Франция и вопросы национальной безопасности.

Германия

Расстановка политических сил в Национальном собрании. Образование правительства "веймарской коалиции". Основные мероприятия в области внутренней политики. Конституирование республики. Политическое положение страны. Путч Каппа- Лютвица. Парламентские выборы 1920 г. Борьба по вопросам репарационной политики в 1920-1922 гг. Франко-бельгийская оккупация Рура, "пассивное сопротивление" и политический кризис1923 г. Активизация левого радикализма. Курс КПГ на революцию и его крах. Возникновение национал- социалистической партия в начале 20-х гг. Программа партии. "Пивной путч".

Особенности экономической стабилизации. Образование и деятельность правоцентристского блока. Президентские выборы 1925 г. Расширение социальной базы республики. Теория и практика СДПГ. Парламентские выборы 1928 г. и формирование "большой коалиции". Кризис левого и правого радикализма.

США

Укрепление экономического и финансового положения страны после Первой мировой войны. Идея "мессианской" роли США в послевоенном мире. В. Вильсон. Президентские выборы 1920 г. Избирательные платформы демократической и республиканской партий. Причины поражения демократической партии. Республиканская администрация.

Экономическая стабилизация в США. "Просперити". Ослабление государственного регулирования. Идеология "твердого индивидуализма". Партийно- политическая борьба в годы стабилизации. Выборы 1928 г. Ослабление рабочего движения. Политика "социального партнерства".

Международные отношения

Внутренняя противоречивость Версальской модели международных отношений. США и Версальская система. Репарационный вопрос как проблема международных отношений. Внешнеполитическая изоляция Германии и ее прорыв на востоке. Рапалльский договор. Рурский кризис. Разрыв франко - британского "согласия". Французская политика в Восточной и Юго-Восточной Европе. Г. Штреземан и германский "прорыв" в Европу. План Дауэса. Дилемма французской политики. Локарнская конференция. Идеи европейского единства. Куденхове- Калерги. План "Пан-Европы". Новые подходы к репарационной проблеме. План Юнга.

Европейская безопасность и проблема разоружения. Подготовка международной конференции по разоружению. Пацифизм. Пакт Бриана - Келлога.

 

Билет № 4

Страны Запада в период стабилизации;

