Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика степени готовности учащихся основной школы к исследовательской деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исследовательская активность учащихся основной школырассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития исследовательской активности учащегося основной школы является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Исследовательская активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Основными характеристиками познавательной активности являются: 1. Естественное стремление школьников к познанию; 2. Положительное отношение к учебе; 3. Активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата; 4. Проявление воли в процессе овладения знаниями. Исследовательская активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии [14]. Для того чтобы использование исследовательской деятельности в начальной школе было наиболее эффективно, необходимо иметь информацию о начальных условиях, т. е. о степени психологической готовности детей к подобной деятельности. Диагностика осуществлялась посредством параллельного проведения двух исследований, первое из которых было основано на оценке педагогом готовности детей к осуществлению исследовательской деятельности. Второе основывалось на оценке отношения самих детей к разным видам практической деятельности. Оценка основывалась на том, что в рамках познавательной деятельности можно выделить ряд структурных компонентов, в частности следующих: - отношение к экспериментированию как способу познавательной деятельности; - проявление самостоятельности и познавательной активности; - внимательность - исследовательские умения и навыки; - проявление любознательности; - креативость (умение находить решение несколькими или нестандартными путями) - умение задавать вопросы; - умение делать выводы. Анкетирование проводилось в 5»А» и 5»Б» классах. В проведении этого исследования принимали участие 20 человек: 10 учеников из 5»А» класса (экспериментальный класс) и 10 учеников из 5»Б» класса (контрольный класс). Каждая анкета состояла из 11 вопросов, и следующих 3-х вариантов ответов: «да, очень», «нет, не очень» и «иногда», которые выбирали учащиеся при заполнении анкеты. Каждый ответ оценивался в несколько баллов: «да, очень» – 3балла, «нет, не очень» – 1балл и ответ «иногда» оценивался в 2 балла. Максимально учащиеся могли набрать 33 балла. Таким образом, количество набранных баллов определяло уровень сформированности познавательной активности ученика. Ученики, набравшие от 0 до 11 баллов, имели низкий уровень развития познавательной активности, 12 –22 балла ― средний уровень и от 23 до 33 баллов ― высокий уровень. Мы провели эксперимент, состоящий из трёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. На первом этапе мы провели первичное анкетирование. В нём участвовали учащиеся двух классов: 5»А» и 5»Б». На втором этапе нами была организована работа по повышению уровня познавательного интереса на уроках русского языка. На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное анкетирование учащихся 2-ых классов. По результатам, первичного анкетирования было выявлено, что сформированность исследовательской активности у учащихся 5»А» и 5»Б» была примерно на одном уровне. В 5»А» классе было выявлено, 40% учеников, которые достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно, т. е. это учащиеся, обладающие высоким уровнем сформированности познавательной активности. У 40% детей сформированность познавательной активности была среднего уровня. У учащихся данного уровня заинтересованность проявляется только в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) урока или необычными приёмами преподавания. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляется волевыми и эмоциональными усилиями. Такие ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Иногда они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами. И низкий уровень сформированности познавательной активности был определён у 20% детей. Эти ребята, как правило, пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся не проявляют заинтересованности, готовности включиться в работу; не приступают к выполнению без подсказки или напоминания учителя, одноклассников; обычно оказываются не в состоянии самостоятельно решить предложенную учебную задачу и даже не пытаются искать собственное решение. Учащиеся с нулевой активностью обычно не имеют высоких оценок по основным учебным дисциплинам. По результатам анкетирования, проведённого в 5»Б» классе 33% детей имели высокий уровень сформированности познавательной активности, 40% учащихся обладали средним уровнем и у 27% школьников был определён низкий уровень познавательной активности. Выделение данных элементов было основано на том, что в процессе опытно-экспериментальной, экспериментальной деятельности школьники учатся: - выделять проблему; - ставить цель; - производить анализ объектов или явлений, выделяя при этом их существенные признаки, сопоставлять факты, выдвигать гипотезы; - отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, - осуществлять эксперимент; - делать выводы; - фиксировать этапы действий и результаты графически. Важным в данном аспекте является не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования. Соответственно должен оцениваться не только результат деятельности ребенка, но и процесс – то, как он думает, организовывает свою работу. В связи с этим целесообразно выделить такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Кроме того, важным является умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. В таблице 1 представлены результаты оценки педагогом склонности детей, в соответствии с его наблюдениями, произведенными на уроках. Изучались следующие показатели: - отношение к экспериментированию как способу познавательной деятельности; - проявление самостоятельности; - внимательность; - исследовательские умения и навыки; - проявление любознательности; - креативность (умение находить решение несколькими или нестандартными путями); - умение задавать вопросы; - умение делать выводы. Данное исследование было осуществлено на базе 5 класса средней школы Карталинского района, в исследовании принимало участие 20 человек. Таблица 1 Диагностика готовности учащихся основной школы к экспериментированию и опытно-экспериментальной деятельности (оценка учителя)