1918-1923-это период глубочайшего политического кризиса, охватившего все страны. В основе этой кризисной ситуации лежал глубокий кризис всей традиционной структуры капитализма, необходимость его приспосабливания к потребностям общественного развития, к стремительному реформированию капиталистической системы.Особой остроты кризис достиг в 1918-20гг, когда в странах особенно сильно пострадавших от 1 мировой войны развернулось сильное революционное движение.Но и в странах ,которые стали традиционными странами буржуазно-парламентской демократии (Англия,Франция,США)сложилась кризисная обстановка.Но с начала 20х годов началось постепенное ослабление революционного движения.С 1924 основные страны капитализма вступили в период капиталистической стабилизации.Первой характерной чертой стабилизации является сильный промышленный прирост.При среднем уровне довоенного 1913,взятом за 100,индекс общего объема промышленности производства всех стран в 1929 увеличился в 1,5 раза.Промышленный подъем, был присущ всем странам.Однако масштабы этого подъема были весьма различны.Найболее сильным промышленный подъем был в США.Промышленный рост в США начался раньше,чем в странах Европы. Экономический кризис и его последствия были преодолены не в 24,как в основный европейских странах, а в 22 году.Столь сильный рост объяснялся сильным выдвижением США в мировой капиталистической системе,громадным обогащением американсого корпоративного капитала в годы 1 мировой войны.Немалую роль сыграло превращение США из должника в крупнейшего кредитора.Особенно росли инвестиции американских компаний за границей(в 1929 они составили 16,5 млрд$).В результате преимуществ экономической системы США произошло увеличение удельного веса США в мировой экономике.В 1929 году они давали 48% промышленного производства стран мира.Весьма значительным масштабы прироста были во Франции.Так, по условиям Версальского договора ей были возвращены высокоиндустриальные районы Эльзаса и Лотарингии.Так же, страна получала большие суммы репарационных платежей.В 1924-29 годах проходило восстановление экономического потенциала Германии.это было ярким контрастом сильнейшей разрухи первых послевоенных лет.Восстановлению Германии способствовали крупные займы,которые были были предоставлены США и Англией, а также уменьшение суммы репарационных платежей по «плану Дауэрса».К 1927 году довоенный уровень промышленного производства в Германии был восстановлен. В Англии к 1929 году был лишь восстановлен довоенный уровень промышленного производства. Вторая характерная черта периода капиталистической стабилизации-сильное увеличение концентрации и централизации производства.Наибольшими масштабами концентрации отличились США.В 1929 году на долю крупнейших американских производителей, с годовой продукцией свыше 1 млн долл.каждое приходилось 58% общего числа занятых рабочих. Страны Западной Европы, прежде всего Англия и Германия уступали США по уровню концентрации промышленного производства,но превосходили по масштабам концентрации банковского капитала.Так, в крупнейших американских банках с капиталом свыше 5 млн долл было сосредоточено в 1929 г 43% всех банковских вкладов,а в Англии такие банки концентрировали 95% всех вкладов, а 5 самых крупных берлинских банках было сосредоточено 2/3 всех банковских вкладов Германии.Концентрация и централизация привели к тому,возрасла мощь крупнейших корпорации.Особенно это было характерно для США тк там к концу 20х годов насчитывали 23 крупнейших корпорации.Среди них такие гиганты как Unated States Steel Corporation,General Motors,Standart Oil Company.В Западных странах шел аналогичный процесс быстрого роста мощи корпоративного капитала.В Германии в 1925 году возник химический концерн I.G. Farbenindustrie,в Англии в 1929 году был основан крупнейший по производству и продаже продовольственных товаров Unilever.Рост могущества крупного корпоративного бизнеса создал благоприятные условия для бесконтрольных действий корпорации и к их возможности без вмешательства государства контролировать жизнь общества.Третья характерная черта периода-ослабление социальных противоречии и классовой борьбы.Это было особенно характерно для США,где в 20е годы произошло резкое ослабление стачечного движения.Изменился характер стачечного движения:его участники ограничивались чисто экономическими требованиями,не выдвегая политических лозунгов,не говоря о характерных для первых послевоенных лет требованиях национализации.Как и в США, в Европе тоже изменился характер стачечного движения:оно приобрело чисто экономический вид.Резкое ослабление сопротивления народных масс политике буржуазных партий укрепило уверенность верхов корпоративного капитала, в их способности без чьей-либо помощи решать экономические,социальные и политические проблемы.Четвертая черта-резкое ослабление гос регулирования экономики и социальных отношений.Это было характерно для США.Известно,что первые проявления гос регулирования США обозначились еще в начале 20 века,когда прогрессивное правительство Теодора Рузвельта,а затем и Вудро Вильсона провели ряд либеральных реформ.Вильсон предлагал осуществить эти реформы и в 1е послевоенные годы,когда в США развернулось сильное стачечное движение,однако в результате укрепления корпораций эта либерально-реформистская программа была отвергнута.

Когда же на выборах 1920 году к власти пришла республиканская партия либ-реформистский курс был заменен на идеологию твердого индивидуализма.В результате экономические и социальные функции государства были сведены к минимуму.Наиболее четко и последовательно идеология твердого индивидуализма была изложена президентом Кулиджем в его послании конгрессу в декабре 1926г: «Сущность нашей системы правления базируется на принципах свободы и независимости индивидуума». Цель гос политики по мнению представителей республиканской «старой гвардии» заключалась не только в отказе от регулирования , но и в отказе от вмешательства в дела бизнеса.Курс на индивидуализм отвергался маслящими кругами,тк высокий технологический уровень требовал новых организационных форм предпринимательских объединений.В 20 годы усиленно внедрялись новые методы организации произ-ва.Важную роль играли различные методы мах. повышения труда рабочих,особенно внедрение системы Фредрика Тейлора.Она основывалась на детальном хронометрировании всех производственных операций.В период стабилизации начали распространяться формы частно-предпринимательской благотворительности, тк считалось,что бизнес сам сможет решить свои предпринимательские проблемы, а рабочих надо сделать равноправными партнерами предпринимателей.Эта система получила название индустриальной демократии.Главнай ее цель-противопоставить гос регулированию установление твердых законов в систему саморегулирования бизнеса.Виднейшим представителем этой тенденции был Герберт Гувер,избранный в 1928 году президентом США.В странах запада не произошло никакого серьезного сдвига от гос регулирования.Тем не менее на передний план выдвигались идей саморегулирования корпоративного капитала. Наиболее ярким примером такого рода стало создание в 1928 году в Англии комитета для содействия реорганизации промышленности и для регулирования отношений предпринимателей и рабочих между руководством британского конгресса тред-юнионов и группой представителей крупного корпоративного капитала во главе с руководителем химического концерна Альфредом Мондом.Так возник мондизм как 1 из форм саморегулирования капитала. Современные методы были также характерны для Германии,где наличие профсоюзов и разветвленной системы производственных советов создавало для рабочих благоприятные возможности для рабочих в отстаисании своих прав.Таким образом,на основе резкого укрепления позиции корпоративного капитала произошло значительное ослабление гос регулирования.

Пятая черта периода капиталистической стабилизации-усиление реформистских тенденции в рабочем движении и рости влияния социал-демократов.В рядах рабочего социалистического интернационала объединились социалистические и социал-демократические партии зап Европы и Америки.Путь к социальзму они та же представляли как эволюционный и по мнению РСИ период стабилизации как раз являлся начальным этапом этого эволюционного перехода задачи рабочего класса по мнению РСИ заключались в развитии и дальнейшей демократизации парламентской системы.Далее они заключались в установлении «хозяйственной или индустриальной демократии» т.е перестройка экономики и соц отношении на демократических началах.Теория эволюционного перехода к социализма получила название «организованного капитализма».Слабость этого курса заключалась в принципиальном отказе от классовой борьбы,ориентацией лишь на классовое сотрудничество

 

Билет № 5

Билет № 6

Процесс становления фашистской диктатуры в Италии в 1922-29 гг.;

Италия вышла экономически истощенной и обремененной внешними долгами. Экономический кризис переплетался с кризисом политическим. В этих условиях усиливаются революционные настроения среди трудящихся масс. В 1920 г. на севере страны итальянские рабочие захватывают отдельные промышленные предприятия, организуя на них производство под руководством своих комитетов. Батраки и беднейшие крестьяне на Юге начинают захватывать необработанные помещичьи земли. Правительство, не надеясь на поддержку армии, не решается применить к ним вооруженную силу.

Падает влияние старых буржуазных партий: либералов — партии крупной буржуазии, “пополяри” — католической партии, предшественницы христианско-демократической партии, национальной партии аграриев. Социалистическая партия раскалывается на фракции. В 1921 г. из нее вышло левое крыло, образовавшее коммунистическую партию. Но ее влияние на трудящиеся массы было еще незначительным, и правительству удалось скоро снизить накал борьбы путем частичных уступок рабочим, которые возвратили захваченные предприятия. Крестьянам также пришлось возвратить земли помещиков.

В условиях социального кризиса активизируется фашистское движение. Еще в 1915 г. бывший член социалистической партии Бенито Муссолини основал первые фашистские организации — “фашии революционного действия”, выступавшие за участие Италии в войне. В 1919 г. под лозунгом борьбы за “получение международных плодов победы” в первой мировой войне он организовал “Итальянский союз участников войны” — “фаший комбананте”, ставший основой фашистской партии. Первоначально партия насчитывала всего около 10 тыс. членов и пользовалась крайне незначительным влиянием в массах. Для привлечения народных масс на свою сторону фашизм широко использовал социальную демагогию. В программе, провозглашенной в 1919 г., содержались требования экономических реформ: установление 8-часового рабочего дня, гарантированного минимума заработной платы, введение рабочего контроля на производстве, конфискация “непроизводительного капитала”. Выдвигались лозунги борьбы против “эксплуататоров нации” и требования передачи “земли тем, кто ее обрабатывает”. В политической области программа выступала за созыв Учредительного собрания, упразднение монархии и сената, установление твердой власти, национального единства и классового мира. Во внешней политике все сводилось в конечном счете к борьбе за “Великую Италию”, т.е. за захват новых территорий и колоний.

Опираясь на финансовую поддержку магнатов капитала и защиту правительства, фашистская партия укрепляет свои ряды. Вдохновителями фашизма становятся образовавшиеся к этому времени “Конфиндустрия” — ассоциация промышленников и “Конфагрикультура” — ассоциация аграриев. Опасаясь повторения событий 1920 г. и не надеясь на потерявшие авторитет традиционные буржуазный партии, они все настойчивее ставят вопрос о создании “сильной власти”. В ответ на это Муссолини в октябре 1922 г. организовал “поход на Рим” нескольких тысяч вооруженных фашистов, который правящие круги Италии объявили проявлением “воли народа”. Требования Муссолини о передаче власти “представителям нации, способным навести порядок” было официально поддержано “Конфиндустрией”, пославшей королю соответствующую телеграмму. Высшее офицерство армии также требовало передачи власти фашистам. 30 октября 1922 г. король назначил Муссолини главой правительства.

Правительство Муссолини в первое время не было однородным, наряду с фашистами в нем были представлены и либералы, и пополяри. В парламенте сохранялась оппозиция.