Степень выраженности каждого показателя оценивалось по 3 бальной шкале от 0 – слабо выражено, до 2 – сильно выражено. Баллы выставлялись для каждого показателя и впоследствии суммировались для каждого ученика и для каждого показателя. Полученные в итоге результаты приведены на рисунках 1 и 2. Рис. 1 Результаты диагностического исследования (общие баллы учеников)
Исходя из полученных результатов, мы видим, что в целом ученики обладают примерно одинаковым уровнем психологической готовности к осуществлению опытно-экспериментальной экспериментальной деятельности, хотя, конечно, наблюдаются и различия в склонностях учеников. Так, например, девочки чаще получали высокий балл по критерию «внимание», тогда как у мальчиков баллы были ниже, что является вполне естественным явлением. В то же время проявление любознательности более выражено у мальчиков. Рис. 2 Результаты диагностического исследования (общие баллы по категориям)
Обобщив результаты отдельно по каждой категории, мы видим, что для класса в целом наибольшие баллы были получены по критериям 5 (проявление любознательности), 7 и 8 (умение задавать вопросы и делать выводы). Это говорит о готовности класса в целом к опытно-экспериментальной деятельности. Низкие баллы по критериям 6 (креативность) и 2 (самостоятельность) вполне закономерны и указывают на то, что педагогу следует больше внимания уделять таким заданиям, которые не имеют одного единственно правильного варианта решения, а допускают разнообразные трактовки пути достижения результата. Вторым этапом исследования стало определение отношения самих школьников к экспериментированию и опытно-экспериментальной деятельности. Данная оценка производилась следующим образом: детям был предложен ряд ситуаций, в которых они оказываются в процессе учебной деятельности. От учеников требовалось описать свои чувства, возникающие в каждой предложенной ситуации посредством улыбающегося, грустного или нейтрального (серьезного) личика. Перечень предлагаемых ситуаций следующий: Нарисуй, какое у тебя настроение в следующих ситуациях: 1. Ты приходишь на урок «Биологии» 2. Учитель рассказывает тебе о том, что тебя окружает 3. Учитель предлагает тебе нарисовать рисунок по теме урока 4. Учитель демонстрирует опыт по теме урока 5. Учитель предлагает тебе поделиться своими впечатлениями об изучаемом предмете 6. Учитель предлагает тебе высказать свои предположения о причинах наблюдаемого явления 7. Учитель предлагает тебе самому провести опыт, исследование 8. Учитель предлагает провести опыт, исследование совместно с родителями, одноклассниками. В таблице 2 приведены результаты второго этапа исследования. Исследовались: - отношение к экспериментированию как способу познавательной деятельности; - проявление самостоятельности; - внимательность; - исследовательские умения и навыки; - проявление любознательности; - креативность (умение находить решение несколькими или нестандартными путями); - умение задавать вопросы; - умение делать выводы. Баллы выставлялись следующим образом, 2 балла соответствовало улыбающемуся лицу, нейтральному – 1 балл, грустному – 0 баллов. По результатам данной части диагностического исследования рассчитывались суммарные баллы, набранные учениками класса по каждому вопросу. Результаты приведены на рисунке 3. Таблица 2 Отношение учащихся основной школы к процессу экспериментированию и опытно-экспериментальной деятельности (оценка учеников)
Рис. 3 – Результаты второго этапа диагностического исследования
Из полученных результатов мы видим, что в целом предмет «Биология» вызывает положительную оценку у учеников (40 баллов максимум). Наименьшее количество баллов набрали вопросы 6, 7, 8 связанные с необходимостью самостоятельного мышления и действий. Таким образом, подтверждается предположение о том, что для учащихся основной школы наиболее трудно даются те задания, где необходимо проявлять самостоятельность. Введение опытно-экспериментальной деятельности при организации уроков по предмету «Биология» поможет развить навыки самостоятельной деятельности учащихся, однако очевидно, что учителю следует, по крайней мере, на первых этапах, уделить максимальное внимание вопросам организации работы учеников. В целом можно сделать вывод о готовности учащихся начальных классов к осуществлению опытно-экспериментальной экспериментальной деятельности. Как показал эксперимент, сложности могут возникнуть на этапе самостоятельного мышления и действий. Этого можно избежать, своевременно подключая родителей к деятельности учащегося дома, созданием дифференцированных заданий для класса, а так же постепенным усложнением самих заданий и требований к их выполнению. Совместная работа учителей и родителей великолепный инструмент для создания индивидуального воспитательно-образовательного маршрута ученика. Для оценки готовности родителей в каждом конкретном классе к помощи в выполнении, а не выполнению за ребенка, опытно-экспериментальной деятельности учителю необходимо провести ряд бесед с родителями как в групповой форме (классный час, родительское собрание), так и индивидуально, для разъяснения целей и особенностей опытно-экспериментальной деятельности школьников основной школы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.11.13 (0.009 с.) |