Чтобы укрепить свое положение, фашисты провели в 1923 г. избирательный закон, по которому Италия объявлялась единым избирательным округом, в котором голосование проводилось по партийным спискам, и партия, список которой собирал относительное большинство (но не менее ј всех поданных голосов), получала 2/3 мест в парламенте. Оставшиеся места распределялись пропорционально между остальными партиями. Проведенные в обстановке нарастающего фашистского террора парламентские выборы 1924 г. позволили фашистской партии получить абсолютное большинство мест в парламенте, хотя за нее было подано лишь немногим более 1/3 голосов избирателей.

Начинается процесс ликвидации существовавшего режима. Исключительные законы 1926—1927 гг. о “защите государства” запретили существование всех политических партий, кроме фашистской. Их депутаты были исключены из парламента, активные антифашисты брошены в тюрьмы.

Распускаются враждебные фашизму организации, закрываются все оппозиционные газеты. Отменяется выборность муниципальных органов. Восстанавливается смертная казнь за политические преступления, устанавливаются внесудебные репрессии (административная высылка на острова), создаются чрезвычайные трибуналы, по приговору которых за попытку восстановить запрещенные партии или пропаганду в их пользу грозило тюремное заключение сроком от 5 до 10 лет.

Все это приводит к установлению открытой террористической фашистской диктатуры и началу многолетней борьбы против нее демократических сил страны.

 

Билет№7

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Основные характеристики.

 

24 октября 1929г. («черный четверг) – паника на Нью-Йоркской фондовой бирже. Начало обвального падения акций.

28 октября 1929г. («черный понедельник») – Обвал принимает катастрофические масштабы.

29 октября 1929г. («черный вторник») – крах биржи Уолл-стрит.

Характеристика:

- Несоответствие между массовым производством и низким спросом (заработная плата отставала).

- Рухнули все основные мировые валюты.

- Новые технологии могли обеспечить большие масштабы производства, но не потребления. (кризис перепроизводства).

- Огромная безработица. (1929г. – каждый 3ий рабочий в США – безработный)

- Крах тысяч банков (=> разорение миллионов вкладчиков)

 

1932г. –пик кризиса. Общий объем пром. производства – 54% от 1929 года. Страны вынуждены отказаться от золотого стандарта.

Золотой стандарт:

 

- Введен в 1821 году в Великобритании, в последней четверти 19в. во Франции, Германии, России, Италии, США и др.

- После I Мировой войны – золотослитковый стандарт (из-за несоответствия золотых запасов наличию бумажных денег. Разрешено менять деньги только на слитки).

- Затем – Золотовалютный стандарт, лежащий в основе Бреттон-Вудской системы. Эпоха золотовалютного стандарта закончилась в 1971г., когда США отказались от свободного обмена долларов на золото.

- После кризиса системы в 1976г. членами МВФ была организована новая валютная система, действующая по сей день – Ямайская).

 

Политики и экономисты ищут пути выхода из кризиса (методом проб и ошибок => спасательный крюк – «Общая теория занятости, процента и денег» выйдет только в 1936). Проблема выхода из кризиса выходила на идейно-политический конфликт того времени (между тоталитаризмом и либеральной демократией; на их принципиально противоположном понимании отношений между государством и личностью).

 

=> Возникает вопрос о методах и степени вмешательства гос-ва в экономику и соц. жизнь

 

Билет№9

Билет№10

Билет № 11

Билет №12

«Новый курс» в США: основные этапы политики Ф.Д.Рузвельта

I этап «Нового курса».
В 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882—1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требо­вались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые во­шли в историю под названием «Новый курс Рузвельта».
Несмотря на то, что «Новый курс» не был заранее обдуманной системой нововведений, он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса».
Отрицая политику «грубого индивидуализма» Гувера, президент Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами.
Теоретической базой «Нового курса» стало учение выда­ющегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие госу­дарства в регулировании хозяйственной жизни.

Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс об­щественного воспроизводства.
В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный — с 1933 до 1935 гг. и второй этап — с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево.
основные мероприятия «Нового курса:

1. Мероприятия в банковской и финансовой сфере

Прежде всего, началось спасение банковской и финан­совой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз зо­лота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. В при­нятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функций и получение прави­тельственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только благополучным, т.е. наиболее крупным банкам. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резерв­ной системы, однако 2 тыс. банков разрешение на это не получили.
Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) долла­ра.
Заслуживает внимания метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Рузвельта. Де­вальвация доллара затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не счи­тал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномас­штабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн.долл. Это искусственно сни­зило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, прирав­ненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят закон о золотом резерве, уста­навливающий новую цену на золото — 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г.
Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капи­тала. Тем самым были предотвращены массовые банкрот­ства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность мо­нополий правительству, усилились экспортные возмож­ности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов (вкладов) спо­собствовало предотвращению банкротств, повышало дове­рие вкладчиков.
2. Мероприятия в промышленной сфере
Центральное место в мероприятиях «Нового курса» от­водилось проблеме восстановления промышленности. Этапы:
1)В июне 1933 г. был принят один из двух наиболее важных законов — закон о восстановлении национальной промышлен­ности (НИРА). Для его проведения была создана Админис­трация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономис­ты, деятели Американской федерации труда. Председате­лем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон.
Закон о восстановлении промышленности вводил систе­му государственного регулирования этого подразделения эконо­мики. Он включал три раздела:

1. Первый раздел предусматри­вал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма.
2. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Ад­министрацию общественных работ, которую возглавил ми­нистр внутренних дел Г. Икес. В числе других мер борьбы с без­работицей были — создание трудовых лагерей для безра­ботной молодежи в возрасте 18—25 лет. Они обеспечива­лись бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое, и в них до второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очи­щала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаж­дением, ремонтировала дороги. Администрация чрезвы­чайной помощи во главе с советником президента Г. Гопкинсом (1890—1946) выдавала штатам дотации для помощи безработным. Масштабы общественных работ, организо­ванных американским правительством, следует признать значительными.
В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннеси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба с эрозией почв, контролировалась промышленность, снабжаемая электростан­цией Теннеси.. Для трудоустройства безработных на Юге США созда­валась современная инфраструктура — строились автос­трады, аэродромы, мосты, гавани и т.д.

II этап «Нового курса».
В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился пово­рот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933—1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее ак­тивной формой классовой борьбы стали «сидячие стачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а осталь­ные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали юнионизации (образованию профсоюзов) даже в тех отраслях, где произвол пред­принимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций, и они влились в единый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщи­ков.
В результате широкого движения трудящихся прави­тельство Рузвельта на втором этапе осуществления «Ново­го курса» в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим заво­еванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера (по имени сенатора Р.Вагнера), билль ко­торого был вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались необходимость кол­лективной защиты рабочими своих интересов через про­фессиональные союзы и путем заключения с предприни­мателями коллективных договоров. За рабочими признава­лось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменя­лось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера — «Национальный акт о трудовых отношениях» был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серьезный шаг навстречу рабо­чему движению.

Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после за­кона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсион­ные фонды формировались из взносов трудящихся и пред­приятий. Нормы пенсионного обеспечения устанавлива­лись едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих круп­ных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.
Рабочее законодательство 30-х гг. — серьезный успех борьбы американских рабочих.
На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному фермерству, но и низкодоходным хозяй­ствам. Рабочие-мигранты могли проживать в лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединиться в кооперативы. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных площадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, что вызывалось нега­тивными последствиями ряда засух и пыльных бурь, на­блюдавшихся в 30-е годы.
Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США.
Оценивая «Новый курс», мы должны прежде всего от­метить, что он соответствовал исторической эпохе утвер­ждения государственно-монополистического капитализма (ГМК) и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию ГМК. Благодаря активной регулирующей роли го­сударства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору.
Политическая активность рабочих, фермеров, городс­кой мелкой буржуазии, негритянского народа вынудили Рузвельта при проведении политики «Нового курса» про­явить гибкость, маневрирование, учесть интересы различ­ных слоев населения и сделать уступки трудящимся.
В то же время «Новый курс» нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было наци­онализировано ни одного предприятия или банка.
В результате политики «Нового курса» в США укрепи­лись позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики — промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала.
Проведение «Нового курса» не было безболезненным. Против «Нового курса» выступали приверженцы старых ме­тодов антирабочего законодательства — представители кон­сервативных слоев финансовых монополий. Против Руз­вельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Созданная Аме­риканская Лига свободы требовала отказа от государствен­ного регулирования, снижения налогов на крупный капитал и перехода к жесткому курсу по отношению к трудящимся.
В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим ин­струментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финан­сирование расширенного воспроизводства и социальных программ. К такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не принял предложения ученого-эконо­миста Кейнса о практике дефицитного финансирования, так как в предвыборной кампании обещал достичь сбалан­сированного бюджета. В этот период вокруг «Нового курса» сплотилась широ­кая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда — высшей судебной инстанции страны, который санкционировал закон Вагнера и другие акты социального законодательства. В 1938 г. Рузвельт начал проводить план так называемой «подкачки насоса» — уве­личения спроса с помощью новых государственных вложе­ний. Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. составил 2,2 млрд. долл. После этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло.

Билет № 13

Суть кейнсианства

Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать эко







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.026 с.)